Рыбный Мурман. 1997 г. Апрель.
40 ЛЕТ 1957 год. В самом начале весны Министерством рыбного хозяй ства СССР было принято решение создать Мурманское отделение Государственного проектно-конструкторского i\ пегигута рыбопро мыслового фл ота ( « Гипрорыбфлота» ) . Спустя полтораМесяца, 15 апреля, отделение было узаконено и вступило в первый год свое го существования. Быстро определились и основные направления работы: перспектива развития и строительства флота, модерниза ция и переоборудование судов, судостроение, техническая эксплу атация флота, обес 11 ечeijие безопасности мореплавания и ведения промысла, организация и технология судоремонтного производства и судового машиностроения, внедрение полимерных материалов в судостроение и судоремонт, техническая информация и патентно- лицензионная работа. С 1 января 1989 года были объединены МО « П iиpopыбфлота» и ЦП КТ Б БПО «Севрыба». Объединенная организация стала на зываться Мурманский проектно конструкторский, технологическиii институт судостроения, модернизации, эксплуатации флота и раз работки средств механизации «Севгипрорыбфлот» (сокращенно МП КТИ « Севги 11 popыбфл от » ). Появились и дополнительные на^ правления деятельности: мари- и аквакультура, механизация пог рузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, автоматизация управления судоремонтом, теплотехнические рабо ты. Г До наступившей разрухи всего и вся институт обеспечивал про ектно-конструкторскими работами, ремонтной й ремонтно-техноло гической документацией, изделиями из полимерных материалов не только предприятия Северного бассейна, но и других бассейнов и отраслей страны. Так, например, была решена проблема обеспече ния промысловых флотов отрасли наплавами для кошелькового промысла, превосходящими по качеству импортные. Разработка документации на дейдвудные и рулевые устройства с подшипника ми из капролона и организация производства этих подшипников на предприятиях отрасли позволили получить большой экономический эффект. Постановка на производство маломерных деревянных и пластмассовых судов, дооборудование плавбаз консервными и пре- сервными цехами, сетные барабаны, механизация добычи дикорас тущих водорослей, искусственные плантации для товарного выращивания мидий и водорослей, аквасистемы для выращивания ценных пород рыб в заливах, губах и открытой части морей, под- ! водное техническое обслуживание судов, безразборная диагностика 1судовых технических средств - вот еще далеко не полный перечень проблем, которыми занимался и которые успешно решал и реша ет «Севгипрорыбфлот». И если бы не государственный подход к сохранению научно-технического потенциала на Северном бассейне руководства ЗАО «Севрыба», история института закончилась бы два года назад. После реорганизацщ 1 « Севгипрорыбфлот» продолжает работать по тем же направлениям, которые определились в пик его разви тия, став базовой организацией на Северном бассейне по мореход ным качествам судов и безопасности мореплавания. В 40-летний юбилей нельзя не вспомнить тех, кто внес большой вклад в становление и развитие МО « Гипpopыбфл ота» и ЦП КТ Б ВРПО «Севрыба», преемником которых стал «Севгипрорыбфлот». Прежде всего это директора МО «Гипрорыбфлота» и «Севгипро рыбфлота» (в том порядке, в каком они занимали эту должность): Б. В, Груднев, А. Б. Лишин, Б. Д. Иванов, Е, И. Покромкин. Директора ЦПКТБ: Р. В. К узьмин , А. Б. Доможиров, Ю. П. Ко ролевский, А. В. Анцевич. Главные инженеры «Севгппрорыбфло- та» и ЦПКТБ: В. Н. Четверня, М. И. Ковальский, Г. И. Мараков. Из главных конструкторов, которые внесли весомый вклад в развитие рыбной промышленности Северного бассейна, следует назвать Г. Л. Канноол одского. Интеллектуал, человек энциклопе дических знаний, ему поручались наиболее сложные разработки. Е. Г. Ляхову не было равных при выполнении сложнейших про ектов по модернизации и переоборудованию судов. В. П. Журав лев, один из начальников управления « Севрыбхолодфлот», всегда шутил: «Почему у меня в приемной нет портрета Ляхова, он ведь нам все плавбазы перекурочил». Вспомним и А. С. Поташного - человека громадной пробивной силы и целеустремленности, что позволяло ему доводить до логи ческого конца любое начинание. А вот П. К. Егоров обладал огромным опытом практической работы, что в сочетании с конструкторским опытом давало отлич ные результаты, В. А. Демидов отличался педантичностью, скрупулезностью, что исключало брак в работе и обеспечивало отличное качество выпол ненных работ. ‘ Значительный вклад в развитие промыслового флота внес А. Л. Свердлов. . . • 1“ ' Особое место в «Севгипрорыбфлоте» занимает подразделение полимерных материалов. Вклад, который внес этот коллектив в развитие рыбной промышленности отрасли, трудно переоценить. В становление его вложен громадный труд В/Н. Чалова, Ю. М. Кузовлева, Э М. Стрельца, Ю. Д. Филиппова. С юбилеем вас, севгипрорыбфл отовцы! Станислав КАРПУНИН , директор «Севгипрорыбфлота». оглавлениям ггр\ Ры бный Мурман — г - Г -------------------- 1 Г г г -J ------------------------------- К поздрав п исоединяется и коллектив газеты " " А Н О Н С Командование Северного флота тщательно скрывает вопиющий факт, о котором «РМ» сообщил в одном из предыдущих номеров. На тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» найден муми фицированный труп мужчины. Ничего об этом, как выяснилось, неизвестно пресс-службе Се верного флота. А труп этот в вентиляционной шахте «Кузнецова» пролежал... 4 года! Разве это не ЧП? Уже известно, кем был ныне покойный. И, кроме того, обстоятель ства вокруг жуткого этого факта... И это - не единственная сенсация на уровне нашей области. Про куратурой Северного флота вскрыты факты многомиллиардных махи наций, которые имеют выход на командование Северного флота, большезвездных должностных лиц. Теперь это дело передано на рас следование в Главную военную прокуратуру. Масштаб понятен. А вот подробности читайте в следующем номере «РМ». С и м в о л и ч н о , ч т о « к р у г л ы й стол>> в «М у р м а н - р ы б п р о м е » , з а т е я н н ы й п о и н и ц и а т и в е р е д а к ц и и и п о с в я щ е н н ы й п р о б л е м а м д о б ы ч и р ы б ы , с о с т о я л с я в т о ж е в р е м я , ч т о и с о в е щ а н и е п е р в о г о з а м е с т и т е л я г у б е р н а т о р а Ю р и я М я с н и к о в а с п р е д с т а в и т е л я м и р ы б о л о в е ц к и х ф л о т о в : и т у т , и т а м ш л а р е ч ь о б о д н о м - м о ж н о л и с д е л а т ь т а к , ч т о б ы у л о в м у р м а н с к и х р ы б а к о в у х о д и л н е в Н о р в е г и ю , а в о з в р а щ а л с я в р о д н о й п о р т . В ы в о д , к о т о р ы й н а п р а ш и в а е т с я п о с л е с о в е щ а н и я у М я с н и к о в а - м о ж н о , т о л ь к о « н у ж н о н а в а л и т ь с я в с е м м и р о м » . О д н а к о п о с л е б е с е д ы в « М у р м а н р ы б п р о - м е » с т а н о в и т с я я с н о , ч т о п р о б л е м а о р и е н т а г щ и м у р м а н с к и х р ы б о л о в е ц к и х ф л о т о в н а з а г р а н и ч н ы е п о р т ы г о р а з д о с е р ь е з н е е , ч е м э т о м о ж е т п о к а з а т ь с я н а п е р в ы й в з г л я д ... Да кто сказал, что в Мурманске рыбы нет? - за дал тон встрече заместитель генерального директора по внешнеэкономическим свя зям и производству АО «Мурманрыбпром» Петр Стрелков. - Давайте все-таки разберемся и попытаемся отде лить зерна от плевел: рыба на прилавках мурманских магази нов и рынках не переводится. Зубатка и скумбрия, кета и горбуша, мойва и креветки, гребешки и треска - все что хочешь и в любом количестве. - вступил в разговор Василий Евсюков, заместитель гене рального директора по произ водству. - Да, так и есть, мы, например, почти всю треску им продаем. Но мы вынуждены это делать - там платят деньги. Причем, что немаловажно, в Норвегии создана система на ибольшего благоприятствования для российских моряков, у них ведь для нас даже отдельная бухгалтерия существует - за тон ну рыбы платят дороже, чем норвежским рыболовам. И не в России, а в Норвегии «Мурман- К О Г Д А Но вот цена покупателей не ус- рыбпрому» дают беспроцентные траивает, так? Виноваты ли в кредиты. А отношение какое к этом рыбаки? Я думаю, что нам? В Киркенесе, например, нет. Объясню: сейчас у нас на на рейде стоять целый день не У складах лежит несколько ты сяч тонн сельди, продаем мы ее по 3100 рублей, а в магази нах она стоит как минимум 10000 рублей. Разницу забира ют многочисленные посредни ческие фирмы, которые перепродают ее магазинам. Теперь ответьте, почему мага зины не покупают нашу рыбу сами, напрямую? Кто заинте ресован в том, чтобы посред ники, которые не несут затрат на вылов - у них нет судов, которые нужно снабжать топ ливом и снастями, платить зарплату морякам, - получали прибыль гораздо большую, чем те, кто эту рыбу поймал? И, наконец, почему вы думае те, что кто-то из властей предержащих обрадуется, если цена на нашу продукцию снизится, ведь правительству нужно одно - наполнить бюд жет, вот и выходит, что чем дороже мы продаем рыбу, тем больше нам приходится пла тить налогов, а это выгодно для всех, исключая покупате лей, конечно. И, наконец, почему все считают, что рыба должна быть дешевой? Сейчас приня то ссылаться на мировые цены, так вот, в Норвегии ки лограмм трески в магазине продают по 10 долларов, это около 60 тысяч рублей. Я не думаю, что в ближайшее время цены на рыбопродукты в на ших магазинах «догонят» за падные, но уверен, что они обязательно будут расти. При чем, такой прогноз может сде лать даже дилетант: последние два года (совершенно не обра щая внимания на утверждения правительства о снижении тем пов инфляции) энергетики поднимают тарифы на элек троэнергию, топливо дорожа ет. Чем все это кончится? Рано или поздно, но начнется новый обвал экономики. - Руководителей рыболо вецких флотов ругают за то, что рыба уходит в Норвегию, нужно, вошел в порт, и начинается разгрузка судна. типичны для про мышленности России: уду шающая петля неплатежей, рост затрат, непосильные на логи. А перспективный план развития предприятия похож скорее на руководство по вы живанию в трудных условиях. За последние пять лет мы все твердо усвоили: приход рыночных отношений в эко номику нашей страны неизбе- жен. ‘ Нам всем пришлось с этим смириться, ведь даже тот, кто был против, сделать все равно ничего не мог. Вак ханалия новых понятий обру шилась на нас как лавина - на смену привычным выражениям вроде «социалистическое соревнование» и «ударник соцтруда» пришли «консал тинг»,' «траст» и «банкротст во». Их повторяют правительственные чиновники, журналисты, оабочие, дирек тора фирм - бывает, даже не вдумываясь в смысл произно симого. Но помните старую восточную мудрость, глася щую «сколько ни повторяй «халва», во рту слаще не ста нет»? У финансовой свободы, ко торую в конце 80-х ведущие экономисты считали панацеей от всех бед России, оказалось слишком жестокое лицо: довольных нынешней жизнью сейчас так мало, что дошло до смешного - в недавней российской забастовке протес та и приуроченных к ним митингах идемонстрациях при нимали участие губернаторы краев и областей! Ответ на вопрос «почему так все плохо?», в общем-то, на поверхности - революционные преобразования в экономике некогда «нерушимого Союза Советских» вызваныруководя щими указаниями «сверху», «низы» были не готовык таким быстрым изменениям в жизни ^ общества. Не готовы они и сейчас, храня в глубине души надежду, что «государство -цщ одумается и поможет справить ся с трудностями». Произойдет ли это? Как известно, рыночная экономика подчиняется опре деленным законам, причем считается, что трое величай- Адам Смит, ии-.шши 1 ^л Fa.7iFyorva и ШИХ УЧеНЫХ, АДаМ СМИТ, нашем же порту об этомможно Карл Маркс и Джон Мейнард только мрчтягь Кейнс, сумели разгадать их действие. Смит был против вмешательства государства в дела конкуренции и прибыли, только е ат . Мы тут недавно эксперимент провели" - решили посчитать, сколько времени нужно потра тить, чтобы разгрузиться в Мурманске. Так вот", выясни лось, что на это уходит мини мум три дня. Разве это выгодно судовладельцам? - Раньше, во времена «раз витого социализма», мыполу чали ежегодно дотации от государства, закупали на эти деньги новые суда, оборудова ние, топливо, - добавляет Сер гей Угрюмов. заместитель генерального директора по экономике. - Нынче же эта практика объя влен а иорочной, мол, какие могут быть дотации рыболовам, выживайте как смо жете. Так откуда возьмется де шевая рыба" на прилавках магазинов? Для того, чтобы сна рядить и выпустить в море суд но, нужно ни много ни мало 1,5 миллиарда рублей. А для того, чтобы отправить все наши ко- абли, - 45 миллиардов рублей. Р- Т еперь представьте, что рыбаки ничего не поймали, из-за штор мов например? Между прочим, в странах, где правительство заинтересовано в развитии ры бодобывающего комплекса, на его поддержку тратятся немалые деньги - по данным статистики во всем мире ежегодно в виде дотаций рыболовецким флотам выделяется почти 50 миллиар дов долларов! Да разве только в дотациях дело, вот сейчас у нас на складах лежат сотни тонн сельди, и мы ее не можем про дать - ни у кого нет денег. Вза мен предлагают что угодно: от матрацев до металлоконструк ций. Разве так можно работать? Проблемы, встающие сегод ня перед «Мурманрыопромом», который традиционно считался одним из столпов рыбодобыва ющего комплекса Мурманской он защищал принцип «лессэ фер» (не вмешивайтесь) и был убежден, что система «естес твенной свободы», основан ная .-г'йл^на свободе экономической, в конце кон цов пойдет на пользу всему обществу. Маркс утверждал, что капитализм - это система отношений, которой суждено погибнуть, но именно она должна вывести общество к новой, формации. Кейнс же утверждал, что рыночная экономика не имеет самокорректирующего устрой ства для развития промышлен ности. По его мнению, существует единственный ис точник стимулирования выхо да производства из кризиса - помошь государства. В Аме рике многие считают, что его доктрины опасны не менее, чемМарксовы, так как именно Кейнс стал отцом идеологии «смешанной экономики», в ко торой главную роль играет правительство. Несомненно, что авторы российской перестройки руко водствовались теорией Кейн са. Очевидно и другое - нынешнее правительство Рос сии больше тяготеет к позиции Адама Смита. Отсюда вывод: тенденции упадка на предприятиях, жиз недеятельность которых зави села от государства (заказы, дотации, патронаж), в бли жайшие годы будут лишь на бирать силу. Единственная возможность выживания - попытаться найти спрос продукции и услуг на международном рынке, выга дывать на разнице налогов и иен. Сергей ГОРСКИИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz