Рыбный Мурман. 1997 г. Апрель.
[четверг] блемы и усилится амбициозность. Это может быть причиной крупных перемен, конфликтов и столкнове ний. В П Р А В О С Л А В Н Ы Х Х Р А М А Х называется имя преподобного Ники- ты-исповёдника -игумена Мидикий- ского монастыря. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи, две бесноватые женщины получили исцеление, к лишенному рассудка вернулся разум... Умер в 824 году, немало претерпев за свою твердую веру в Христа. В народе с сегодняшним днем связана примета промышляющего рыбным ловом трудового люда. «Не пройдет на Никиту-исповед- ника лед ■весь весенний лов на нет сойдет!» - замечают рыбаки. В неко торых губерниях к этому дню при урочивали угощение «дедушки Водяного». Из дат И С Т О Р И Ч Е С К О Г О К А Л Е Н Д А Р Я назовем три: 200 лет на зад (1797, 5 апреля по ст. ст.) в Москве к о р о н ов а ли Павла I, сына Петра I I I и Екатерины I I ; 85 лет акте- у Евгению ^ алерьянови- чу Самойлову (1912). Твор ческая дея тельность его началась в 1932 году на сцене театра Мейер хольда, с 1940 года он трудился в театре Маяковского, с 1968-го - в Малом театре. Снимался в много численных советских фильмах. На- одный артист СССР , лауреат трех осударственных премий ССС Р ; 80 лет назад (1917) в выступле нии на митинге у Финляндского вокзала В. И. Ленин призвал к со циалистической революции, кото рая и совершилась спустя полгода. Именины у Никиты («победи тель» - греч.) и Феодосия («Богом данный» - греч.). $ • ; я ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: илиВЕЕяанасть? День тяжелый во всем и для все го. Не следует начинать новых дел, вероятно, все пойдет вкривь и вкось. Причиной тому оппозиция Марс Сатурн, усиленная апогеем Луны. Развивается циклон, который несет резкие перепады атмосферно го давления и температуры воздуха. Людям грозят стрессы, травматизм, дорожно-транспортные происшест вия. Среди святых угодников, чьи имена внесены в святцы этого дня, назовем преподобного Иосифа Пес- нописца (а не Песнопевца, как его величают в народе), который родил ся в Сицилии в IX веке. Прославил ся своими духовными стихами, которые, как писали современники, «слух поражали чудной прият ностью звука, а сердце - силой мыс ли». . В 1894 году в этот день родился Никита Сергеевич Хрущев. Харак тер и дела его весьма противоречи вы, но он оставил заметный след в истории нашего государства. Умер в 1971 году при свергнувшем его J I . И. Брежневе, и его, одного из деятелей такого высокого ранга, не похоронили на Красной площади. День ангела у Георгия («земледе лец» - греч.) и Иосифа («приумно женный» - евр.). Виктор ГЕОРГИ, Станислав ДАЩИНСКИИ . №15 11-17 апреля 1997 года Нешуточные страсти закипели недавно во круг незавершенного объекта общественно культурного центра, который много лет тихо-мирно разваливался на ул. Старостина в Мурманске. Бесхозные руины вместе с учас тком земли Мурманский горсовет бесплатно передал Кольскому христианскому центру, по обещавшему достроить здание молодежного досуга на свои деньги. Это решение вызвало неоднозначную реак цию в самом городском Совете - пять депута тов готовы опротестовать его в суде. Единым фронтом выступили общественные организа ции города. Их поддержал владыка Симон, высказавший по просьбе горсовета свою точ ку зрения. В своем письме он пишет: «Хочу высказать опасение, не получится ли так, как случилось с разрешенными некогда «Белым братством» и другими сектами, когда родите ли в ужасе и панике от того, что сделали афе ристы с их детьми, стали обращаться в милицию, в прокуратуру, взывать к общес твенности. Стоит задуматься, пока не поздно, над тем, не превратится ли земля нашего города в зем лю крови и страданий для наших детей и вну ков, попавших в руки сомнительных сектантов. Надо хорошенько подумать: только ли землю мы продаем или, может быть, нечто более до рогое, что никакими деньгами не окупится, а в дальнейшем может обернуться непоправимы ми душевными травмами и утратами?». О причинах, побудивших его занять столь непримиримую позицию, рассказывает вла дыка Симон, епископ Мурманский и Монче горский. -Владыка, традиционно Православная Церковь сохраняет нейтралитет в отноше ниях с другими конфессиями. Что заста вило вас отступить от правил? - К сожалению, мое мнение спросили уже после того, как городской Совет принял реше ние и документы о передаче были готовы. Я переживаю за души людей и особенно молодежи, которую в первую очередь будут привлекать в этот центр. Скажу прямо - он будет сектантским. Хотя и руководители Коль ского христианского центра называют себя церковью, но, на мой взгляд, это секта, при- тоталитарная. По определению, «секта - авторитарная иерархическая организация или движение, которые практикуют обманную вер бовку и контроль над подсознанием людей сохранения их покорнымидоктрине или деру. Лидер, пользуясь неосведомленностью иневедением людей, целенаправленно ихоб манывает и привязывает ксебе, культивируя у них состояние неестественной противоза конной зависимости». -Какие основания для того, чтобы счи тать Кольский христианский центр сек той? . .. -Это можно заметить, если поити на их главные богослужения, которые называются «крещение святым духом». Люди, покинувшие эту секту, рассказывают, что там их с по мощью гипноза кодируют и зомбируют. Они утверждают, что руководитель центра имеет такие способности. Во время сеанса «крещения святым ду хом» участникам предлагают изображать апостолов в Пятидесятницу: они, якобы, раз говаривают на разных непонятных языках, что- то бормочут, лепечут как одержимые. Потом лидер прикасается рукой колбам, и люди па дают без сознания. Причем я уверен, что это даже не проявление религиозной истерии. Как врач я знаю, что в истерическом припадке че ловек смотрит, куда он падает, чтобы не пора ниться. Здесь же верующие нередко причиняют себе различные травмы при паде нии. То есть люди, которые обращаются ксек те, отдают себя во власть злыхдуховных сил, во власть бесовскую. Они теряют данную Бо гом свободную волю, ставят себя в зависи мость, продавая себя за мнимые блага. -Чем, на ваш взгляд, объясняется пря- мо-таки повальное увлечение россиян различными вероисповеданиями, при шедшими к нам с Запада? -Наша православная религия предполага ет труд каждого христианина над собой. То есть изменение себя клучшему, а это самые тяжелые усилия. Главная добродетель нашей жизни -смирение. Отказаться от приятного, от греховного -того, что прельщает нас, -очень сложно. А у них это культивируется -«жизнь существует только для радости». Нашу служ бу трудно выстоять не только пожилым, но и молодым. А у них не служба, а развлечения - музыка, представления. Православная Церковь обещает людям спасение, но не говорит наверняка -спасутся они или нет. А в сектах им внушают -вы уже спасены, вы -святые. Прихожан уверяют, что на них снизошел дух святой, как на апостолов, и одарил их возможностью говорить на раз ных языках и исцелять других. Православная Церковь называет это обманом. С другой сто роны, то, что мы видим в этой секте, -непра вильные, незаконные вторжения в духовный мир человека. -По-моему, декларируемая государст вом терпимость ко всем религиям приве ла к тому, что у нас пышно расцветают те конфессии, которые не приветствуются у себя на родине? -Немецкая новоапостольская церковь, не давно построившая свой храм в Мурманске, в самой Германии не признается и во многих странахмира запрещена. Не во всех западных государствах разрешается деятельность и свидетелей Иеговы, которые недавно получи ли землю и разрешение на постройку молель ного дома в областном центре. Насколько я знаю, «Кольский христианский центр» не раз менял с 90-го года название. Раньше он назы вался «Церковь Христа», но перерегистриро вался после того, как организация с таким же названием в Москве скомпрометировала себя и была закрыта. -И тем не менее продолжают успешно действовать у нас... - в последнее время они становятся умнее, приспосабливаются к условиям нынешней жизни, объединяясь между собой по общим началам вероисповедания. Во-вторых, теперь в общинах на местах стараются делать лиде рами русских, а не иностранцев, как было раньше. Появилась еще одна тенденция - сек танты направляют депутатов в государствен ные выборные органы. В Верховном Совете уже работают представители различных за падных религий. Я знаю, что Кольский центр выдвигает своих кандидатов в городской Со вет. Кроме того, они пытаются вовлечь в свои ряды людей, занимающих ответственные ад министративные посты, либо членов их се мей,’ ' : • 7 Ш Ш Ш . §£?Ш" -Как вы думаете, почему многие разви ты е страны не торопятся вклады вать деньги в нашу экономику и при этом не жалеют средств на строительство своих храмов в России? - Среди всеобщего хаоса и разрушения, ца рящих сейчас в нашей стране, Церковь оста ется надежной и непоколебимой в своих основах. Сейчас многие говорят, что спасение России возможнотолько через православную веру. Но, наверное, кому-то не хочется, чтобы Россия спаслась и дальше оставалась могу щественной державой, с которой нужно счи таться . ■ L■' ' '•' ; ' 7 у ' ' ':■; ' Думаю, продолжается плановая программа уничтожения нашей Церкви. Еще Хрущев ска зал, что придет время, когда по телевизору покажут последнего попа. Может быть, кто-то и сейчас преследует эту цель. -Владыка, насколько я знаю, в Г осдуме готовится закон, который должен сделать православие ведущей религией в нашей стране. Как вы считаете, изменит ли это нынешнюю тревожную ситуацию ? - Г оворить об этом законе пока рано, неиз вестно, когда он будет и появится ли вообще. Но свободой вероисповедания, которую мы получили в последнее время, пользуются сек танты. Православные оказались в невыгодном положении, потому что не подготовлены. Мно го лет по ним били, и у них сложился комплекс - люди привыкли к преследованиям за христи анскую веру. Конечно, в этой свободе и неве жестве легче воплощать недобрые замыслы. Я думаю, что повальное увлечение различ ными сектами, как и всякая мода, пройдет, i ; Конечно, время - и врач, и судья. К нам воз вращаются многие прихожане, поддавшиеся посулам сомнительных проповедников. Уве рен, ч т о люди все-таки разберутся, где истин ная вера, а где нет. России всегда было свойственно православие, ведь русская душа -христианка. Наталья БАБАСКИНА. Фото Инны КРАЕВОЙ. И Д - А Л Ь - А Д Х А 17-21 апреля мусульмане отмечают один из двух главных праздников ислама - ид-аль-адха, что означает «жертвоприно шение» (тюрк.: курбан-байрам). Этот праз дник символизирует всемогущество и милосердие Всевышнего Творца, всегда спасающего смиренноверующего в Него человека от, казалось бы, неминуемой смерти. Более одного миллиарда мусульман (примерно 1100 млн. в 1994 г.) насчитыва ется на планете. Конечно, у нас в правос лавном Мурманске доля исповедующих ислам мала, около 5 тысяч. Руководит ре гиональным обществом Сагидулла Хаса нович Байдельденов. Вобучающем центре МРО (пр. Молодежный, 5) в субботу и вос кресенье проводятся занятия по изучению Корана на русском иарабском языках. Каж дый желающий может утолить жажду поз нания Бога через неисчерпаемую мудрость священного писания мусульман. Коран - это собрание проповедей^ обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов, притч, произнесенных основоположником ислама Мухаммедом (570-632 гг.) в Мекке иМеди не.'. ^ . Догмы ислама провозглашают веру в единство и единственность Аллаха; Его вечность, справедливость и всемогущест во: предопределение; признание пророчес кой миссии иудейских и христианских пророков и последнего из пророков в исто рии человечества - Мухаммеда; веру всвя щенные книги, вечность и несотворенность Корана, веру в потусторонний мир, Судный день, воскрешение мертвых, в существова ние ада и рая. Согласно исламскому учению дорога в рай идет через Сират - мост, перекинутый над адской пропастью. Мост этот тоньше женского волоса, острее лезвия меча и го рячее пламени. В Судный день правоверным, чтущим и помнящим волю Аллаха, в праздник Кур бан-Байрам легче будет переправиться че рез пропасть. Мне, как гостье, довелось об этом уз нать в мусульманской семье Сефербеко- вых. Приехали они в Мурманск из Дагеста на почти 20 лет назад. Глава семьи тру дился в трапфлоте, а Манфера Махачевна, мать шестерых детей, - в торговле. В праздничный день, совершив полное омовение, надев новую и опрятную одеж ду, умастившись благовониями, им надле жит совершить утренний намаз (молитву). Затем всей семьей они собираются пойти к родственникам. По обычаю им следует хором пропеть славословие Аллаху (так- бир), послушать проповедь муллы в мече ти (сейчас используются видеозаписи), по возможности раздать милостыню бедным и помолиться за умерших. Потом наступает черед отведать праз дничное угощение: фрукты, орехи, плов, лепешки (кульчи), всевозможные салаты, пирожки (самсы), восточные сладости и другие традиционные блюда. Спиртное не рекомендуется. В каждомдоме мусульманина в празд ник Курбан-Байрам царитдух такого госте приимства ищедрости, что любой человек, зашедший в дом, не выйдет не отведав праздничного угощения. Татьяна КОСТИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz