Рыбный Мурман. 1997 г. Апрель.
гий ТИШ К О В : БОРЬБАЗАРЕСУРС В свя зи с ук а зом П резидент а Р Ф о ли кви дац и и Комитета Р о сси и п о р ы боловст ву у в с е х , в том чи сл е и р ед а к ц и и «РМ», возникает множ ест во в о п р о со в . Часть и з н и х мы р еш и л и задат ь ген ер а л ьн ом у А О «С евры ба». - Конечно же, Георгий Ва сильевич, главный вопрос - кто теперь будет решать проблемы сырья, раздела квот? Внутри России - вроде бы Комитет по экологии. А что ка сается международных перего воров, то сейчас трудно однозначно ответить, что же будет. Эти переговоры всегда вели специалисты Минрыбхоза - Комитета по рыболовству. Те перь статус отрасли теряется. Мы часто ссылаемся на опыт Запада, так, во всех странах - в Норвегии, Дании, Канаде и дру гих - есть министерства рыбно го хозяйства, представители которых ведут международные переговоры, касающиеся сырь евых ресурсов. Обычно присут ствует и представитель министерства иностранных дел. Он не вмешивается в перегово^ ры, а при необходимости вносит коррективы с точки зрения меж дународного права или полити ки своей страны. - Что теряет Россия при лик видации комитета? - Всякая ломка ведет к поте рям. Мало того что мы потеря ем специалистов, накопивших опыт в течение десятилетий. Страшней другое: нас ожидает откат и вынужденные уступки Западу. Сейчас в мире идет жесткая борьба за ресурсы. Н а пример, что такое нефть? Как говорят, нефть - это политика большая нефть - большая поли тика. А где политика - там и 'в о й н ы ,;: Не менее жесткая борьба идет и за биологические ресурсы - разве что не все об этом знают. Сейчас Европейский союз про водит жесткую экспансию. Во- первых, объединенное правительство Общего рынка уже участвует в переговорах - например, в недавних перегово рах по сельди - как самостоя тельная сторона. Во вторых, Европейский союз начинает фи нансировать проведение науч ных исследований в Баренцевом и Норвежском морях. Это озна чает, что он будет обладать ин формацией о результатах исследований, а тот, кто ею вла деет, может уже диктовать объ емы общедопустимого улова и распределение квот. Иными сло вами, западные страны смотрят далеко вперед и вполне реально могут стать хозяевами положе ния. Если говорить о других рай онах промысла, то там Европей ский союз пошел еще дальше. Например, закупил квоты на вылов хека в зоне Намибии, за платил деньги Мавритании за право лова в ее водах ценных видов морепродуктов, догово рился с Марокко, скупает квоты у Гренландии, вытесняя нас. И последние переговоры очень на глядно это показали. Так что если мы сдадим позиции на международной арене, навер стать, восстановить будет очень и очень сложно. Нам нужен современный флот, чтобы мы под российским флагом могли выбирать те ре сурсы, которые нам положены. А то уже в Норвегии поговари вают, мол, если Россия не смо жет выбирать выделенные ей квоты, то она потеряет право претендовать на такое же коли чество сырья на следующий год. Тут уже ссылки на историческое право и на наш вклад в научные исследования нам не помогут. - Стало быть, нужен новый флот. Насколько я знаю, на последнем совете директоров именно об этом шла речь. - Да. Мы обсуждали итоги работы нашей «Севрыбы 1». По вылову этот траулер вошел в тройку лучших судов-фабрик: 9200 тонн столько добыто рыбы за год на этом судне. Сравните с другими траулера ми, где вылов от двух до трех тысяч тонн. Если к этому пока зателю прибавить экономичный расход топлива и малочислен ность экипажа, получим весьма высокую производительность труда. То есть «Севрыба-1» по казала: надо строить именно такие высокопроизводительные суда. - А где же деньги-то взять? - Придется привлекать запад ные кредиты. - Опять вся рыба пойдет за рубеж, чтобы расплатиться за эти кредиты! -Нет. Наших судовладельцев очень даже лихо купили, в час тности норвежцы. У флотов нет оборотных средств, чтобы снаб дить суда топливом и прочим необходимым в рейсе. Норвеж ские компании кредитуют их под будущие поставки, то есть жестко привязывают к себе. Норвегии выгодно гак посту пать, поскольку наши суда пос тавляют сырье на норвежские фабрики, там изготавливают филе и экспортируют его в Е в ропу, СШ А , Канаду. Если мы заимеем суда-фабри ки, где станем выпускать филе, то отберем у норвежцев тот при бавочный продукт, который за рабатывают их фабрики. Не случайно норвежцы готовы кре дитовать нас для строительства траулеров свежьевиков, но до последнего времени категори чески отказывали в кредитах, если речь шла о судах-фабри- . ках.:;7! ;V: 53Ц'.- j / & А сейчас они всполошились, потому что мы смогли создать в Дании финансовую схему для строительства именно судов- фабрик. Тревога наших соседей понятна - им нужно сырье. А раз дела принимают такой обо рот, надо хоть в строительстве судов куш оторвать. Началась финансовая конкуренция. Нас это устраивает: мы можем иг рать на противоречии интере сов, принимать правила игры западного мира. - Георгий Васильевич, одна ко ведь некоторые наши эконо мисты говорят, что кредиты можно и в России найти. Если нет государственной поддержки, ничего мы не най дем. Без денег строить не бу дешь. Вот в Северодвинске на «Звездочке» заложили судно, я был при этом событии и спросил тогда: «А финансовая схема у вас проработана?» - «Нет». «Кто вас кредитует?». -«Никто, за счет собственных средств». Но в мире нет такой практи ки. За свои деньги можешь пос троить яхту, лодку с веслами. А для постройки судна нужны кредиты банка. Ну и что там? Корпус построили, больше де нег нет дело встало. Мы долж ны приобрести современные суда, хотя бы для начала по одному на флот. И постепенно развиваться. Как поднималась рыбная от расль на Севере? В 1954 году построили серию БМ РТ . Где? В Германии. Это были траулеры типа «Пушкин». Потом стали строить БМ Р Т других типов, дошли до БАТов, их уже возво дили на наших верфях. Так что не надо изобретать велосипед, это и долго, и очень дорого. - А что же за схема такая в Дании? Она - для «Севрыбы»? - Для Северного бассейна. Я много раз говорил: «Севрыба» не собирается все забрать себе, для нас валено, чтобы каждое предприятие сохранилось и име ло собственные современные суда. Мы ведь не случайно зака зали первые четыре судна -для каждого из больших флотов. Имея такой траулер, набрав шись опыта эксплуатации его, выпуска качественной продук ции, можно развиваться дальше. Кстати, филе «Севрыбы-1» эк спортируем даже в СШ А . - Мы начали говорить о схе ме. Она очень сложная. Ведь на Западе, если ты собрался стро ить судно и приходишь в банк за кредитом, тебе дадут 60 -70 процентов нужной суммы, ос тальное вкладывай сам. Если ты рискуешь своими деньгами банк кредитует тебя. Нет у тебя денег - гуляй, тебе ничего никто не даст. В том и сложность раз работанной схемы, что мы вкла дываем небольшую сумму. - Судовладельцы устроили вам овацию? Никаких аплодисментов. Они опасаются, что новые суда с их высокой производитель ностью «съедят» всю квоту. Они боятся, что «Севрыба», имея такие траулеры, отнимет у фло тов ресурсы под эти суда. - Ваше честное слово тут роли не играет? - Так я же и говорю флотам: суда-то будут ваши. Но раз «Севрыба» выступает гарантом перед банком, мы должны со здать общие компании, и компа ния будет эксплуатировать эти суда." Например, гралфлот «Севрыба». Ведь «Севрыба» подписывает все финансовые документы и отвечает перед бан ком. Но сомнения есть... - Но вы же человек порядоч ный, бяку не сделаете. - Конечно не сделаю, зачем мне это надо? Я уже седой, го ворят, пора о душе думать (сме ется). - Хорошо. Георгий Василь евич, как вы думаете, получит ся с «поворотом» рыбы в Мурманск? - Все будет зависеть от поли тики правительства. Наши нало говые службы, таможня, погра ничники - солдаты, выполняющие приказ. Вот смотрите, что делает Норвегия. Правительство дало льготный кредит рыбофабри- кам, те подняли цены на поку паемое сырье. И все рыбаки английские, шотландские, ир ландские, даже фарерские - по везли рыбу в Норвегию. В Шотландии рыбофабрики стоят, а Норвегия становится монопо листом на Севере по поставкам сельди, скумбрии, трескового филе, продает продукцию в Е в ропу, в Японию. В качестве «пробного шара» в прошлом году около 25 тысяч тонн сель ди поставила в Китай. И все суда под любыми флагами «ле тят» к норвежским причалам скорей, чтобы сохранить качес тво. Ни тебе таможни, ни дли- тел ьных декларирований. - Так все-таки пойдет рыба в Мурманск? Мы сейчас пробиваем пер вый шаг - приходы «по зеле ной». Второй - избавить наши предприятия от зависимости на Западе, от финансовой цепи, на которой держат там наши суда. - Итак, Георгий Васильевич, говоря штампом, вы уверенно смотрите в будущее. Пытаемся крутиться сами, поскольку уже всем ясно, что правительству, я подчеркиваю правительству, а не государству, рыбная отрасль не нужна. И ликвидация Комитета Р Ф по рыболовству - лучшее тому до казательство. Р ы бны й порт : Е Щ Е Н Е М Н О Г О . Е Щ Е Ч У Т Ь - Ч У Т Ь . И Анализ сегодняшней производственной ситуации в Мурманском морском рыбном порту дает основание предполагать, что в текущем году здесь в экономике все таки наступит перелом к лучшему. Это утвержде line подкреплено рядом положительных факторов. Начинают приносить свои плоды упорядочения тари фов за услуги, структуры порта. Приватизировался и выделен в самостоятельное подразделение портофлот. Ранее он давал предприятию ощутимые финансовые убытки. Набирает силу акционерное общество «Транс- терминал», образованное на производственных площа дях порта. Наконец то выработан общий бизнес-план на перспективу. Председатель бывшего Госкомрыбо ловства Александр Родин во время недавнего приезда в Мурманск публично заявил о своей готовности вся чески поддержать порт. Обещано ему было выделить квоту на добычу трески. Перед его визитом предпри ятие посетили ведущие эксперты отдела инвестициои ной политики Комитета. Они при участии местных специалистов, областной администрации подготовили предложения по стабилизации работы порта, которые затем были рассмотрены и одобрены расширенной кол легией Госком рыболовства. Управляющий портом Валерий Кусков вернулся из Москвы окрыленным: «Старейшему транспортному узлу рыбного Мурмана федеральный центр дал карт бланш на рыночные реформы». Ныне Госкомрыболовство указом президента упраз днено. Его функции переданы другим ведомствам. Отрасль фактически осталась без генерального штаба. Есть опасение, что подобная реорганизация не лучшим образом скажется на оптимистических планах портови ков. Но поживем увидим. Между тем комитет по рыболовству областной адми нистрации наметил программу оказания реальной по мощи порту. Предусмотрено снизить налог на добав ленную стоимость, существенно уменьшить процент сбора налога на землю. Теперь областная Дума долж на законодательно закрепить эти разумные положения. Будут упрощены процедуры открытия границы, пере грузки рыбы на транспорты в Российской экономичес КОЙ зонеу ч т ^ зеленой» доставлять ее в 11 ортi даст возможность до объемы грузооборота^ Оживит#пустующие причалы. П о к а же в • порту тихол О ! i oriyta i« Niii^jiiiap/iH ijTMH долгами в бюджеты всех уровне]!, различные фо!щ>ь Арестован расчетный счет, по два месяца и более не выплачивается зарплата. Тем не менее ощущение, что рыбный порт на подъеме остается, вера в его будущее не потеряна. Павел ЛУЖ ИН . №15 11 - 17 апреля 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz