Рыбный Мурман. 1996 г. Январь.

C O U R S E 26 января -1 февраля 1996 года РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОРСКИХ И СМЕШАННОГО “РЕКА-МОРЕ” ПЛАВАНИЯ СУДОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТСЯ РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ КУРС ВАЛЮТ В ЦБ РФ НА 24 ЯНВАРЯ Министерства обороны. И возложил э ту об я з а ннос ть . н а нег о ж е . Минобороны. Мот ив ир ован о это соображ ениями секретности и сохранения государственной:-тайны. Более того, 2 1 ноября появился Федеральный закон об использовании ядерной энергии, в котором отдельно:] строкои оговорено, что военные не подл ежат ника кому гражданскому надзору'. В .. Кольской • инспекции Госатомнадзора уверены: ссылка на секретность - только для того, чтобы ..лишнии раз не употреблять всем надоевшую фразу “нет денег”. Даже на безопасность. Такого положения дел - полной бесконтрольности военных ведомств - нет ни в одной ядерной державе мира. Дело в том, что если б ы Госа т омнадз 0 р по -пре ж нему инспектировал объекты Минобороны и добивался бы выполнения всех •требовании, армия оказалась бы парализована. Очень многие атомоходы российского ВМФ не вышли бы в море. По словам кольских инспекторов, это признают (разумеется, не открыто) и в Главном штабе ВМФ. Командующий Северным флотом адмирал Ерофеев во всех своих интервью подчеркивает: “У нас все в порядке. У нас хорошие специалисты”. Чем вы зывает у инспекторов Госатомнадзора только усмешку: “Мы же все бывшие военные. И прекрасно знаем, какова обстановка на самом деле”. Конечно, на флотах существуют службы я д ер н о й / радиационн ои. химической и биологической защиты. До последнего времени они пытались хоть что-то сделать для Обеспечения безопасности. Но по мере урезания финансирования находили все меньше понимания у командования. Сейчас на флотах создаются и инспекции, но поскольку подчиняются они штабу ВМФ, то и мнения их скорее всего будут со в па д а т ь о с мнением командования. Ситуация может и измениться. Но только в том случае, если на флоте или в армии где-нибудь что-нибудь рванет, что-то украдут, что-то вытечет и основательно “загрязнит”, что вызовет звездопады с погон, возмущение V b . СМИ, появление героев - ликвидаторов последствий аварии. Так уже было... Михаил РЫЖОВ. “После Чернобыля в СССР стала активно распространяться радиофобия . Однако в ряде случаев она оказалась оправданной. Один рабочий из г. Краматорска потребовал от городских властей обследования квартиры, в которой он жил. f r o подозрения вызвало то, что в течение нескольких лет в этой квартире от рака крови умерло четверо детей. Рабочему удалось добиться проведения экспертизы. Прибор показал наличие в квартире мощного потока ионизирующего излучения - 2 0 0 рентген в час! Источником излучения оказалась ампула с радиоизотопным элементом, замурованная в бетонной межквартирной перегородке. Эта маленькая ампула размером с фалангу мизинца была утеряна при ремонте дробильной техники на Караньском гранитном карьере в 1980 году и оттуда вместе со щебнем попала на домостроительный комбинат”. . А. ЛАВРИН.“Хроники Харона”. Зта история кажется слишком невероятной, чтобы быть правдой. Но в Кольской инспекции Госатомнадзора считают ее вполне возможной. На ■территории Мурманской области установлены в учреждениях и ;на предприятиях, ездят в поездах и переносятся в руках тысячи приборов, в которых использованы радиоизотопные элементы. Сами по себе эти приборы - при правильной эксплуатации - безопасны. Беда в том, что руководители организаций, люди, работающие рядом с этими приборами, часто не представляю т себе последствий, которые может вызвать их неквалифицированная разборка, демонтаж. По всей области установлены тысячи радиоизотопных извещателей дыма - “РИД-1” и “РИД- 6 ”. Около 800 “катаются” в пассажирских вагонах. Прибор безопасен , если его не разбирать. Но уже были случаи, когда их отнимали у детей: после демонтажа “РИДы” оказывались на свалке, хотя подлеж ат захоронению как радиоактивные отходы. Опасность изотопа, на основе которого сделан “РИД” - плутония-239, - даже не в радиоактивности (его а-излучение можно задержать листом бумаги), он ядовит. При попадании в организм даже маленького кусочка эмали, соприкасавш ей ся с изотопом , обеспечено общее отравлени е плутонием и ожоги пищевода. Инспекторы Госатомнадзора вынуждены работать в режиме следователей: выясняют, сколько приборов было установлено, сколько снято , где они находятся , как обслуж иваю тся . Иной. раз наталкиваются на неожиданные вещи. В типографии “Север”, например, на станках для резки бумаги использую тся нейтрализаторы статического электричества. Грязь, скапливающаяся на нейтрализаторах, превышает допустимый уровень радиоактивности. С радиоизотопными приборами геологи катаются по всей области. Приборы переносные, следовательно^ могут быть потеряны. А уж как распорядятся ими те, кто найдет... перекачена из одной емкости в другую, санэпиднадзор не дает разрешения на сброс ее в озеро, так как она не отвечает допустимым нормам по жесткости и химическому составу. В Кольский залив ее сбросить можно, но нет денег на перевозку. Более того, в Кольской инспекции уверены : ситуация повторится и в этом году. Образовавшаяся на поверхности хранилища снежная шуба весной неизбежно окажется в емкостях с ТРО. Необходим анализ состояния стенок хранилища на предмет микротрещин и прочих дефектов - нет денег. Как было замечено еще осенью, ликвидированы последствия, но не причина. Эксплуатация ПЗРО запрещена с июня 1993 года. Предприятия вынуждены отправлять РАО на хранилища КАЭС, ИНТРЭМС КНЦ РАН, РТП “Атомфлот”, десятикратно переплачивая: хранилища рассчитаны т оль ко на отх од ы “ свои х ” предприятий. у кл оняе тс я от лицен зирован ия . Кольская инспекция Госатомнадзора, как говорится, не угрож ает , но предупреждает: таким светят крупные штрафы от налоговой инспекции за незаконную деятельность. Впрочем, в Кольской инспекции утверждают, что “они не звери”, ведь кроме выдачи “бумаги” , проводя обучение персонала , дают рекомендации по налаживанию грамотной работы с радиоактивными веществами. И с особым удовольствием рассказывают об одном крупном начальнике, который вспоминал свою любимую поговорку “Самое отрадное зрелище - это пыль за колесами машины с очередной комиссией" при каждом удобном случае. Инспекторы Госатомнадзора были первыми, о ком этого не было сказано. О сновная задача инспекций Госатомнадзора - контроль за безопасностью использования радиоактивных веществ и изделий на их основе, добычи и переработки радиоактивных руд, транспортировки, хранения и захоронения радиоактивных отходов, лиц ен зировани е предприятий , занимающихся такой деятельностью (“охота за изотопами” - необходимость, в области нет о них данных). В Мурманской области 28 предприятий должны иметь такие лицензии. Сей документ выдается, бесплатно. Другое дело, что для выполнения всех требований нужны некоторые затраты. Кое-где, например на АО “Апатит”, Ковдорском ГОКе, “Печенганикеле”, пришлось создать свои службы РБ (радиационной безопасности). Они и контролируют использование радиоактивных веществ, занимаются обучением персонала, заведуют состоянием хранилищ, обеспечением физической и биологической защиты , т. е. источников излучений от посторонних и персонала от вредных воздействий. 13 предприятий лицензии получили. Еще несколько готовы к этому. Но есть еще те, чье руководство всячески Самое опасное гражданское предприятие - “Севредмет”. Он просто физически не способен получить лицензию. Радиоактивны и сырье, и конечный продукт. Оборудование давно устарело, на реконструкцию денег нет. В прошедшем году областной комитет по экологии поднял много шума вокруг пункта захоронения радиоактивных отходов (П ЗРО ) спецкомбината “Радон”: областная администрация выделила 100 миллионов рублей на откачку и очистку воды, переполнившей емкости с твердыми отходами (ТРО). Эту работу выполнили специалисты РТП “Атомфлот”. Что в результате? Очищенная вода БСЗОПЙСНОСТЬ - ц е н я Б о е г о т о в н о с т и И все же это хоть и радиоактивные, но “цветочки” по сравнению с главной бедой Мурманской области - Северным флотом. Как известно, полгода тому назад П резидент своим распоряж ением № 350 лишил Госатомнадзор возможности контроля за ядерной и радиационной безопасностью объектов АО “ МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ” . На прошедшей неделе на промысле трески в Баренцевом море успешно работали экипажи ИСТ “Рыбак Заполярья” - 157%, СТМ “Петр Петров” - 142%, ПСТ “Краснокамснск” , СТМ “Новатор" - но 122%, СТМ “Мария Мелентьева” - 110% выполнения задания по производству пищевой продукции. Зона Мавритании (сардинелла, скумбрия, ставрида|: БАТ ‘ К апитан М а к л а к о в ” , “Адмирал Колышкнн” - 180-185%, РТМК-с “Александр Косарев” - 174%, БАТ “Маршал Еременко”^ “Капитан Телов” - 160-165%, РТМК-с “Капитан Богомолов” , БАТ “Петр Сгибнев” - 131-139%, РТМК-с “Адмирал Стариков” - 123%. ЮВА (ставрида): БЛТ “Адмирал Головко” - 169%. АО “МУРМАНРЫБПРОМ” . На промысле трески .в Баренцевом море по группе больших морозильных траулеров лидировали экипажи БМРТ “Т а р у с а , Харо вск ” - 115-121% выполнения задания по вылову. На 150% выполнили задание рыбаки ПСП Саида , “ К апи тан Н аум о в ” . В группе средних рыболовных траулеров лидировал экипаж СТР “Сосногорск” - 1*77%. На 159% справилась с заданием недели группа судов - принимающая сельдь от норвежских { Гыбакоп. У лидера экипажа БМРТ “Леонид Олькин” в активе 165%. V АО “ СЕВ Р Ы Б X О Л ОД Ф Л О Т ” . IГа промысле тр ески в Б ар енц евом м о р е перевыполнили недельное задание пищевой заморозки рыбаки У ПС “Профессор Кленова” , в плане и экипаж СРТМ “Ьедолуцк” . Хорошо потрудились на приемке сельди от норвежских рыбаков экипажи плавбаз “Полярная звезда” и “Севрыба” . Рыбаки плавбазы “Сергей Василисин” перевыполнили задание недели, принимал сельдь от американских рыбаков в СЗА. На прошедшей неделе увеличилось число лидеров среди судов АО “ КАР EJIРЫ БФ ЛОТ ” , промышляющих треску в Баренцевом море. Отмечены экипажи СТМ: “ О м у л ь ” , “Опои” , “Омня” , “Бернард Кёиен” , СРТМ “Алексе!! Мошаков” . Основой для исчисления ПОШЛИН I! налогов, взимаемых таможенными органами, служит разница между таможенной стоимостью судна поелс и до проведения ремонтных работ, если проведение таковых осуществлялось не и связи с неожиданнойполомкой судна. Основой для исчисления пошлин и Налогов, взимаемых таможенными органами, служит разница между таможенной стоимостью судна после и до проведения ремонтных работ за выч«ггом стоимости ремонтных работ, ёсли решение о прошздении таковых было принято в связи с неожиданной поломкой судна. влекущей вышеои исанные последствия. Стоимость ремонтных работ, проведенных в. связи е неожиданной поломкой судна и не являющаяся основой для исчисления таможенных пошлин и налогов, не может превышать стоимосщ ремонтных работ, проводимых исключительно по устранению поломки судовых механизмов или судового оборудования и достаточных для безопасного следования судна в один Из портов РФ При начислении таможенных пошлин при ввозе на таможенную территорию РФ судна после {>емонта устанавливается ставка, применяемая в отношении товаров, п|ми 1 сходящих из ("гран. которым Россия п|н;д(Х“гавляег в торгово-политических отношениях режим наиболее благойрият<твуемой нации. В ;ггих:сЛучаях не пмит значения, в каком государстве проводились ремонтные работы. Исключен ие с<н“тагншог случаи,"когЛа' всоответствии с критериями дакта'гезчной переработки (статья 28 Закона РФ “О таможенном гарис|хз •’) судно после ремонта можеч' считаться 11 [кн 1 сходящйм из «rrpaiibi, на территории которой проводились ремонтные работы. Пресс-служба Мурманской таможни. Ьсли решение о проведении ремонтных работ, имеющих целью ремонт или замену изношенных или сломанных механизмов судна, поддержание судна в первоначальном состоянии, переоборудование судна и т. п., принимается при обсюятелытва.х, возникших не в связи с неожиданной поломкой судна и/или непосредственно не угрожающих судну и судовому .жииажу. владелец судна или его доверенное лицо обязаны в установленном порядке поместить, суда под таможенный режим Переработки вне таможенной территории в таможенном органе, оформляющем/оформившем огход судна. Разрешение таможенного Органа на помещение судов подтаможенный режим переработки вне таможенной территории получайся и их таможенное оформление завершается до начала проведения ремонтных работ. Если решение о проведении работ, (‘вязанных с ремонтом или заменой сломанных механизмов судна, принимается при обстоятельствах, возникших в рейсе в связи с неожиданной поломкой судна, которая: - делает невозможным продолжение рейса; .•*-•, - создаег iнШос|>e,ncnieiiную угрозу судну и зкипажу судна; - 1 |н,бу(‘т немедленного принятия мер по ее устранению, владелец судна или cm доверенши? лицо обязаны поместит»» суда под таможенный режим переработки вне таможенной территории и таможенном органе. о<|>ормившсм отход судна;, v В данном случае разрешение таможенного органа может быть получено и таможенное; оформление :пих судов может быть завершено после начала проведения ремонтных работ. Однако при всех обстоятельствах таможенные органы должны быть уведомлены о сути принятого судовладельцем пли его п|м\ 1 стави 1 ел<*м решения до начала ««ровеДення ремонтных работ. Обстоятельства, перечпелен ные выше. до. iжны быть Йокуме!пЬйьно подтвержде!n»i (с^яюй или вахтенный журналы, сводки 1 ЮгЬды* радиограммы •капитана судна и счд<»s:.ia.o*- 1 ьц:» и Таможенные платежи при виоле сулои после гдембнта утщачнвавугсл и по]>ядКе. устапои. кчпюм таможс.! 1 1ым законодательством РФ в отношении ввозимых на таможенную Терри торию РФ н|н>дукгов переработки. ; Но сообщениям диспетчерских служб флотов, ожидаются: 29 ЯНВАРЯ: ПСТг 1332 “Зе.млянск” ( “но зеленой” ). 30 ЯНВАРЯ: СРТМ к- 1665 “Орлан” . 31 ЯНВАРЯ: МТР “Алтапр” , танкер “Фиорд” . 1 ФЕВРАЛЯ: I1CT 1357 ”Цпвпл ьск”. К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ. С вопросами по при ход у с у д о в , з а у т о ч н е н и я м и обращайтесь в справочные, службы: т р а лф л от - 57- 40 95 , “Мijрмапрыбпром ” - 5 7 76 0 3 , и С е в р ы б х о л о д ф л о т ” - 5 7 в 2 75, “ С с в ры бпром ра зв едпа ” 5 7 2 3 9 3 , “ К а р е л ры бф л от ” - 57 63 50. FIM - финляндская марка US $ - американский доллар ЕКК. - эстонская крона LTL - латвийский лат LVL - литовский m i l ^французский франк DM - немецкая марка GBP - английский фунт ISILG - голландский гульден NJK - норвежская крона &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz