Рыбный Мурман. 1996 г. Январь.

акие еще могут быть сомнения, что исчезнувшее в Белом море малое рыболовное судно "Топаз", о чем тогда же, в середине ноября , сообщала наша газета, погибло? Не старую ту калошу, конечно , ж алко - людей: шестеро на борту было... Иногда для большей па г.рядности имеет смысл сложное свести к простому. И вот помыслим о ... свободе. К примеру, может ли какой-то абстрактный российский гражданин Метл, спустив на воду свою Дрянненькую Плоскодонку, осенью в шторм выйти в море? Может, не сомневаясь, ответят многие ил нас. так любящие сегодня порассуждать о свободе личности, о невмешательстве государства и нашу частную жизнь. В конце концов о его, Петиной, жизни речь идет. И кому какое дело, как он ею распорядится? Т ак -To гак. Но вот пришла с работы Петипа жена, тоже, допустим, абстрактная Майя. А ей соседи и говорят: а тво 11 -то, тю-тю, в море подался. Так куда, сразу смекнувшая, что может погибнуть муженек, побежит Майя? Понятно, в милицию, то есть обратится к помощи государства. И вот нонрос: спасать ему, государству, или не спасать Петю? Подчеркну, это совсем не простой теперь вопрос. Ну почему оно должно тратить немалые средства на оплату чьей-то такой вот бесшабашности? А может, Маня так осточертела Пете, что он таким романтическим образом решил от нее избавиться, сведя счеты с жизнью. А может, он считает, что его плоскодонке никакой шторм не страшен: мол. поплаваю и домой вернусь. А может... Да какой только чертовщины тут не может! Не исключено даже: найдет его и море спасательное судно, а он от него веслом отмахиваться станет. А утонет... Поди разберись во всех этих “а может быть". А если у тех Мани и Нети еще и дети. За что государству платить им пенсию? За папину глупость? Так ведь это еще надо установить, что действительно он утон, а не прибился к соседке Тане. Словом, свободный человек. Да будь она трижды неладна так понимаемая свобода! За которую приходится человеческими жизнями расплачиваться, даже столь, возможно, бестолковой, как Истина. Конечно, всякое сравнение страдает. И, как говорится, о мертвых (погибших) - “либо ничего, либо хорошо” . Но скажите, как удержаться от сравнения той вполне конкретной шестерки из Северодвинска с бесшабашным Петей? Если они, приобретя прошлой весной у Архангельского водорослевого комбината свой “Топаз” , занялись транспортировкой грузов по портопунктам Белого моря, не имея о столь сложном деле никакого понятия? Это не мой вывод - со Специалистами разговаривал. И что это было за судно! Как свидетельствуют документы: “Наружная обшивка, переборки, палубы имеют износ, превышающий нормы Регистра, и найдены в Неудовлетворительном состоянии... Имеется водотечиость в машинном отделении, в грузовом трюме и ахтсриике... Дейдвудиая труба (в ней проходит гребной вал. - Б . К .) проржавела и требует полной замены ... корпус к эксплуатации непригоден... Двигатели» выработал моторесурс и подлежит капремонту... Износ деталей рулевого устройства превышает 40 п р о ц е н т о в .” И т. д. Надо ли быть моряком, чтобы понять, что перед ними была даже не калоша сорокалетней (!) давности постройки, даже пе куча металлолома, а готовый, держащийся на воде гроб, который тем пе менее сегодня можно свободно приобрести, став “судовладельцем” ? Старую иномарку приобрести сегодня хлопотней. И вот в таком гробу, который в лучшие-то для него времена имел очень ограниченный район плавания, люди, из которых вроде бы только капитан В. Бодунов имел свидетельство лишь яхтенного капитана, совершили вроде бы около десятка рейсов вроде бы аж до Шойиы! Но это летом. А' потом пришла осень - шторма, холода и даже льдообразование... Поясню, почему я вынужден пользоваться вот отим расплывчатым “вроде бы '’. Узнав, что по фанту “исчезновения “Топаза " возбуждено уголовное дело, позвонил помощнику прокурора Северодвинской (черт возьми, какай все-таки у нас морока - зто название Происходит вовсе не от Северодвинска, а от названия Северной - Леины ) транспортной прокуратуры А. Солозобову. Тот адресовал меня к старшему инспектору по расследованию аварий судов государственной инспекции порта Архангельск (уф - тоже названыще!) Г. Ларионову , поскольку документы переданы ему на экспертизу. - П ет , документы я вам показать не м о г у . . . - ошарашил меня Георгий Алексеевич. - По почему? Вот такое " п о ч ем у ? " , как пи странно , - самый трудный вопрос дли немалого числа наших должностных лиц : не м о г у и все! Он звонит Солозобову: можно показать документы корреспонденту? Ответ, догадаться нетрудно , был таким: нельзя! И все-таки Ларионов разговаривал с работником газеты доброжелательно, подробно отвечал на вопросы. Но ведь н он пе может держать в голове все детали (каждая из которых туг особенно значима!) из толстой следственной папки. Получалось: говорить о том, что в документах написано, можно, а вот показывать их - ни-ни. Кстати, из телепередачи о гибели на Дальнем Востоке “ТУ-154” я узнал: тамошние власти обязались вести расследование предельно гласно, предоставляя все сведения и родственникам погибших. Господи! Да сколько же еще 1 »ап 1 н-то чиновники будут жаться перед . прессой, как. простите, девственница на первом приеме у гинеколога? В случившемся с "Топазом в середине прошлогоднего ноября в общем-то нет никакой тайны... А претензии потом к газетчикам: тут неточность, тут переврали. В непростой, между прочим, ситуации оказался сегодня п сам мой собеседник. Он, как и капитан Архангельского порта Виктор Алексеевич Шершней, с которым я тоже разговаривал, - опытные моряки. Уж он и-то знают цену всем флотским требованиям, уставам, положениям, которые писались десятки и даже сотни лет. При этом . нередко платой за обретение теми писаными истинами бывала п человеческая жизнь. И вот за давно известное надо снова платить столь же высокую цепу? Откуда ни возьмись, у нас возник новый ..“флот” с порядками, пока смахивающими на флибустьерские. - Да “Топаз” просто не мог не утонуть, - рассуждал Ларионов. - К тому же они, - добавляет инспектор о тех горе-моряках, - нарушили все, что только можно нарушить. Сделали судну керосиновый ремонгик, и все - решили: можно плавать. Сегодня ведь все бросились деньги зарабатывать. - Он вздохнул. - Ну нанишу я прокуратуре: судно было совершенно немореходно, ну и что? Да у меня самого сейчас к ней иолсотни вопросов, - Ларионов кивнул на толстую напку. - Ну вот имел ли хотя бы гот же частный предприниматель Емельянов из Северодвинска, который арендовал “Топаз” , лицензию на деятельность на морском транспорте? Ее выдает лишь департамент транспорта в Москве. А прокуратура ночему-то пока не устанавливает этого факта ... ■' В его рассуждениях не могло не импонировать то, что он видит суть трагического случая не только в технической стороне дела (такой-то вывод из случившегося нетрудно сделать и человеку, далекому от моря), а в обстоятельствах, что привели к нему. В самом деле, ну как мог оказаться в уже зимнем штормовом море этот плавающий гроб - у Терского берега, на другой стороне Белого моря? А вот как. Это вконец одряхлевшее суденышко длиной чуть более полугора десятка Метров и почему-то числящееся моторной яхтой Центра комплексных подводных исследований “Нерей” дора (тоже небольшое рыболовецкое деревя!пню судно, у которого даже и мачты нет для паруса) “Нереида” пришли тогда сначала из Северодвинска в Архангельск. - Как их мог оттуда выпустить пост СНиС ( военный пост службы наблюдения и связи. - Б . К . ) ? - снова удивляется Ларионов. - Все-та ки там военно-морская бала... ‘ • - Ну у того поста, верно, более солидные кораблики глаза засгяг ... А В Архангельске онять-такп неизвестно чем и где грузившиеся те Два суденышка были взяты на буксир “Муромцем" - судном АО .“'Управление транспортного флота нр матсУриальп()ГО обеспечения ’ под началом капитана С. Шапкина. Один прелюбопытный ( и важный!) документ миг все же . 1 Гаконец; , 1а {>нопоп иредоста вил /> . заявление па право выхода в море “ от 3 ноября, в 18.30. II в том заявлении капитан “Муромца ' чёрным но белому утверждает: идет в район Терского берега в балласте, что значит - без всякого груза или буксируемого объекта И эту бумагу неразборчиво подписывает представитель рыбпортпадзора. Как видим, с количеством всяких инспекций у нас полный порядок. Однако в, море “Муромец” выходит^ ведя на буксире понтон с пятьюдесятью тоннами нефтепродуктов. а также - т е “Топаз” н “Нереиду” , взятыми где-то ниже по Двине, уже, понятно, после оформления отхода. Вопрос: па кой хрен нужна такая инспекция? Чтобы выдавать фнлькипы грамоты на выход в море? Раньше в самом низовье Двйиы у острова Чпжов стоял пограничный катер. Тогда такую кавалькаду он задержал бы, чтобы проверить документы. Теперь - свобода! Цепа этой свободы уже известна - гибель людей. Далее произошло вот что. Пришлепали через сутки те суда к* Терскому берегу. И тут разыгрался шторм. В том шторме “Муромец” потерял ноитои и был затем отозван в Архангельск. “Топаз” , в корпусе которого усиливалась водотечиость, и “Нереида” то держали носом волну, то в устьях тамош иих рек укрывались Но, похоже, и времени даром пе терял и . Тот же Ларионов сказал, что где-то в тех следственных бумагах проскальзывает: “ на “Топазе” ^ко гда иодстихло и он вместе с “Нереидой” поникл обратно в Севере>двнпск, было четыре бочки семги. И вот - “Нереида” дошла до Северодвинска, “Топаз” - увы... ■ Задумаемся, читатель: откуда по побережью Белого моря берется столько, к примеру, дрянной водки. Ее и в городах-то, где хоть иногда торговцев прищучивают за продажу подделок, все равно море ' разливанное. Что уж говорить о тех прибрежных деревнях... Я, конечно, не смею утверждать, что н “Топаз” этим занимался. Не знаю. И никто, верно, не знает. Но то, что эта отрава попадает на побережье именно с флибустьерским флотом... Что, кто-то в том сомневается? И па что рыбу выменивают, гоже понять нетрудно... Наш разговор с Ларионовым был в начале двадцатых чисел декабря. Он уже давненько ждал капитана “Муромца” С. Шапкина: к нему-то у него, пожалуй, были наиболее существенные вопросы. Пришел в портовую инспекцию [Панкин под Новый год. - Ну н что ои говорит о т о й контрабандной буксировке? - спросил я потом Георгия Алексеевича. - А утверждает: на борту был сам предприниматель Емельянов. Он-то его и уверял, что у тех взятых на буксир судов все документы оформлены , - говорит Ларионов и заключает: - Детский лечит какой-то... Д а-а-а ... II это - капитан? Власть которого на любом судне, можно сказать, почти абсолютна. Как бы он сегодня посмотрел в глаза вдов и сирот погибших? И не только он. а и тот жс\ предприниматель А. Емельянов, который одновременно числился... матросом экипажа “Топаза” . Однако там, в море, в критической ситуации, ои все же оказался на ушедшем в Архангельск “Муромце” (инстинкт самосохранения, что ли. сработал?).. Зато из числа погибших '(пропавших) двое и вовсе не числятся в судовой роли того несчастного судна. - И много у пас на Белом море* Георгий Алексеевич, таких вот... не могу иначе? сказать.:, флибустьеров? - Их н капитан порта Виктор Алексеевич Шерпшев так называет, - усмехнулся Ларионов. - Ну, число я вам, конечно, не? назову, но... Много! А говорить о мерах воздействия на них за такую вот с-амодс‘ятс;лы 1 ость просто смешно. Они, может, за один рейс миллионы выручают, а прихвати их за сгамснюльнып выход, в море - штраф ... в половину минимальной ^месячной зарплаты. Это если и дробина слону, то самая -мелкая... Гибель “Топаза" - lie первая потеря в нашем “флибустьерском'' флоте Пару лет назад у Зимней Золотнцы утонул самоходный плашкоут “Ровдипо” . - Это же практически непотопляемое судно. - вспоминает Георгий Алексеевич, - а экипаж в три человека с* такой-то квалйс|)йкацисУй Всгс^такИ умудриле*я смо утонить... И тогда спасся лишь сам предприниматель. ' арендовавший тот плашкоут, хотя, надо заметить, и ему тогда туго пришлось: чуть не утоп. Однако прокуратура дело прекратила: что с погибших ''возьмешь, сами (и только они!), получается по е*е мнению. п виноваты. И на сей раз так будет? КСТАТИ И отличие от исчезнувш его “Т о п а з а ” , потерянный “ М уромц ем ” понтон все ж е выбремило на Т ерский б е р е г . Главный сп ец и а л и с т к ом итета по о х р ан е природы сиен, нал изи ровап ио й морской ин спекции А рхан гель ской обл а сти ( т ож е н а з в а н ы щ е ! ) В. Б ел оу сов ск а зал м н е , что л етал туда в ер т ол е т . Но ск а за т ь , где т е п я ть д е ся т тонн н еф т еп р одук тов - в понтоне или у ж е в Белом м ор е , - сейчас н евозможно . ■ Н а д о ж дать весны . Вот т а к , и хо зяй ствую т теп ер ь иные “ новые русски е” и работаюш,ие на них, рискующие своими р жизнями “ ф либу стьеры ” . .. “ П р авда С евера” * № 4 26 января - 1 февраля 1996 года РМ 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz