Рыбный Мурман. 1996 г. Январь.

Л P O D ОЛ Ж Е H U E Т Е М Ы страницу подготовила Ынна БЕРЕЗЮК Обидно за моряков и очень-очень печально нынче поменялись приоритеты; - начальник управления мореплавания, портов и охранытруда Роскомрыбол овства Андреи Александрович Коллов, усталый от чуть ли не круглосуточных за с е д а ний комисеи и, задумчи во постукивает карандашом по стол у. Комиссия расследует обстоятельства гибели “ Новгородца” и его моряков. Козлов возглавляет ее. - Прибыль стала лавн ым 'дл я с удо влад ельцев, а ж из ив человеческая на втором плане. Да, в былые годы за безопасностью авания следили и специалисты “С ев ры бы ” , ' и Госрыбфлотинспекция, и множество других контролирующих структур. Специальный отдел ЦПКТБ тщательно анализировал каждый аварийный случай, аналитические документы рассы лали сь на все суда: изучайте, “примеряйте на себя”, учитесь на чужих ошибках, чтобы не сотворить с в о и х . К ром е т о го , в море рабо тал ^ н а ч а л ь н и к а про м район а по б е зоп а сн о с ти м ор еп л ав ани я . Да и за состоянием судов следили построже, и учения экипажа проводились постоянно. Хотя, конечно, и тогда беды не обходили стороной рыбаков. Убрав “все лишнее”, сэкономив на том копейки, мы получили ситуацию, мягко говоря, тревожную. Надо что-то делать. Что? -Новое - хорошо забытое старое, - продолжает Андрей Александрович. - Издай приказ Комитета по рыболовству РФ о созданий службы главного капитана Комитета. И в администрациях портов будет такая должность: главный капитан. Он будет работать в районе промысла и вести активный надзор за безопасностью мореплавания непосредственно на промысле. Находиться он будет на спасательном буксире. Почему? Во-первых, такое судно не связаiю с производствеиной дсятельное гью.;Во - вторых, в случае критической ситуации в числе первых увидит все своими глазами. И сможет зайти в инпорт, проверять любое наше судно. Такому капитану будут даны все полномочия, которые имеет Комитет в области безопасности мореплавания. Замечу: впервые в истории рыбной отрасли на Комитет возложены ответственность и надзор за безопасной работой •людей и судов в море. Да,Змы всегда выполняли .-эту функцию, но сейчас она закреплена за Комитетом юридически. . , А потому .совершенно не важно судно частной структуры или государственной: мы вправс Потребовать от судовладельца обеспечения сохранности человеческой жизни на море. К нашей беседе присоединился Иван Иванович Скороход, начальник отдела органи зационно - кадровой работы Комитета. - Сегодня у моряков нет защищенности, особенно в коммерческих структурах. Дожили! ' ' Найдите мне на карте страну, где живет дикарское племя, но чтобы члену этого племени было невыгодно вернуться с рыбалки в родной порт или селение! А нашим рыбакам, оказывается, выгодней идти вДанию, в Норвегию, куда угодно, только не в родной порт. Какие контракты подписывают наши рыбаки! “Хозяин” включает туда одни обязанности моряков, а прав практически никаких.- И хотя это ни в какое законодательство не вписывается, “хозяин” берет ручку и спокойненько заполняет обязанностями и угрозами весь лист. Попробуй кто-нибудь права покачать - вмиг окажется за воротами... Мы бы еще, наверное, долго рассуждали о бесправии наших моряков, о безысходности их житья-бытья. Но уже закончился перерыв, и мои собеседники снова отправились разбираться в причинах гибели “Новгородца”. (Анонимное интервью по поводу) - Как рейс? - спрашиваю знакомого капитана, зная, что он из “большо го” флота уходил на коммерческом судне. - Проблем хватало. Да и штормов тоже. - И все-таки лучше работалось или хуже? - Мне повезло: судно, хоть и не новое, но в хорошем состоянии. И экипаж подобрался что надо. Ведь что греха таить, в коммерческих структурах часто капитану присылают отнюдь не самых надежных моряков: “ Вы его возьмете, потому что так надо” . Но, повторяю, мне повезло. Хотя вряд ли пригласит меня фирма в следующий рейс, потому что я попортил руководству крови, добиваясь обещанной зарплаты экипажу. Добился, конечно, но нажил врагов. " Р У Л Е Т К А - Хорошо заработали? - Неплохо. Матрос за 140 суток получил около 2,5 тысячи долларов. Плюс рубли. В бывшем государственном флоте он бы имел примерно 750 долларов. - А что не понравилось? - Условия здесь похуже. Фирма экономит немалые деньги на питании экипажа. Совершенно нет спецодежды, моряки несут из дома свитера, валенки и так далее, чтобы и (Анонимное интервью по поводу) работать в трюме или на палубе. - Если бы у вас был совершенно свободный выбор, какую структуру вы бы предпочли? - “Большой" флот. Пусть там поменьше заработок, но там я уверен, что экипаж будет одет и накормлен как положено. В коммерческой структуре люди работают вслепую, если можно так выразиться: то ли получат то, что им пообещали в начале рейса, то ли только половину той суммы, а не исключен вариант, что, вернувшись из рейса, они не найдут и саму фирму. Ведь совершенно нет юридических документов, регламентирующих отношения фирмы с моряками, исключающих “пропажу" фирмы. > ,л v ;:-'Я'.'л-. О дна рыдала. Я отпаивала ее валокордином. Другая молча тупо смотрела в одну точку, изредка включаясь в нашу беседу. Третья... Впрочем, это не было беседой, это были монологи грех женщин, потерявших в одночасье все: мужей, надежды, счастье... Осиротели дети. Как их теперь поднимать без денег, без отцовской ласковой руки? Может, в чем-то женщины были необъективны - кто их осудит? - ведь рана еще не затянулась временем, она кровоточит. Не хочу и я быть им судьей или утешителем, не имею права. Они почему-то верят, что с помощью газеты узнают горькую, страшную ПРАВДУ: как же погибли их моряки? Я понимаю, что вряд ли эта публикация поможет им. Но убеждена: МОЛЧАТЬ ПОДЛО. Надежда Александровна Рудоман, жена второго помощника капитана. Он уже 15 лет отработал в море. Сыну - 14, дочери - 7 лет. 26 декабря (именно в этот трагический день) у них был юбилей - 15 лет со дня свадьбы. Ирина Анатольевна Высоцкая, жена старшего мастера добычи, 18 декабря ему исполнился 31 год. (Земье - 9 лет. Дочке - 8. Зоя Елифтеровна Панина, жена третьего механика с 20-лётним морским стажем, В этом году должны были праздновать серебряную свадьбу. Остался сын. Жанна Ким не пришла в редакцию, наверное, не с кем оставить полуторагодовалого ребенка. Ее мужу было всего 25, а Жанна стала вдовой в 19 лет. Не пришла и Ирина Кобернюк, жена боцмана, осиротевшая вместе с детьми 4-х и 12-ти лет. Пришел Сергей Ермолаев, сын старшего механика... ". (Диктофонная запись) Надежда РУДОМАН: - Мой муж не утонул, он замерз в воде. Его еще пытались оживить на вертолете. Ребята (те, кто спаслись. - И. Б.) говорят, он кричал “Помогите!”. Но никому не было дела до него. Какая ужасная смерть! Сколько он передумал, пока был в воде.., Ирина ВЫСОЦКАЯ: - А наши девять человек просто остались. Видно, им не на чем было спасаться. Их просто бросили. В первый плот сели всего пятеро и отрезали трос... Рыбмастер мне рассказал* “Я проснулся в 7 часов от того, что работает лебедка, оказалось, Высоцкий траловые доски перетаскивает на другой борт, чтобы выровнять крен судна”. Его и нашли в одной рубашечке, а те, кто выжил, все в своей одежде, с •деньгами... ;'v- Зоя ПАНИНА: -Мой муж считается без вести пропавшим, хотя 15 человек видели, что он остался на тонувшем судне... Ирина: - Муж позвонил мне 25-го в 10 часов вечера. Сказал: “Все хорошо. Идем на заход в Данию, Правда, заставляют нас еще ходочку сделать (продлить рейс. - И. Б.), так что придем в феврале”. Господи, кто мог подумать, что ему осталось несколько часов жить... Надежда: - И мой звонил тоже 25-го. С Дочкой поговорил, меня поздравил с завтрашним днем свадьбы... . Ирина: - Почему погибли лучшие парни? Орест Кобернюк - друг моего мужа... Да такие ребята один на миллион! Когда мы с Ирой Кобернюк увидели старпома, он сидел нога на ногу, холодно посмотрел на нас и сказал: “Вы что, девочки, мести жаждете? Ваши мужья сами на захотели спасаться, сами остались’. Потом стал говорить, что у моего мужа были слезы на глазах,.. Мол, испугался. Никогда не поверю, что человек, 10 лет проработавший на палубе, может чего-то испугаться. Их бросили!.. Надежда: - Старпом мне позвонил, когда привезли гроб с телом моего мужа: Сказал: “Произошла трещина на судне”. Ребята говорили, что рыба из трюма плавала вокруг судна, какая же должна быть трещина... Зоя: - Я трое суток лежала почти без сознания, капли воды не могла проглотить. 25 лет вместе прожили...- Ирина: - Нас собрал 10 января зам. генерального Лоскутов. А генеральный директор Репкин давно перевез семью вДанию и сам уехал туда. И на этом собрании Лоскутов сказал, что каждая семья погибших получит 10 тысяч долларов. А на, другой день оказалось, по его же словам, эти 10 тысяч - на всех. Как жить, как растить детей? Зоя: - У меня вторая группа инвалидности. Мне сказали, что пенсию по случаю потери кормильца я получу только через полгода. На что жить мне? Фирма выдала всем по четыре миллиона - тем, кто выплыл вместе со своими долларами, и тем, у кого погибли близкие. Ирина: - Пенсия будет рассчитана из среднего Заработка. По данным фирмы, он составляет около 50 тысяч в месяц. Зоя: - Вот справка: “Дана Панину Юрию Дмитриевичу в том, что его заработок при исчислении пенсии составляет с июля по декабрь, итого 570282 рубля”. Ирина: - А Лоскутов сказал: “Берите эту тысячу долларов, а то через месяц их не получите: фирма закроется”. Зоя: - Взамен денег требуют заявление- "Я, такая-то* согласна с возмещением мне морального ущерба в размере одной тысячи долларов”. Ирина: Моего мужа дослали на “Новгородец", он был там всего два месяца. А как быть Ире Кобернюк - она 9 месяцев ждала мужа, а ему было все неудобно списаться: он только устроился в эту фирму. Орест - прекрасный работник, вот его Лоскутов все и уговаривал остаться. Как ей жить теперь? А мы только что квартиру купили... Да я бы отдала и ее, и все на свете, только бы муж был живой... Надежда: - Лоскутов нам заявил: “Мы ваших мужей не тащили сюда. У нас вообще пять человек 'на место”. Ирина: - Как представлю, какую прибыль только мой муж принес фирме!.. Надежда: - Почему спасся старпом? Он же должен организовать спасение команды, а уж потом сам... Ко мне технолог подходил и рассказал: “В последнее время я с Сашей поссорился. Мы со старпомом запили и пришли попросить у Саши из лавочки (там перед приходом в иниорт опечатываются спиртное и лищние сигареты. - И. Б .) две бутылки водки. А он не дал, мы поругались’ . Ирина: - Ребята говорили, что капитан хотел старпома списать за пьянку. На вахте старпома все и случилось. Надежда: - Друзья удивлялись, как Саша мог пойти в рейс с Таким старпомом. От него столько было уже бед... Но всегда он выходит сухим из воды. Почему, пока работала комиссия, его не могли найти? Где же он так спрятался? ■/■-лИри на: - Лос кутов говорит, *но сами пар)iи просились в рейс. Это правда. А что делать? Вот у Ким ни квартиры, ни денег, ребенок маленький... Да вСе строили какие-то планы. И что удивительно: когда фирме надо, по нескол 1 ку раз лриезж ают, уговариваЮт: А т у т ; . . , ' . -f. ’ ' Зоя: Я только 27 го узнала, услышала по радио. Да они уже дол жiiь; были стоять у моего йоро га .. 3 наю . что у д во их ио гиб ших родственники очень долго ничего не знали, йй Надежда: Через меня узнали, мне на работу Звонили Ирина: - Никому сейчас нет дела до наших еудео. И правду нам никто не говорит. Просто их бросили погибать. А те, кого подобрал “Ленек”, кинулись первым делом свои доллары‘сушить, сами же об vtom 'говорили. Никто но подумал о тех,' кто остался умирать.. Надежда: - Мне сказали, что на судне осталась '.аварийная команда. Странно, что 'бороться за живучесть судна ;оставили .повара, мастера лова, радиста, матроса.. Сейчас, как говорят, спасенные дают противорёчивые показа 1 ия. Й6«iему ? Себя увыгораживают? Ирина: - Почему.первыи н.ют увез только пять человек? Надежда: - Гидрокостюмов не было. И\ предъявили Регистру при проверке в Мурманске .исразу перекинули на другое судно, где предстояла проверка. Хотя некоторые говорят, Что ребята не могли воспользоваться ими.. Я немного сократила то, что говорили женщины, но не стала “причесывать их фразы. Не стану и проверять их! Не тот случай. Велико горе семей моряков, особенно тех, кто даже не смог прощальным поцелуем проводить любимого в вечную разлуку. Горе. Никакими словами тут не поможешь. И все-таки жизнь продолжается. Стыдно за руководителей “Соймы”, что не пришли в каждуюСемью, не валялись в ногах, прося прощения за то, что отправили в рейс такую развалюху. Стыдно за то, что они в столь ми зерны е суммы , судя по справк ам , оценивают труд моряка. Впрочем, справка справкой, а валюту там платили довольно в больших суммах. Платил и живым, и при начислении пеней и она не учитывается. Но ведь сейчас семьям погибших надо жить, по д н и ма т ь д е т ей . Ты с яча д о лл ар о в - слишком мало... Кто же им поможет? И кто расскажет правду?.. v гИ еще. “Люди гибнут за металл...” Если честно, не особенно жалко, когда за металл гибнут в мафиозных разборках. Жутко, когда кто-то наживает ‘ металл”, заставляя других для этого идти по лезвию бритвы, то есть ежечасно рисковать собой. ^ . .Жутко... . 4 РМ №4 2& января-1февраля1996года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz