Рыбный Мурман. 1996 г. Январь.
Христову и забудем наш долг нещись о благочестии благоверного царя, о мире и благоденствии православного христианства” . XIX век стал временем деятельности Феофана Затворника (Вышен- екого), чья намять чтится 23 января. Назовем лишь некоторые должности его Плодотворной учебно-педагогической деятельности: ректор Киевского духовного училища, инспектор Новгородской семинарии, член Русской Духовной миссии в Иерусалиме, ректор Олонецкой духовной академии, настоятель посольской церкви в Константинополе, ректор Санкт- Петербургской духовной академии... Но иоистине счастливым он чувствовал себя лишь в Вышенской пустыне. 20 ЯНВАРЯ отмечается Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Собор означает собрание верующих для прославления молитвами кого-либо, в данном случае Иоанна - последнего ветхозаветного пророка и предтечи христианства. Среди святых, чья память чтится на предстоящей неделе с 21 но 26 января, выделим прежде всего наших русских > угодников. Это преподобный Григорий, чудотворен, Печерский, отличавшийся кротостью, смирением и незлобивостью. Он не стал лукавить перед власть имущими, за что в 1093 году был утоплен в Днепре (память 21 января). Весьма противоречива оценка взаимоотношений царя Иоанна Грозного со святым митрополитом Московским Филиппом (память 22 января). Кстати, сан митрополита Филипп принял после монашеского подвига на Соловках, где был игуменом. Одни историки утверждают, что он стал первым из русских иерархов, дерзнувших восстать святительской властью на произвол и козни царя- тирана (в данном случае иоанновой опричнины). И что якобы именно Малюта Скуратов задушил ираведн ика. Другие историки говорят о заговоре против Иоанна IV, о лжесвидетельстве на митрополита Московского Филиппа с целью Ослабить самодержавную власть. И когда царь с опричной дружиной двинулся, чтобы лично разобраться в измене еретиков, злоумышленники решили убить митрополита, заточенного в Тверской Отрочь монастырь. Потому что Иоанн Грозный шел к Твери, где мог встретиться с оболганным Филиппом, который рассказал бы царю о готовящейся измене. Так или иначе земной жизненный путь святого угодника был насильственно сокращен в 1569 году, но к сегодня актуален призыв С вятителя и гражданина: “На то ли собрались вы, отцы и братия, чтобы молчать, страшась вымолвить истину? Никакой сан мира сего не избавит нас от мук вечных, если преступим заповедь 19 ЯНВАРЯ - КРЕЩЕНИЕ; Это один из двенадцати ( “двунадесятых” , как говорят церковники) православных праздников. Установлен в память крещения Иисуса Христа в реке Иордань, вытекающей из Галилейского озера и впадающей в Мертвое море. По нашим' российским меркам, Иордан можно назвать ручьем, но для жителей Палестины, которую Иордан разделяет на две половины, это самая великая священная река. И в ней Иисус принял крещение от руки своего двоюродного брата Иоанна. Почему же безгрешный Господь практически принудил Иоанна омыть себя в реке, где крестились кающиеся грешники? На этот богословский вопрос представители различных конфессий отвечают по-разному. Православие же напоминает, что свое служение роду человеческому надо начинать с покаяния. Так поступил Богочеловек, гак должны поступать мы... 25 ЯНВАРЯ Церковь называет имя мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших в 226 - 235 годах. Мало кто знает, что Татиана была диакониесой и непоколебимо отстаивала Свою веру в Христа, за что вызвала гнев еретиков, подверглась жесточайшим пыткам и была казнена. В России более известно, что в Татьянин день (в православных святцах только одна святая с таким именем) гуляет студенческий праздник, а сама Татьяна- Татиана стала покровительницей У Крещения есть второе название - Богоявление. Когда Христос вышел из воды, небеса разверзлись и собравшимся явились все Три Лица Божества: Бог Отец свидетельствовал о крещеном Сыне с небес, Сын крестился от Иоанна Предтечи, а Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса. Потому- то и второе имя праздника Богоявление. В этот день и накануне его в церквах нроиеходит освящение воды. Служится торжественный молебен, некоторые верующие в старину прыгали в нрорубь- ’’иордань” . А священник, освящая воду, опускает в нее крест. Кстати, крещенская вода ио- церковиому именуется и является “великой агиасмои” , то есть великой святыней. Употребляется она для окропления храмов, жилищ, служит даже некоторым возмещением для тех, кто ио различным причинам не имеет возможности причащаться Святых Христовых Тайн. Эту воду принято сохранять в доме весь год и пить ее в случае болезни. Московского университета и российских студентов. По о том - отдельный рассказ, не имеющий отношения к православному календарю. В этот день римско-католическая церковь отмечает Обращение святого апостола Наила. Он уверовал в Спасителя спустя несколько лет после Его Вознесения. Будучи ревностным иудеем, Павел участвовал в гонениях на христиан. Однажды на пути в Дамаск ему явился Христос, который спросил: “Зачем ты гонишь Меня?” . Удивленный странным видением, Павел ослеп и исцелился лишь, когда принял крещение. Павел стал проповедником Христианства: его перу принадлежит 14 из 27 книг Нового Завета. ~ Виктор ГЕОРГИ Иоанн Предтеча (современный рисунок) Св. мученица Татиана Н ш Это был не совсем обычный праздник. Щ UWU. Попытаемся воспро извести его картину. . ; Итак, 12 (по новому «- Д p j > календарю - 25 ) января, сто или немногим более ста лет тому назад, в первопрестольной. Утром торжественный молебен в университетской церкви святой Татианы. По окончании публика переходит в актовый зал на столь же торжественное юбилейное заседание с участием всей университетской профессуры, а также самых именитых воспитанников Alma mater и высших властей столицы. Из храма божия - в храм самого изысканного и изощренного красноречия. “Три четверти зала наполняет студенческая беднота, промышляющая уроками: потертые тужурки, блины-фуражки с выцветшими добела когда-то синими околышками... Но между ними сверкают шитыми воротниками роскошные мундиры дорогого сукна на белой шелковой подкладке и золочеными рукоятками шпаг по моде причесанные франтики: это дети богачей” (В. А. Гиляровский. Москва и москвичи). Этот второй, уже светский ритуал длится недолго. Речи короткие, и чем короче - тем дружнее и громче аплодисменты, звучащие благодарностью оратору за лаконичность. Чувствуется, что речи для всех в этом блестящем зале, от ректора до захудалого студента, - лишь прелюдия к завершающему действу - в третье м “храме ” , который исета ри ирнпято пазы вать “храмом Бахуса ” . Центр праздника перемещается в знаменитейший в свое время, ныне не существующий ресторан;‘Эрмитаж” на углу Неглинной и Петровского бульвара, созданный французским кулинаром Оливье. Почтенная публика направляется сюда сразу из университетского актового зала, а многосотенная масса студентов по дороге предварительно “подзаряжается” в пивных и трактирах. Для нее в “Эрмитаже” подготовлен самый нростооный зал: официанты вынесли из него обитую шелком мебель, заменив ее простыми деревянными столами и табуретками; пол густо посыпан, опилками; в буфете и и а к у х н е припасены лишь немудреные холодные К Р ЕЩ ЕН Ь Е ГО СПО ЬН Е В СТАРИНУ день Богоявления назывался у нас Водокрещи, от совершения в этот день водосвятия на реках. По верованию древнерусскому, на день Богоявления, как на Пасху, Ивана Куналу и Рождество Христово, играет солнце. Многие еще верят, что в Богоявленскую ночь открывается небо, и потому она считается самым благоприличным и удобным временем молитвы к Богу ооо веем. Основанием этого поверья послужило, очевидно, сказание Евангелия об отверстии небес при крещении Спасителя и о гласе Бога Отца из отверстых небес. В былое время на праздник Богоявления многие из наших предков, и преимущественно те, которые слишком усердно забавлялись переряживанием на святочных играх, несмотря на суровость и жестокость зимнего времени, часто даже с опасностью для своего здоровья, кидались в проруби в реках после водоосвящения", для очищения себя от прежних грехов. Нельзя не заметить еще, что праздником ; Богоявления заключаются так называемые Святки, и с ними прекращаются все народные святочные развлечения и заоавы переряживания и гадания. Самое явление Божества сопровождается чудесными знамениями, особенно в полночь накануне Рождества Христова и Богоявления. Тогда отверзаются небесные врата: пресветлыи рай, в котором обитает солнце, открывает свои сокровища; воды в реках и источниках приходят в движение и при этом претворяются в вино; на деревьях являются цветы и зреют золотые яблоки. В эти таинственные часы Божество принимает молитвы людей и рассыпает щедрые дары на весь мир: многие верят, что о чем кто помолится отверзтому небу, то и сбудется. Очевидно, *что в этих народных представлениях о святых вечерах выражаются мифические понятия о том, что земной поворот солнца служил к благодатному возбуждению творческих сил в при роде.•• • . “ Церковно-народный месяцеслов на Руси” . 1977 г. закуски, водка да пиво. Студенты движутся к ■‘Эрмитажу” , горланя на всю Москву-матушку разудалые песни. Наибольшей популярностью пользуется своего рода величальная: Да здравствуем Татьяна , Татьяна , Татьяна! Вся наша братья пьяна, : V ПЬЯНО, ПЬЯНО В Татьянин славный день. - А кто виноват? Разве мы? -Н ет ! Татьяна! Да здравствует Татьяна! Разгул приобретает невообразимый размах. Глубокий безумный круговорот подхватывает весь университет, всех студентов, И все кружится, кружится в каком-то фантастическом полубреде, в бешеной вакханалии... Нет денег, чтобы опьянить себя благородным шампанским... Водка и мутное пиво - два напитка Татьянина дня... Распахиваются сюртуки, расстегиваются j тужурки... шум страшиый. То и дело раздаётся звон разбитой посуды. Весь пол и стены облиты пивом. у. : К полуночи “Эрмитажа? становится мало, и наиболее разгульные и состоятельные мчатся на лихачах к “Яpv” и в “Стрельну” ... Карги на принимает ‘фантастическую окраску. Бешенство овладевает всёми. Огон, гул, гром, нечеловеческие крики. Каждый хочет превзойти другого в безумии. Один едет на плечах товарища к стойке, выпивает рюмку и отьезжает ц сторону. Другие лезут на декоративные 4 растения. Третьи взбираются но столбам аквариума вверх. Кто-то купается ■:В" аквариуме. : Иод утро Швейцары “Стрельны” и ‘‘Яра” нередко надписывали мелом г. на . спинах молодежи адреса, я их развозили по 'домам ■“уцелевшие'' товарищи ••• “ Паука и рели гия” .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz