Рыбный Мурман. 1996 г. Сентябрь.
потребитель должен сам о себе заботиться. -- -- Беседовала Наталья БАБАСКИНА. Д И С Л О К А Ц И Я С У Д О В на 24 се БАРЕНЦЕВО МОРЕ. 68, 819. 820, 829,1327,1329,1350, 1360, 698, 705, 708, 709, 716, 718, 722, 1348, 1363, 1364, Об. 311. 1545, 181, 2639, 305, 312, 371, 376, 1363, 01, 602, 619, 626, 630. 688, 1431, 1577, 1411. 1415, 1528, 1532, 1590, 1616, 1632, 1637,1641, 1647, 1658, 1675, 2038, 1582, 1603, 1428, 836, 839, 5014, 5024, 2003, 402, 696, 399, 441, 1378, 1666,8105,275,390, 700,1356,1456; 1488,1508,1555,1595,1611,1613, 1615, 1645, 1649, 1657, 1661, 1663,1683, 7136, 7161, 8098, 8134, 1557, 8104, 1562,01. СВА. 1807, 1808, 1814, 1823, 1832, 127, 2420, 2422, 710, 721, 1317, 1319,1320,1323,1328,1331,1334,1341, 1810,1347,1365,12, 23,1357, 1362, 315, 02, 06, 08, 14, 17, 18, 19,21, 1309, 212, 213, 370, 1644, 1665, 07, 605, 645, 628, 685,1585,1550, 1610,1652. 8204,1442, 381, 777,1437. 1473, 1379, 6101, 2424. 1202, 1303, 1648, 1669, 7202, 1451, 1503, 1602, 1655, 8339, 8071. ЦВА. 1806, 1812, 1819, 1821, 55. 58, 61,62, 64. ЮВА.1816,52, 136, 610, 656. СЗА. 1527, 1553. СЛЕДУЮТ-# ИЙПОРТ, СТОЯТ 8 ИМПОРТ^; 40Q2 (Аллапул), 4013 (Портленд), 449, 378 (Киркенес), 4004, 221 (Пусан), 32 (Шелбурн), 37 (Лас-Пальмас), 275,288 (Новьм Орлеан), 1831 (Куксхафен), 56 (Кейпта- ун), 60 (Санта-Крус), 1837, 807 (Нуадибу), 3 6 ! (Авейру), 09, 2645 -^Рейкьявик), 2014 (Хаммерфест), 246 (Монтевидео). П очти четы ре года сущ е с тв уе т в Мурманске организация, помогающая населению о т с т а и в а т ь свои права. На Ленина, 65 обращаются горожане, столкнувшиеся с недобросовестными продавцами и производителями усл 0 1 - Люди к нам приходят посто янно, редко бывают минуты за- МУРМАНСКОЙ (Окончание. Начало на стр . 5). у р о в е н ь ж и з н и Из общего объема денежных доходов в ян варе - июне 1996 г. население Мурманской об ласти израсходовало: покупка товаров и оплата услуг - 4245,6 млрд. руб. (64,5%), уплата налогов и взносов - ^ 413,5 млрд. руб. (6,3%), накопление сбережений (вклады и ц/б) - 182,7 млрд. руб. (2,8%), покупка валюты -193,3 млрд. руб. (2,9%). В январе - июне 1996 года, в структуре ис пользования денежных доходов по сравнению с январем - июнем прошлого года возросла доля потребительских расходов на 8%, снизи лась доля расходов на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах на 4%, на уплату налогов и взносов - на 2%. Вследствие актив ного расходования населением ранее накоп ленных средств остатки вкладов в коммерческих банках и учреждениях Сбербан ка России уменьшились за июнь 1996 г. на 4,8% и на 01.07.96 г. составили 1092,0 млрд. рублей. ОПЛАТА ТРУДА По результатам обследования Мурманского облкомстата круга предприятий, на которых работает около /0% занятого населения облас ти, следует, что средний доход, начисленный работникам в мае 1996 года, повысился по сравнению с апрелем текущего года на 4% и составил 1514 тыс. рублей. В январе - мае 1996 года на долю 10% наиболее обеспеченно го населения области приходилось 28,6% де нежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного - 2,2% доходов. Среднедушевой денежный доход в группе населения с на именьшими доходами составил в среднем 229,3 тыс. рублей, а в группе с наибольшими доходами - 2946,4 тыс. рублей. Соотношение дохода 10% наиболее и на именее обеспеченного населения снизилось с 13,9 раза в январе - апреле до 12,9 раза в ян варе - мае 1996 года (справочно, в I полугодии 1995 года - 7,4 раза). Численность населения Мурманской облас ти, имеющего доходы ниже, чем по региону в целом, составила в первом полугодии 668,8 тыс. человек, или 63,8%. При этом прожиточ ный минимум, определенный комитетом по труду, занятости и миграции населения об ласти, составил в мае 1996 года 514,0 тыс. руб лей. Денежные доходы 26,8% населения (281,4 тыс. человек) в январе - мае 1996 года были ниже величины прожиточного минимума. Дефицит дохода по Мурманской области, оцениваемый в сумме дополнительных средств, необходимых для доведения доходов малоимущих групп населения до уровня прожи точного минимума, в январе - мае т. г. составил 47 млрд. рублей, или 4,4% по отношению к об щему объему денежных доходов. Начисленная заработная плата в расчете на одного работника по сравнению с апрелем 1996 года повысилась на 5%, а выплаты соци ального характера уменьшились на 14%. Размер реальной заработной платы, рас считанный, исходя из начисленной заработной платы и индекса потребительских цен, соста вил 104 % к уровню апреля 1996 года и 99 % к уровню мая 1995 года. Средняя заработная плата в мае 1996 года обеспечивала 2,7 прожи точных минимума против 2,0 в мае 1995 года. В Мурманской области разрыв в заработной плате самой низкооплачиваемой отрасли (об щественное питание) и самой высокооплачива емой отрасли (железнодорожный транспорт) составил 3,3 раза. ' Средняя заработная плата работников от раслей, где преобладает бюджетное финанси рование (здравоохранение/образование,куль тура и искусство) составляла 59% от уровня заработной платы в промышленности (в мае 1995 года - 45%). Среди областей Северного региона по уров ню оплаты труда Мурманская область в мае за нимала первое место. Далее идут Вологодская, Архангельская области, Республика Коми и Ка релия. ' Задолженность предприятиям и организаци ям Мурманской области по заработной плате, складывающаяся из отсутствия прямого бюд жетного финансирования всех уровней и отсут ствия собственных средств предприятий составила на 24 июня 1996 года только по круп ным и средним предприятиям 313 млрд. руб. При этом за июнь общая задолженность умень шилась на 0.7%, в том числе в промышленнос ти - на 4,1%, на транспорте - на 34 0%. в образовании - на 4,3%, в культуре - на 36,4%, в то же время она увеличилась в строительст ве - на 17,7%, в сельском хозяйстве - на 7,6%, в здравоохранении - на 73,2%. Снижение жизненного уровня в регионе в целом ведет к несбалансированности питания, по данным бюджетного обследования домаш них хозяйств, в январе - мае 1996 года по срав нению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось потребление картофеля, ово щей и растительных жиров. В то же время сни зилось потребление мясо-молочных и рыбных продуктов, яиц, хлебных продуктов и сахара. Вследствие этого увеличивается заболевае мость населения по всему региону и, в частнос ти, в Мурманской области, которая считается одной из самых благополучных. В прошлом году в 5 раз выросла заболеваемость эпидеми ческим паротитом. Крупные вспышки регистри ровались на территории Североморска и Апатитов. С начала года болезнью уже перебо лело 169 человек, в основном школьников. По сравнению с первым полугодием прошлого года сократилось число заболевании дифте рией, коклюшем, бактериальной дизентерией, менингококковой инфекцией, венерическими заболеваниями. Одновременно возросло коли чество случаев заболевания скарлатиной, корью. Данные предоставлены научно -и сследовательским центром "К о н тур ” (М осква) и ре гиональным инфор* мационно-аналитическим центром Центр пра ви тел ь ственной связи ф едерального агентства прави тел ьственной свя зи и информации в М урманской области. тишья, когда в коридоре нет очереди. Скажем, в прошлом году наши сотрудники рассмот рели и довели до логического конца 580 жалоб, а в первом по лугодии нынешнего - уже 374. Кроме того, мы очень много кон сультируем по телефону - зачас тую человеку достаточно узнать свои права, чтобы отстоять их. - Елена Александровна, как вы оцениваете существую щую в стране правовую базу защиты населения от некачес твенных товаров и услуг? - На мой взгляд, произошли положительные сдвиги по срав нению с тем периодом, когда мы только начали работать и ниче го, кроме «Закона о защите прав потребителя», не имели. Наш отдел появился сразу же после выхода этого закона в 1992 году распоряжением главы городской администрации Олега Найдено ва. Законодательство о защите охватывает очень большую сфе ру деятельности - это торговля, бытовое, транспортное обслужи вание, услуги жилищно-комму нального хозяйства и связи - почты, телефона, телеграфа - всего и не перечислить. Везде, где человек платит деньги и вза мен получает услугу, работу либо товар, - сфера деятельнос ти нашего отдела. В последнее время она значительно расши рилась - это платные медицина и образование, гостиничный и туристический сервис. Законодательство постоянно подкрепляется новыми правила ми, которые разрабатывает пра вительство. Создана довольно основательная правовая база для защиты прав потребителей. - Где, кроме консультаций вашего отдела, население мо жет почерпнуть знания о сво их правах? - Наши коллеги из Апатитов собрали воедино все правила, отредактировали и издали сбор ник «Консультант потребителя». В Мурманске он продается в ки осках МАРПИ и, насколько я знаю, хорошо покупается. В пос леднее время регулярно издает ся журнал «Спрос», который пользуется популярностью. В новую редакцию закона «О правах...» введена статья о том, что каждый гражданин России имеет право на образование и просвещение в области защиты прав потребителей. Уже разра ботана школьная программа для чеников старших классов, аши сотрудники и раньше еже годно выходили в школы и рас сказывали, как действует «Закон о защите прав потребителя», но в этом году будем работать бо лее расширенно. - Елена Александровна, к какой сфере торговли и услуг - частной или государствен ной - больше нареканий у на селения? - С муниципальными пред приятиями у нас практически нет проблем - они не хуже нас знают свои обязанности. Так же, как и предприятия крупных акционер ных обществ, отличающиеся стабильной работой. А вот торгующие в ларьках, на Первомайском рынке, на ба заре у «Мурманска» - не знают прав потребителей и знать не хотят. Я говорю с первых дней нашей работы: «Когда едешь на рынок, ты сознательно выбира ешь, конечно, дешевле, но, мо- ВЕСТИ СПРОМЫСЛА АО «МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ». Суда, работающие в Баренце вом море на промысле донных пород, недельный план пищевой рыбопродук ции выполнили. Добывая сельдь в Нор вежской зоне, рыбаки БМРТ «Демянск» перевыполнили план по добыче в 1,5 раза, а БМРТ «Нокуев» - почти в два. СТМ «Николай Репников» и БМРТ «Вы- лпород» перешли на добычу сельди. Среди экипажей, которые у берегов Мавритании ловят скумбрию, лидиру ют БАТ «Петр Сгибнев» и «Капитан Маклаков» - у них результат недели в два раза выше заданного. АО «МуРМАНРЫБПРОМ». По ре зультатам прошедпюй недели в Барен цевом море по группе судов лидирует экипаж GTP «Светловодск» - в два раза перекрыта норма вылова пикши, луч шие уловы трески t у эки! тжа С 1i' «Петрищево» - 132%. Выполнили план по добыче креветки моряки СРТМ-к «Шойна» и «Орлан». Отлично справля ются с заданием рыбаки семи судов, ра ботающие в Норвежской зоне, их суммарная выработка за неделю -150%. АО «СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ», СВА. Моряки плавбазы «Севрыба» с задани ем справились. А экипаж УПС «Профессор Кленова», находящийся в Баренцевом море, план перевыполнил. АО «КАРЕЛРЫБФЛОТ». Отлично справились с заданием недели по добы че трески и сельди в Баренцевом море рыбаки СТМ «Острына», «Оленты», «Освейское», «Однозеро». 1 ЗА 22 ДНЯ СЕНТЯБРЯ В ЦЕЛОМ ПО БАССЕЙНУ ПРОИЗВЕДЕНО: пищевой рыбопро дукции (тыс. тонн) консервов (муб.) рыбмуки (тыс. тонн) кормовой рыбопро дукции (тыс. гони) добыто рыбы (тыс. тонн) - план факг 31,7 .33,6 1,1 ■0,3 1,5 1.2 2.0 0,-1 ш &М &М ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ПОРТ По сообщениям диспетчерских служб флотов, ожидаются: СЕГОДНЯ: IIСТ-1348 «Гёррги- евск» («по зеленой»), ТР-277 «Корал ловый», ТР-872 «Кильдин»; ЗАВТРА: СРТМ-1585 «Добро- вольск»; 30 СЕНТЯБРЯ: С.ТМ -705 «Ордын ский», 722 «Мария Мелентьева», ПСТ-1350 «Мишуков», БМРТ-2645 «Сулой»; 3 ОКТЯБРЯ: СТМ-710 «Николай Репников»; 4 ОКТЯБРЯ: ПСТ-1347 «Гремя- чинск», БМРТ-23 «Николай Куро патка» («по зеленой»). За у то ч н е н и ям и по п р и х о д у с уд о в обращ ай тесь в с п р а в о ч ны е с л уж оы : тралфлот - - 57-40-95, “ Мурманрыбпром” - 57-76-03, “ Севрыбпромразведка” .- 57-23-93, : “ Карелрыбфлот” - 57-63-50 ВЫБОР ЗА ПОТРЕБИТЕЛЕМ ИНТЕРВЬЮ Елена ПАНТЕЛЕЕВА, начальник отдела защиты прав потребителей городской администрации г. Мурманска жет быть - некачественнее, с об весом, с обсчетом. И чтобы по том доказать продавцу, что он продал некачественный товар, придется потрепать немало не рвов». Правда, по гражданскому законодательству суд принимает при отсутствии чека свидетельс кие показания для признания факта покупки у данного продав ца. Что касается маленьких част ных магазинов и ларьков, то практически во всех установле ны кассовые аппараты. Другое дело, что мы сами зачастую не берем чеки. Надо брать, особен но на товары длительного при менения - скажем, партию консервов, которые куплены на зиму и будут открыты не сразу. - В каких ситуациях вы ока зываете помощь потребите лям? - Мы помогаем во всех случа ях, которые законодательно за креплены. Люди обращаются к нам тогда, когда их не устраива ет, как складываются взаимоот ношения со сферой торговли и услуг. Скажем, магазин отказы вается менять или возмещать стоимость бракованного товара, или не отказывает, но и не вы полняет сроки обязательств. В основном мы, безусловно, ми ром улаживаем большинство дел. Мы - та организация, кото рая очень хорошо знает свой права и обязанности предпри ятий. Большинство руководите лей обычно после первой, максимум второй беседы с нами четко уясняют себе, что закон надо чтить и уважать. В суд мы обращаемся только тогда, когда ответчик не желает нас слушать. В судебном поряд ке разрешается не более трид цати процентов наших дел. : . - Обращение в суд влечет за собой какие-либо расходы для истца? - По законодательству защи та прав производится бесплатно для потребителя. Сначала мы оформляем претензию к ответ чику, и если его решение нас не удовлетворило, мы собираем не обходимые документы, состав ляем исковое заявление и представляем интересы челове ка в суде. Если суд признал его правым, госпошлина и издержки возлагаются на виновную сторо ну. Проиграв дело, потребитель также не платит ни копейки. ;В пользу потребителей в про шлом году приняты судебные решения по нескольким искам на возмещение причиненного ущерба в результате перепада напряжения в городской элек трической сети. К торгующим организациям у нас исков очень немного, поскольку немногие ру ководители продолжают настаи вать на своем, зная, что не правы. Обычно иски по торговле в суд мы отправляем только тог да, когда само предприятие уже не существует - оно ликвидиро вано и добровольно с него уже денег не получить. - Всегда ли люди, обраща ющиеся в ваш отдел, безус ловно правы в своих претензиях? - Потребители иногда нега тивно реагируют, когда узнают, что магазину дается 20 дней, чтобы провести экспертизу и ус тановить характер дефекта. Ведь часты ситуации, когда в ру ководстве по эксплуатации ска зано, чего делать категорически нельзя, а покупатели приносят товар с поломкой, возникшей из- за использования аппарата в не штатных условиях. Нередко бывают случаи, ког да человек приобретает товар, уцененный по причине какого- либо дефекта, о котором его предупреждают. Если этот брак проявляется потом при исполь зовании, претензии покупателя считаются необоснованными. Много обращений к нам идет по поводу коммунальной службы, топящей сейчас батареи в квар тирах вполсилы. Согласитесь, неразумно требовать, чтобы сейчас сожгли весь зимний за пас топлива, а потом мерзнуть в глубокие морозы. Мы иногда сталкиваемся с необоснованными претензиями покупателей мебели. Доброка чественную, но не подошедшую по фасону или размеру мебель можно только поменять, возвра щают деньги назад только в слу чае i брака. И : зачастую покупатели, обнаружив в другом магазине более дешевый гарни тур, начинают искать несущес твующие дефекты, чтобы получить деньги за купленный товар назад. Вы знаете, я иногда просто удивляюсь доверчивости многих туристов, купивших тайм-шер (неделю-две отдыха) на различ ных курортах мира вперед на де сятки лет. Отдавая кучу денег, они даже не удосужились пос мотреть, что в договоре нет статьи о расторжении и возврате денег. На- мой взгляд, горожанам нужно обдуманнее подходить к крупным покупкам. Времена го- . сударственной экономики, когда покупателю все вокруг были до лжны и обязаны, прошли. В ны- ------..._..................... условиях :: Н У. 0 :(® гй . 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz