Рыбный Мурман. 1996 г. Сентябрь.
Atf — з д е р е п п а в а н На прошедшем две недели назад совещании по безопасности мореплавания его ор ганизаторы - руководители государственной морской администрации порта с тревогой говорили о неважном техническом состоянии многих судов, о том, что в некоторых компаниях вопросы безопасности мореплавания считают второстепенными. Тревога тем более обоснованна, поскольку приближается осенне-зимний период с его кругло- суточной темнотой, штормами, ураганами, обледенением судов. Моряк обязан уметь противостоять стихии, это ясно любому. А еще и само судно должно быть надежным, чтобы механизмы работали без сбоев, чтобы на случай любой экстремальной ситуации на нем было все необходимое. Скажем, электрическая лампочка - это мелочь? На бере гу, в квартире - возможно, но в море мелочей не бывает, отсутствие банальной лампоч ки, например, на палубе ПСТ, в черную полярную ночь, да еще и в свежую погоду, может обернуться большой бедой. А уж говорить о безопасности, где спасательные плоты прогнившие или система пожаротушения неисправна, конечно же бессмыслен но. Иными словами, к сголь грозному периоду нужно серьезно, основательно готовить ся. Например, так, как в Мурманском траловом флоте. Конечно, в старейшем на бассейне кол лективе схема подготовки к зиме отработана и отлажена за десятилетия. Как обычно, в мае издается приказ по флоту о проведении различных мероприятий на судах, о контро ле за этим процессом, об ответственности на чальников. На судах создают специальные комиссии. В службу главного капитана фло та поступает информация, ее анализируют и т. д. К 1 августа все заканчивается. Готов ли тралфлот к зиме? Как оценивает техническое его состояние заместитель генерального директора флота по мореплаванию Петр Тихонов? - Я бы выше трех баллов не поставил. И особенно тревожно за наших основных тружеников: ПСТ, СТМ. Флот стареет, ста ло быть, он требует большего внимания и больших затрат. А это тем более сложно, что из-за нехватки квоты на донные поро ды рыб мы вынуждены ПСТ ставить в порту на отстой, а это выливается в весьма крупную сумму, ведь даже якорная стоян ка на рейде стоит немалых денег. Поэтому приходится суда группировать, ставить по 3-4 корпуса. А всего их уже около трех де сятков. ^/;: Что касается готовности флота, то, судя по информации, на всех судах проведены мероприятия, проверки по каждой служ бе. Здесь, в порту, суда проверяли и дежур ные по флоту, и инспекторы, и я сам: надежны ли швартовные концы, водола зы осмотрели крепления к бочке. Разуме ется, смотрели и техническое состояние судна, наличие и надежность спасатель ных средств. Петр Афанасьевич листает папку с мате риалами, поступившими с судов. Отчитыва ются механики и радисты, судоводители, электромеханики и т. д. Вроде, все провере но, все надежно. А как гам на самом деле? Сколько нечаянных бед случается в штормо вом море! Сколько раз бывало, что во время жестокого шторма вдруг заглохнет двига тель... Или, не дай Бог, пожар. Да мало ли т п т специалисты ' дотошно, прйдирчиво проверяли все и вся на судах. Не стало этой структуры - вздохнули облегченно. А со временем поняли: ох как нужен такой кон троль! Не потому, что нужен дядя с указ кой, а потому, что :в йкруго^ртп повседневных дел и забот многое ускольза ет из внимания, забывается. И тогда дума ется: ну да ладно, авось пронесет. Особенно такое наглядно проявилось в малых струк турах. Впрочем, речь не о них. К сожалению, не стало еще одного хоро шего старого правила: спасательным бук сирамдежурить в районе промысла. Флоту не по силам заплатить за такое дежурство. Да что говорить о ценах, если, например, работа водолаза стоит больше тысячи дол ларов в час! А как без нее обойтись? В нынешние нфгегкйе времена, конеч но, приходится считать каждый рубль. Но только не там, где речь идет о жизни лю дей. Надо было снабдить каждого моряка ПСТ гидротермическими костюмами (каж дый - около 550 долларов) - снабдили. Уста новили радиобуи на крупных судах. Много чего хорошего сделали. Но в нема лой степени и жизнь моряков, и сохран ность судна зависит от самого экипажа. А потому: V* ; УЛг - Контроль никогда не бывает излиш ним, - заключает нашу беседу Петр Афа насьевич, -убедил ся в этом сам, когда выходил в море. На некоторых судах вро де тишь и благодать, а поглядишь повни мательней - далеко им до благополучия. Забывают, к сожалению, главное морс кое правило: считай себя ближе к опас ности. Инна ВОЛКОВА. чего может произойти!:- Готовы ли моряки работать в столь слож ных условиях, покажут учения по сигналу «Ураган», которые пройдут в этом месяце. В осенне-зимний период в море выйдут флот ские специалисты еще раз проверить, как дела на судах, помочь советом и делом. Вспомнили мы с Петром Афанасьевичем времена, когда «зверствовала» по мнению моряков, Севгосрыбфлотинсгхекция, как ее Ж Экипаж БМРТ «30-летие Победы» обратился с иском в суд. В норвежский суд по определению принудительных платежей. Адвокат Юн Бертельсен, член норвежской коллегии адвокатов, составил требование к суду, а также обоснование требования об аресте. к о н Ф П * 1 в е о е т Цитирую: «Согласно контракту зарплата экипаж а состоит из постоянной части и части, которая выплачива ется от доли выработанной рыбы . Постоянная часть была выплачена членам экипаж а , но они не полу чили свою долю от произведенно го улова . В общей сложности экипажу было выплач ено 130424 доллара США. ...не выплачено 206550 долларов США. ...Требование , думается , не мо ж е т бы ть опровергнуто ответчи ком № 1 (ДО «Виктори». - И. Б.), но подпи савшиеся им ею т сведения , что он возражает против выплаты , так как , вероятно , была реклама ция на поставленную рыбопродук цию. . \ ...В ситуации , в которой они сейчас находятся , они ничего не получат. ... Судно по-прежнему находит ся в Киркен есе , и эки п аж не ж е л а е т п окид ать его, пока не получит расчет. Поэтому нет фор м альны х п р а ви л , ко торы е бы пр еп я тствовали аресту судна, со гласно закону о при вед ении в дей ствие реш ений суда § 1-5. ... Н еобходимо т а кж е у ч и ты вать тот факт, что экип аж факти ч ески у д ерж и в а е т судно в Кир кен есе . Если судно п окин ет К ир к ен е с , это м ож е т со здать большие трудности в получении эки п аж ем сво его п олож енн о го сод ерж ани я ; Ё слй э к и п аж в на стоящ ее вр ем я п о ки н ет судно и по ед ет в Россию , он не будет им еть каки х -либо средств д а в л е ния дл я выполнения своих требо ваний . Т а кж е и звестн о , что в России н ево зм ож н о доби ть ся та ких требований . И сходя и з выш еи зл ож ен н о го , Следует, что им ею тся у слови я ареста судна». Как ахедует расцен ивать этот до кумент? С одной стороны, текст на писан довольно уклончиво, нет ссылок на за коны Норвеги и, оп ира - ТРЕБУЮТ а р ш ясь на которые можно запросто аресто вать судно другого государства. Впрочем, нашим морякам и руководителям флотов такое не в диковинку: сколько раз уже арестовывали в Норвегии российские суда, налагали огромные штрафы, потом извинялись... С другой стороны, почему норвежс кий адвокат берет на себя полномочия ос корблять российский суд? На каком основании? Немаловажно в документе и то, что признается факт: экипаж удерживает суд но в Киркенесе. А так поступать российс кие юристы не рекомендуют: . ГРОМ СРЕДИ ЯСНОГО Н Е Б А ? Как мы уже сообщали, понемногу мятеж ный экипаж осознает, что надо возвращать ся в Россию. И уже несколько моряков в Мурманске. Возможно, и все бы приехали, не будь поддержки их действий со стороны - На фотографиях видны еще и сгустки крови. - Это происходит, когда рыбу подрезают И- сразу на заморозку. Сначала крови не видно, а когда рыба сожмется, сгустки проступают. Есть профсоюзных лидеров. Только как бы до- такой филейчик на фотографии. верчивость моряков не обернулась для них еще большей бедой... й ; Сегодня мы предлагаем вашему внима нию беседу с недавно вернувшимся челове ком, тем, кто в первую очередь отвечает за качество продукции на судне. Владимир Меснянкин, помощник капитана по произ- - Стало быть, вы не находите ни одной причины брака? - Конечно, причины были. Например, реф- механик говорил, что ему механики не давали включать третий компрессор. - Не может быть! . - У него есть журнал, там можно посмот- водсгву, технолог. Специалист со стажем бо- реть, сколько компрессоров работало. лее 20 лет. И все это время качество продукции, которое он контролировал, было безупречным. Что же произошло в этом злополучном рейсе? - Для меня эго - гром среди ясного неба. Никго даже не мог предло;южить.. - Владимир Николаевич, моряки говорят, что фотографии сфальсифицированы. Вы считаете возможным такое? - Если эго было кому-то нужно, то да. Глав- - А если он не записал про это? - Может и такое быть. - - В Абердине привезли на борт ящик с плохой продукцией. И что вы тогда сказали? - И я, и моряки тогда посчитали, что это - случайность: может, с десяток филейчиков, может, одна коробка. Никго немог предпол ожить, что брака будет столько. - А сколько? - В том-то и весь сыр-бор. Даже в Киркенесе ный брак - не наличие плавников, а изменение никто не могдабиться точных гщфр: ко; iичес- цвета филе. Такой цвет бывает при превыше- тво забракованной рыбы и сумма ущерба, со- КТО с к о л ь к о МОЖЕТ.., Для разрешения конфликтной ситуации между экипажем судна «30-летие Победы», бастующим в порту Киркенес, и фирмой «Виктори» нужно собрать около 100 милли онов рублей. Именно эта сумма необходи ма, чтобы дело было принято к рассмотрению в норвежском суде. ■Оказать материальную помощь мятеж ному экипажу планируют профсоюзы всех предприятии рыбной промышленности. 2 млн. рублей решил выделить профком рыб ного порта, 10 млн. рублей поможет собрать профком «Мурманрыбпрома». На все суда Северного бассейна разосланы радиограм мы с просьбой о финансовой поддержке. На вопрос редакции в областной совет профсо юзов: «А вы собираетесь выделить какую-to сумму?» председатель И.К. Чернышенко от ветил: «Конкретную цифру назвать не могу, и вообще считаю ненужным публиковать та кие данные в печати». Скорей всего деньги будут собраны, и кто прав, кто виноват, решит суд. Наталья БРАВИНОВА. нии температурного режима. Когда рыба не- домораживается, глазури меньше и филе как бы подсыхает. - Почему же недомораживали? Гнались за количеством и... - Нет. у нас цикл, который мы не прерыва ем. Не понимаю: первый груз сдали без заме-, чаний, и технологию не меняли. Я бы еще мог понять, как произошел брак, когда были боль шие уловы. Но, судя по имеющимся докумен там, плохое качество и у продукции, которую готовили при небо.!гыних уловах. - Может, организовывали соревнование между вахтами: кто больше заморозит. И, возможно, ночью во т й победы моряки из лишне спешили? >;; - Я не подтверждаю эго и не отрицаю. йН - у вас как строились отношения с моря ками: на жестком постоянном контроле или на доверии? - Сначала к о т роль был жестким, пока? люди освоились, привыкли к работе. Потом - на доверий - И все-таки, как вы контролировали ка^ чесгво? . ~- - Конечно, контроль был визуальный, тут я ничего не Moiy сказать. Знаю, ч то надо термо метром измерять температуру продукции. -А может, причина в передержке сырья? - Это иск)почено. Тогда бы не две г изменiиi- ся, а консистенция мяса.£:'^К:••:>•. ;'л.г v:vV ответствующето этому количеству. - Да что вы, Владимир Николаевич, сыр- бор разгорелся из-за денег, требовали пол ностью валюту за рейс. - Ну это да. Это так. . - Вы приехали только 22-го. Что дер жало вас 20 дней в Киркенесе: угрозы? единство с экипажем? - Когда я понял, что разобраться можно только в России, я поехал. Угроз не было, но если бы я собрался раньше, думаю, меня бы удержали. -Силой?;;.;)'-; - Уте ржали бы. Я видел по настроению людей, tlx психология мне понятия; отра ботали пол года, рассчитывали на опреде ленную сумму и вдруг... - Почему - вдруг? Ваши рыбообработ- чицы заместителю Генерального дирек тора «Мурманрыбпрома» Дацищину говорили> что брак действительно гна ли, что все об этом знают. ‘ - Странно. Хотел бы я эту даму, увидеть, посмотреть ей в г и ;л. Не пало забывал ь. что 70 процентов экипажа работали и в том рейсе, когда наше филе получило европей скую золотую медаль за качество. Мне очень тяжело говорить об этом, я все прпнимаю близко к сердцу.:.;^; Щ ^ № 36 6 - 12 сентября 1996 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz