Рыбный Мурман. 1996 г. Сентябрь.
в МШШ шт. (Окончание. Начало на стр. 1) ...Но основа «Карелрыбфлота» все-таки не форель, а флот. Вот уж где были проблемы! Сейчас мы за кончили реструктуризацию: созда ны две компаний - «Карел граст» и «Помортраст». Обе заняты эксплу атацией флота. Руководят ими наши специалисты; молодые, уме ющие оценить экономику с новых позиций, наладить ее. Получается неплохо. Сократился «калашный» ряд о тстойных судов, в этом году четыре судна отремонтировали. " Основная проблема - постепен ная замена флота. Впрочем, такая проблема не только у нас: стратеги ческую линию на реновацию фло та проводят и «Севрыба», и Мурманский траловый флот, и в целом Госкомрыболовство. Но у нас несколько иной путь решения. Два месяца назад мы получили одобрение нашего проекта судос троения в Государственном гаран тийном комитете министерстве иностранных дел Норвегии. Это - очень серьезно, поскольку комитет стоит на страже не только законов, но и интересов норвежских банков. Схема такова: корпуса судов бу дем строить на петрозаводском «Авангарде», а достраивать в Нор вегии. Вторая кредитная линия, как и у тралфлота, - кредиты под гаран тию государства. Сейчас наши до кументы в Минфине. На них резолюция Президента Ельцина: «При формировании кредитной ческий аппарат - всего 10-12 чело век. Собственниками-то мы Оста лись все равно. Но зато сохранили костяк специалистов. J О WЖ.ЖЛ.УХ .% . ; -Многому уже научились, проблем не убавляется. Вот, с линии на судостроение учесть пот ребности «Карелрыбфлота». Наде емся, что и тут все получится. Поскольку мы хорошо знаем се годняшнее состояние сырьевой базы и то, что ждет нас впереди, бу дем ориентировать один из проек тов на строительство судов для пелагического промысла. - Замечательно! Насколько я помню, Борис Григорьевич, в на чале года очень острой была про блема задержки зарплаты, аж более полугода. Как сейчас? - Еще в мае задолженность до стигала 4,5 млрд. рублей. Сейчас - около двух, причем на этой неделе один миллиард рублей уже пога сим. В эту же сумму входит и за рплата тех, кто сейчас в рейсе. - Я еще хочу вернуться к струк туре управления. Эти трастовые компании в Мурманске... - Заняты вопросами эксплуата ции флота. Они функционируют как агентирующие фирмы и ока зывают услуги по ремонту судов, диспетчеризации, подбору кадров, безопасности мор е т гавания, меха нико-судовой службы. Управлен- - Стало быть, получается рабо тать в новых экономических ус ловиях? но ка жем, совершенно не ожидали, что возникнут трудности со сбытом продукции. Дело в том, что на ры нок полным ходом идет рыбопро дукция «гаражного» производства, это и пресервы, и конченая рыба. Например, вокруг Москвы дей ствуют около четырех тысяч коп тилен. Конечно, ни о качестве, ни о сертифицировании гут и речи быть не может. Да и происхожде ние рыбы весьма сомнительно. И мы смогли пробиться на мос ковский рынок только с продук цией кулинарного цеха. Предложили форель, подписали с при Лужковым и Степановым совмест ное решение. Лужков собрал всех якооы заинтересованных лиц, а те заявили: «Нам это неинтересно». Оказалось, им выгодней возить фо рель из Финляндии и Норвегии, которая в полтора раза дороже на шей. Развал бы;юго рынка сбы та пов лиял и на объемы нашего произ водства: выпускаем вдвое меньше продукции. Хотя сейчас появляет ся надежда на белорусский рынок. Мы создали Беломорскую торго вую компанию с участием муници палитета и белорусских специалистов, она будет зани маться оптовыми поставками: из Белоруссии - продукты животно водства и растениеводства, мы - го товую рыбопродукцию. Компания уже открыла неболь шой магазинов северной стороне Беломорска, скоро появится еще один у нас, а в Петрозаводске - фирменный магазин. стала альтернативой сельскому хо зяйству». PI уже глава правительст ва, делая доклад, говорит: «Видите, Борис Григорьёвич, я не забыл про ~ V». _ '7: ’ - : _ езультаты налицо. У нас за- с оаланса жилье, сейчас пе редаем в доверительное управление городу все паросило вое хозяйство. Оно отвлекало у нас немало оборотных средств/ мы отапливали школу, больницу, дет сад, жилье. Теперь проблемы за купки мазута решает муниципалитет, а мы покупаем у него столько, сколько нужно нам. Но есть затраты, от которых ни куда не деться. Например, порт, доставшийся нам по наследству. Ведь по закону порты не привати зируются, но поскольку наш в со ставе предприятия - получите подарочек! Здесь вопрос очень интересный. Порт находится у Беломорско-Бал тийского канала, а к нему интерес и у военно-морского флота, и у речников, и у лесников. Денег на эксплуатацию канала не хватает, его даже собирались закрывать (две недели назад только пол ностью открыли). Так что Прави тельству России следовало бы иначе посмотреть на эти пробле мы, Я дважды говорил с Черно- мырдйНым: надо учйтьщать стратептческое значение и канала, и порта, гидротехнические сорру- женин которого постепенно выхо дят из строя. Когда мы получили СТМы, стали проводить дноуглу бительные рабо ты, чтобы они мог ли пройти по каналу, где глубина 3,5 м, а у СТМов - 6. Вложили кучу денег, теперь с изменением эконо мической ситуации суда базиру ются на Мурманск (переход в Беломорск - двое суток да столько же назад). Фарватер замывается. Проблема! " , ? - Борис Григорьевич, а куда подевалась знаменитая беломор ская селедочка? - Беда в том, что у нас перес тала Р аботать Беломорская научная ла- оратория. Ее ликвидировали лет пять назад. Мы держали для нее специальное судно, на нем прово дились научные исследования. По чему сельдь не заходит в Белое море? Ведь были времена, когда ее с берега черпали ковшом грейфе ра. Нет науки - нет знаний. >1 гово рил об этом в ГоскомрыбодовСтве, в ПИНРО. Думать же надо! У себя под носом сырье, а мы восполняем отсутствие : ое;юморской сельди океаническими уловами. Затраты- то разные! ^ -'". - :•4. - г: ' В эти дни мы начали сотрудни чество с ПИНРО. Отдаем ему суд но, которое будет работать по программе института, но взамен требуем исследований на Белом море. 13 запустении сейчас добыча морских водорослей, которые мы поставляли Архангельскому рыбо комбинату. Тоже нелегкий вопрос. - Ну и, как водится, традици онный вопрос, ьорис 1 ригорь евич: ваши творческие планы: - Все зависит от отношения Пра вительства России к рыбной отрас ли. Кое-чего удалось добиться. Сколько мы с Львом Семеновичем Брейхманом сделали заходов в Го- сударствекный таможенный коми тет! Сейчас и по НДС, й По тарифам проблемы сняты. Теперь ждем постановления правита Iьства о функционирова- нии рыбной отрасли. Оно поможет решить самые серьезные вопросы. Настораживает, правда, заявление ихгица, мол, все льготы надо >ать и т. д. Не дай Бог, он про ведет эту политику. Тогда мы вер нёмся к проблемам трехлетней давности, инаши беды усугубятся. - Будем надеяться, что этого не произойдет. А я хочу еще вас спросить о фонде: вы упомянули о нем, говоря о приобретении кормов для форели. - Не только. Строим судно для колхоза «XXII годовщина Октября». Помогаем тем, кому это сегодня осо бенно необходимо. Фонд невелик, но и процент не высок. И дело организовано иначе, чём в комбанке, где взял кредит, оту чился какой-то сбой в производ стве - тебе включили «счетчик» и закопали в долгах. Надо бьг такой фонд создать на бассейне за счет сблокированной квОТы, как и у нас, в Карелии. На эти деньги можно закупать сырье для заводов рыбокомбина та напри мер. Бы;I бы собственный кредит ный ресурс. • А еще, на мой взгляд, очень ну^ жён на бассейне союз экспортеров. Как бы мы ни мечтали, спадп р о мысла донных все равно нас туriит. И те, кто рассуждает, что, мол, бу дет меньше рыбы - выше станет ее цена, глубоко заблуждаются. Союз экспортеров, объединение тех, кто добывает рыбу и кто ее продает, помог бы оградить всех их от фи нансового краха. Это - не частный вопрос, э го - государственное дело. - Строите, открываете... го ведь все это! - За последние годы мы вложи ли 25 миллионов долларов в мо дернизацию флота (девять судов модернизировали) и построили два современных производства: коптильный и кулинарный цехи. О форелевом комплексе я уже ска зал. Сейчас очень внимательно анализируем затра ты, кое-что уда ется решить. Республика вообще изменила отношение к рыбной отрасли. Раньше ведь даже строчки такой не было в статистических отчетах - «рыбная промышленность», пиСа- ли: «Пищевая, в том числе...» И когда меня избрали в законода тельное собрание, я заявил: «Что же вы умалчиваете о рыбной от расли? Она же не только держится на плаву, но и во многих районах -Л! Ж Инна БЕРЕЗЮК. Фото Инны КРАЕВОЙ. ■ ........... ....“ ~ Хороша а смешны ее бо Кой не назо причале, вот прана Карелия! Пр гатства. Но, как и вешь. Вот и одит и теплоход на Бело екрасна ее природа. He- всюду, жизнь там елад- жо молчащий кран на морско-Бампииском ка- нале, пустов тельства. авшем все лето, кра Но генеральш сноречивые тому свиде- щ директор АО «Карелрыбфу гио. И с завид гот» Борис Житнш ной энергией подтве Хуверен: все будет хоро- ’рждает свои слова. Вот им, тем, что на снимке, обязате/ го легче и счастливей. На том ci 1 ьно будет жить намно- пошп <<Карелрыбфлот». Ш • «.•* щ •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz