Рыбный Мурман. 1996 г. Сентябрь.

в МШШ шт. (Окончание. Начало на стр. 1) ...Но основа «Карелрыбфлота» все-таки не форель, а флот. Вот уж где были проблемы! Сейчас мы за­ кончили реструктуризацию: созда­ ны две компаний - «Карел граст» и «Помортраст». Обе заняты эксплу­ атацией флота. Руководят ими наши специалисты; молодые, уме­ ющие оценить экономику с новых позиций, наладить ее. Получается неплохо. Сократился «калашный» ряд о тстойных судов, в этом году четыре судна отремонтировали. " Основная проблема - постепен­ ная замена флота. Впрочем, такая проблема не только у нас: стратеги­ ческую линию на реновацию фло­ та проводят и «Севрыба», и Мурманский траловый флот, и в целом Госкомрыболовство. Но у нас несколько иной путь решения. Два месяца назад мы получили одобрение нашего проекта судос­ троения в Государственном гаран­ тийном комитете министерстве иностранных дел Норвегии. Это - очень серьезно, поскольку комитет стоит на страже не только законов, но и интересов норвежских банков. Схема такова: корпуса судов бу­ дем строить на петрозаводском «Авангарде», а достраивать в Нор­ вегии. Вторая кредитная линия, как и у тралфлота, - кредиты под гаран­ тию государства. Сейчас наши до­ кументы в Минфине. На них резолюция Президента Ельцина: «При формировании кредитной ческий аппарат - всего 10-12 чело­ век. Собственниками-то мы Оста­ лись все равно. Но зато сохранили костяк специалистов. J О WЖ.ЖЛ.УХ .% . ; -Многому уже научились, проблем не убавляется. Вот, с линии на судостроение учесть пот­ ребности «Карелрыбфлота». Наде­ емся, что и тут все получится. Поскольку мы хорошо знаем се­ годняшнее состояние сырьевой базы и то, что ждет нас впереди, бу­ дем ориентировать один из проек­ тов на строительство судов для пелагического промысла. - Замечательно! Насколько я помню, Борис Григорьевич, в на­ чале года очень острой была про­ блема задержки зарплаты, аж более полугода. Как сейчас? - Еще в мае задолженность до­ стигала 4,5 млрд. рублей. Сейчас - около двух, причем на этой неделе один миллиард рублей уже пога­ сим. В эту же сумму входит и за­ рплата тех, кто сейчас в рейсе. - Я еще хочу вернуться к струк­ туре управления. Эти трастовые компании в Мурманске... - Заняты вопросами эксплуата­ ции флота. Они функционируют как агентирующие фирмы и ока­ зывают услуги по ремонту судов, диспетчеризации, подбору кадров, безопасности мор е т гавания, меха­ нико-судовой службы. Управлен- - Стало быть, получается рабо­ тать в новых экономических ус­ ловиях? но ка­ жем, совершенно не ожидали, что возникнут трудности со сбытом продукции. Дело в том, что на ры­ нок полным ходом идет рыбопро­ дукция «гаражного» производства, это и пресервы, и конченая рыба. Например, вокруг Москвы дей­ ствуют около четырех тысяч коп­ тилен. Конечно, ни о качестве, ни о сертифицировании гут и речи быть не может. Да и происхожде­ ние рыбы весьма сомнительно. И мы смогли пробиться на мос­ ковский рынок только с продук­ цией кулинарного цеха. Предложили форель, подписали с при Лужковым и Степановым совмест­ ное решение. Лужков собрал всех якооы заинтересованных лиц, а те заявили: «Нам это неинтересно». Оказалось, им выгодней возить фо­ рель из Финляндии и Норвегии, которая в полтора раза дороже на­ шей. Развал бы;юго рынка сбы та пов­ лиял и на объемы нашего произ­ водства: выпускаем вдвое меньше продукции. Хотя сейчас появляет­ ся надежда на белорусский рынок. Мы создали Беломорскую торго­ вую компанию с участием муници­ палитета и белорусских специалистов, она будет зани­ маться оптовыми поставками: из Белоруссии - продукты животно­ водства и растениеводства, мы - го­ товую рыбопродукцию. Компания уже открыла неболь­ шой магазинов северной стороне Беломорска, скоро появится еще один у нас, а в Петрозаводске - фирменный магазин. стала альтернативой сельскому хо­ зяйству». PI уже глава правительст­ ва, делая доклад, говорит: «Видите, Борис Григорьёвич, я не забыл про ~ V». _ '7: ’ - : _ езультаты налицо. У нас за- с оаланса жилье, сейчас пе­ редаем в доверительное управление городу все паросило­ вое хозяйство. Оно отвлекало у нас немало оборотных средств/ мы отапливали школу, больницу, дет­ сад, жилье. Теперь проблемы за­ купки мазута решает муниципалитет, а мы покупаем у него столько, сколько нужно нам. Но есть затраты, от которых ни­ куда не деться. Например, порт, доставшийся нам по наследству. Ведь по закону порты не привати­ зируются, но поскольку наш в со­ ставе предприятия - получите подарочек! Здесь вопрос очень интересный. Порт находится у Беломорско-Бал­ тийского канала, а к нему интерес и у военно-морского флота, и у речников, и у лесников. Денег на эксплуатацию канала не хватает, его даже собирались закрывать (две недели назад только пол­ ностью открыли). Так что Прави­ тельству России следовало бы иначе посмотреть на эти пробле­ мы, Я дважды говорил с Черно- мырдйНым: надо учйтьщать стратептческое значение и канала, и порта, гидротехнические сорру- женин которого постепенно выхо­ дят из строя. Когда мы получили СТМы, стали проводить дноуглу­ бительные рабо ты, чтобы они мог­ ли пройти по каналу, где глубина 3,5 м, а у СТМов - 6. Вложили кучу денег, теперь с изменением эконо­ мической ситуации суда базиру­ ются на Мурманск (переход в Беломорск - двое суток да столько же назад). Фарватер замывается. Проблема! " , ? - Борис Григорьевич, а куда подевалась знаменитая беломор­ ская селедочка? - Беда в том, что у нас перес тала Р аботать Беломорская научная ла- оратория. Ее ликвидировали лет пять назад. Мы держали для нее специальное судно, на нем прово­ дились научные исследования. По­ чему сельдь не заходит в Белое море? Ведь были времена, когда ее с берега черпали ковшом грейфе­ ра. Нет науки - нет знаний. >1 гово­ рил об этом в ГоскомрыбодовСтве, в ПИНРО. Думать же надо! У себя под носом сырье, а мы восполняем отсутствие : ое;юморской сельди океаническими уловами. Затраты- то разные! ^ -'". - :•4. - г: ' В эти дни мы начали сотрудни­ чество с ПИНРО. Отдаем ему суд­ но, которое будет работать по программе института, но взамен требуем исследований на Белом море. 13 запустении сейчас добыча морских водорослей, которые мы поставляли Архангельскому рыбо­ комбинату. Тоже нелегкий вопрос. - Ну и, как водится, традици­ онный вопрос, ьорис 1 ригорь­ евич: ваши творческие планы: - Все зависит от отношения Пра­ вительства России к рыбной отрас­ ли. Кое-чего удалось добиться. Сколько мы с Львом Семеновичем Брейхманом сделали заходов в Го- сударствекный таможенный коми­ тет! Сейчас и по НДС, й По тарифам проблемы сняты. Теперь ждем постановления правита Iьства о функционирова- нии рыбной отрасли. Оно поможет решить самые серьезные вопросы. Настораживает, правда, заявление ихгица, мол, все льготы надо >ать и т. д. Не дай Бог, он про­ ведет эту политику. Тогда мы вер­ нёмся к проблемам трехлетней давности, инаши беды усугубятся. - Будем надеяться, что этого не произойдет. А я хочу еще вас спросить о фонде: вы упомянули о нем, говоря о приобретении кормов для форели. - Не только. Строим судно для колхоза «XXII годовщина Октября». Помогаем тем, кому это сегодня осо­ бенно необходимо. Фонд невелик, но и процент не­ высок. И дело организовано иначе, чём в комбанке, где взял кредит, оту­ чился какой-то сбой в производ­ стве - тебе включили «счетчик» и закопали в долгах. Надо бьг такой фонд создать на бассейне за счет сблокированной квОТы, как и у нас, в Карелии. На эти деньги можно закупать сырье для заводов рыбокомбина та напри­ мер. Бы;I бы собственный кредит­ ный ресурс. • А еще, на мой взгляд, очень ну^ жён на бассейне союз экспортеров. Как бы мы ни мечтали, спадп р о ­ мысла донных все равно нас туriит. И те, кто рассуждает, что, мол, бу­ дет меньше рыбы - выше станет ее цена, глубоко заблуждаются. Союз экспортеров, объединение тех, кто добывает рыбу и кто ее продает, помог бы оградить всех их от фи­ нансового краха. Это - не частный вопрос, э го - государственное дело. - Строите, открываете... го ведь все это! - За последние годы мы вложи­ ли 25 миллионов долларов в мо­ дернизацию флота (девять судов модернизировали) и построили два современных производства: коптильный и кулинарный цехи. О форелевом комплексе я уже ска­ зал. Сейчас очень внимательно анализируем затра ты, кое-что уда­ ется решить. Республика вообще изменила отношение к рыбной отрасли. Раньше ведь даже строчки такой не было в статистических отчетах - «рыбная промышленность», пиСа- ли: «Пищевая, в том числе...» И когда меня избрали в законода­ тельное собрание, я заявил: «Что же вы умалчиваете о рыбной от­ расли? Она же не только держится на плаву, но и во многих районах -Л! Ж Инна БЕРЕЗЮК. Фото Инны КРАЕВОЙ. ■ ........... ....“ ~ Хороша а смешны ее бо Кой не назо причале, вот прана Карелия! Пр гатства. Но, как и вешь. Вот и одит и теплоход на Бело екрасна ее природа. He- всюду, жизнь там елад- жо молчащий кран на морско-Бампииском ка- нале, пустов тельства. авшем все лето, кра Но генеральш сноречивые тому свиде- щ директор АО «Карелрыбфу гио. И с завид гот» Борис Житнш ной энергией подтве Хуверен: все будет хоро- ’рждает свои слова. Вот им, тем, что на снимке, обязате/ го легче и счастливей. На том ci 1 ьно будет жить намно- пошп <<Карелрыбфлот». Ш • «.•* щ •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz