Рыбный Мурман. 1996 г. Сентябрь.

газовых баллонов, где сумели укрыться от непого.- ды наиболее слабые члены экипажа. Более вынос­ ливые срубили находившийся поблизости топографический знак и развели костер. Размахи­ вая горящими головешками, люди пытались при­ влечь к себе внимание проходивших мимо судов, но их усилия оказались тщетными. Так все и проси­ дели у костра до рассвета. А потом несколько чело­ век во главе с капитаном отправились вдоль береговой черты к месту гибели судна. По пути они обнаружили выброшенную на берег и переверну­ тую свою спасательную шлюпку. Под ней оказался живой старший механик Дьячков. Его доставили к костру, завернули в сухое одеяло и оказали необхо­ димую помощь. На берегу был также обнаружен труп старшего помощника капитана. Около 10 утра с проходившего мимо военного ко­ рабля наконец заметили людей, метавшихся по.бе ­ регу с горящими головешками в руках. С корабля спустили шлюпку и сняли с берега трех человек, на­ ходившихся в наиболее тяжелом состоянии. Подо­ шедшие в это время; линейные буксиры «ПронЧищев» и «Надир» сняли остальных членов экипажа. Эта операция проходила в исключительно тяжелых условиях. Ь;' До сих пор перед взором судоводителей прохо­ дящих мимо судов предстают немым укором остан­ ки буксира. «Бесстрашный». * * * Спустя 6 лет, 19 апреля 1966 года, в Кольском заливе произошла еще одна, более тяжелая траге­ дия. Затонул рыболовный сейнер «Баденка» управ­ ления «Мурмансельдь». Вместе с судном исчезли в пучине моря 17 членов экипажа и один пассажир. В процессе расследования причин гибели сейне­ ра многие свидетели показали, что некоторые чле­ ны его экипажа, в том числе капитан и старший механик, были в нетрезвом состоянии. Конкретную причину гибели судна установить не удалось. Однако с уверенностью можно утвер­ ждать, что роковую роль здесь сыграл человечес­ кий фактор: низкая дисциплина на судне, пьянство, безответственное отношение к служебным обязан­ ностям в первую очередь судоводителей. : Владимир ТЕРЦАК, старший моринспектор . ; ^ службы капитана порта. аппаратуру залило водой, что лишило возможнос­ ти передать в эфир сигнал бедствия. После очеред­ ного сильного удара кормовой частью о грунт судно свалилось на левый борт. Через многочисленные пробоины машинное отделение стало быстро за ­ полняться водой. Остановив главный двигатель, механики ушли оттуда. Налетевшей волной унесло за борт стармеха, за­ крывавшего за собой водонепроницаемую дверь. Некоторые члены экипажа хотели бросаться за борт и вплавь добираться до берега, но капитан запретил им это делать. Он распорядился жечь фальшфейеры и пускать ракеты, чтобы привлечь к себе внимание. Вся команда продолжала оставаться на правом крыле мостика, так как волны постоянно перекаты­ вались-через все судно. Старший и второй помощники капитана, третий механик и боцман поднялись на верхний мостик и принялись жечь фальшфейеры. Парашютные раке­ ты они запустить не смогли: у них закоченели руки. Очередной волной сорвало спасательную шлюп­ ку левого борта и унесло в море вместе со шлюп­ балкой. В это время со шлюпочной палубы Исчез ученик моториста, находившийся там и державший­ ся за раструб вентилятора. Через некоторое время волна опять накрыла судно. А когда вода схлынула, то'на верхнем мости­ ке . не оказалось старшего помощника капитана вместе с ящиком для пиротехники. Капитан приказал оставшимся там спуститься на крыло мостика. Однако третий механик, крепко об­ хватив руками стойку антенны радиолокатора, на­ отрез отказался спуститься вниз. В это время часть экипажа находилась на пра­ вом крыле мостика, а другая - в штурманской руб­ ке, где была защита от ветра и волн. Так как все были мокрые, то некоторые стали замерзать. Не выдержала тяжелых испытаний 39-летняя уборщи­ ца Гусакова, спустя два с половиной часа после трагедии она скончалась. Видя такое положение команды, капитан вместе с радиометристом спусти­ лись в жилые помещения и принесли оттуда сухие одеяла и простыни, а также два коробка спичек. Их встретила очередная печальная весть. Скончались 3-й механик Писаренко, находившийся на верхнем мостике, а также матрос Красиков, который был в штурманской рубке. По распоряжению капитана несколько человек стали протягивать леер с мостика на палубу и даль­ ше на левый борт для эвакуации людей на берег. Когда работа была закончена, началась их высад­ ка, которая ’ проходила с большими трудностями (сильный прибой, обледенелые камни, сплошная темень), но закончилась успешно. П рим ерно в полночь оставшиеся в живых собра- лись'-у;светящегося знака Чеврой. Этот знак рабо­ тал в автоматическом режиме, поэтому никаких строений там не было. Кроме небольшой будки для’ Январь 1960 года. Буксир «Бесстрашный» во второй половине дня 20 января направился из пор- топункта Териберка в родной Мурманск. В 16 часов на ходовую вахту на мостике заступил старший по­ мощник капитана Кутихин, на руле - матрос Краси­ ков, в машинном отделении - третий механик Писаренко. Капитан Соин тоже был на мостике. Погода не сулила неприятностей: видимость хо­ рошая, ветер около 14 метров в секунду. Навигаци­ онные приборы работали исправно. На судне имелась радиолокационная станция (РЛС) «Створ». Моряки предвкушали скорую встречу с ро­ дными - оставалось до нее около шести часов. А получилось все иначе: для одних встреча произош­ ла намного позже и была она нерадостной, а для других уже никогда не будет встречи. И буксир ни­ когда не прижмется к мурманскому причалу. Перед выходом из пролива Малый Олений капи­ тан проложил на карте курс (с учетом дрейфа) для входа в Кильдинский пролив и пошел в каюту, что­ бы потеплей одеться. В темной ночи были отчетливо видны огни на ос­ трове Кильдин и на мысе Чеврай, который полого спускается к воде и оканчивается каменистой ко­ сой. Вахтенному помощнику следовало периоди­ чески определять место судна, чтобы оценить, не сильно ли сносит буксир к берегу. А еще включать РЛС для контроля расстояния до берега. Но этого не делалось. Около 18 часов капитан, будучи в каюте, ощутил сильное сотрясение корпуса судна от удара о пре­ пятствие. .Он открыл дверь каюты, чтобы бежать на мостик, но набежавшей волной его отбросило на­ зад. Выбрав момент, когда вода схлынула с палу­ бы, капитан все же добежал до мостика. Судно в это время плотно сидело на каменистой косе мыса Чеврай. Вслед за капитаном на мостике стали соби­ раться остальные члены экипажа, а старший и вто­ рой механики спустились в машину. Всей.команде было приказано надеть спасательные нагрудники и находиться на мостике, у-.;: • , 'Ш М г :SK . 'СВол ны постоя нно перекатывались через судно. Одной из них выбило окна и дверь радиорубки, всю л ^ - . проявляет не нарочито заинтересованность к 8 проектам области. Вывод делайте сами. - И последнее. Как известно, по програм­ ме ТАСИС на обустройство переходов на границах России выделено 25 миллионов ЭКЮ. Губернаторы Комаров и Покка (Фин­ ская Лапландия) настаивают, чтобы часть из этой суммы была ассигнована на сооруже­ ние погранично-таможенного комплекса Салла - Алакуртги. Их усилия увенчаются успехом? - Надеюсь. Правда, Северо-Западное тамо­ женное управление отдает предпочтение Ле­ нинградской области, где в пунктах "Торфяновка" и "Брусничное'' намечено стро­ ительство аналогичных объектов. Но оконча­ тельное решение в октябре-ноябре будет принято в Брюсселе на конкурсной комиссии Евросоюза. ? Вн е р ам ок беседы о стали сь п р о ­ бл емы м о д ер н и зац и и ры бн ой от ­ р асли , но это - о собая тем а . ..•".Беседовал. Леонид ПАВЛОВ. Близится полярная ночь с морозами, метелями, об­ леденением судов и прочими "прелестями". Из года в год рыбакам внушают: в такое время надо быть особен­ но бдительными, осторожными. И трезвыми. Но дохо­ дит не до всякого. Чтобы еще раз предостеречь моряков от легкомысленного отношения к опасности, хочу на­ помнить два трагических случая. Они произошли на на­ шем бассейне. Правда, давно. Но и сегодня не потеряли актуальности, к сожалению. Думается, особенно полез­ но напомнить о них экипажам многочисленных мало­ мерных судов, которые ведут прибрежный промысел и продолжают пополнять печальную статистику прошлых лет. ОТ РЕДАКЦИИ. Может, и сл е д о ва л о бы , пом ня р у с с к ую п о сл о ви ц у «Кто ста рое пом я нет, то м у глаз вон» , и не в о р ош и ть подробно с ти тра гедии чу ть л и не 40 -летней д а в но с ти . HOi к в е л и ком у сож алению , прав В л адим ир П авло вич : а к туа л ьн а пр об л ем а и се го д н я . В о т р у к в а л ь н о на д н я х оче ред но е том у по д тв е рж д е ни е - посад ка на кам н и / н е б о л ьш о го суд на «Смена» о д н о им е н н о й ф и рм ы . С л а ва -Б о гу * что м ор я ки в се ,ж и вы .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz