Рыбный Мурман. 1996 г. Сентябрь.
газовых баллонов, где сумели укрыться от непого.- ды наиболее слабые члены экипажа. Более вынос ливые срубили находившийся поблизости топографический знак и развели костер. Размахи вая горящими головешками, люди пытались при влечь к себе внимание проходивших мимо судов, но их усилия оказались тщетными. Так все и проси дели у костра до рассвета. А потом несколько чело век во главе с капитаном отправились вдоль береговой черты к месту гибели судна. По пути они обнаружили выброшенную на берег и переверну тую свою спасательную шлюпку. Под ней оказался живой старший механик Дьячков. Его доставили к костру, завернули в сухое одеяло и оказали необхо димую помощь. На берегу был также обнаружен труп старшего помощника капитана. Около 10 утра с проходившего мимо военного ко рабля наконец заметили людей, метавшихся по.бе регу с горящими головешками в руках. С корабля спустили шлюпку и сняли с берега трех человек, на ходившихся в наиболее тяжелом состоянии. Подо шедшие в это время; линейные буксиры «ПронЧищев» и «Надир» сняли остальных членов экипажа. Эта операция проходила в исключительно тяжелых условиях. Ь;' До сих пор перед взором судоводителей прохо дящих мимо судов предстают немым укором остан ки буксира. «Бесстрашный». * * * Спустя 6 лет, 19 апреля 1966 года, в Кольском заливе произошла еще одна, более тяжелая траге дия. Затонул рыболовный сейнер «Баденка» управ ления «Мурмансельдь». Вместе с судном исчезли в пучине моря 17 членов экипажа и один пассажир. В процессе расследования причин гибели сейне ра многие свидетели показали, что некоторые чле ны его экипажа, в том числе капитан и старший механик, были в нетрезвом состоянии. Конкретную причину гибели судна установить не удалось. Однако с уверенностью можно утвер ждать, что роковую роль здесь сыграл человечес кий фактор: низкая дисциплина на судне, пьянство, безответственное отношение к служебным обязан ностям в первую очередь судоводителей. : Владимир ТЕРЦАК, старший моринспектор . ; ^ службы капитана порта. аппаратуру залило водой, что лишило возможнос ти передать в эфир сигнал бедствия. После очеред ного сильного удара кормовой частью о грунт судно свалилось на левый борт. Через многочисленные пробоины машинное отделение стало быстро за полняться водой. Остановив главный двигатель, механики ушли оттуда. Налетевшей волной унесло за борт стармеха, за крывавшего за собой водонепроницаемую дверь. Некоторые члены экипажа хотели бросаться за борт и вплавь добираться до берега, но капитан запретил им это делать. Он распорядился жечь фальшфейеры и пускать ракеты, чтобы привлечь к себе внимание. Вся команда продолжала оставаться на правом крыле мостика, так как волны постоянно перекаты вались-через все судно. Старший и второй помощники капитана, третий механик и боцман поднялись на верхний мостик и принялись жечь фальшфейеры. Парашютные раке ты они запустить не смогли: у них закоченели руки. Очередной волной сорвало спасательную шлюп ку левого борта и унесло в море вместе со шлюп балкой. В это время со шлюпочной палубы Исчез ученик моториста, находившийся там и державший ся за раструб вентилятора. Через некоторое время волна опять накрыла судно. А когда вода схлынула, то'на верхнем мости ке . не оказалось старшего помощника капитана вместе с ящиком для пиротехники. Капитан приказал оставшимся там спуститься на крыло мостика. Однако третий механик, крепко об хватив руками стойку антенны радиолокатора, на отрез отказался спуститься вниз. В это время часть экипажа находилась на пра вом крыле мостика, а другая - в штурманской руб ке, где была защита от ветра и волн. Так как все были мокрые, то некоторые стали замерзать. Не выдержала тяжелых испытаний 39-летняя уборщи ца Гусакова, спустя два с половиной часа после трагедии она скончалась. Видя такое положение команды, капитан вместе с радиометристом спусти лись в жилые помещения и принесли оттуда сухие одеяла и простыни, а также два коробка спичек. Их встретила очередная печальная весть. Скончались 3-й механик Писаренко, находившийся на верхнем мостике, а также матрос Красиков, который был в штурманской рубке. По распоряжению капитана несколько человек стали протягивать леер с мостика на палубу и даль ше на левый борт для эвакуации людей на берег. Когда работа была закончена, началась их высад ка, которая ’ проходила с большими трудностями (сильный прибой, обледенелые камни, сплошная темень), но закончилась успешно. П рим ерно в полночь оставшиеся в живых собра- лись'-у;светящегося знака Чеврой. Этот знак рабо тал в автоматическом режиме, поэтому никаких строений там не было. Кроме небольшой будки для’ Январь 1960 года. Буксир «Бесстрашный» во второй половине дня 20 января направился из пор- топункта Териберка в родной Мурманск. В 16 часов на ходовую вахту на мостике заступил старший по мощник капитана Кутихин, на руле - матрос Краси ков, в машинном отделении - третий механик Писаренко. Капитан Соин тоже был на мостике. Погода не сулила неприятностей: видимость хо рошая, ветер около 14 метров в секунду. Навигаци онные приборы работали исправно. На судне имелась радиолокационная станция (РЛС) «Створ». Моряки предвкушали скорую встречу с ро дными - оставалось до нее около шести часов. А получилось все иначе: для одних встреча произош ла намного позже и была она нерадостной, а для других уже никогда не будет встречи. И буксир ни когда не прижмется к мурманскому причалу. Перед выходом из пролива Малый Олений капи тан проложил на карте курс (с учетом дрейфа) для входа в Кильдинский пролив и пошел в каюту, что бы потеплей одеться. В темной ночи были отчетливо видны огни на ос трове Кильдин и на мысе Чеврай, который полого спускается к воде и оканчивается каменистой ко сой. Вахтенному помощнику следовало периоди чески определять место судна, чтобы оценить, не сильно ли сносит буксир к берегу. А еще включать РЛС для контроля расстояния до берега. Но этого не делалось. Около 18 часов капитан, будучи в каюте, ощутил сильное сотрясение корпуса судна от удара о пре пятствие. .Он открыл дверь каюты, чтобы бежать на мостик, но набежавшей волной его отбросило на зад. Выбрав момент, когда вода схлынула с палу бы, капитан все же добежал до мостика. Судно в это время плотно сидело на каменистой косе мыса Чеврай. Вслед за капитаном на мостике стали соби раться остальные члены экипажа, а старший и вто рой механики спустились в машину. Всей.команде было приказано надеть спасательные нагрудники и находиться на мостике, у-.;: • , 'Ш М г :SK . 'СВол ны постоя нно перекатывались через судно. Одной из них выбило окна и дверь радиорубки, всю л ^ - . проявляет не нарочито заинтересованность к 8 проектам области. Вывод делайте сами. - И последнее. Как известно, по програм ме ТАСИС на обустройство переходов на границах России выделено 25 миллионов ЭКЮ. Губернаторы Комаров и Покка (Фин ская Лапландия) настаивают, чтобы часть из этой суммы была ассигнована на сооруже ние погранично-таможенного комплекса Салла - Алакуртги. Их усилия увенчаются успехом? - Надеюсь. Правда, Северо-Западное тамо женное управление отдает предпочтение Ле нинградской области, где в пунктах "Торфяновка" и "Брусничное'' намечено стро ительство аналогичных объектов. Но оконча тельное решение в октябре-ноябре будет принято в Брюсселе на конкурсной комиссии Евросоюза. ? Вн е р ам ок беседы о стали сь п р о бл емы м о д ер н и зац и и ры бн ой от р асли , но это - о собая тем а . ..•".Беседовал. Леонид ПАВЛОВ. Близится полярная ночь с морозами, метелями, об леденением судов и прочими "прелестями". Из года в год рыбакам внушают: в такое время надо быть особен но бдительными, осторожными. И трезвыми. Но дохо дит не до всякого. Чтобы еще раз предостеречь моряков от легкомысленного отношения к опасности, хочу на помнить два трагических случая. Они произошли на на шем бассейне. Правда, давно. Но и сегодня не потеряли актуальности, к сожалению. Думается, особенно полез но напомнить о них экипажам многочисленных мало мерных судов, которые ведут прибрежный промысел и продолжают пополнять печальную статистику прошлых лет. ОТ РЕДАКЦИИ. Может, и сл е д о ва л о бы , пом ня р у с с к ую п о сл о ви ц у «Кто ста рое пом я нет, то м у глаз вон» , и не в о р ош и ть подробно с ти тра гедии чу ть л и не 40 -летней д а в но с ти . HOi к в е л и ком у сож алению , прав В л адим ир П авло вич : а к туа л ьн а пр об л ем а и се го д н я . В о т р у к в а л ь н о на д н я х оче ред но е том у по д тв е рж д е ни е - посад ка на кам н и / н е б о л ьш о го суд на «Смена» о д н о им е н н о й ф и рм ы . С л а ва -Б о гу * что м ор я ки в се ,ж и вы .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz