Рыбный Мурман. 1996 г. Сентябрь.

KATACIPO I I И АВАРИИ ’Рассказ бывшего подводника Северного флота помогает острее прочувствовать драматизм документальной хроники « Беллуны». Александр ПОКРОВСКИЙ Я ВСЕ ЕЩЕ ПОМНЮ... Я все еще помню, что атомные лодки могут ходить п о д в о д о й п о с т о двадцать суток , могут и больше - лишь бы еды хватило, а если рефрижераторы отказа­ ли, то сначала нужно есть одно только мясо - огромными кусками на первое, второе и третье, предварительно замо­ чив его на сутки в горчице, а потом - консервы, на них можно долго продер­ жаться, а затем в ход пойдут крупы и су­ хари - дотянуть до берега можно, а потом можно прийти - сутки-двое на погрузку - и опять уйти на столько же. Я помню свой отсек и все то оборудо­ вание, что в нем расположено; закрою глаза - вот оно передо мной стоит, и все остальные отсеки я тоже хорошо помню. Могу даже мысленно по ним путеш ес­ твовать . Помню, где и какие идут тру ­ бопроводы , где расположены лю к и , Лазы , выгородки, переборочные двери. Знаю, сколько до них шагЪв, если зажму­ рившись, затаив дыхание , в дыму , на ощупь отправиться от одной перебороч­ ной двери до другой. Я помню , как трещит корпус при срочном погружении и как он трещит, когда лодка проваливается на глубину; когда она идет вниз камнем, тогда невоз­ можно открыть дверь боевого поста, по­ тому что корпус сдавило на глубине и дверь обжало по периметру . Такое мо­ жет быть и при «заклинке больших кор­ мовых рулей на погружение». Тогда лодка устремляется носом вниз/ и на глубине может ее раздавить, тогда поч­ ти никто ничего не успеет сделать, а в центральном кричат: «Пузырь в нос! Са­ мый полный назад!» - и тот, кто не удер­ жался на ногах, летит головой в переборку вперемешку с ящиками зипа. Я помню, что максимальный диффе­ рент - 30°, и как лодка при этом зависает, и у всех глаза лезут на лоб и до аналов все мокрое, а в легких нет воздуха, и ти ­ шина такая, что за бортом слышно, как переливается вода в легком корпусе, а потом лодка вздрагивает и «отходит», и ты «отходишь» вместе с лодкой, а внут­ ри у тебя словно отпустила струна, и ноги уже не те - не держат, и садишься на что-нибудь и сидишь - рукой не ше­ вельнуть, а потом на тебя нападает ве­ селье, и ты смеешься, смеешься... Я знаю, что через каждые полчаса вах­ тенный должен обойти отсек и доло ­ жить в центральный ; знаю, что если что-то стряслось , то нельзя из отсека никуда бежать, надо оставаться в нем, задраить переборочную дверь и бороть­ ся за живучесть, а если это «что-то» в от­ секе у соседей и они выскакивают к тебе кто в чем , безумны е , тря сущ и еся , то твоя святая обязанность - загнать всех их обратно пинками , задраи ть дверь на кремальеру и закры ть ее на болт - пусть воюют. И еще я знаю , что лодки гибнут по ­ рой от копеечного во згорания , когда чуть только полыхнуло , замешкались - и уже все гори т , и из цен тральн о го даю т в отсек огнегаситель , да перепу ­ тали и не в тот отсек , и люди гам тр а ­ вятся , а в тот , где горит , даю т воздух вы сокого д авл ени я , конечно же тоже по ошибке, и давятся почему-то топлив­ ные цистерны, и полыхает уже, как в мартене, и люди - надо же, живы еще - бегут, их уже не сдержать; и падает во­ круг что-то, падает, трещит, взрывается, рушится, сметается, и огненные вихри несутся по подволоку, и человек, как со­ ломинка, вспыхивает с треском, и вот уже выгорели сальники какого-нибудь размагничивающего устройства, и отсек заполняется водой, и по трубопроводам вентиляции и еще черт его знает по чему заполняется водой соседний отсек, а в центральном все еще дифферентуют лодку, все дифферентуют и никак не могут отдифферентовать... Книга рассказов «...Расстрелять!» ИНАпресс, С.-Петербург, 1996 г. НААТОМНЫХ ПОДВОДНЫХЛОДКАХ (Глава 8 из доклада объединения «Беллуна» № 2 , 1 9 9 6 г. «Северный флот» - в сокращении) С 1961 года и по сегодняшний день в авариях на советских (русских) атомных подводных лодках погибло, по крайней мере, 507 человек. Наиболее серьезные аварии, вызванные пожарами, заканчивались затоплением подводных лодок. Помимо крупных аварий на АПЛ имели место множество аварийных происшествий и поломок, которые привели к утечке радиоактивности. Большинство АПЛ, потерпевших крупные аварии, базировались на Северном флоте. В этой главе описываются все катастрофы и аварии, произошедшие на советских АПЛ, которые привели к гибели людей или выходу радиоактивности в окружающую среду. КАТАСТРОФЫ НА АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ По состоянию на 1995 год на дне океана покоятся четыре советских атомных подводных лодки (АПЛ). Три подводные лодки СССР погибли в результате аварии и одна была затоплена в Карском море по решению ответственных государственных ведомств ввиду невозможности восстановления и дороговизны утилизации. Все АПЛ принадлежали Северному флоту. Несмотря на временные и географические различия, картины катастроф атомных подводных лодок проходили как бы по одному и тому же «сценарию». 1. Пожар на глубине при возвращении АПЛ с боевой службы. 2. Всплытие АПЛ на поверхность, борьба за живучесть в подводном и надводном положении, при этом, как правило, АПЛ остается без хода и связи. 3. Поступление забортной воды внутрь прочного корпуса. 4. Потеря центральным постом управления борьбой за живучесть АПЛ. 5. Потеря подводной лодкой плавучести и продольной остойчивости. 6.-Опрокидывание, затопление, гибель. Следует отметить, что ядерных аварий, приведших к гибели корабля, на атомном флоте России не было. На Северном флоте имели место аварии ядерных энергетических установок, приведшие к серьезным последствиям. К ним следует отнести аварии, связанные с гибелью или переоблучением личного состава, а также с объемами повреждений корабля, приводящими к дорогостоящему и длительному ремонту или невозможности восстановления и дальнейшей эксплуатации. 08.04.70. Б и с ка й с ки й зали в Первую катастрофу потерпела атомная ПЛ К-8 (пр. 627А класса «Ноябрь») в 1970 г. Она затонула в Бискайском заливе, погибло 52 человека. В апреле 1970 г. подводная лодка возвращалась с учений «Океан». 8 апреля в 3-м (центральный пост) и восьмом отсеках почти одновременно начался пожар. Лодка всплыла в надводное положение. Потушить пожар не удалось, сработала аварийная защита реакторов, лодка практически осталась без электроэнергии. Дизель- генераторы из-за неисправности использовать не удалось. Центральный пост и все прилегающие к нему отсеки были загазованы продуктами горения. В результате пожара в восьмом отсеке были загазованы кормовые отсеки, оставшийся экипаж эвакуирован на верхнюю палубу лодки и на корабли, подошедшие на помощь. Кормовые цистерны главного балласта в процессе оорьбы за живучесть неоднократно продувались для выравнивания дифферента и поддержания плавучести. К 10 апреля, на вторые сутки, был израсходован запас воздуха. В седьмой и восьмой отсеки начала поступать забортная вода. К вечеру 10 апреля часть экипажа была эвакуирована на суда сопровождения. Утром 11 апреля в 6.20 в результате потери продольной остойчивости лодка затонула на глубине 4680 метров. Подробности гибели АПЛ хранились в тайне вплоть до 1991 года. 06.10.86. Северная А тлан ти ка В октябре 1986 года в Атлантике, к северу от Бермудских островов, затонула К-219 (пр. 667А класса «Янки») - стратегическая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. Погибло 4 человека. В октябре 1986 г. на АПЛ, возвращавшейся с боевой службы, произошла авария в ракетном отсеке. Причиной аварии послужил взрыв ракеты в одной из шахт. В результате чего была нарушена герметичность 4-го (ракетного) отсека, в который из аварийной шахты начали поступать пары ракетного топлива, газы продуктов горения и вода. Во время аварии работал только один борт атомной энергетической установки. Подводная лодка всплыла в надводное положение, после чего был введен в действие второй борт энергоустановки. Несмотря на поступление воды, в 4-м аварийном отсеке возник и не утихал пожар. Произошло короткое замыкание в основной силовой сети, сработала аварийная защита реактора правого борта. Компенсирующую решетку реактора правого борта удалось опустить на нижние концевики. При проведении этой операции погиб матрос. Подводная лодка, находясь на поверхности, медленно теряла запас плавучести по причине заполнения водой цистерн главного балласта. Была выведена из действия установка левого борта. Экипаж был эвакуирован на суда спасения, командир остался в рубке вместе с девятью членами команды. Постепенно дифферент на нос. По этой причине подводники были вынуждены покинуть корабль. 6 октября в 11.03 подводная лодка затонула-на глубине 5000 метров. Причина взрыва ракеты в шахте осталась невыясненной. Согласно существующим версиям, пожар возник из-за неисправностей в самой шахте или произошло столкновение К-219 с американской подводной лодкой. АПЛ была оборудована двумя атомными реакторными установками и имела на борту 16 ракет с ядерными боеголовками. 07.04.89. Н орвеж ское море В апреле 1989 года в Норвежском море после пожара под водой и всплытия затонула АПЛ К-278 (пр. 685 класса «Майк» «Комсомолец»), погибло 42 человека. Это был уникальный титановый корабль с глубиной погружения до 1000 метров. В апреле 1989 года лодка возвращалась с боевой службы, находясь на глубине 160 метров в водах Норвежского моря, в 180 км к юго-западу от о. Медвежий. 7 апреля в 11.03 была объявлена аварийная тревога по причине возникновения пожара в 7-м отсеке. Через 11 минут с момента начала пожара АПЛ всплыла на поверхность. В результате пожара возникли короткие замыкания, что привело к срабатыванию аварийной защиты реактора атомной энергоустановки. Пожар был настолько сильным, что произошла разгерметизация системы воздуха высокого давления. Это способствовало усилению пожара. Борьба за живучесть, которую вел экипаж, результатов не имела. Подводная лодка лишилась электроэнергии и запаса воздуха высокого давления. К 17.00 начал резко возрастать дифферент. АПЛ теряла запас плавучести и продольную остойчивость. Началась эвакуация экипажа на спасательные плоты, которых оказалось недостаточно. Спасательные лодки, л сброшенные с самолета, были слишком далеко, и экипаж воспользоваться ими не смог. В 17.08 подводная лодка затонула на глубине 1685 метров. Погибли командир и 41 член экипажа. Плавбаза «Александр Хлобыстов», которая подошла для спасения ■ только через 81 минуту, взяла оставшихся на & поверхности моря, подводников на борт. На плавбазу было поднято 25 моряков и тела пяти погибших. Точной причины возникновения пожара установить не удалось, По одной из версий, пожар возник в результате повышенной концентрации кислорода в 7-м отсеке и короткого замыкания в электрических цепях. ^ Испытания АПЛ перед ее выходом в автономное плавание показали, что лодку нельзя выпускать в море. Имеется также информация, что экипаж на АПЛ не был достаточно подготовлен, что и явилось причиной трагического развития событий. -.л." КРУПНЫЕ АВАРИИ НА АПЛ С ГИБЕЛЬЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА За период эксплуатации атомных подводных лодок на Северном флоте произошло 4 больших аварии с гибелью личного состава. Причиной гибели во всех случаях был пожар. 08.09.67. Норвеж ское море Во время возвращения подводной лодки К- 3 с боевой службы в первом отсеке произошло возгорание гидравлики. При переходе личного состава во второй отсек пожар через открытую переборочную дверь перекинулся дальше. Выделение угарного газа было настолько интенсивным, что уже через несколько минут личный состав первого и второго отсеков не стал отвечать на запросы центрального поста. Кратковременное открытие переборочной двери из третьего отсека во второй для производства разведки привело к загазовыванию и третьего отсека, где личный состав также начал терять сознание. Лодка всплыла в надводное положение, провентилировала третий и четвертый отсеки и в надводном положении с загерметизированным первым и вторым отсеками четверо суток шла в базу. В результате аварии погибло 39 человек. 24.02.72:. Северная А тлан ти ка Лодка возвращалась с боевой службы в Северной Атлантике. В 10.23 был объявлен сигнал аварийной тревоги по причине возникновения пожара в 9-м отсеке. В результате в 10-м отсеке было загерметизировано 12 человек, которых спасли только по истечении 24 дней (18 марта). Причиной пожара стал лопнувший трубопровод гидравлики. В операции по спасению К-19 принимало участие более 30 кораблей и судов. В общей сложности операция длилась около месяца. Подводная лодка возвратилась в базу только 4 апреля. В результате аварии погибло 28 человек. 26.09.76. Баренцево море При возвращении АПЛ. К-47 с боевой службы возник пожар в 8-м отсеке. Причиной пожара было возгорание ветоши в трюме. В результате пожара погибло 8 человек. 18.06.84. Н орвеж ское море При возвращении АПЛ К-131 с боевой службы в базу на Кольском полуострове возник пожар в 8-м отсеке. Причиной пожара стало возгорание одежды на старшине команды электриков. Пожар перекинулся в 7-й отсек. В результате пожара погиоло 13 человек. ПРИЧИНЫ АВАРИЙНОСТИ Каждая авария (катастрофа) имеет свои конкретные причины и виновников. Однако можно выделить три основных фактора, которые определяют уровень аварийности кораблей:: 1. Качество проектирования и строительства кораблей, их оружий й технических средств. ; 2. Качество эксплуатации кораблей и техники, в течение срока их службы. 3. Профессиональная выучка экипажей и организация службы на кораблях. Разработка конкретного проекта, строительство и передача военных технологий и вооружения регламентировались не законами, а указами и постановлениями различных министерств и ведомств, начиная от Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров. В результате сложилась практика, когда лодка передавалась флоту, имея дефектное или неисправное оборудование. В 1989 г. было выявлено 529 недоделок на новых атомных подводных лодках, переданных флоту. В 1990-91 гг. новая атомная подводная лодка была возвращена на судостроитель ный завод после обнаружения многочисленных дефектов в механическом оборудовании. Вероятность аварии повышалась уже после того, как АПЛ входила в боевой состав флота. Основные причины: неудовлетворительное техническое обслуживание, пренебрежение правилами эксплуатаций, неотработанный регламент обращения с техникой й вооружением. Рядовой состав на атомных подводных лодках проходил только 6 месяцев предварительного обучения, чего было явно недостаточно при возникновении на борту лодки предаварийной ситуации. Очень распространенным было безответственное отношение к безопасности и среди специалистов. Можно выделить три основных мероприятия. Которые могли бы сократить количество возникающих аварийных ситуаций: а) переход флота на профессиональную основу; •Р; б) реформы руководящих структур военно- промышленного комплекса; четкое разграничение исполнительных,административных и контролирующих функций; в) разработка, производство и передача кораблей и военной техники должны регламентироваться законом. Без выполнения .этих основных условий уровень аварийности на российских атомных подводных лодках будетоставаться на прежнемуровне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz