Рыбный Мурман. 1996 г. Октябрь.
“ Евгений Борисович, как вы оцени ваете роль рыбной промышленности в экономике области? - В нашем бюджете две основные состав ляющие: горнорудная промышленность и рыбная. Кроме того, доходная часть бюдже та Мурманска в полной мере зависит от ра боты рыбацких предприятий. Так было всегда, так и сегодня. - Плата за ресурсы. Сейчас об этом много говорят. Ваше отношение к этой проблеме? Я 1ВШ КЯШ Ш ЯШ Вш - За природные минеральные ресурсы плата существует. А что касается биологи ческих запасов, я не думаю, что введение этой меры будет способствовать улучшению финансового состояния предприятий. Дру гое дело, если мы говорим о поставках ры бопродукции на отечественный рынок. Если мы хотим создать нормальные условия для работы флотских коллективов, то именно о них, об этих условиях, следует думать в пер вую очередь. Трагизм ситуации в том, что предприятия рыбной промышленности поставлены в очень сложные условия. Они вроде относят ся к аграрному сектору, но для аграриев есть льготы, которых нет у рыбаков. Лишены они и льгот, которые имеют промышленные предприятия других отраслей. Получается, рыбная отрасль между небом и землей, не нужная никому. - А может ли областная администра ция что-либо изменить в пользу рыб ной промышленности? - Вот проект постановления Правительст ва России, согласованный с Министерством экономики. Завтра я с этим документом иду к Черномырдину. Читаем: «В месячный срок рассмотреть предложения администрации Мурманской области об освобождении от та моженных пошлин: 1) предметов материально-технического снабжения, используемых для нужд флотов на промысле и в порту, работ и запасных частей для межрейсового технического об служивания судов независимо от порта бази рования; 2) рыбы, добытой за пределами террито риальных вод и при неблагоприятных метео условиях, перегружаемой в 12-мильной зоне». Это позволит снять часть проблем. А дальше будем добиваться других решений. - Комитет по рыболовству област ной администрации, по убеждению многих, создан лишь для дележа квот. - Был всегда бассейновый принцип управ ления рыбной промышленностью. Мы и се годня за него. Но поскольку орган государственного регулирования - «Севры- ба» - стал акционерным обществом, то есть такой же коммерческой структурой, как и любой флот, «Севрыба» не может занимать-: ся именно государственным регулированием деятельности рыбных предприятий. С таким же успехом эти функции можно было возло жить, скажем, на «Мурманрыбпром» или дру гой флот. Нужен был орган, который бы объективно (я подчеркиваю это слово) зани мался всеми проблемами бассейна, в том числе и дележом квоты, не изыскивая выго ды для собственной структуры. - Евгений Борисович, вы, как руко водитель области, делаете ставку в проблемах инвестирования на Запад или на родное государство? - Если говорить о перспективах развития, в частности рыбной промышленности, то они в первую очередь связаны с обновлением флота. И здесь инвестиции необходимы. Ко нечно, мы бы очень хотели, чтобы это шло из федерального бюджета. Но, к великому со жалению,- так не получается. И программа «Рыба» не выполняется, как программа раз вития марикультуры и так далее. Не от хоро шей жизни флоты пошли на рефлагирование. Но если мы хотим сохра нить рыбацкий флот России, мы вынуждены искать различные пути. Бербоут-чартер - уже доказано практикой - для нас неприемлем. Рефлагирование дает возможность флоту вкладывать средства то ли в новострой, то ли в реконструкцию судов. Конечно, рефла гирование - вынужденная мера. Если бы пра вительство повернулось лицом к нашим проблемам, все могло быть иначе. Рыбная отрасль во всем мире дотируется государст вом. Поэтому мы и добиваемся у правитель ства одного: дайте нам условия работать! Добились некоторого послабления таможен ного гнета, но этого мало. Сейчас снова вы ходим в правительство. Надо сохранить рыбную отрасль, она кормит людей. - Чего не хватает вам в этом кресле губернатора для полного счастья? - Одного постановления правительства или Думы либо указа президента, который бы позволил использовать все имеющиеся возможности Мурманской области, то есть создать условия для работы наших предпри ятий. - Сегодня идут баталии, связанные с бюджетом, в Госдуме. Помнится, и с бюд жетом области складывалась ситуация неординарная. Насколько законным яв ляется сейчас его исполнение? - Областной бюджет на 96-й год Дума ут вердила еще в конце июня. Но утвержден он был со значительным превышением расход ной части над доходной: дефицит депутаты запланировали 45 процентов. А если учесть, что собираемость налогов составляет не более половины необходимого, становится понятным, что этот бюджет неисполним. Ес тественно, администрация с таким положе нием, когда дефицитная «дыра» составляет уже 75 процентов, согласиться не могла. Поэтому мы записали в Закон о бюджете сек вестр, т.е. запрещение. Иными словами, Дума отдала право администрации по свое му усмотрению уменьшать или увеличивать доли расходов по статьям. Что касается проекта бюджета на 97-й год, мы его рассматривали уже неоднократ но в правительстве, в Министерстве финан сов и выработали вариант. Думаю, что в ближайшее время вынесем его на рассмот рение областной Думы. Мы бы могли внести его еще вчера, но, поскольку федеральный бюджет находится тоже в стадии обсужде- - а Кабинет ы власт и Беседовали Инна БЕРЕЗЮК, Сергей МИРОНОВ, Инна КРАЕВА (фото) ния, этого делать не стали. Для нас очень важно принятие российского закона, потому что добились от правительства выделения в 1997 году в качестве помощи 864 миллиар дов по трансферту (чего, кстати, не было в этом году). И если бюджет не будет утверж ден в предложенных пропорциях, мы можем лишиться этих обещанных денег. А это, как вы понимаете, сумма немалая, которая мо жет повлиять на решение многих экономи ческих проблем области. - Евгений Борисович, в свое время очень много' говорилось о создании свободной экономической зоны в на шем регионе. Сегодня все разговоры затихли. Почему? • - Это не потому, что областная админис трация не работает, а из-за того, что наше правительство категорически отвергает лю бые предложения, т. к. Закон о свободной экономической зоне принят пока лишь во втором чтении. Но несмотря на это я вам сейчас зачту пункт из проекта постановления, с которым мы обращаемся в правительство: «Минис терству экономики Российской Федерации, Министерству финансов и т. д. с участием администрации Мурманской области в трех месячный срок разработать и утвердить по рядок создания и функционирования свободной зоны экспортного производства по утилизации кораблей, судов и подводных лодок, предусмотреть льготный налоговый и таможенный режим и упрощенный порядок экспортно-импортных операций». И если это получится (а все предпосылки есть), то в 97-м году мы с вами будем иметь дополни тельный источник зарабатывания средств в бюджет области и внебюджетные фонды. - Ваши оппоненты вас часто упрека ют в том, что из-за бездействия адми нистрации наши региональные банки вытеснены с денежного рынка. Их, дес кать, полностью заменили столичные. В итоге - огромные деньги в виде нало гов оседают в Москве или Санкт-Петер- бурге, не принося пользы области... - Мы делали все возможное, от нас зави сящее, чтобы хоть один мурманский банк смог нормально выживать в этой финансо вой гонке. Но, к сожалению, сегодня у нас нет ни одного столичного банка, который бы работал на экономику области. Возьмем, к примеру, производственное объединение «Апатит» - за ним стоит банк «Менатеп». А, скажем, «Североникель» имеет свой «Мон- чебанк» в Мончегорске. То есть нет у нас московских банков и нет устойчивого какого- либо своего областного. Был один банк, ко торый имел свою разветвленную сеть, - это «Арктикпромстройбанк». Но его учредители, наши крупные предприятия, из-за того, что имеют большие задолженности по налогам, по проплатам во внебюджетные фонды, сами «ушли», оставив недействующие счета в «Арктикбанке». После чего открыли счета в московских банках. И деньги скрывают, ВПЛОТЬ ДО ТОГО, ЧТО ОГрОМНЫе СУММЫ ВОЗЯТ;- чемоданами, чтобы избежать уплаты нало гов. В итоге сегодняшняя недоимка только по областному консолидированному бюдже ту - 543 миллиарда, а в целом, с учетом фе деральных налогов, - за 900 миллиардов рублей перевалила. Словом, чтобы налого вые органы не забрали деньги, они, эти предприятия, выручку от реализации своей продукции пропускают не через наши банки, а через московские. Причем налоговая поли ция не может найти эти счета. И даже если полиция что-то находит, промышленники тут же «перебегают» в другой банк. То есть идет самое настоящее сокрытие налогов, к кото рому у нас в России относятся довольно ли берально и которое в той же Америке считается тягчайшим преступлением. И вер нуть потенциальных клиентов в наши банки практически невозможно, потому что любая «капнувшая» на мурманский счет копейка будет тут же арестована налоговыми органа ми. В результате только 10 процентов денег от реализованной продукции наших крупных предприятий проходит через местные банки, остальные - через Москву, Санкт-Петербург или заграницу. Для иллюстрации могу сказать, что «луж ковский» бюджет на 30 процентов пополня ется за счет банковской деятельности, а наш - менее 0,05 процента. - Каково же все-таки нынешнее пол ожение «Арктикбанка»? - Очень сложное Мы со своей стороны пытались сделать все от нас зависящее, со бирали учредителей, уговаривали вернуть деньги на счета и спасти банк. Но - увы: кре дитов понабрали многие, тот же «Печенгани- кель», Ловозерский комбинат, а никто не возвращает. В итоге банк с самой развет вленной сетью филиалов в области посади ли «в лужу». Но у этого банка были ведь и вкладчики. И вот здесь мы позаботились, и, думаю, ни один вкладчик деньги не потеряет. - Ваш потенциальный соперник на предстоящих выборах Юрий Евдоки мов... - Кто сказал, что только он - потенциаль ный? А почему не Зуб, не Воробьев? А поче му не другой? - Мы имеем в виду то, что именно он делает большую ставку на вексельное обращение при обслуживании бюдже та. - Для нас это вовсе не ново. С векселем мы работаем не первый год, имеем опыт, как, впрочем, и ошибки. Сейчас пытаемся ввести новый вексель, скажем, какого-то на шего предприятия. Как вариант: так называ емый энергетический вексель. Большой долг перед бюджетом у Кольской атомной стан ции. Но это государственное предприятие. В принципе вексель можно было выпустить КАЭС, получив соответствующее разреше ние в министерствах. Они бы рассчитались с нами, мы, в свою очередь, направили бы эту ценную бумагу в счет погашения долга за поставленное тепло. Но... пока задача не находит решения по многим причинам. Хотя переговоры на эту тему ведутся уже не пер вый месяц. Если же говорить о векселе для взаимо расчетов, то мы его используем очень широ ко со многими банками: и по завозу топлива, и за электроэнергию, и даже по налоговым выплатам. Словом, сегодня процентов около сорока расчетов происходит с помощью век селя. А больше мы и не можем - иначе как, скажем, людям зарплату выплачивать, нуж ны ведь «живые» деньги... - Возможно ли когда-то четкое бюд жетно-финансовое разграничение меж ду федеральным и региональным уровнями? До каких пор мы будем го нять в Москву свои деньги, а потом как у моря погоды ждать их для погаше ния задолженности тому же Северно му флоту? - С образованием нашего казначейства перегонка денег в Москву уже закончилась. Все налоги зачисляются на счет РКЦ Цен трального банка. И казначейство, получая из Минфина безденежный реестр, перечисляет деньги, скажем, на науку, милицию и т. д. Никакой коммерческий банк в этой схеме не задействован. - Тем не менее у народа складывает ся впечатление, что вы по старой схе ме ездите в Москву выколачивать деньги... - А это уже вопрос другой. Вот если бы мы смогли добиться полного сбора налогов... Вот смотрите, по заработной плате, без уче та коммунальщиков, наш долг на сегодня со ставляет 91 миллиард. А нам должны предприятия 543 миллиарда рублей. Если бы все должники рассчитались с бюджетом, не надо было бы ездить ни в какую Москву, все бы мы проплатили сами. Ну а поскольку налогов поступает только 50 процентов, при ходится выкручиваться. Какой выход? Первый: векселя и взаимо зачеты. Есть. Второй: деньги взять взаймы у коммерческих банков. Тоже используем. Третий: брать ссуду у правительства. Тоже берем. Хотя правительство нам ничего не должно, в первом полугодии, учитывая наше трудное положение, выделило нам 320 мил лиардов. Сейчас мы снова встречаемся с Черномырдиным, и я буду просить еще 536 миллиардов. - Но так же бесконечно продолжать ся не может.... :t :. - Не может. Во главе угла - улучшение со бираемости налогов. Не знаю пока, хорошее или плохое деяние - создание ВЧК, но будем надеяться, что эта чрезвычайная мера при несет свои плоды. - Евгений Борисович. Предвыбор ная кампания еще только начинается, а уже в ваш адрес посыпались упреки. Например, в редакции есть письмо по поводу вашей встречи с Андреем Ка рауловым и некоей фамильярности в его общении с вами. И второй момент: негативная оценка в норвежской прес се советника Министерства иностран ных дел Туре Гундерсена, касающаяся печатания ваших листовок, профинан сированного одной транспортной ком панией. - По поводу «Момента истины». Вы, на верное, обратили внимание, что в передаче иногда ответ не соответствовал вопросу. Пе редача записывалась восемь часов, а в эфир пошли только 50 минут. Слишком многое вырезали при монтаже. Что каса ется ф амильярности , то мне было пос тавлено условие , о котором я узнал только когда приехал на запись: общение лишь на «ты». Караулов хотел, видимо, показать жесткость вопросов на довери тельном фоне. Таковы были предложен ные правила игры. Что касается зая вл ении в норвеже ко й прессе , то отвечаю : никаких плакатов я не имею. Недели три назад мы обрати-^ лись в норвежскую типографию с прось бой нэпе ча та ть мал е нький пл а ка т . Йз типографии сообщили , что вот такой-то бизнесмен (я его не знаю) предла гает оплатить у сл у ги тй по графи и - мы отказа- • лись. Теперь все зависит от того, как ско ро каждый кандидат получит деньги от избиркома на ведение предвыборной агитации - как это положено по закону. - И последний вопрос. Кто стоит за вами? Партия, какое-то движение? - Моя партия - мурманчане . Дорожу оказанной мне поддержкой многих кол-.$ лективов предприятий и организаций, об щественных объединений , жителей области . На их благо работал все это время и намерен работать дальше. №42 18 - 24 октября 1996 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz