Рыбный Мурман. 1996 г. Октябрь.

“ Евгений Борисович, как вы оцени­ ваете роль рыбной промышленности в экономике области? - В нашем бюджете две основные состав­ ляющие: горнорудная промышленность и рыбная. Кроме того, доходная часть бюдже­ та Мурманска в полной мере зависит от ра­ боты рыбацких предприятий. Так было всегда, так и сегодня. - Плата за ресурсы. Сейчас об этом много говорят. Ваше отношение к этой проблеме? Я 1ВШ КЯШ Ш ЯШ Вш - За природные минеральные ресурсы плата существует. А что касается биологи­ ческих запасов, я не думаю, что введение этой меры будет способствовать улучшению финансового состояния предприятий. Дру­ гое дело, если мы говорим о поставках ры­ бопродукции на отечественный рынок. Если мы хотим создать нормальные условия для работы флотских коллективов, то именно о них, об этих условиях, следует думать в пер­ вую очередь. Трагизм ситуации в том, что предприятия рыбной промышленности поставлены в очень сложные условия. Они вроде относят­ ся к аграрному сектору, но для аграриев есть льготы, которых нет у рыбаков. Лишены они и льгот, которые имеют промышленные предприятия других отраслей. Получается, рыбная отрасль между небом и землей, не нужная никому. - А может ли областная администра­ ция что-либо изменить в пользу рыб­ ной промышленности? - Вот проект постановления Правительст­ ва России, согласованный с Министерством экономики. Завтра я с этим документом иду к Черномырдину. Читаем: «В месячный срок рассмотреть предложения администрации Мурманской области об освобождении от та­ моженных пошлин: 1) предметов материально-технического снабжения, используемых для нужд флотов на промысле и в порту, работ и запасных частей для межрейсового технического об­ служивания судов независимо от порта бази­ рования; 2) рыбы, добытой за пределами террито­ риальных вод и при неблагоприятных метео­ условиях, перегружаемой в 12-мильной зоне». Это позволит снять часть проблем. А дальше будем добиваться других решений. - Комитет по рыболовству област­ ной администрации, по убеждению многих, создан лишь для дележа квот. - Был всегда бассейновый принцип управ­ ления рыбной промышленностью. Мы и се­ годня за него. Но поскольку орган государственного регулирования - «Севры- ба» - стал акционерным обществом, то есть такой же коммерческой структурой, как и любой флот, «Севрыба» не может занимать-: ся именно государственным регулированием деятельности рыбных предприятий. С таким же успехом эти функции можно было возло­ жить, скажем, на «Мурманрыбпром» или дру­ гой флот. Нужен был орган, который бы объективно (я подчеркиваю это слово) зани­ мался всеми проблемами бассейна, в том числе и дележом квоты, не изыскивая выго­ ды для собственной структуры. - Евгений Борисович, вы, как руко­ водитель области, делаете ставку в проблемах инвестирования на Запад или на родное государство? - Если говорить о перспективах развития, в частности рыбной промышленности, то они в первую очередь связаны с обновлением флота. И здесь инвестиции необходимы. Ко­ нечно, мы бы очень хотели, чтобы это шло из федерального бюджета. Но, к великому со­ жалению,- так не получается. И программа «Рыба» не выполняется, как программа раз­ вития марикультуры и так далее. Не от хоро­ шей жизни флоты пошли на рефлагирование. Но если мы хотим сохра­ нить рыбацкий флот России, мы вынуждены искать различные пути. Бербоут-чартер - уже доказано практикой - для нас неприемлем. Рефлагирование дает возможность флоту вкладывать средства то ли в новострой, то ли в реконструкцию судов. Конечно, рефла­ гирование - вынужденная мера. Если бы пра­ вительство повернулось лицом к нашим проблемам, все могло быть иначе. Рыбная отрасль во всем мире дотируется государст­ вом. Поэтому мы и добиваемся у правитель­ ства одного: дайте нам условия работать! Добились некоторого послабления таможен­ ного гнета, но этого мало. Сейчас снова вы­ ходим в правительство. Надо сохранить рыбную отрасль, она кормит людей. - Чего не хватает вам в этом кресле губернатора для полного счастья? - Одного постановления правительства или Думы либо указа президента, который бы позволил использовать все имеющиеся возможности Мурманской области, то есть создать условия для работы наших предпри­ ятий. - Сегодня идут баталии, связанные с бюджетом, в Госдуме. Помнится, и с бюд­ жетом области складывалась ситуация неординарная. Насколько законным яв­ ляется сейчас его исполнение? - Областной бюджет на 96-й год Дума ут­ вердила еще в конце июня. Но утвержден он был со значительным превышением расход­ ной части над доходной: дефицит депутаты запланировали 45 процентов. А если учесть, что собираемость налогов составляет не более половины необходимого, становится понятным, что этот бюджет неисполним. Ес­ тественно, администрация с таким положе­ нием, когда дефицитная «дыра» составляет уже 75 процентов, согласиться не могла. Поэтому мы записали в Закон о бюджете сек­ вестр, т.е. запрещение. Иными словами, Дума отдала право администрации по свое­ му усмотрению уменьшать или увеличивать доли расходов по статьям. Что касается проекта бюджета на 97-й год, мы его рассматривали уже неоднократ­ но в правительстве, в Министерстве финан­ сов и выработали вариант. Думаю, что в ближайшее время вынесем его на рассмот­ рение областной Думы. Мы бы могли внести его еще вчера, но, поскольку федеральный бюджет находится тоже в стадии обсужде- - а Кабинет ы власт и Беседовали Инна БЕРЕЗЮК, Сергей МИРОНОВ, Инна КРАЕВА (фото) ния, этого делать не стали. Для нас очень важно принятие российского закона, потому что добились от правительства выделения в 1997 году в качестве помощи 864 миллиар­ дов по трансферту (чего, кстати, не было в этом году). И если бюджет не будет утверж­ ден в предложенных пропорциях, мы можем лишиться этих обещанных денег. А это, как вы понимаете, сумма немалая, которая мо­ жет повлиять на решение многих экономи­ ческих проблем области. - Евгений Борисович, в свое время очень много' говорилось о создании свободной экономической зоны в на­ шем регионе. Сегодня все разговоры затихли. Почему? • - Это не потому, что областная админис­ трация не работает, а из-за того, что наше правительство категорически отвергает лю­ бые предложения, т. к. Закон о свободной экономической зоне принят пока лишь во втором чтении. Но несмотря на это я вам сейчас зачту пункт из проекта постановления, с которым мы обращаемся в правительство: «Минис­ терству экономики Российской Федерации, Министерству финансов и т. д. с участием администрации Мурманской области в трех­ месячный срок разработать и утвердить по­ рядок создания и функционирования свободной зоны экспортного производства по утилизации кораблей, судов и подводных лодок, предусмотреть льготный налоговый и таможенный режим и упрощенный порядок экспортно-импортных операций». И если это получится (а все предпосылки есть), то в 97-м году мы с вами будем иметь дополни­ тельный источник зарабатывания средств в бюджет области и внебюджетные фонды. - Ваши оппоненты вас часто упрека­ ют в том, что из-за бездействия адми­ нистрации наши региональные банки вытеснены с денежного рынка. Их, дес­ кать, полностью заменили столичные. В итоге - огромные деньги в виде нало­ гов оседают в Москве или Санкт-Петер- бурге, не принося пользы области... - Мы делали все возможное, от нас зави­ сящее, чтобы хоть один мурманский банк смог нормально выживать в этой финансо­ вой гонке. Но, к сожалению, сегодня у нас нет ни одного столичного банка, который бы работал на экономику области. Возьмем, к примеру, производственное объединение «Апатит» - за ним стоит банк «Менатеп». А, скажем, «Североникель» имеет свой «Мон- чебанк» в Мончегорске. То есть нет у нас московских банков и нет устойчивого какого- либо своего областного. Был один банк, ко­ торый имел свою разветвленную сеть, - это «Арктикпромстройбанк». Но его учредители, наши крупные предприятия, из-за того, что имеют большие задолженности по налогам, по проплатам во внебюджетные фонды, сами «ушли», оставив недействующие счета в «Арктикбанке». После чего открыли счета в московских банках. И деньги скрывают, ВПЛОТЬ ДО ТОГО, ЧТО ОГрОМНЫе СУММЫ ВОЗЯТ;- чемоданами, чтобы избежать уплаты нало­ гов. В итоге сегодняшняя недоимка только по областному консолидированному бюдже­ ту - 543 миллиарда, а в целом, с учетом фе­ деральных налогов, - за 900 миллиардов рублей перевалила. Словом, чтобы налого­ вые органы не забрали деньги, они, эти предприятия, выручку от реализации своей продукции пропускают не через наши банки, а через московские. Причем налоговая поли­ ция не может найти эти счета. И даже если полиция что-то находит, промышленники тут же «перебегают» в другой банк. То есть идет самое настоящее сокрытие налогов, к кото­ рому у нас в России относятся довольно ли­ берально и которое в той же Америке считается тягчайшим преступлением. И вер­ нуть потенциальных клиентов в наши банки практически невозможно, потому что любая «капнувшая» на мурманский счет копейка будет тут же арестована налоговыми органа­ ми. В результате только 10 процентов денег от реализованной продукции наших крупных предприятий проходит через местные банки, остальные - через Москву, Санкт-Петербург или заграницу. Для иллюстрации могу сказать, что «луж­ ковский» бюджет на 30 процентов пополня­ ется за счет банковской деятельности, а наш - менее 0,05 процента. - Каково же все-таки нынешнее пол­ ожение «Арктикбанка»? - Очень сложное Мы со своей стороны пытались сделать все от нас зависящее, со­ бирали учредителей, уговаривали вернуть деньги на счета и спасти банк. Но - увы: кре­ дитов понабрали многие, тот же «Печенгани- кель», Ловозерский комбинат, а никто не возвращает. В итоге банк с самой развет­ вленной сетью филиалов в области посади­ ли «в лужу». Но у этого банка были ведь и вкладчики. И вот здесь мы позаботились, и, думаю, ни один вкладчик деньги не потеряет. - Ваш потенциальный соперник на предстоящих выборах Юрий Евдоки­ мов... - Кто сказал, что только он - потенциаль­ ный? А почему не Зуб, не Воробьев? А поче­ му не другой? - Мы имеем в виду то, что именно он делает большую ставку на вексельное обращение при обслуживании бюдже­ та. - Для нас это вовсе не ново. С векселем мы работаем не первый год, имеем опыт, как, впрочем, и ошибки. Сейчас пытаемся ввести новый вексель, скажем, какого-то на­ шего предприятия. Как вариант: так называ­ емый энергетический вексель. Большой долг перед бюджетом у Кольской атомной стан­ ции. Но это государственное предприятие. В принципе вексель можно было выпустить КАЭС, получив соответствующее разреше­ ние в министерствах. Они бы рассчитались с нами, мы, в свою очередь, направили бы эту ценную бумагу в счет погашения долга за поставленное тепло. Но... пока задача не находит решения по многим причинам. Хотя переговоры на эту тему ведутся уже не пер­ вый месяц. Если же говорить о векселе для взаимо­ расчетов, то мы его используем очень широ­ ко со многими банками: и по завозу топлива, и за электроэнергию, и даже по налоговым выплатам. Словом, сегодня процентов около сорока расчетов происходит с помощью век­ селя. А больше мы и не можем - иначе как, скажем, людям зарплату выплачивать, нуж­ ны ведь «живые» деньги... - Возможно ли когда-то четкое бюд­ жетно-финансовое разграничение меж­ ду федеральным и региональным уровнями? До каких пор мы будем го­ нять в Москву свои деньги, а потом как у моря погоды ждать их для погаше­ ния задолженности тому же Северно­ му флоту? - С образованием нашего казначейства перегонка денег в Москву уже закончилась. Все налоги зачисляются на счет РКЦ Цен­ трального банка. И казначейство, получая из Минфина безденежный реестр, перечисляет деньги, скажем, на науку, милицию и т. д. Никакой коммерческий банк в этой схеме не задействован. - Тем не менее у народа складывает­ ся впечатление, что вы по старой схе­ ме ездите в Москву выколачивать деньги... - А это уже вопрос другой. Вот если бы мы смогли добиться полного сбора налогов... Вот смотрите, по заработной плате, без уче­ та коммунальщиков, наш долг на сегодня со­ ставляет 91 миллиард. А нам должны предприятия 543 миллиарда рублей. Если бы все должники рассчитались с бюджетом, не надо было бы ездить ни в какую Москву, все бы мы проплатили сами. Ну а поскольку налогов поступает только 50 процентов, при­ ходится выкручиваться. Какой выход? Первый: векселя и взаимо­ зачеты. Есть. Второй: деньги взять взаймы у коммерческих банков. Тоже используем. Третий: брать ссуду у правительства. Тоже берем. Хотя правительство нам ничего не должно, в первом полугодии, учитывая наше трудное положение, выделило нам 320 мил­ лиардов. Сейчас мы снова встречаемся с Черномырдиным, и я буду просить еще 536 миллиардов. - Но так же бесконечно продолжать­ ся не может.... :t :. - Не может. Во главе угла - улучшение со­ бираемости налогов. Не знаю пока, хорошее или плохое деяние - создание ВЧК, но будем надеяться, что эта чрезвычайная мера при­ несет свои плоды. - Евгений Борисович. Предвыбор­ ная кампания еще только начинается, а уже в ваш адрес посыпались упреки. Например, в редакции есть письмо по поводу вашей встречи с Андреем Ка­ рауловым и некоей фамильярности в его общении с вами. И второй момент: негативная оценка в норвежской прес­ се советника Министерства иностран­ ных дел Туре Гундерсена, касающаяся печатания ваших листовок, профинан­ сированного одной транспортной ком­ панией. - По поводу «Момента истины». Вы, на­ верное, обратили внимание, что в передаче иногда ответ не соответствовал вопросу. Пе­ редача записывалась восемь часов, а в эфир пошли только 50 минут. Слишком многое вырезали при монтаже. Что каса­ ется ф амильярности , то мне было пос ­ тавлено условие , о котором я узнал только когда приехал на запись: общение лишь на «ты». Караулов хотел, видимо, показать жесткость вопросов на довери ­ тельном фоне. Таковы были предложен­ ные правила игры. Что касается зая вл ении в норвеже ко й прессе , то отвечаю : никаких плакатов я не имею. Недели три назад мы обрати-^ лись в норвежскую типографию с прось­ бой нэпе ча та ть мал е нький пл а ка т . Йз типографии сообщили , что вот такой-то бизнесмен (я его не знаю) предла гает оплатить у сл у ги тй по графи и - мы отказа- • лись. Теперь все зависит от того, как ско­ ро каждый кандидат получит деньги от избиркома на ведение предвыборной агитации - как это положено по закону. - И последний вопрос. Кто стоит за вами? Партия, какое-то движение? - Моя партия - мурманчане . Дорожу оказанной мне поддержкой многих кол-.$ лективов предприятий и организаций, об­ щественных объединений , жителей области . На их благо работал все это время и намерен работать дальше. №42 18 - 24 октября 1996 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz