Рыбный Мурман. 1996 г. Октябрь.
№41 11 -17 октября 1996 года Рассказ о нашей поездке в Беломорск "длился" в трех номерах газеты (№ 36, 37, 38). Там было много и подробно сказано и о достижениях ра ботников "Карелрыбфлота", и о их проблемах. Можно бы ста вить точку. Но остались фото графии. Осталась недосказанность о том, чего давно не видели ни у кого больше: в Беломорске строят суда. Итак, заезжаем в Беломорский морской порт, подразделение Бе ломорско-Онежского пароходства. Пустыня! В свое время, закупив СТМы, беломорцы планировали, что тра улеры будут швартоваться-выгру- жаться здесь. Поэтому стали углублять дно, отсыпать террито рию и строить судоремонтный ком плекс. Даже дамбу соорудили. Потом известные экономические события 90-х годов все перекрои ли. Траулеры приходят в Мур манск, порт пустует. Стоят какие-то крошки-суденышки. Стоп, а это что такое третьим корпусом? Оказывается, совер шенное новшество: судно пол ностью из дерева, может ходить под парусом, а в безветрие - с дви гателем. Грузоподъемность - 10 тонн. Построено в Петрозаводском научном морском центре по заказу колхозников. Называется «Ростис лав», работает второй месяц. Ка питан Владимир Прокопук да механик - вот и весь экипаж. Но на судне установлены приборы спут никовой навигации (!) и эхолот, оба - американского производства. Как сказал Владимир, это первое и пока единственное судно такого типа. Крошечный мостик и такой же кубрик, где есть и плитка, и по суда, и три спальных места. Впрочем, судостроением зани маются и в самом Беломорске. Трое ребят, закончив в Петроза водске курсы сборщиков дере вянных судов, увлеченно шьют лодку. У нее высокий форште вень, высокие борта, потом уста новят подвесной мотор и - счастливого плавания, возро жденная поморская лодья! Кста ти, ребята учились именно там, где были построены знаменитые лодьи «Вера», «Надежда» и «Любовь», обошедшие вместе с нашим редактором Виктором Ге орги святые места христианского Средиземноморья. Чем хороша эта лодка? Как объяснили молодые корабелы, она надежней металлической, лучше «сидит» на волне, а пото- UnHbt £ЗЮ№ и инньп /&ЛС/2ОU {фо&о, му бежит быстрей, короче, пред ки наши были не дураки. Парни с завидным старанием что-то пилят, строгают, сосредото ченно вымеряют. А потом будут гордиться: бегает по морю лодья, сшитая руками Саши Семенова, Алеши Широкова, Вити Крашнина. Уже есть заказчик - сам «Карел- рыбфлот». И кто знает. может, мы опять вернемся к добыче рыбы в малых объемах на малых судах. Судя по проектам больших фло тов, в ближайшие годы на Север ный бассейн не поступят крупнотоннажные траулеры. Ко нечно, не лодьи и баркасы соста вят основу флотов, но и не БМРТ или «Моонзунды»... Может, в Карелии лучше других и раньше других увиде ли реальную перспективу. А потому сделали наиболее вер ный шаг в будущее?.. т т т ш з м ж м а г а ж о ш Н Е П Р И В Е Ч А Ю Т В Газета «Фискарен» - издается в Тронхейме. Перевод специсыъио для «РМ». Уже в течение пяти лет российские моря ки доставляют рыбу в норвежские порты, продали ее здесь на многие миллиарды крон и стали значительной составной часгью на шей индустрии и жизни, а потому пора заду маться о том, какой прием получают русские госги в норвежских портах. По заданию руководства рыбной отрасли Финнмарка был подготовлен доклад по этой проблеме. В нем отмечаегся явный недоста ток социально-бытовых услуг, на которые могут рассчитывать российские моряки в Норвегии. В то же время норвежское госу дарство связано международной конвенцией о том, что иностранные моряки должны иметь гарантированный минимум социаль но-бытовых услуг, но это не касается моря ков из России. В отношении их действуют правила, которые скорее напоминают време на «холодной войны». Дирекгор строительного общества в Фин- нмарке Эдгар Хенриксен заявил в интервью: "Когда мы по заданию руководства рыбной отрасли начали готовить этот доклад, то были убеждены, что российские моряки мо гут воспользоваться тем же количесгвом со циально-бытовых услуг, что и их норвежские коллеги. Но сейчас понимаем, что существу ют очень большие различия. Российские моряки работают обычно на больших судах и находягся подолгу вдачи от родных берегов. Несмотря на то, что на ко раблях обычно есть необходимый набор бы товых услуг, самое главное, в чем моряки испытывают недостаток - эго отсутствие пол ной и достоверной информации о том, каки ми правами располагают они на берегу в иностранных поргах. Они не знакомы с нор вежскими традициями и обычаями, языко вой барьер также является серьезным препятствием хцгя их нормального общения за границей. ' \ н.; Наиболее драматическая ситуация скла дывается для российског о моряка, когда ему случается серьезно заболегь за грани цей. Если он воспользуется услугами нор вежского госпиталя, счет за лечение может составлять 100 тысяч крои и привести к полному банкротству. Российские рыбаки - это люди, которые много путешествуют. Обычно Норветя - это не первая страна, которую им прихо дится посещать. Но у нас им явно не хвата ет контактов с местными жителями. Российские моряки хотели бы больше об щаться с норвежскими ковчегами, чтобы узнавать, как живется им, хотели бы посе- щать норвежские семьи, но им редко пред оставляется подобная возможность. К тому же мы склонны причесывать всех русских под одну гребенку. Как до садное недоразумение можно восприни мать тот факт, что на дверях некоторых магазинов только по-русски написано, что торговый зал контролируется видеонаб людением. Я живу уже пять лет в Тромсе, а до это го 12 - в Вадсе. По моим впечатлениям, в магазинах Тромсе воруют больше, чем в магазинах Вадсе. Но это совсем не означа ет, что мне надо подозревать в склонности к воровству всех жителей Тромсе". В многочисленных интервью, которые дают российские рыбаки/утверждается, что им платят за рыбу меньше, чем нор вежцам. Эго утверждение основано скорее на впечатлениях, чем на фактах. В то же время норвежский Рофискчаг (организация, которая занимается посред нической деятельностью между поставщи ками рыбы и оптовыми покупателями) работает над тем, чтобь 1 ^урювия оплаты ДЛЯ российских рыбаков были более спра ведливыми. Рофискчаг полагает, чтоподо зрения россиян о разнице в оплате имеют под собой некоторые основанпя. Юридический консультант Ро<рисклага Гунн Карин Карслен в интервью «Фискаре- ну» заявил, что, по всей видимости, россий ские траулеры не всегда получают соотвегспзующую действительности оцен ку количества крупной рыбы в улове, а по тому не всегда хорошую оплату. Статистика Рофисклага показывает, что количество крупной рыбы в уловах россий ских моряковЪбычно меньше, чем у нор вежских. Причиной тому отчасти является выбор мест’ промысла, частично - промыс ловые орудия. Но эшм объясняется не все. Например, когда Рофискчаг на месте кон тролирует размеры рыбы в улове, в боль шинстве случаев они получают более точные результаты, а не по принципу так называемого «усредненного варианта». По литика Рофискчага такова: информировать рыбаков полностью о том, в какой степени они могут претендовать на оплату за рыбу крупног о размера. Карслен считает, что должны быть еди ные условия обслуживания и единые цены как для норвежских, так и для российских рыбаков. Потому что индустрия, которая оазируется на ошибочном проценте содер жания крупной рыбы в улове и таким обра зом получает более дешевую русскую рыоу, другим концом бьет по норвежским моря кам. Она приводит к тому, что россияне по лучают краткосрочные преимущества в конкурентной борьбе. Вдокладе отмечается, что доставка рыбы российскими судами, начиная с 1991 года, увеличивалась каждый год очень значи тельно, но в этом году кривая резко попол- з j ia вниз. Российские пост авки снизичись по сравнению с прошлый годом на 13 процен тов. И это не может не вызывать беспокой ства как со стороны Рофисклага, гак и со ст ороны промытшгенникрв Норвегии. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛ РОССИИ 11 вносит НОТУ ПРОТЕСТА 2 октября, участвуя в переговорах с норвежскими властями, Генеральный консул РФ в Киркенесе Анатолий Смирнов выразил недоумение по по воду рассмотрения норвежскими су дебными инстанциями иска российского экипажа БМРТ «30-летие Победы». Дело в том, что и сегодня действует соглашение 1974 года между Норвегией и Советским Союзом, под писанное Косыгиным и Браттли. В нем говорится, что власти страны захода судна в случае возникновения кон фликта не имеют права вмешиваться в отношения между капитаном и экипа жем. В данном случае фирма «Викто- ри» выступает в качестве капитана. Генеральный консул напомнил также о примате международного права над внутригосударственным. Анатолий Смирнов вручил Королев скому министерству иностранных дел Норвегии ноту протеста. «Посольство Российской Федера ции свидетельствует свое уважение Королевскому министерству иностран ных дел Норвегии и имеет честь обра тить внимание на то, что норвежский суд по определению принудительных уплат Тана и Варангер принял к рас смотрению дело о трудовом конфлик те между ' бывшим российским экипажем судна МБ-0378 «30-летие По беды» (зарегистрированного под рос сийским флагом) и российскими компаниями «Виктори» и «Мурманрыб пром» (Мурманск). Копия документа . норвежского суда о назначении встре чи сторон прилагается. В связи с тем, что в данном случае речь идет о конфликте между российс ким судовладельцем и российскими гражданами, который уже принят к рас смотрению судебными инстанциями г. Мурманска, посольство просит разъ яснить правовую основу таких дейст вий норвежского суда. Посольство пользуется этим случаем, чтобы воз обновить министерству уверения в своем весьма высоком уважении^' С Осло, 7 октября 1996 года». Р Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz