Рыбный Мурман. 1996 г. Ноябрь.
&r- ршймно-ннФОРМАинонное приложение еженедельник# "рыбный мурман Д еньги ...... Х£хп^ я V5b№^ ^ Н ика Ш ) ^ ^ ■ 0 j$ fk университета А Как, по-вашему, Анатолий ЕВЕНКО, зам . председателя комитета по ры б о л о в с тв у областной администрации - Анатолий Анатольевич, в рыбац кой среде не затухают споры о кон цептуальных программах развития рыбохозяйственного комплекса до 2005 года. Одна из них предложена АО «Севрыба», другая - по заданию облас тной администрации разработана ^творческой группой во главе с препод авателем Мурманского технического натолием Панченко, в чем их коренное раз личие? - Программа «Севрыбы», на мой взгляд, слишком технократична. Упор в ней сделан на обновление флота за счет иностранных кредитов. Мало внимания уделено модернизации береговой пере рабатывающей инфраструктуры. Четко не определена схема управления струк турами бассейна. А программа ученых страдает теоретической декларатив ностью. Но хорошо проработан соци альный блок, Разумно объединить обе программы, взяв из них наиболее прием лемые и полезные положения. - Представление программы группы Панченко все еще не состоялось. Надо ли понимать, что 130 миллионов, за траченных на ее подготовку, расходо- ваны впустую? - Я так не считаю. Она возвращена на доработку. От флотов и береговых пред приятий мы потребовали дополнитель ные сведения* Нас интересуют: количество и типы намечаемых к покуп ке судов, направления модернизации флота, темпы списания кораблей, пред полагаемые объемы вылова рыбы и вы пуска рыбопродукции, вид береговых производств, специализация, мощности, годовая производительность, требуемая численность рабочих, планируемые ис точники инвестиций. С учетом этих дан ных после их анализа в программу будут внесены изменения, названырекоменда ции. Tojibko после этого можно вести речь о завершении рабо^ты. - По сей день нет однозначного мне |0ЛИЦЕНЗИРОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫбОЛООСТВЙ ОБЩЕГО Я ЗЫ К А ния, кому на местном уровне управ лять отраслью: «Севрыбе», вашему ко митету, областной администрации? - Как недоказуют обратное, а «Севры ба» сегодня - сугубо коммерческое акци онерное общество. Управлять отраслью должен государственный орган. Может, есть смысл создать отдельный департа- мент гю рыболовству.или.другое образо вание с независимым статусом, полномочиями для осущест вления еди ной хозяйсгвеннойПрлиТ’ики в регионе. - Если я вас правильно понял, «Сев- рыба» как координатор утратит свои функции и станет равной среди про чих? Верно? - Можно сказать итак. - Точка зрения администрации со впадает с вашей? - Вцелом - да. Администрация и лич но Евгений Комаров (подчеркну сразу - это не-в качестве выражения вернопод даннических чувств зависимого чинов ника) озабочены состоянием рыбохозяйственного комплекса. На не давней встрече с предпринимателями Союза рыбопромышленников Севера Евгений Борисович заверил, что не про тив учредить пост вице-губернатора, а может, заместителя, отвечающего за рыб ную отрасль. Более того, в проект постановления правительства «О мерах по стабилиза ции социа; гьно-экономического положе ния Мурманской области», подготовленного администрацией, включены пункты: учесть предложение администрации об освобождении от та моженных пошлин предметов матери ально-технического снабжения, используемых для нужд флотов на про мысле и в порту, раоот и запчастей для межрейсового обслуживания судов неза висимо от места базирования, рыбы, до бытой за пределами территориальных вод и при неблагоприятных метеоусло виях, пере 1 ружаемой в 1 2 -мильной зоне. Ранее губернатор настоял на 50-процен тном снижении железнодорожных тари фов на перевозки нашей рыбопродукций. Намерен он добит ься на пять лет «замораживания» долгов предприят ий рыбной отрасли, образо- вавигихся в результате несовершенства за конодательной базы по регулированию внешнеэкономическойдеятехъносги. Гоio- вится важное постановление за подписью Комарова «Оподдержке малого предпри нимательства в рыбной сфере». - Близится научно-промысловый со вет в Петрозаводске, где утвердят про- мьппленные квоты на добычу трески и пикши, других объектов океанического и прибрежного промыслов в Баренце вом и Белом морях на следующий год. Наша область не будет обделена? - Наоборот. Мы просим за счет рацио нального перераатреде;тения увеличить общий объем, дополнительно оказать по- MOiгib колхозам, малому бизнесу, науке. Поданы пред/южения в Госкомрыболовст- ва уменьшить квоты «третьим» странам. Ощельнойстрокой подконтролем адми нистрации просим выделить квоту на до бычу трески в размере 1 0 тысяч тонн рыбо!юрерабагываклцим предприятиям и 2 тысячи ТОНН - Мурманской ассоциа ции "Прибрежные промыслы и фермер ские хозяйства'1. Беседовал Леонид ПАВЛОВ. НЕРАВЕНСТВО ПОРТИТ ДРУЖБУ В связи с поступающими в Госкомрыболовства России за просами разъясняем... Лицензия на промышленное рыболовство дает право ли цензиату заниматься указанным в лицензии видомдеятельнос ти в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Действующим законодательством предусмотрено, что для осуществления добычи конкретных видов рыб, других водных животных и растений принадлежащие лицензиату суда или иные рыбодобывающие подразделениядолжны ежегодно получать разрешения на промысел, выдаваемые на срок не более одного года бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболов ства. Пунктом 21 Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденного постановлением Правитель»ства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 967, предусмотрено, что наличие лицензии на промышлен ное рыболовство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, разре шений на право промысла водных биоресурсов. Лицензиат, имеющий лицензию на промышленное рыболов ство в части добычи рыбы, других водных животных и расте ний, может получить в органах рыбоохраны разрешение на промысел тех видов водных биоресурсов, для которых в дан ном году не установлены квоты вылова и промысел которых не запрещается правилами рыболовства. Разрешения на промысел квотируемых в данном году видов водных биоресурсов выдаются только тем имеющим лицен зии пользователям, которые в установленном порядке получи ли квоты вылова соответствующих видов водных биоресурсов. Если в разрешениях Госкомрыболовства России на приоб ретение или переоборудование судна указаны виды водных биоресурсов, для добычи которых предназначается судно, су довладелец, имеющий соответствующую лицензию, имеет пра во на получение квоты вылова этих видов водных биоресурсов для указанного судна. Этот судовладелец также имеет право получить разрешение на промысел неквотируе • мых видов водных биоресурсов, и в случае выделения ему в установленном порядке квот вылова других квотируемых ви дов водных биоресурсов - получить также разрешение и на их промысел. ' - • •. Перечень разрешенных к вылову видов водных бирресур- сов, объемы их вылова, районы, сроки промысла и разрешен ные орудия лова указываются в разрешениях на промысел, выдаваемых по заявке лицензиата его судам или иным рыбоп ромысловым подразделениям, имеющим заверенные копии ЛИЦеНЗИИ. . - ' ■ Юридическим лицам и индивидуальным предпринимате лям, не имеющим лицензий на промышленное рыболовство, разрешения на промысел не выдаются, а их заявки на выделе ние квот вылова водных биоресурсов не принимаются к рас смотрению. Владимир КОРЕЛЬСКИЙ, председатель Государственного Комитета РФ по рыболовству. СОТРУДНИЧЕСТВО Виктор ГОРОХОВ, главный специалист по л и цензионному и конвенцион ном у ры боловству ЗАО «Севрыба» В первой половине ноября в Тромсе (Норвегия) состоится засе дание очередной, 25-й сессии Сме- шанной российско-норвежско й комиссии по рыболовству (СРНК). Были разные моменты, как пол ожительные, так и негативные, в развитии наших отношений, од нако едино стремление обеих сто рон к сохранению и рациональному испол ьзованию биологических ресурсов Баренце ва и Норвежского "морей, общих для России и Норвегии запасов, являющихся залогом благополу чия рыбаков двух стран. Специалисты России и Норве гии пытаются совместно решить проблемы, возникающие при про мысле судов в зонах друг друга. Установлены прямые контакты между контролирующими орга нами двух стран, налажен посто янный обмен информацией, инспектора рыбоохраны присут ствовали в качестве наблюдателей на инспекционных судах друг друга, проводятся совместные се минары инспекторов двух стран, разрабатываются единые совмест ные переводные коэффициенты на рыбопродукцию. Однако не всегда стороны на ходят понимание в решении про блем. В чем же причина разногласий? Естественно, что каждая из сто рон защищает интересы своих ры- оаков. Но в то же время обе страны несут равную ответствен ность за сохранение, восстановле ние и рациональное использование общих рыбных ре сурсов. Следовательно, и меры ре гулирования промысла для рыбаков должны оыть одинаковы ми для рыбаков России, Норвегии и третьих стран. Что касается мер регулирова ния промысла в Российской эко номической зоне, то они практически одинаковы как для российских, так и для иностран ных судов. А в Норвежской эконо мической зоне правила для своих рыбаков отличаются от предписа ний по рыболовству для инос транных судов. Например, с введением 1 янва ря 1994 года в НЭЗ семи контроль ных точек российские суда, прежде чем выйти за пределы НЭЗ, обязаны пройти контроль в одной из этих точек, которые рас положены вдоль 1 2 -мильной ры боловной границы Норвегии. Суда, ведущие промысел в северо- восточной части НЭЗ, вынуждены совершать переходы в южную часть НЭЗ в контрольную точку для того, чтобы выйти из НЭЗ на северо-запад моря. При этом за траты промыслового времени на переходы составляю т 2-3 суток. В результате переговоров со специa j iйстами Директората ры- боловства и береговой охраны Норвегии в настоящее время по рядок изменён, и суда могут про йти контроль непосредственно в районе промысла, если в этот мо мент там находится корабль бере говой охраны. Но вот другой пример, касаю щийся ведения промыслового журнала при работе в НЭЗ. Нор вежские капитаны имеют возмож ность вносить корректив суточного улова в промысловом журнале по количеству произве дённой за сутки рыбопродукции, а российские капитаны, в соответ ствии с норвежскими предписани ями по рыболовству в НЭЗ, обязаны записывать в промысло вый журнал вылов каждого трале ния по визуальной оценке с точностью до килограмма, что практически невозможно. Вносить корректив в записи промжурнала запрещено, и потому всегда полу чаются расхождения в цифрах. За это не раз наших капитанов штра фовали. Директорат рыболовства ограничивается обещаниями рас смотреть' данную проблему... И еще одна проблема, которая требует справедливого решения. В течение последних пяти лет дей ствует запрет на прямой промысел синекорого палтуса. Кроме этого на заседании СРНК принято ре шение об ограничении прилова синекорого палтуса: не более 5% от веса улова в каждом отдельном тралении при промысле других видов рыб. Несмотря на запрет, Норвегия продолжает ограниченный при брежный промысел синекорого палтуса и наращивает его вылов. Так, если в 1992 году, когда был введен запрет, норвежские суда выловили 8,3 тыс. тонн, то в Г995 году вылов палтуса составил 9,2 ты с , а в 1996 году ожидается вы лов в объеме 12 тыс. тонн. Более того, в одностороннем порядке введено правило допустимого прилова палтуса в размере не бо лее 5% по весу от общего улова на борту судна и от выгружаемого улова. В чем же различие этого нор вежского правила от формулиров ки релгения сессии СРНК и каковы последствия его примене ния? г ’ Казалось бы, эти две формули ровки имеют незначительное от личие, но /тля российских рыбаков оно выразилось выплат ой штраф ных санкций и получением пред упреждений от инспекторов береговой охраны. К Примеру,;российское судно приступило к промыслу трески и пикши в Норвежской экономичес кой зоне, и в одном из тралений прилов синекорого палтуса пре высил 5% от веса улова. В"соответ ствии с правилами рыболовства и форму; 111 ровкой решения СРНК капитан, чтобы не допустить тако го прилова в очередном тралении, меняет позицию и глубину следу ющего траления. Одна ко до опре деленного момента количество выловленного палтуса все еще превышает 5% от общего вылова судна в НЭЗ (в соответствии с нор вежским предписанием). Возмож но, ттри последующих тралениях тогоПалтуса не будет и на 1 %, но до этого момента на борт судна прибывают инспектора береговой охраны и предъявляют претензии капитану в нарушении норвежс ких правил рыболовства... За это в текущем году одно российское судно было арестовано и несколько капитанов получили предупреждения. Зато норвежские ыбаки, пользуясь предписанием иректората рыболовства, перед окончанием работы и выгрузкой в порту... долавливают синекорый палтус до уровня 5% от рбщещ улова трески и пикши на борту судна. То есть по сути вели бра коньерский промысел палтуса, тем самым еще более усугубляя состо яние запаса этой ценной рыбы. Такое положение вызывает спра ведливое возмущение российских рыбаков. Попытки с нашей стороны урегулировать этот boiiрос и гiри- вести нор 1 ^жск 6 е предписан 11 е в со ответствие с формулировкой сессии СРНК не находит понимания ипод держки со стороны Директората рыболовства Норвегии. ; £ Надеемся, что на предстоящем заседании СРНК будут приняты со ответствующие решения по урегу- лированию вопроса о прилове синекорого палтуса при промысле других видов рыб и прекращению - любого его промысла вцелях восста новления запаса. . Мы всегда стрем i р 11 icb и будем стремиться к паbi ioi iравному со-;; трудничеству. С'ч i паем, что именно равные условия позволят: рацио нально использовать наши общие рыбные ресурсы тi будут ci юсоб- сттюватъ их сохрг!нению и врспроиз- водсгву. .V .- № 44 1 - 7 ноября 1996 года }
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz