Рыбный Мурман. 1996 г. Ноябрь.
Кольский, т т вы б о р т , ВИДЕОКАССЕТ КИИопт АУДИОКАССЕТ специалиста-лрактика. нить этот рычаг и в отношении Сегодня имеется необходимая шителей по безопасной экспг правовая база для обеспечения без- ции судов, опасности мореплавания. Приказом В настоящее время сове| № 1 1996 года Госкомрыболовство ствуется структура управлену утвердило «Руководство по приме- ; бопромысловым флотом. нению Международного кодекса по конечно, на первое место ста управлению безопасной эксплуата- вопросы безопасности мореп ЗАРПЛАТУ ПОЛУЧАЕМ ВОВРЕМЯ Два года тому назад спасатели из «Севрыбхолодфлота» перешли под крыло «Севрыбы». Многое с тех пор переменилось и всякое случа лось. Жизнь фирмы за эти два года спокойной не назовешь - не то вре мя. Но в отношении зарплаты спа сатели спокойны: в отличие от многих других фирм платят им во время и сполна. Но, наверное, ина че нельзя. Ведь должны же быть службы, где люди могут позволить себе думать не о куске хлеба, а о выполнении своих непосредствен ных обязанностей. В данном случае - о спасении людей щ мор. говорят моряки фирмы «Спасатель» р е к л а м н ы й р е к л а м н ы й р е к л а м н ы й I m m ЗАО " АЛЬТЕРА-СЕРВИС" лицензия № 4114 ЭОО/252, выдана Мурманским округом Госгортехнадзора России для жителей города и области РЕМОНТ И УСТАНОВКА с гарантией всех типов стиральных ма шин, холодильников, газовых и электроплит ВЫПОЛНЯЕМ сантехнические и электромонтажные работы Наш адрес : ул . Героев Р ы б а ч ь е го , 1 Тел. 59-29-18, 59-97-77, 23-08-76 ( к р у г л о с у т о ч н о ) П Р О Д А М г а р а ж д е р е в я н н о м е т а л л и ч е с к и й , с т а н д а р т н ы й б е з м е с т а т е л . 2 3 - 3 9 - 5 2 АООТ «МУРМАНСКВТОРМЕТ» РЕАЛИЗУЕТ: металлопрокат Черепо вецкого металлур ги ческого комбината. Цены завода-изготовителя. ПРОИЗВОДИТ срочный экспресс-анализ химического состава ме таллов. КУПИТ ИЛИ ПРИОБРЕТЕТ по бартеру за м/прокат лом черных и цветных ме таллов. Тел. 54-29-77, 54-24-28 ЛРОААМ новы й 2-сто- р о н ни й угловой ливан из дерева лод с тарину , об ш и т гоБеденом (дешево). Обращаться: уд. Книловича, 37-16 ул. Лобова, 26 магазин "Радуга" тел. В самом конце октября посте работы в Баренцевом море вер нулось в родной порт спасатель ное судно «Микула». Восемьдесят суток несли моря ки-спасатели вахту в районе промысла, поддерживая судно в постоянной готовности прийти на помощь соседям-рыбакам, выполнить, если понадобится, любые аварийные работы. Рейс, можно сказать, прошел удачно: крупных аварий не было, так - несколько буксировок, совмест ные с норвегами учения. Прав да, была одна водолазная работа, судно частной фирмы коснулось грунта, но капитан его отделался легким испугом - «Микула» помог. Спрашиваю у капитана Н. Н. Финогенова, насколько приба вили им работы частные фир- a jfp l мы. То есть какова jjjg j квалификация моряков на част ных судах. - В общем-го неплохо работа ют люди, - дает оценку Никола й Николаевич, - Ведь, как правило, моряков «частники» набирают из тех же государственных фло тов. Однако случается, что иные фирмачи подходят к набору экипажа абы как - был бы у чело века паспорт моряка и хоть ка- кой-то документ о морской квалификации. Много на таких судах и «блатных» - это тоже ска зывается не в лучшую сторону. Что ж, капитану спасателя виднее. Четверть века отдал он своей профессии после оконча ния Мурманской Высшей море ходки. И все это время ни разу не менял профиля работы - оста вался спасателем. За прошедшие десятилетия ему есть что вспом- нить и с чем сра на то, как иные из нынешних молодых капитанов относятся к своим судам, находясь в крити ческой аварийной ситуации, он то и дело вспоминает о;щн слу чай на Балтике, участником ко торого был сам. Тогда они спасали судно в условиях тяже лых ^зимних штормов. Судно спасли, а вот капитана - пожило го опытного моряка - не удалось. Он умер прямо на мостике - сер дце. Можно сказать, на себя пр 11 - пял всю силу урагана, обрушившегося на корабль. Тя жело тогда пришлось спасате лям. Но не этим врезался в память тот случай. А тем, как от неслись береговые службы к по гибшему капитану. За ним даже катера не послали, все как-то о нем очень быстро позабыли. Так и пришлось покойнику еще две недели штормовать на родном борту в трюме, ожидая, когда судно зайдет в порт. Слушаю рассказ капитана «Микулы» и ловлю себя на том, что меня это потрясает, но нима ло не удивляет. Настолько для нас в последнее время обесцени лась человеческая жизнь. Мы нужны, пока мы живы. Да и то - для выволочек вышестоящего начальства в основном. «Спаси бо» за хорошую работу уже ни кто не ждет. И все-таки как замечательно, что есть на свете люди, которые, не ожидая за свою опасную работу благодар ностей, несут ее с полной отда чей. Я - о спасателях. Да, зарплату они сегодня получают вовремя, но это не значит, что у них нет проблем. Взять те же час тные фирмы. В услугах спасате лей нуждаются все, и не только в случае аварии или серьезной поломки. Отбуксировать судно, потерявшее ход, снять с грунта - да мало ли что в силах спасателя. А вот платить им за работу мно гим фирмам кажется обремени тельным. Пока гром не грянет, предпочитают денежки придер живать. Судовладельцам-час- тникам кажется, что беда можёт случиться лишь с кем-то другим. Вот и получается, что гарантию об оплате фирмы да*Ьт, но вы полнять ее не торопятся. Не ви дят вот уже ■; несколько лет спасатели и положенного им вознаграждения после выполне ния аварийных работ. Есть и дру гие нерешенные вопросы. Однако как бы там ни было, а спасатели все равно выходят в море. Потому что иначе нельзя. Это хорошо понимают и они сами, и те, кто нуждается в их услугах. М Нина АНТОНЯН. Фото Инны КРАЕВОЙ. Константин БУДАНОВ. председатель комитета по рыболовству Мурманской областной администрации Некогда в ходу был лозунг: «Ни одного килограмма рыбы с риском для жизни и здоровья моряка!». Ныне - «Все добывается любой це ной!». Подтвердилось это и на не давнем совещании по обеспечению безопасности мореплавания при го- садминистрации Мурманского мор ского рыбного порта. Хотелось бы отметить конструк тивность этого совещания и боль шой интерес судовладельцев и моряков к вопросам безопасности мореплавания. Достаточно сказать, что на совещании присутствовали представители практически всех су довладельческих организаций, заре гистрированных в Мурманском морском рыбном порту. Основные доклады начинались с анализа трагической гибели СРТМ-к «Новгородец», которая еще долго будет жить в памяти. Погибли люди. Об этом нельзя забыть. И нет ничего поучительней ошибок и просчетов других. Разбор гибели «Новгородца» следует включить в программу мор ских учебных заведений, тренажер ных центров, классов. А в сентябре у норвежских бере гов потерпело аварию российское судно - МРТ-к «Смена». К счастью, никто из членов экипажа не погиб. Заключение комиссии однозначно - в аварии виновен капитан, нарушив ший элементарные правила плава ния в «особых обстоятельствах». Он поставил в тупик своими безграмот ными действиями даже видавших виды членов комиссии, расследо вавшей кораблекрушение. В бушующее море вышел МИ- 1533 «Петр Дернов» (ТОО «Створ»). Он не был подготовлен надлежащим образом к рейсу. После обнаруже ния течи капитан вынужден был воз вратиться в порт, В результате обследования корпуса судна инспек тор морского Регистра потребовал заменить 70 квадратных метров на ружной обшивки! Судовладелец не мог не знать о состоянии корпуса, однако дал «добро» на выход ава рийного траулера. 8 октября администрацией рыб ного порта проинспектировано судно МТ-0124 «Метелица» (ЗАО «Полар Чарт»). Выявлено 16 грубейших на-, рушений. Как можно объяснить от сутствие на борту даже «Информации об остойчивости суд на»? Документ, с которого любой ка питан начинает знакомство с судном. По данным морских погранични ков, только за шесть месяцев теку щего года задержано 10 судов за не законный их заход в губы и заливы Кольского полуострова. Кроме грузо вых операции на этих судах часто проходила замена личного состава. Причем многие не имели необхо димого опытаг соответствующей ат тестации. • Высока аварийность и техничес ких средств. По данным главного ин женера госадминистрации рыбного порта Ю. Позднякова, с начала года зарегистрировано 16 аварийных слу чаев, из них 12 связаны с главной силовой установкой. А за весь 1995 год таких случаев зарегистрировано 15. Основная причина аварий с тех ническими средствами - их некачес твенный ремонт, отсутствие ОТК на некоторых судоремонтных предпри ятиях. Сказывается и недостаточная квалификационная подготовка судо вых специалистов. Заключение глав ного инженера: «Последние четыре года наблюдается приход на флот выпускников учебных заведений с очень слабыми знаниями». Руковод ству МГТУ и морского колледжа сле дует принять во внимание упрек t грязнения на рыбопромысловом флоте», которым предусматривает ся порядок получения документов, без которых судовладелец теперь не сможет получить лицензию на про мысловую деятельность. Таким об разом, многочисленные фирмы вынуждены создавать у себя соот ветствующие службы обеспечения мореплавания. И надо отметить, что ужесточение требований незамедли тельно проявилось: ряд фирм из-за неподготовленности к обеспечению безопасности мореплавания уже не смогли получить лицензию на про мысловую деятельность - из сорока заявок на лицензию для прибрежно го промысла удовлетворено лишь 19. • : ^ Если сегодня судовладельцы частично или полностью лишаются квоты за нарушение Правил рыбо ловства, то настало время приме- нару- эксплуата- ршен- управления ры- ■ , f И, ст ставятся безопасности ореплава ния. Для начала необходимо возро дить ; переподготовку ^ судовых специалистов в морских учебных за ведениях, усилить морскую государ ственную администрацию морского рыбного порта. Совещание рассмотрело и неко торые проблемы выполнения грузо вых операций в таможенной зоне (под прикрытием берега без захода в порт). Хочу довести до сведения мо ряков, что вопрос этот частично ре шен. Государственным таможенным комитетом выпущена инструкция об упрощенном порядке таможенного оформления судов и продукции мор ского промысла. Правда, инструкция эта громоздка и требует доработки. Комитет по рыболовству админис трации области совместно с руково дителями флотов готовит предложения по ее совершенствова нию. С ТЕХ ПОР ; КАК МЫ СМЕНИЛИ «КРЫШУ», № 45 9 - 14 ноября 1996 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz