Рыбный Мурман. 1996 г. Май.
*.n- WL- БУДЕМ ЛИ МЫ СЫТЫ ЭТОЙ « РЫБОЙ На страницах областных газет неоднократно публиковались выступления промысловиков, работников Комитета рыбного хозяйства РФ по поводу Федеральной программы «Рыба», ко торая во многом определяет судьбу не только рыбной отрасли, но и рыбохозяйственной науки. Как видят свое участие в реали зации программы на Северном бассейне ученые, чего ждут, на что надеются - об этом высказываются специалисты ПИНРО. Расхожее выражение «рыба ищет, где глубже...» можно пере фразировать «а человек - где рыба». Однако, чтобы найти рыбу, надо знать, где искать, сколько можно выловить сегодня, что бы осталось и на завтра. По-другому говоря, нужна достовер ная оценка запасов гидробионтов, определить ОДУ (общий допустимый улов) и рекомендации по рациональному ведению промысла. тенциальных возможностей Северно- пределами 200-мильных зон европейс- го бассейна. Кроме того, начиная с ких стран; 1997 года, в Баренцевом море ожида ется тенденция снижения запасов трески и пикши, а также сохранение в депрессивном состоянии запасов мойвы, черного палтуса, окуня и кре ветки. Необходимость возобновле ния и расширения промысла в зонах иностранных государств и в открытых районах Атлантики диктуется и тем, что даже кратковременный уход из этих районов может обернуться зна чительной потерей уловов («ниша» незамедлительно заполнится инос- По оценкам ученых, в районах ис следования Полярного института (Ва ренцево, Норвежское и Гренландское моря, западные и открытые районы Северной Атлантики) сырьевые ре сурсы позволяют вылавливать еже годно около 1 млн. тонн рыбы и беспозвоночных. Если же учесть до бычу рыбы нашими северянами у по бережья Африки и в некоторых других районах, то сырьевая база промысла в СВА позволяет нашим рыбакам поддерживать добычу гид робионтов в объеме 1,3-1,5 млн. тонн, что весьма близко к уровню 80- х годов. Однако к середине 90-х рыбная промышленность Севера, как и вся отечественная рыбная отрасль, при шла со значительными потерями. Вылов рыбы на бассейне упал вдвое, достигнув критического уровня в 1994 году. Рыбная отрасль практически не получает серьезной государственной поддержки в виде бюджетных ассиг нований на капитальные вложения, льготных кредитов, различных видов дотаций и компенсаций, предостав ляемых другим отраслям агропро мышленного комплекса. Кризис финансовой системы привел к распа ду межрегиональных и внешнеэконо мических связей. Флот стремительно стареет, изнашивается промвооруже- ние, а на приобретение нового - денег нет. Существующие налоговое и та моженное законодательства вынуж дают российских рыбаков везти рыбу «за бугор». Определенную надежду на выжи вание рыбной отрасли й рыбохозяй ственной науки дает Федеральная программа «Рыба», принятая в сен тябре 1995 года. Социалистическое ведение хозяй ства, полностьк) подчиненное «пяти летним» планам, многие из которых так и остались на бумаге, выработа- - интенсификация промысла окуня в море Ирмингера и в районе Восточной Гренландия, гголное использование выделяемых квот по окуню в СЗА; - освоение запасов черного палтуса и креветки в районах банки Флемиш- Кап и Большой Ньюфаундлендской; макруруса и берикса - на подводных возвышенностях Северной Атлантики. Важное место в Федеральной про грамме «Рыба» отводится организации промышленного освоения сырьевых ресурсов отечественной прибрежной зоны, интенсификации товарного ры ло у нас настороженное отношение к различного рода планам и програм м ам ; Тем не менее в выступлении А. Родина эта Программа оценена до вольно оптимистично. Рассчитанная до 2000 года, она является планом реформирования рыбной промыш ленности, который учитывает как со стояние отрасли,^ так и экономическую обстановку в стране. Реализация программных мероприя тий позволит при условии государ ственной поддержки обеспечить к 2000 году стабилизацию вылова Рос сии на уровне не менее 4,2 млн. тонн в год. Одним из основных приоритетных направлений Программы является рационализация и повышение эф фективности использования сырь евых ресурсов исключительной экономической зоны Российской Фе дерации, а также возобновление крупномасштабного промысла как в 200-мильных зонах иностранных го сударств, так и в открытых районах Мирового океана. В настоящее время образовался определенный «перекос» в использо вании сырьевой базы. Флоты вынуж дены уходить из продуктивных, но удаленных акваторий. В последние годы доля уловов в исключительной экономической зоне России достигла • 71 процента против 57 процентов в 1990 году. Значительно возрос пресс промысла и на Баренцевом море. В 1994-1995 гг. его удельный вес в вы лове от общего объема добычи рыб и беспозвоночных флотом Северного бассейна во всех районах Мирового океана составил 50 процентов. В 1996 году сырьевые ресурсы Барен цева моря для изъятия отечествен ным флотом оцениваются учеными Полярного института в 500тыс. тонн. Однако известно, что оно может обеспечить сырьем лишь часть по- транным флотом). Компенсировать боловства и развитию аквакультуры, такие потери за счет интенсификации Это направление должно разви- рыболовства только в своей экономи- ваться как за счет разработки интен- ческои зоне практически невозможно. С нашей точки зрения, реализация данного направления Программы потребует обновления крупнодобы вающих судов мощностью более 2000 л;с. В Программе же предусмот рено строительство только средних и малых судов мощностью 600-2000 л.с. и частичная модернизация дей ствующего флота. По оценке специалистов институ та, наиболее перспективным в океа ническом рыболовстве на ближайшие годы является: сивных - комбинированных биотехнологий на базе имеющихся рыбоводных хозяйств, так и созданием новых производственных мощностей, строительства садковых и бассейно вых рыбоводных хозяйств с исполь зованием сбросных теплых вод, а также рыбоводных установок с замкну тым циклом водоснабжения. Перспек тивна организация небольших рыбоводных предприятий различных форм собственности, которые позво лят совмещать занятия сельским хо зяйством и рыбоводством. Товарному , рыбоводству, особенно фермерскому, - использование сырьевой базы пелагических рыб (сельди, скумбрии ка (строДительство рыбопитомнике, за- и путассу в Норвежском море, путас- водов гDaнvлиDoвaнныx пыбных су, ставриды и скумбрии в Западно- £' учРебнУь|х Европейской котловине), периодически К°РМ0В>учерных. центров, ихтиопато- образующих плотные скопления за логич®ских пунктов, живорыбных баз). ^ Значительные объемы ценной пй-^ щевой, технической, кормовой и лечеб ной продукции можно получить за счет • развития марикультуры - культивиро вания морских рыб, беспозвоночных и водорослей. Исследования ПИНРО показывают, что наше прибрежье уникально по оби танию множества видов ценных гид- . робионтов, поэтому 12-мильная зона должна стать зоной рационального ис пользования сосредоточенных здесь богатств - рыбы, акклиматизированно го камчатского краба, морских ежей, гребешка, водорослей. Еще одним приоритетным направ лением Федеральной программы, за трагивающим деятельность ПИНРО, является развитие международного научно-технического сотрудничества и внешнеэкономических связей. Поляр ный институт обеспечивает представи тельство в рабочих группах и на сессиях ИКЕС, НЕАФК, НАФО, НАСКО, при двусторонних соглашениях по со трудничеству с Норвегией, Гренлан дией, Фарерскими островами и активно участвует в отстаивании прав России на получение квот. Сокращение исследований в рай оне регулирования НАФО (СЗА) ве дет к ослаблению позиций России в этой международной организации, ее место начинают занимать другие страны. А неполная реализация на циональных квот приведет к их уменьшению. На основе отраслевой Федераль ной программы «Рыба» применитель но к Северному бассейну предполагается разработка регио нальной программы, в которой инсти тут примет активное участие. Эрнст ЛУКМАНОВ, Галина МОРОЗОВА, научные сотрудники ПИНРО. КВОТЫ ЩШ' В прошлом номере «РМ» публикова лась информация о состоявшихся в Осло С Е Д Ш Д И . После завершения встречи руководи тели делегаций дали интервью нашей газете. Владимир КОРЕЛЬСКИЙ, председатель Роскомрыболовства: - Известно, что в свое время запас атланто-скан- динавской сельди был практически разгромлен и для его восстановления потребовалось 27 лет. Этот жестокий урок истории потребовал особого подхода в определении общего допустимого улова (ОДУ) сельди. Было признано целесообразным поддержи вать нерестовый запас сельди на уровне, превыша ющем безопасный биологический. Только на этой основе, как считают ученые, возможно обеспечить долговременную устойчивую эксплуатацию запаса. С учетом наиболее достоверных научных данных, ОДУ сельди для четырех стран на 1996 год установ лен в объеме 1 млн. 107 тыс. тонн. Наиболее сложным вопросом переговоров было распределение указанного ОДУ на национальные квоты. По настоянию Норвегии и России, которые придерживались единой позиции, Исландия и Фа рерские острова согласились на общую квоту в объеме 256 тыс. тонн. Норвегия получила право на вылов 695 тыс, тонн сельди, а Россия - 1 6 6 тыс. ; ТОН Н . ,:Я . V ... .... . . БЬЕРН ТУРЕ ГОДАЛ, министр иностран ных дел Норвегии: - Отмечаю особое значение тесного сотрудни чества России и Норвегии в управлении рыбны ми ресурсами на Севере для дос тиж ения соглашения с Исландией и Фарерскими острова ми. Если бы между двумя главными фигурами в рыбном промысле на Севере - Норвегией и Рос сией - не было единодушия, трудно было бы го- ворить о возможности подписания какого-либо четырехстороннего соглашения. ХАЛДОР АСГРИМССОН, министр инос транных дел Исландии: - Мы не можем сказать, что очень довольны результатами нынешних переговоров, поскольку получили меньшую квоту, чем рассчитывали. Но Исландия принимает условия достигнутого согла- - шения. В целях осуществления постоянного мониторин га за промыслом сельди страны-участницы перего воров взяли на себя обязательство обмениваться промысловой статистикой с разбивкой по подрай онам Международного совета по исследованию моря (ИКЕС). Такая статистика будет предостав ляться также по зонам, находящимся под их юрис дикцией в области рыболовства, и по районам, находящимся за пределами такой юрисдикции. Одновременно решено оказывать необходимое со действие развитию сотрудничества в области ин спекции и контроля. ; Владимир КОРЕЛЬСКИЙ: - ^ - Регулирование запаса сельди в районах, нахо дящихся за пределами национальной юрисдикции стран-участниц в области рыболовства, будет осу ществляться через Комиссию по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК). При этом за основу будут взяты соответ ствующие разделы соглашения от 4 декабря 1995 года по выполнению положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, ка сающиеся сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и уп равления ими. И хотя это соглашение формаль но не вступило в силу, согласие стран-участниц переговоров руководствоваться его духом и бук вой красноречиво говорит о серьёзности намере ний осуществлять ответственное рыболовство в северо-восточной части Атлантического океана .^ С тем чтобы исключить нанесение ущерба эф фективности согласованных на переговорах мер : по сохранению запаса сельди и его управлению, достигнута договоренность о сотрудничестве по предотвращению промысла сельди судами, плава ющими под флагами других государств. Такая угроза реально существует, и для ее предотвра щения потребуются конкретные согласованные действия. Хотя на переговорах и была дана высокая оценка научному сотрудничеству в -проведении : .исследований, признано необходимым объединить общие усилия в плане их дальнейшего углубле ния и совершенствования. С целью координации научной деятельности будет создана научная группа по мониторингу, оценке развития и рас пределения запаса сельди в соответствии с согла сованными биологическими критериями. По этим вопросам рабочая группа будет сотрудничать на постоянной основе с учеными ИКЕС. На рабочую группу ложится большая ответственность, так как представляемые ею рекомендации будут использо ваться в качестве основы для последующих перего воров по сохранению, рациональному использованию и управлению запасами сельди, включая, в случае наличия объективных факторов, корректировку общего допустимого улова и наци-. ональных квот вылова. Было отмечено, что ЕС в одностороннем поряд ке установило для себя на 1996 год квоту вылова атланто-скандинавекой сельди в объёме 150 тыс. тонн, что идет в разрез с принципом исторической го вклада в сохранение запаса сельди и участия в его эксплуатации. Страны-участницы были единог ласны в том, что квота ЕС не должна превышать 50 тыс. тонн. Они взяли на себя обязательство пред принять по дипломатическим каналам необходимые шаги, с тем чтобы побудить ЕС согласиться с пред лагаемой ему квотой. Б Ь Е Р Н ТУ РЕ ГОДАЛ: - Соглашение дает возможность политически ми средствами совместно бороться против квоты вылова сельди в 150 тыс. тонн, произвольно ус тановленной для себя Европейским Союзом. Рос- : сия, Норвегия, Исландия и Фарерские острова | готовы согласиться лишь с тем, чтобы квота ЕС • не превышала 50 тыс. тонн. Суммируя итоги проведенных переговоров , можно с уверенностью сказать, что в ходе их проведения была проявлена государственная муд рость и ответственность перед судьбами нынеш них и будущих поколений рыбаков, чье благосостояние зависит и будет зависеть от до лгосрочного устойчивого промысла атланто-скан- ди на вс кой сельди. V v , : ^ В и к т о р СО ЛО ДО ВНИ К .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz