Рыбный Мурман. 1996 г. Май.

КАЛЕНДАРЬ праГЗТОлавный 4 МАЯ 115 лет назад (1881) родился в Симбирске будущий премьер Р оссийско го Временного правительства Александр Федорович Керенский. Его отец был директором гимназии, в которой учился В. И. Ленин, и гимназисту Володе Ульянову он дал блестящ ую письм енную характеристику . Умер Керенский в Америке в год столетия со дня рождения В. И. Ленина. 1933 год. В ступил в строй первый в Мурманске ры бо консервный завод. В 1818 году в с^ яЬ ^ аарДлВмКарТк с ВВГмолоДОСТИ г о р о д е Т р и р е Р ° Д и ” £ Ял е Мо к р а т о м . Р е д а к т и р о в а л был революционным дем Р газету .. в кельне , д е м о к р а т и ч е с к у ю р е и н * ень1 о б щ е с т в е н н о - р а зрабо тал т & о п м а ц и й . Р у ко в о д и т е л ь I э ко н ом и ч е с ки х Ф Р год у в Лондоне . Интернационала . Умер плпмп гя будущий маршал и Герои В 1923 году «л Ф е д о р о в и ч А хром еев . С о в е т с ко го С о ю з а рВооруЖе н ны х Сил СССР. Ж Г в " ; « l “ с” Й т ь . " о с т а е т с я , а г , „ о ч н о й до сих пор. ден ь лечати, который до " ° следН^ ^ и к ™ был п р °^ е т ч и ° ко ав й полиграф истов . « йжк :гж а -—— номера газеты “ Правда (1912 год). 6 МАЯ R 404с и о с ^ Ж Т ^ ;Г г о Г « ”5 Г т“ 0“ А р ” “ " ~ первый Ж * прибыл 1985 году присвоено Мурманску й Смоленску. звание города-героя 7 МАЯ День радио. Отмечался впервые 7 мая 1945 года в ден ь 50-летия Изобретений Александром Степановичем Поповым в 1895 году радиосвязи. В 1940 году установлены в СССР генеральские и адмиральские звания, в 1992 году Указом Президента РФ образованы Вооруженные Силы России. р i QjtK 8 М А Я подписан "акт (пригоР°Д Берлина) _ 9 день освобожден в 1944 r o w в ЭТ г йтео т же день (1945) S l “ r . r w , * - ™ o » " n o & » . . , Учреждена медаль “ За победу над Германией • В 1958 году в Мурманске откры т памятник Гер Советского Союза А. Бредо у. В 1975 РОДУ в Мурманске у Дома^мемдарейоо^ОГО годы Великой О течественной в о й ны , : 10 МАЯ В 1923 году родился Алиев Гейдар Алиевич (Али Рза о глы ), нынешний президент Азербайджана. Член КПСС с 1945 года, он верно служил партий на посту председателя КГБ Армении , перво го секретаря ЦК Компартии республики , 11 лет был кандидатом и членом Политбюро ЦК КПСС. Бывшие члены Политбюро во з гл а вл яю т сегодня и другие бывшие советские республики : Грузию (Шеварднадзе), Казахстан (Назарбаев), Литву (Бразаускас). 10 лет назад (1986) в Мурманске проведен первый в России праздник славянской письменности и культуры . Инициаторами его стали мурманские писатели, поэты , журналисты Виталий Маслов, Виктор Тимофеев, Владимир Смирнов, Дмитрий Тараканов и другие . С тех пор праздники стали проводи ться во мно гих городах России. За эти заслуги М урманску была подарена копия памятника славянским просветителям Кириллу и Мефодию, привезенная в город из Болгарии. Вера Казимировна В 1 9 0 6 ГОДУ п и с а т е л ь н и ц а . А в т о р Кетлинская, с о ®®Т?мужество”, “В °саДе”’ “И” аче и з в е с т н ы х р о м а н о в “ Уж е £ Ми р а л а К е т л и н с к о г о ж и т ь н е с т о и т , ^ о ч ь м о р с к и м и с и л а м и Главах ее книги воспоминаний. Умерла . « Г . году. В 1937 году с е р н . . — » реор ганизована в с е в е р н ы й флот . оиямРНИТОЙ поэмы он учился и ЖИЛ Мурманской о б л а е т ________________________________ Ж Станислав ДАЩИНСКИЙ, Геннадий ЮДЕНКО. 5 МАЯ - неделя ( во скр е с е нь е ) о расслабленном. В это четвертое по Пасхе воскресенье прославляется исцеление Христом при Овчей купели в Иерусалиме расслабленного человека, который 38 лет томился тяжкой болезнью. В этом чуде Церковь видит обновление жизни всего человечества, говорит нам о тесной связи между грехом и недугом, о том, что истинное исцеление дает только Господь. Чтится память Фе о д ора Сикеота , епископа Анастасиупольского, который в детстве каждую ночь тайно от родителей уходил к утренней службе в церковь; на 14- м году стал подвизаться затворником, потом принял монашество, основал монастырь; молитвами совершал чудеса и был прозорлив; скончался глубоким старцем в 613 году. Д ен ь п ер ен е с ения мощей благоверного князя Вс еволода , во святом крещении Гавриила , внука Владимира Мономаха. 18 лет благочестиво и непорочно правил князь в Новгороде, а с 1135 года • в Пскове. Прославился как защитник Русской земли и христиан. Мощи князя Всеволода, неоднократно являвшие народу свою чудодейственную силу, в 1834 году были перенесены в Псковский собор Святой Троицы. Л .. . ■л 6 МАЯ - день великомученика Георгия По б е доно сна , который был родом из Каппадокии (область в Малой Азии). Во время воинской службы юноша был замечен императором Диоклетианом и возвышен. Когда начались гонения на христиан, Георгии, раздав свое имущество, объявил себя рабом Христа и призвал всех Признать истинного Бога. Мученика изощренно терзали и пытали, но сила Божия сохраняла его невредимым, являя дивние знамения. Многие язычники просветились светом Христовой Истины. Наконец мученику отсекли голову (в 303 г.). Св. Георгий зовется Победоносцем за терпение и мужество, с какими переносил страдания. У нас на Руси св. Георгии Победоносец был ангелом и покровителем многих великих князей. Изображен на московском гербе. Он покровитель не только российской столицы, но и всех христолюбивых воинов. 7 МАЯ чтится память мученика Саввы Стратилата - храброго воина из готского племени. За веру в Христа его били, бросали в котел с кипящей смолою, но угодник оставался жив. Был утоплен в реке в 272 году. 8 МАЯ - Преполов ение Пятид е сятницы , то есть пройдена половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В храмах совершается освящение воды. Праздник этот продолжается 8 дней. День апостола и евангелиста Марка, который вместе со своим учителем апостолом Петром проповедовал Христово чениё в Риме, где и написал Св. Евангелие. Угодник проповедовал в Котласе, затем поднялся вверх по Вычегде и в устье реки Выми в конце XIV века основал церковь. Пр а з д н у я День Поб е ды ( 1 9 4 5 ) , вспомним слова просветителя славян Кирилла о воинах - христианах : “Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют св. Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя небесного, - охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет Их к лику св. мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом” . То есть воинская служба в православном государстве есть служение Самому Богу, способствует водворению в обществе правды и законной власти, к защищению невинных и обижаемых, к обузданию непокорных и злых. 10 МАЯ - день памяти святого апостола и священномученика Симеона, сродника Господня. Он был сыном младшего брата святого Иосифа Обручника, одним из 70-ти апостолов. В правление императора Трояна его, уже столетнего старца, после долгих мучений распяли на кресте . . • 11 МАЯ - день святителя Кирилла , епископа Туровского , автора множества посланий и поучений, которые принесли ему славу “русского Златоуста”. Виктор ГЕОРГИ. Ста р и н ный г е р б Москвы. ыл первым епископом в Александрии, где мученически скончался в 67 г. от P. X. Св. мощи апостола Марка находятся в Венеции. 9 МАЯ чтится Память святителя Ст ефана Великопермского , которого можно назвать просветителем Русской земли, крестителем северного народа. КАЛЕНДАРЬ 5 МАЯ с о е д и н е н и е Луны с Плутоном у силив а е т ; глубину в з аимо д ей с т вия . День благоприятен для массов ых меропри яТий . дЛя за руб ржных контактов, з а к л ю ч е н и я ^ ’ органов власти, укрепления своего социального положения . Сауна, массаж, диета. Посетите туристическое агентство. 6 МАЯ Луна в с о е д и н е н и и с Юпит ером и Нептуном р а сп о л а г а е т к общению на высокие темы и р ели гио з ным ме р оприя т иям . Дела рекомендуется завершить до 13.29. День вряд ли будет удачным в личном плане. Не подходит он и для финансовых вложений, спонсирования. Займит есь любым делом, требующим терпения , упорства и добросовестности. 7 МАЯ тригон Солнца к Юпитеру расширяет социальные перспективы. В этот день удачно складываются обстоятельства. Возможны подарки судьбы, компенсирующие прошлые невзгоды. Несмотря на различные препоны в виде ограничительных правил и предписаний, утром хорошо бы заняться решением своих профессиональных проблем, подумать о карьере. Не следует связывать себя долгосрочными отношениями и обязательствами. Визит к начальству по возможности перенесите на вторую половину дня. Не рекомендуется лечить и протезировать зубы. 8 МАЯ оппо зиция Солнца к Весте п о б уж д а е т к о смысл ению цели своей судьбы. Дела завершить до 19.53. Начало строительства, переход на новую работу, . переезд на другую квартиру. 9 МАЯ - Уран р е тро градный , что спо с о б с тву е т во зврату к пр ежним жи з н е нным персп ективам , идеям и е диномышленникам . Стремление вперед приостанавливается. Возможны открытия и неожиданные повороты прежних идей: новое :! - хорошо забытое старое. Повышенная КОНфлИКТНОСТЬ, обидчивость, ; раздражительность. Внезапные ссоры. Взаимные обиды. Весам и Овнам следует держать себя в руках. fj 10 МАЯ. Луна в с о е д и н е н и и с Ураном усиливает работу воображения , но повышает ранимость. Вечер проведите с друзьями. Внимание детям: они могут преподнести неожиданный сюрприз. 11 МАЯ ква дра т Мар с а к Урану да е т всплеск новаторских проектов, но также р а з д р ажи т е л ь н о с т ь и анар хично с т ь д ей с т вий . Идеи могут не встретить поддержки у товарищей и руководства из-за неожиданных факторов. Возможны сбои в работе транспорта, аварии, • переутомление и бессонница. Обидчивость, ■ жалость к себе, ощущение без защитности. Проанализируйте свое душевное состояние. У ЕГОРИИ После ; Николая, мирликийского 1 чудотворца, из сонма святых греческой церкви едва ли найдется в русском царстве . имя более известное, чем имя св. великомученика и победоносца Георгия, и притом чтимое с самых первых времен % распространени я х р и с т и а н с т в аО с о б е н но знаменательно оно было на лесном севере - России, где самое имя святого, по требованию Щ законов наречения и слуха, изменилось сначала в Гюргйя, Юргия, Юрья - в : письменных актах, и в Егорья - в живом языке, на устах всего простонародья... | Внушительно в данном случае именно то обстоятельство, что из святого греческой церкви русский народ сделал нового, своего, приписавши ему такие деяния, о которых | вовсе не упоминают византийские минеи. 1 Если Егорий и ездит всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзает им зеленого дракона (изображение, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства), | то тем же копьем, по русским легендам, он | Поразил и того волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его | белого коня. Раненый в о л к ' заговорил человеческим голосом: “За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?” - “Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее | хватит тебе на два дня” . Легенда эта укрепляет в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена им как жертва Егорием ~ ведомым начальником и | повелителем всех лесных зверей и домашнего скота... Чествуя “ско т с кий” .; праздник, домохозяева не упускают * случая превратить его в “пивной”. Еще задолго до этого дня, рассчитывая , сколько выйдет ушатов пива, сколько сделать “жи д е л я ” (пива низшего сорта), крестьяне озабочены мыслью, как бы не было “нетечи” (когда сусло не бежит из чана) и толкуют о мерах : против такой неудачи. Подростки лижут ковши, вынутые из чанов с суслом; пьют : отстой или гущу, осевшую на дне чана. Бабы пекут и варят и “обиходя т ” избы (моют). Девицы излаживают свои "баенны” (наряды) . Когда пиво готово, к каждому родственнику в деревне несут бурак, или “бур т а с ” , и приглашают “ гостить о празднике”. Праздник Егорья начинается с того, что каждый большак несет в церковь сусло, которое на этот случай называется “кануном" . Его на время обедни с т а в я т ; перед иконой св. Георгия, а после обедни жертвуют причту. Первый:день пируют у церковников (в Новгородчине ) , а потом идут пить по домам крестьян. Или так,-по- вологодски: первый день угоща юте я сами домашние, на второй день угощают родных, а на третий - сосед соседа В иных местностях около недели мотаются друг к " другу, бродят из одной деревни в другую. Хорошего гостя -водят прямо на погреб к самому чану - пей сколько влезет , если сумеешь потом сам вылезти. ' " у" НАР юлов: (8 мая) Праздник Преполовения принадлежит к числу тех, истинное зйачёние которых почти совершенно не понятно для народа. Даже люди образованного круга на вопрос, что такое Преполовение, отзываются сплошь и рядом полным неведением, и самое большее, если скажут, что Преполовение - это половина пятидесятницы, подвижный праздник, приходящийся между Пасхой и Сошествием Св. Духа. Но зато на вопрос о том, откуда взято церковью название праздника и в чем состоят особенности церковного богослужения в этот день, разве очень немногие ответят, что название праздника заимствовано из Евангелия и что в день Преполовения церковь прославляет особенное учение о таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и животворящие дары Св. Духа. Таким образом, нельзя удивляться, что в крестьянской среде об этом древнем христианском празднике только и знают, что в среду Преполовения священники совершают малое водосвятие на реках и источниках и что “деревья, из которых был сделан крест Господен, начали расти на Преполовение” . Впрочем, в некоторых местах о возникновении этого праздника “душеспа.сител ьные;": девицы ” (чернички) рассказывают целую ' легенду, сущность которой сводится к следующему: “Один г>аз гнались за Богородицей разбойники, а Она была с Младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь - река. Она и бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с Младенцем на руках плыть было трудно, потому что грести’приходилось только одной кой. Вот и взмолилась Богородица Своему ладенцу: “Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу” . ладенец услышал молитву матери, и появилась у нее третья рука. Тогда уж плыть было легко, и „‘Богородица благополучно до ст игла прот ивоположного берега” . Этим легендарным сказакием вполне объясняется, п о ч е м у к р е с т ь я н е всех великорусских губерний праздник Пр;еполовения Называют “Преплавлением” (от слова “переплыть” ). Надо думать, что в'связи с этой же легендой стоит и :;происхожде ние ;и ко ны :f Б ож ие й Матери “Троеручицы”. --Л С. В. МАКСИМОВ. •\ 1903 год, I Ж № 18 5 - 11 мая 1996 года Р Ш 1 чвяр1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz