Рыбный Мурман. 1996 г. Июнь.
На военном судне Северного флота трагически погиб молодой офицер. Оказывается, это не первое ЧП на этом корабле. И обо всех предыдущих умалчивалось. ВЫ П Ь ЕМ с ФИННАМИ В О Д Ы ! ЧП на Северном флоте, о котором уже сообщал «РМ», тщательно скрывается ко мандованием Краснознаменного. И это не удивительно: у военных не принято выносить сор из ведомственной избы. Од нако командир в/ч 60176, а попросту гово ря, начальник плавучего завода по перезарядке ядерных реакторов Б. Л. Гальперин, капитан 1-го ранга, оказался человеком на удивление радикальным. Он не только согласился на встречу с журна- В последнее время в печати очень много говорится о качестве питьевой воды - эликсире жизни. Особенно актуа лен этот вопрос сейчас, в период павод ка. Узнав, что мурманская фирма «Эдам-Сервис» начала поставку на наш рынок ключевой воды из Финляндии, мы обратились к ее директору Анатолию Вяткину. - Анатолий Валентинович, чем отлича ется поставляемая вами вода от других видов, представленных на мурманском рынке? - Мы не открываем Америки, во всем мире потребляют только чистую воду Появилась и у нас в продаже такая вода. На Кольском полуострове много при родных источников воды. Как известно, вода из родников проходит естественную фильтрацию, но в верхние слои почвы попадают загрязняющие вещества от горнопромышленных комплексов облас ти, отвалов металлургического производ ства, хранилищ нефтепродуктов, шлаконакопителей. Не менее важен химический состав воды. В Мурманской области вода мяг кая, бедная минеральными солями. Очи щать ее удается только до наших, российских стандартов. Не зря же инос транцы приезжают к нам со своей водой. Наиболее щепетильны в вопросах чистоты продуктов японцы. - Какую они предпочитают пить воду? - Мы выяснили, что японцы из всех ви дов предлагаемой воды выбрали финс кую, из наиболее экологически чистой зоны в Лапландии. Химический состав воды наиболее полезен, кроме того, ее добывают с глубины 300 метров, то есть она кристально чистая, Если японцы ве зут эту воду через половину Земного шара, то уж нам грех не использовать близость Финляндии, В настоящее время мы закупили парт ию этой воды. Узнать ее легко: она в кра сивых 1, 5-литровых бутылках японского дизайна с надписью «VALIO» и аннота цией на японском языке. Приобрести ее можно в 45-й секции торговой базы в Се верной промзоне. ■' ' - Разумеется, торговая марка «Валио» гарантирует самое высокое качество про- дуктов, но по карманули Мур:манч анам лучшая в мире вода? - Во-первых, самое дорогое - это здо ровье. Лечение больной печени, желуд ка, испорченных зубов обойдется значительно дороже. Во-вторых, стои мость нашей воды - 3950 рублей за бу тылку, что значительно дешевле польской воды и «Святого источника» в мурманских магазинах. Совместно с фин скими партнерами мы разрабатываем проект, который позволит за счет более дешевой упаковки значительно снизить цену. Но для начала должен сформиро ваться спрос. - Без сомнения, полезная и недорогая, она найдет своего покупателя, А есть ли у вас в продаже еще какие-то интерес ные продукты? - Мы стараемся найти в Финляндии качественные продукты, которые будут у нас«пользоваться спросом. Например, мы завезли пробную партию готового картофеля в вакуумной упаковке со сро ком хранения 1 месяц. Это очень удобно для ресторанов, кафе, баров, пицеррий: с этим картофелем они готовы к приему любого количества клиентов. Очень удо бен он и для домашних хозяек - его не нужно мыть, чистить, варить. Просто от кройте упаковку и .подогрейте в микро волновой печи, на сковородке, добавьте в суп. Перефразируя известную рекламу - «Пять минут - и ужин готов». Первые покупатели уже оценили достоинства этого товара и раскупили пробную парт ию картофеля за один день Мы заказали большую партию, которая поступит к нам в 45-ю секцию торговой базы во второй половине июня .' . - денег, как прокормить семью, где найти возможность отправить жену и детей в от пуск - вот о чем болит голова у сегодняш него офицера. Б. Л. Гальперин в беседе без ложного пафоса сказал: «Я горжусь своими подчиненными. Несмотря на до лгие задержки в выплате зарплаты, офи церы остаются офицерами. Они служат. И служат достойно!». Да, бесспорно, это делает им честь. Но от того дети офицеров не хотят меньше ку шать, жены не перестают ждать зарплаты (как правило, в гарнизонах они не работа ют - устроиться где-то почти невозможно). И у этих офицеров не перестает болеть го лова: как прокормить семью. А может, об этом и думал капитан-лей тенант Астапов, отдавая долг Родине, осу ществляя операцию по перезарядке листом «РМ», но и отве тил на вопросы. Возможно, причиной такой лояльности явля ется то, что Борис Льво вич хорошо знает законы: «О средствах массовой информации РФ», в соответствии с которым журналист имеет право запраши вать и получать инфор мацию, и недавний Указ президента Ельцина о мерах по укреплению.; дисциплины в системе государственной служ бы, который значитель но повышает роль печати. Меня интересовали подробности гибели мо лодого офицера; они, безусловно, важны не только мне, но и нашим читателям. Оставив в стороне информацию, представляющую собой «военную тайну», сообщим то, что можно сообщить. Итак, упомянутое ЧП было беспреце дентно в своем роде: люди, служащие на флоте, не припомнят подобного. Алек сандр Астапов, капитан-лейтенант, кото рому было около 30-ти, осуществлял работы по выгрузке отработанного ядер ного топлива. Чисто технологически это выглядит так. Подлодка, где находится это топливо, швартуется к борту огром ного корабля (он на снимке). Краном с борта подлодки (точнее - из ее ядерного реактора) вынимается контейнер. В н ем - стержни с ураном, который и служит топ ливом. Отработанные стержни, таким образом, перегружаются на борт плаву чей мастерской, а с него в дальнейшем отдаются на эшелон для перевозки в Че- лябинск-65 на ПО «Маяк» - завод по пе реработке отработанного ядерного топлива. В тот день, 6 июня, шли именно такие работы. Офицер Астапов был уполномо чен руководить операцией. В какой-то момент, подготовив все как положено, он дал команду опускать контейнер для за грузки в него стержней с ураном. Кранов щик нажал на кнопку... Есть у перезарядчиков неписаный за кон: при слове «Стоп!» мгновенно пре кращать _все работы. Это слово прозвучало, но слишком поздно. Астапов оказался придавленным контейнером (вес металлической коробки более 7 тонн). Пострадала верхняя часть тулови ща - была смята грудная клетка и порва ны легкие, переломан позвоночник. Люди в белых халатах, примчавшиеся по вызо ву, оказались бессильными. Молодой офицер скончался по дороге в Полярнин- ский госпиталь. «ЭТО ТРАГЕДИЯ ДЛЯ НАС И ВСЕГО ФЛОТА!» - сказал в беседе со мной Б. Л. Гальперин. В его кабинете, что в Оленьей Губе (туда вы ехала группа журналистов «РМ»), мы беседо вали не один час. Чувствовалось, что горечь неподдельна. Но кто же виноват в этой траге дии? Борис Львович убежден, что часть вины за смерть молодого офицера лежит и на нем: ведь именно он, начальник завода, ответственен за все, что происходит на каж дом из вверенных ему кораблей, а их нема ло -около десятка. Но это, согласитесь, абстрактно. А кон кретно - кто или что стало причиной столь нелепой смерти? Б. Л. Гальперин и присут ствовавший при беседе В. В. Еременко, главный инженер в/ч 60176 капитан 2-го ран га, были единогласны: погибшего капитан- лейтенанта Астапова знали как добросовестного и ответственного работни ка, к тому же - опытного специалиста-пере- зарядчика. Не менее шести лет он выполнял подобные работы, руководил ими и всякий раз, без исключения, успешно. Что же случилось на этот раз? Версия об алкогольном опьянении отпала сразу. Эк сперт установил: в момент смерти Астапов был трезв. Другая версия (о неисправности оборудования, в частности того самого кра на, которым опускался контейнер) тоже была опровергнута. Отработавшая по горя чим следам комиссия инспекции Гостехнад зора дала заключение: все на судне ПМ-12 было исправно. К тому же, как убедил меня Б. Л. Гальперин, перед работами, ставшими для него последними, Астапов прошел ин структаж по технике безопасности - в соот ветствующем документе имеется его роспись. Да и не в ней, наверное, дело: ведь, как уже сказано, ныне покойный не первый год служил и за 6 лет, надо думать, выучил эту технику, как «Отче наш...» И все же случилось то, что случилось. Оси ротевшая семья похоронила родного челове ка, которому жить бы да жить. Остался без папы 6-петний мальчик. Да, прав Б. Л. Гальпе рин: это - трагедия. Но для флота ли? ДЕЛО - В ЗАРПЛАТЕ? А что сделал флот для того, чтобы, выхо дя на службу, офицер думал только о служ бе?! Давно не секрет, что на военных кораблях Северного флота по нескольку ме сяцев не получают зарплату. У кого занять ядерного реактора, операцию непростую, грозящую облучением? Чем была перепол нена его душа? Чем заняты мысли? Об этом мы не узнаем никогда - свою боль он унес с собою. ...Как нам стало известно, сразу после ЧП на корабле всем, от матроса до офице ра, выдали долг по зарплате. Это - совпаде ние? Или... КТО ПРОКЛЯЛ? Отстранившись от всего горького, страш ного, что уже описано выше, попытаемся по нять: что же это за корабль ПМ-12 по перезарядке ядерных реакторов? «Старожи лы» корабля (а ему не так много лет - всего- то и десяти не будет) вспоминают ежегодные события, и выстраивается леде нящая душу закономерность. Итак, хроноло гия последних четырех лет. 1993 год. На ПМ-12 облучилось 8 чело век - 4 матроса и 4 офицера. Об этом страшном ЧП не сообщалось ни в одном средстве массовой информации. 1994 год. На ПМ-12 повесился матрос. После этого ЧП был снят с должности ко мандир корабля Е. Шляпов. j ; 1995 год. На ПМ-12 новое ЧП. Соверше но^ убийство (причем группой) матроса-кон- трактника Ибрагимова. Недавно прокуратурой Полярнинского гарнизона за вершено следствие по этому уголовному делу, и материалы, по информации от сле дователя, переданы в военный суд Север ного флота. Об этом ЧП также не сообщалось в печати, по радио и телевиде нию. 1996 год. Гибель капитан-лейтенанта Ас тапова. Кто следующий? P. S. Поговаривают, что еще во вре мя постройки ПМ-12 в г. Николаеве по гибли двое «гражданских» - не при проведении работ, и тем не менее... Лилиана КОЖЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz