Рыбный Мурман. 1996 г. Июнь.

№24 14 - 20 июня года ( Окончание. Начало на стр./) Если бы собрать построенный Адмиралом за все годы его морской-эпопеи флот, то получилось бы внушительное зрелище: от серийных'-'"-' развалюх, с фантазией; , - ' . рекон­ струированыых Дм и гриевым со товарищи, до уникальных копий древнего поморского коча и стругов Ермака, русских лодей и красавца- фрегата «Святой Дух», торгового галиаса «Святая София» и оригинальной неповторимой шхуны «Арт- ковчег». Впрочем, сегодня мы ^ е д с т а вйм Виктора Дмитриева совершенно в другой ипостаси: не как корабела и путешественника, известного во многих странах мира, а в качестве; изобретателя, человека, которого с детства обуревают, казалось бы, неосуществимые мечты, и проекты. Но не будем забывать, что многие из них уже осуществились. «Стоит ли изобретать велосипед?» - эта фраза, - считает Дм итриев, присуща :■ ленивым людям. Стоит, судостроения. А когда появилась возможность, создал с единомышленниками собственное дело - фирму «Карелия-ТАМП» со своим проектно-конструкторским бюро, цехами и стапелями. ‘ ^ Сейчас Адмирал Дмитриев достиг многого. Его имя и его корабли появлялись на страницах самых солидных морских журналов Европы, по натура у Виктора по- прежнему осталась такой же неуемной, рвущейся-к почти нереальным целям, как -это и было в начале его творческого пути, Как-то Дмитриев пропал. Соратники туманно объясняли: «Работает над каким-то проектом»: Мотом звонок Адмирала: «Приходи, ахнешь!». Я пришел и действительно ахнул. - Почему человек так и не может по-настоящему освоить море? - осведомился Виктор. - Наверное, потому, что оно мокрое... - Потому что всегда испытывал недостаток энергии. Это только «Наутилус» капитана Немо имел сказочную энерговооруженность. А теперь слушай внимательно, - Адмирал, что говорится, завелся. .V- - - Каким образом мы используем воду для получения энергии? Подавая ее на турбины ГЭС и на приливные станции. То есть вода сама идет к турбине; А если турбину двинуть навстречу воде? Представь плот или платформу, плывущую в океане, в которую встроены несколько турбин, постоянно вырабатывающих ■электричество. - Но кто-то или что-то должно двигать плот... - Вот здесь собака и зарыта. Плот будет тащить парус, - Виктор замечательно выдержал по Станиславскому паузу и произнес одну из своих любимых фраз: «главное - правильно поставить задачу». - Ты знаешь, что в Южном полушарии есть зоны; постоянно дующих ветров - пассатов. Помещаем плот луда, поднимаем над ним на большую высоту паруса по • принципу воздушного змея или пара плана. :;Для стабильности зависания делаем по краям паруса «карманы», заполненные легким газом. Что получается?,-; Ф о . ’Э £ о о § 5 Е СфО; § 2 о I е Р ш 3 с О С ^ (у 5 о Ф о Q. Ш О w Ф 5 з* jj S* с ® = i i ■Ч'в’К о 1 .5 1 * 3 3 ® 2 CQ Ф ^ . . О = >< «ОVO уверен он, потому что сам изобрел оригинальный велосипед с мотором и получил на него авторское свидетельство. И, надо сказать, что конструкция получилась ,- на редкость интересная и многофункциональная. Конструкция оказалась надежной и неприхотливой. Сын Дмитриева, Лешка, целыми днями катал приятелей по двору, но до большего дело не дошло: доступный всем мотовелосипед, как и другие, изобретения одиночек, оказался не нужным гигантской социалистической индустрии. - Ты помнишь свое первое изобретение? - В шестом классе построил счетную машину собственной конструкции. Потом узнал, что она называется арифмометр. Машинка, конечно, имела недостатки, но надо учитывать и мой возраст. Если вести отсчет от этой точки, то изобретательская деятельность Дмитриева продолжается уже 4 0 лет- И . хотяШ&леко не все проекты /были окончательно реалШов^ны, Виктор уверен, что .его расчеты всегда были верны. G : Н /ШК Г I : Однажды, еще до того, как позвала морская стихия/ он строил вертолет. Не простой - заплечный. За спиной человека крепилось устройство с лопастями, на концах которых располагались простейшие; прямоточные -реактивные двигатели. - И полетел бы, - не сомневается Виктор. - Но идея опередила технологию: где можно было взять двадцать лет назад лёгкие материалы для конструкции? Вот и строили ИЗ водопроводных Труб. : . . В начале , семидесятых, когда американцы разрабатывали свой космический «челнок», отказавшись от традиционных ракет, Дмитриев самостоятельно пришел к этой же идее и, что было верхом нахальства,' направил свои предложения в Королевское КБ. - Меня всегда удивляло, почему наши конструкторы так привержены консервативному принципу ракетостроения с многоступенчатыми двигателями. Конечно, они надежны, но в’ то же время имеют массу недостатков, в частности - необходимость тащить с Земли на орбиту огромный вес: двигатели всех ступеней ракетоносителя. Я предложил кардинально новое решение. Представь вертикально стоящий многоразовый космический аппарат;?: типа «Шаттл», но имеющий маршевые; двигатёйш/ На него установлены один на другой топливные баки, состоящие из четырех секций. При включении двигателей компоненты топлива начинают поступать с верхнего бакау///Как только оно вырабатывается, пустой бак отстреливается, и его секции ^разлетаются в стороны; Начинает работать следующий бак. о Выгода "очевидна: при такой компоновке корабль несёт максимум полезной нагрузки и минимум того, что придется отбросить до выхода в космос. Оставшиеся баки с топливом можно «складировать» на орбите, создавая запасы для межпланетных вояжей. Дорога на Марс открыта: устроив предварительно топливный «склад» на земной орбите, корабль с необходимым/ количеством баков направляетой ;;к/Марсу, оставляет:; вращаться часть из них вокруг" планеты, . садится, взлетает, берет топливо и летит домой. - И что тебе ответили из КБ? - В то время все так было засекречено, что мне ответили, что ракетчики так глубоко законспирированы, что даже их ответ по этой причине невозможно сообщить. В общем-то Дмитриев давно понял, что нашей системе не нужны люди, мыслящие не так. как положено. Поэтому он и ушел из науки, забросил оформление документации на свои изобретения - это никому: кроме него самого, не быйо яужвзд Он устроил с я на рес публикйнску к>станцию юных техников руководителем кружка картингистов, чтобы, с одной стороны, иметь учеников, чьи юные головы с жадностью впитывали новые идеи, а с другой - посвятить все свободное время главной цели: воссозданию традиций русского деревянного Даровой движитель. Парус тащит плот, вода вращает турбины, проблема энергетики решена. А теперь, зачем в с е это нужно. Плот, конечно , понятие утрированное. На самом деле это «хозяйство» -я > назвал парусно-мЩульным п родо воль ст венно- рэнергетическим комплексом. ПМПЭК ^Обудет сложнейшим сооружением - плавучим островом или /городом, состоящим из модульных конструкций, которые можно перестыковывать, заменять с помощью буксиров: Город неспешно плывет по воле пассата, турбины дают необходимое количество энергии. Часть ее идет на жизнеобеспечение, остальное - на производственный цикл. Что можно получить из воды? Прежде всего водород - перспективное, абсолютно чистое в экологическом плане топливо. Его можно закачивать в «карманы» парусов, в гигантские мешки, поднятые над комплексом, а потом отправлять потребителям. Кроме того, морская вода содержит почти всю таблицу Менделеева. Почему бы из нее не извлекать, к примеру, ;/золото? Раньше этому препятствовали исключительно большие энергозатраты. ; /: /./;ч-д//. '•.;//"/--: '/ -/Следующие функции ПМПЭК. Сбор планктона -- /ценнейшего питательного корма. Устройство для^этого; я уже разработал. На комплексе - в садках - Р азводить рыбу. Значит, нужен завод по ее переработке. )тходы (японцы называют их тук) - прекрасное удобрение. Кто мешает заняться’ нам на острове: сельским хозяйством, включая животноводство? Так что прав был Жюль Верн: море может и должно прокормить Йвсех. Только он об этом мечтал, а я знаю, как это ШдёлаТь. Главное, повторил Виктор, правильно поставит!»; задачу. • _/ ^ '3 I - г . - И не будем забывать еще об одной важной функции ПМПЭК: он будет очищать океан от загрязнения, /собирать нефтяные пленки и мусор и все это или перерабатывать, или утилизировать. /://• - Но кто «подпишется» под этим не столько фантастическим, сколько дорогостоящим проектом? - Сразу, конечно, никто, - легко согласился Адмирал. - А мы с него и начинать не будем. Сейчас наш Морской центр работает над мини-вариантом ПМПЭК. Если большой комплекс может быть хоть километр в длину, го наши расчеты показывают, что экспериментальный «городок» уместится и на 20-метровои платформе,1 Отработаем на ней всеЁлйвные направления, докажем ^рентабельность - не отдельные фирмы, а весь мир'будет ^заинтересован в проекте:- без богатств моря, /человечеству не обойтись. " 'По мнению Адмирала, на осуществление мини- inpoekfa уйдет лег пять. Сомнении в его реализации/у! него нет. Как не было их, когда он задумал поход на Шпицберген и стал первым за все годы советской власти судоводителем-любителем, получившим разрешение на посещение архипелага. Когда доплыл на лодье до Израиля, государства, с которым в то время мы не имели дипломатических отношений. Очень многие попросту не верили в осуществление его планов. А вообще времени катастрофически не хватает. - пожаловался Адмирал напоследок, - Я тут понял, как просто и без последствий/ помочь мужчинам,- -страдающим импотенцией/-Надо бы выкроить вечерок на разработку. Да, а ты знаешь, что «летающая тарелка» - вполне реальна? Виктор _ тут же схватился за карандаш... Александр ТРУБИМ . П убликуя этот очерк бывш его собкора «Рыбного М урмана» по К арелии , р ед а к ц и я поздравляет Виктора Леонидовича Дмитриева с 50-летием. Давнего друга нашего еж енедельника. Достаточно сказать , что два сегодняш них сотрудника газеты прош ли под парусами флота Дмитриева десятки м орей и тысячи миль," у сп еш но соверш ив уникальны е эк сп ед и ц и и «Путь на Грумант>, «Скандинавское кольцо» я трехгодичное п ла вани е «Верц, Л ю б о в ь » от П ет р о з а в о д с к а С р е д и з е м н о м о р ь е д о К а н а р с к и х о ст р овов . С ю б и л е ем , А д м и р а л !:,.. / - ; "-:/ ' -'/ Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz