Рыбный Мурман. 1996 г. Июль.
А, ВАСИЛЬ зам. директора Института экономических проблем КНЦ Г. СТЕПАХНО, д иректор по науке Союза рыбопромышленников Севера В кругах рыбопромышленников все острее разгорается дискуссия вокруг проблемы спра ведливого и рационального распределения водных биологических ресурсов. Интерес к этой теме не случаен, поскольку речь идет о получении права на вылов опре деленного объема наиболее ценных, так на зываемых «валютоемких», объектов промысла: Для Северного бассейна такими объектами являются прежде всего треска и пикша. Желающих добывать их за последние 3-4 года значительно увеличилось, что негативно сказывается на предприятиях и фирмах Со юза рыбопромышленников Севера, а также недавно образованной Ассоциации прибреж ных промыслов и фермерских хозяйств. Уве личилось и количество регионов, точнее, субъектов Федерации (к Мурманской, Архан гельской областям, а также республике Каре лия прибавился Ненецкий автономный округ), между которыми Комитет Российской Федера ции по рыболовству, на основании рекомен даций Северного научно-промыслового совета, и распределяет российскую половину (квоту) от общедопустимого объема вылова квотируемых объектов Северного бассейна, определяемого на ежегодной встрече совмес тной российско-норвежской комиссии по ры боловству. Однако именно с появлением большего количества рыбопромышленных предприятий, предоставлением им более широкой хозяйственной самостоятельности справедливо распределять квоты стало на много сложнее. На повестке дня встал вопрос о разработке дополнительных объективных критериев и принципов, которые бы опреде ляли порядок и механизм распределения их. Всем понятно, что при отсутствии государ ственной поддержки отрасли, правильное уп равление ресурсами могло бы сыграть решающее значение в структурной пере стройке рыбной промышленности Северного бассейна. Поэтому при распределении ресур сов, безусловно, должны учитываться и поли тические, и экономические, и социальные аспекты. Однако внутриотраслевой критерий - нали чие судна и «традиционность» пользователя квоты - стали догмами, заслонившими все ос тальное. ft/'. Для достижения эффективной эксплуата ции наиболее ценных ресурсов объективным критерием распределения российской части ОДУ трески и пикши между регионами может, на наш взгляд, являться расчетный производ ственный потенциал. Он представляет собой сумму мощностей по заморозке списочного состава всех судов и мог бы стать одним из наиболее объективных факторов на пути по этапного решения проблемы рационального распределения ресурсов среди предприятий рыбохозяйственного комплекса Северного бассейна. При этом неморозильные суда мо гут быть приравнены к судам-аналогам по возможностям вылова, исходя из мощности главной силовой установки и длины судна. Так, СРТР типа «Сарагасса» и СТР типа «Альпинист» могут быть приравнены кСРТМ Э, ЭМ; СРТР типа «Баренцево море» - к СРТМ типа «Оболонь» и «Орленок»; малые суда мощностью от 225 до 300 л.с. - как 0,25 потенциала СРТМ Э, ЭМ. ftft. В целях стимулирования структурной пе рестройки и развития флота для отлова пела гических рыб при расчете производственного потенциала целесообразно учитывать суда всех классов, в том числё кру пные .С точки зрения соблюдения правил рыболовства в данном случае нарушений нет, так как не су ществует каких-либо документов, запрещаю щих большим судам отлавливать треску и пикшу в Баренцевом море. Этот критерий может быть постоянным, и его в качестве одного из основных целесооб разно использовать и при распределении квот между хозяйствующими субъектами. Кроме того, при распределении квот между организациями и предприятиями целесооб разно ежегодно учитывать и другие формали зованные и качественные критерии, к которым при распределении квот на 1997 год следует отнести: - повышающий коэффициент при опреде лении квот для рыболовецких колхозов, дру гих предприятий, в том йисле Ассоциации прибрежных промыслов |Шфермерских хо зяйств, поддерживающих социально-произ- ; водственную инфраструктуру прибрежных поселков и деревень, равный 2,0; - повышающий коэффициент для рыбодо бывающих предприятий, приступающих к строительству береговых рыбозаводов и про должающих строительство таковых. Эту до- ства, в соответствии со стоимостью проектов и сроками их осуществления. Эти квоты ре комендуется выделять на возвратной основе; - не учитывать при распределении квот суда, зарегистрированные в оффшорных зо нах, так как они не платят налоги России; - применять понижающие коэффициенты к предприятиям, допустившим нарушения пра вил рыболовства, скрывающим доходы и не платящим в полной мере налоги в России. Обоснованием для применения перечис ленных критериев и предложений по распре делению квот может служить следующее: - рыболовецкие колхозы, предприятия ре гиональной Ассоциации прибрежных промыс лов и фермерских хозяйств несут дополнительную, по сравнению с другими хо зяйствующими субъектами, экономическую нагрузку по содержанию населенных пунктов, убыточного сельского хозяйства, дорог и т.п. Они призваны взять на себя основную нагруз ку по развитию прибрежных промыслов, для чего необходимо покупать флот, орудия лова и строить небольшие предприятия по замо розке, переработке и хранению продукции. Пять рыболовецких колхозов Мурманской об ласти, отдельные предприятия Ассоциации прибрежного рыболовства уже имеют перера батывающие цеха и холодильники; - рыбодобывающим предприятиям, под тверждающим документально строительство производств по переработке рыбы, например, по выпуску филе, кулинарии и т.п., рекомен дуется оказывать безвозмездную, или с воз вратом, помощь, та к как тем самым создаются дополнительные рабочие места и доходы в бюджет; - такие же мотивы выделения квот, приме няемые к рыбозаводам бывшего рыбокомби ната под определенные бизнес-проекты, связанные с перестройкой производства; Й : “ - предприятия, не выполняющие своих обязательств перед государством, не должны пользоваться государственными бесплатны ми ресурсами. Целесообразно по итогам двух последних лет провести соответствующую аналитическую работу по выявлению наруши телей законов, таких, как не представляющих статистическую отчетность, скрывающих до ходы, и сделать соответствующие выводы; -.ft - квоты, выделяемые областным админис трациям, не должны иметь коммерческий ха рактер и соотвественно называться таковыми. Их назначение - решение острых экономических и социальных проблем неПос полнительную квоту целесообразно выдавать в качестве беспроцентной ссуды государства для развития береговой рыбодобывающей базы, и доходы от нее не должны подлежать возврату после ввода объектов в эксплуата цию; - повышающий коэффициент предприяти ям и организациям, независимо от форм со бственности, активно участвующим в реализации целевых программ по освоению недоиспользуемых и малоизученных объек тов и районов промысла, а также активно внедряющих пассивные орудия лова (ярус, удочки, ставные сети и т.д.). Было бы умест но в порядке эксперимента освободить от ог раничения вылова суда-ярусоловы; ft : - выделение квот прямым назначением ры боперерабатывающим заводам бывшего ры бокомбината или областным администрациям под конкретные проекты развития производ- тономный округ собственных судов не имеет. 3. Расчет производственного потенциала: , Мурманская область - 6902 АО «Мурманский траловый флот» - 1650, РТМК-с «Моозунд»: 12x60=720, РТМ-с «Гори зонт»: 10x50=500. БМРТ «Алтай» пр. 1376: 4x50=200, БМРТПТ: 4x40=160, СРТР «Барен цево море» пр. 1332: 28x30=840, СРТМ «Обо лонь» пр. 333: 15x30=450 (всего: 2870). Однако РТМК-с «Моозунд» и РТМ-с «Гори зонт» переданы в аренду и зарегистрирова ны, по данным флота, в оффшорной зоне. Их из расчета пока исключаем, т.е. 2870-720- 500=1650. Хотя здесь можно сделать некото рое отступление, учитывая их работу в перспективных районах промысла Мирового океана, f t ft f t f t АО «Мурманрыбпром» -1875 БМРТ «Иван Бочков» пр. В-408: 18x48=864, БМРТ «Кронштадт» пр. 394 AM: 11x45=495, БМРТ «Лесков» пр. В-26: 3x30=90, СРТР «Ба ренцево море» пр. 1332: 1x30=30, СТР «Аль пинист» пр. 503: 14x18=252, СРТМ «Василий Яковенко» пр. 502 ЭМ: 2x12=24, несерийные: 2x60=120 (всего: 1875). АО «Севрыбхолодфлот» - 125 '■ft. «Профессор Кленова»: 1x29=29, СРТМ «Василий Яковенко» rip; 502 ЭМ: 2х12х=24, «Маунт Кент»: 1x60=60, малые суда: 4x12x0,25=12 (всего: 125). ГП «Севрыбпромразведка» - 636 ftft БМРТ «Иван Бочков» пр. В-408: 4x48=192, БМРТ «Лесков» пр. В-26: 1x30=30, СРТР «Ба ренцево море» пр. 1332: 10x30=300, СРТМ «Оболонь» пр. 333: 1x30=30, СРТМ «Василий Яковенко» про 502 ЭМ: 6x12=72, СРТМ «Оль га» пр. 502 М: 1x12=12 (всего: 636). Мурманский рыбакколхозсоюз - 1098 СТР «Альпинист» пр. 503: 2x18=36, СРТМ «Василий Яковенко» пр. 502 ЭМ: 34x15=510, • Малые суда: 1x12x0,25=3 (всего: 549x2=1098). Союз рыбопромышленников Севера -1518 БМРТ «Иван Бочков»: 1x48=48, БМРТ «Кронштадт» лр. 394 AM: 5x45=225, СРТР «Баренцево море» пр. 1332: 3x30=90, СРТМ «Оболонь» пр. 333: 3x30=90, СТР «Альпи нист» пр. 503: 5x18=90, СРТМ «Василий ЯКб^ вен ко» пр. 502 ЭМ: 61x15=915, малые суда : 20x12=60 (всего: 1518). . Архангельская область - 2321 ГП «Архангельский траловый флот» -1331 РТМК-с «Моозунд»: 2x60=120, БМРТ «Пул ковский меридиан» пр. 1288: 2x60=120, БМРТ «Иван Бочков» пр. В-408: 5x48=240, БМРТ Люди, говорящ ие цве тисто и искусно, с при ятным обхождением, редко обладают добро дет елью человеколю б и в ( К и тай ская м удро с ть ). редственно в рыбной промышленности реги она. Исходя из этого, они и должны распреде ляться. Принцип их распределения в регионах мог быть таким же, какой определен в масштабе всей России постановлением правительства «О государственной поддерж ке рыбной отрасли». Пробный вариант расчетов промысловых квот среди регионов и рыбопромышленных предприятий Северного бассейна, с учетом критериев и положений предлагаемой мето дики на материалах 1996 года, может быть следующим: 1. Подлежали распределению между об ластями 292,4 тыс. тонн трески. 2. Расчетный производственный потенци ал по добыче Северного рыбопромышленно го комплекса составил 10333 ед. В том числе: Мурманская область - 6902, Архангельская область - 2321, Карелия -1110 . Ненецкий ав- «Кронштадт» пр. 394 АМ6: 1x45=45, ЗРС «Зверобой» пр. В-422: 4x24=96, СРТР «Ба ренцево море» пр. 1332: 17x30=510 (всего: 1 Архангельский рыбакколхозсоюз СРТМ «Василий Яковенко» пр. 502 ЭМ: 33x15=495 (всего: 495x2=990). Карелия - 1110 f t ,-ftft- ; АО «Карелрыбфлот» - 840 СРТР «Оболонь» пр. 333: 29x30=870, СРТМ «Василий Яковенко» пр. 502 'ЭМ : 8x15=120 (всего: 990). Не учитываем 5 единиц СРТР «Оболонь», работающих в совместном российско-австра- лийском предприятии: 990-150=840. Кроме того, доля АО «Карелрыбфлот» мо жет быть уменьшена из-за того, что значи тельная часть судов типа СРТР «Оболонь» не выходит на промысел и простаивает в порту более года. Щ ' ^ р е л ь с кй й рыбакколхозсоюз: СРТМ «Василий Яковенко» пр. 502 ЭМ: 9x15=135 (всего: 135x2=270). 4. Квота, приходящаяся на единицу произ водственного потенциала: 292400:10333=28,3 Т. . 5. Квота Мурманской области: 195311 т (189750) АО «Мурманский траловый флот»: 46695 т (57400) (возможна корректировка), АО «Мур манрыбпром»: 53062 т (35800), АО «Севрыб холодфлот»: 3537 ..ftftTr';-'' (9200), ГП «Севрыбпромразведка»: 17999 т (17500), Ры бакколхозсоюз: 31737 т (24500), Союз рыбоп ромышленников: 42959 т (34150). 6. Квота Архангельской области: 65684 т (69600) 4 ГП «Архангельский тралфлот»: 37667 т (34898), Архангельский рыбакколхозсоюз: 28017 т (25494). 7. Квота Карелии: 31413 т (33050) АО «Карелрыбфлот»: 23772 т (20790), Ка рельский рыбакколхозсоюз: 7641 т (7250). Примечания: 1. Квоты могут быть скоррек тированы на величину «социальных» квот, выделяемых областным администрациям.- 2. В скобках указаны выделенные в 1996 году квоты ^ \ 3. Квоты по предприятиям должны збытьг^ пропорционально уменьшены на величину квот, выделяемых областным администраци ям, береговым рыбообрабатывающим пред приятиям бывшего рыбокомбината и дополнительных квот ftрыбодобывающим предприятиям для развития береговой рыбо обрабатывающей базы. ~ Сравнение квот, определенных по предла гаемому критерию, с фактом 1996 года пока^ зывает: - Квота Мурманской области должна быть увеличена на 5561 т (2,9%); - Квоты Архангельской области и Карелии - уменьшены соответственно на 3920 т (5,6%) и 1641 т (4,9%). В регионах результаты распределения квот по предлагаемому критерию также отли чаются от факта 1996 года: - снижаются квоты АО «Мурманский тра ловый флот», АО «Севрыбхолодфлот» (мал расчетный производственный потенциал); ^ -возрастают KBO T b i fty АО «Мурманрыб пром», рыболовецких кШрфзЬв и Союза ры бопромышленников; незначительно увеличивается квота у ГП «Севрыбпромраз ведка». Предлагаемый порядок распределения квот на добычу трески, пикши и других цен ных объектов позволит: - стимулировать добычу пелагических рыб и поставки продукции из них на внутренний рынок; - ускорить структурную перестройку произ водств рыбозаводов бывшего рыбокомбината и строительство небольших заводов для глу бокой переработки рыбы; - стимулировать развитие прибрежных промыслов и береговых производств рыболо вецкими колхозами и предприятиями Ассоци ации прибрежных промыслов и фермерских хозяйств; - наладить нормальные взаимоотношения между рыбопромышленниками и бюджетами всех уровней. В заключение отметим, что критерии-рас пределения квот как в настоящее время, так и в перспективе должны регламенти роваться грамотными внутриотраслевыми документа ми и по Мере необходимости совершенство ваться и ко рректи роваТься решениями Северного научно-промыслового и региональ ных рыбохозяйственных советов. ' ft- f t P S . 17-18 июля в Петрозаводске п ро йдет очередное заседание Северного на учно -промы слового совета. На нем, в частности , будут рассмотрены предло жения по принципам и критериям распре деления лимитов вылова биоресурсов между пользователями квот.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz