Рыбный Мурман. 1996 г. Июль.
У свар- 1 позна- опыте - всего-то три вещи: информация, ана- и выдала ему, кроме горчичников и аспирина, лиз, опыт. Моё капитанское дело - найти практически почти все имеющиеся на судне рыбу, дело штурманов - ее поймать. Боль- антибиотики -сульфадемитоксин плюс ампй- ше ничего. циллин. Ну и димедрол, чтобы побочных яв- Мы сидим в каюте «Верховины», и ему лений не было. Пусть медики не спешат явно не хочется говорить о работе. Пока его бросать в меня - дилетантку - камни. Доктор, пароходик разгружает свои двести тонн; вызванный капитаном с соседнего судна «Ни- можно хоть чуть-чуть сменить обстановку: кель», подтвердил и диагноз, и назначение, посидеть с чашкой кофе на большом, срав- И, с одной стороны, я вздохнула облегченно, нительно комфортабельном судне, погово- а с другой - обреченно Потому.что за свар- рить о том о сем с коллегой-ка питаном , щиксм вмиг заболели: да куда сильнее, с вы- послушать наши байки о тропической жаре сокой температурой, ломотой в теле и СНОВА П РИСНИ ТСЯ ПРОС ТОЙ ...В МОЕЙ жизни было немало интерес ных капитанов. Но самым замечательным остался в памяти один - неулыбчивый, не многословный человек, блестящий моряк. Как правило, у капитанов есть прозвища. Его матросы называли двумя - «угрюмый» и «господин полковник». Так вот, «господин полковник» потрясал меня тем, что писал стихи. Очень мужские и в то же время пере полненные какой-то щемящей нежностью и грустью. До сих пор не припомню ничего более верного о любви моряка, чем его строки: Все воспоминания не в с ч е т , К а р та с к а ж е т лучше всяких слов: Между нами п у с т о т а р а с т е т Со с ко р о с тью ч е ты р н а д ц а т ь узлов. Как у истинного поэта стихи у него не пи сались, а случались. Случилось: упала с неба драгоценная искра и осталась на бу маге в виде бегущих, берущих за душу строк. Он записывал их на клочках, обрыв ках, терял и не берег. Берегла эти строки память тех, кто их слышал. Так и я - все не могу забыть его воспоминания о первом судне: Когда мне ночью т р у д н о з а сы п а т ь . Я знаю , ч т о он снова мне п р и с н и тс я - Моей судьбы п р о ч те н н а я с тр а н и ц а - П р о с то й РТ-185... Я повторяла эти строчки про себя в Ба ренцевом море. В конце апреля и первых числах мая, на промысле, когда «малы'ши- кормовички» подбегали к нашей «Верхови- не», чтобы отдать улов на Португалию. Небольшие эти пароходики, окруженные не изменным роем орущих чаек, вызывали практически у всех моряков «Верховины» острую ностальгию. Да и как иначе, если почти весь экипаж здесь собрался с таких же СРТмК. На малышах ходили тут все, кро ме пары совсем «зеленых» новичков-матро- сов. Даже капитан «Верховины» Геннадий Иванович Перегудов пересел на ее борт со своего «Чернигова» прямо на промысле, можно сказать - «с шумного бала - на ко рабль». И вот он стоит у нашего борта, этот «Чернигов» - сначала 30 апреля, а потом 7 июня, сдает каждый раз по 200 тонн рыбы, и я пользуюсь случаем, чтобы спросить у его нового капитана - потомственного помо ра Леонида Александровича Каркавцева, каким образом ему удается столь продук тивно рыбачить. Ведь пока мы бегали в Лиссабон и обратно, они еще пару раз сда вали рыбу другим транспортам. Матросы с «Чернигова», что пересаживались к нам на борт повидать земляков, честно признава лись, что такой рыбалки не припомнят - пе реполненный трал еле-еле на борт подымается. И вот я пытаю капитана фир мы «Баренц Фиш Компани» Каркавцева, выведываю его секреты, на чем основана капитанская интуиция и почему ему так ве зет. И пленка диктофона остается нетрону той, поскольку «секретов фирмы» у Каркавцева нет. - ^ > - Забудьте вы это слово дурацкое «инту иция», - советует он мне наконец. - Нет ни какой интуиции, поверьте. И «прухи», о которой сказки рассказывают, нет. Во вся ком случае, у меня не было, никогда мне особо не везло. - А что есть? ; В е в Лиссабоне/ Последнее кажется, впрочем, сущей выдумкой, поскольку вокруг льды Ба ренцева моря под хмурым небом, невдалеке небольшой айсберг, с неба на черные скалы Медвежки сыплет белая крупа и на палубу без теплой куртки невозможно выйти. Здесь добывается наша треска, которую столь вы соко ценят во всем мире. Каркавцев - капитан с 28 лет. Его старшая дочка пошла в первый класс, а он в тот же день вышел впервые капитаном в БПО «Сев- рыба». А вообще на «кормовиках» он с пят надцати, еще со времен первой мореходной практики (заканчивал училище МРХ). Впро чем, его судьба не исключение. На нашем судне немало моряков, которые начали пла вание с малолетства, причем не на больших комфортабельных пароходах, а именно на «кормовиках», тех самых РТ и СРТ, о которых невозможно забыть со времен юности. В пят надцать лет пришли в море рефмашинист Сережа Романенков и моторист Иван Орлов, в шестнадцать - повар Николай Грабовой и моторист Игорь Бейлинзон, в семнадцать - третий штурман Сережа Рудыка и четвертый механик Стас Назаров. Я назвала первые по павшиеся имена, не выбирая, - таких на суд не немало. НО промысел продолжается. Отошел от нас, просто растворившись в тумане, исчез нув на глазах, «Чернигов», подошла «Тенд- ра». Потом - «Киев», «Мурманск», «Санкт-Петербург». Кому-то мы давали снаб жение, топливо, письма и посылки от родных, у кого-то брали рыбу на Португалию. Работа шла вроде неторопливо, но практически без остановочно. И только когда мы взяли курс на Португалию, я, отойдя от круговерти дневной работы и ночных чаев, оставляющих от сна лишь часовые урывки, осознала, что, несмот ря на большую нагрузку, экипаж уложился в неделю. Как и планировал капитан Перегу дов. Впрочем, для него это неожиданностью не было. Педантично точный по натуре, не смотря на молодость, он был уверен, что, не взирая на обычные для промысловой обстановки нестыковки и стихийно возникаю щие проблемы, больше недели мы в Барен цевом море не задержимся. Такой уж он: если надо - сам сутками не будет спать и команде не даст. А без проблем не обошлось. И первая - народ стал болеть. По судну загулял какой-то простудный вирус, и хотя все мы прошли пе ред рейсом строгую медкомиссию, то один, то другой моряк стал наведываться ко мне за лекарствами. Дело в том, что буфетчице, как единственной женщине на пароходе, да к тому же маме и бабушке, была доверена ап течка, полученная перед выходом судна. И внезапно заболевший экипаж заставил при стально вглядеться в то, чем комплектуется эта почти в миллион стоимостью аптечка. Первым занемог сварщик, который был нам не просто нужен, а жизненно необходим, так как на «Верховине» продолжались работы по переоборудованию БМРТ в транспорт, а стало быть, резать и варить в третьем трюме надо было практически : щика, по моим скромным ниям, основанным на чисто и сведениям из медицинского был явный грипп. Ну а потому я т ки г зловещей краснотой в горле, молодые матро сы - Леша и Коля. Оба - спортсмены, юные, накачанные, сложенные как атлеты, и у обоих - явная ангина. И вот тут я развела руками. Антибиотики «съел» сварщик. На курс, кото рый должен продолжаться от семи до десяти дней, ушли те две-три упаковки каждого на именования, что имелись в аптечке. Стрепто цида, которым в детстве при ангине «кормила» меня мама, в аптечке было всего две упаковки по 10 таблеток. Что эта малость на экипаж в 30 человек, если то один, то дру гой моряк брали стрептоцид - то ранку присы пать, то горло пополоскать? Отказать им? Но, извините, в море, где от ран, ссадин и поре зов практически не убережешься, был выдан аптекой N 51 набор лекарств, где имелся один (!) крохотный пузырек йода, два, не ме нее крохотных, - зеленки, два флакончика перекиси водорода и две маленькие упако- вочки линимента синтомицина. Вовсе не было термометра, но зато аптека не поскупи лась на то, чтобы «осчастливить» нас двумя упаковками немецкого препарата «фалиминт» стоимостью 31480 рубликов, который, как я ни вертела, не знала, куда приспособить, так как данные таблеточки (цитирую аннотацию) «об ладают освежающим и охлаждающим дей ствием и в этой связи применяются в качестве вспомогательного средства при ин струментальных обследованиях полости рта и глотки»; Вот чего-чего, а «инструментально обследовать глотку» кого-либо из моряков мне решительно не хотелось и, по счастью, не довелось. Кроме этого в аптечке имелись три упаков ки «Редоксона» - импортных таблеток вита мина С - по 22 тысячи каждая (витамины - это прекрасно, но что даст единственная таблет ка в рейсе каждому моряку?!). Лучше бы на эти 66,5 тысячи нам побольше стрептоцида и антисептиков положили. И еще целая куча лекарств, назначение которых ведомо лишь узким специалистам-медикам. Правда, аптека попыталась как-то проком ментировать список, написав против каждого препарата: «жаропонижающее», «от ран, ожо гов», «желчегонное», «спастические боли» и т. п. Но, извините, а дозировка, а противопо казания, а побочные действия, а взаимодей ствие с другими препаратами?! Думаю, что нужны какие-то совместные меры по санитар ному просвещению моряков фармацевтов с медиками, чтобы была действительная поль за от судовых аптечек. Может быть, есть смысл разработать для вложения в аптечку какую-то инструкцию по лечению наиболее традиционных в условиях моря заболеваний? Иначе польза даже от миллионной аптечки -сомнительная. Но вот все отболели, все поправились, и мы вышли с промысла,, взяв курс на Пире нейский полуостров Завершая «больную» тему, выскажу^небезынтерёснбе, на мой взгляд, наблюдение: нёДуги и болячки «ко сили» в основном самых молодых, «чуть за двадцать», членов экипажа - наших симпа- тич ных , накач анных мал ьч ико в . Более же взрослые моряки, затемпературив к вечеру или поранившись, уже к утру каким-то обра зом выбирались из плена хворей и, «за уши» вытащив себя из болезни, выходили на работу, попросту не позволяя себе отле живаться в теплой каюте, пока их товарищи день и ночь напролет «пахали» в насквозь промороженном трюме.';' Уже в Португалии я узнала, что в числе больных был и наш «дедушка» - стармех Николай Павлович/Ильин; «Как же так?! - ахнула я, проведав об этом от капитана. - Он же в машине беспрерывно вахту стоял, всех мотористов и механиков в трюм отпра вил, оставил себе из всей большой машин ной команды лишь второго механика на подмену...» Капитан только плечами пожал. - Сам не знаю, ка к /Я ведь против был. Говорю: «Николай Палыч, промысел про мыслом, а машина должна работать без сбоев, справимся без ваших ребят». А он мне: «Ну как вы справитесь? У вас матросы болеют...» И ведь ни разу не подвел. Толь ко после промысла пару дней отлежался. Вот такая странная вещь... ЗА восемь дней мы преодолели рассто ян и е в три моря (Баренцево, Норвежское, Северное), Ла-Манш с его кучей пароходов на узком переулке, Бискай и кусок Атланти ки. И вот мы входим в Авейру - курортный городок в Португалии, где предстоит выгру зить нашу заполярную треску. Идем кана лом Сан-Жасинту в глубь страны, на мачте - красно-желто-зеленый флаг Португалии, и по берегам канала сияют глазурными бока ми игрушечной красоты домики, облицован ные разноцветным кафелем. Их расписные, как пряники, блестящие стены, черепичные крыши, чистейшие улицы, нарядные маши ны навевают мысли о беззаботном отдыхе и праздности под ласковым тропическим солнцем. Но это - не для нас. Команда работала на протяжении всего перехода не покладая рук. Так как в Порту галии «Верховине» предстояло дальней шее переоборудование по подготовке к вводу в строй третьего трюма, моряки зре- мени не теряли, благо погода нас не подво дила. Львиная доля работы досталась электромеханику Богдану Иосифовичу За йцу. Он вместе с электриком Виктором Ан дреевичем Севостьяновым переносил контакторные станции из РМУ в помещение рыбфабрики, разбирал трассу, устанавли вал и подключал станции по новой кабель ной трассе. Сварщик В. А. Широков занимался демонтажем всех фундаментов, что остались от преобразователей трало вой лебедки, а матросы снимали старую изоляцию и шкрябали краску с переборок РМУ до чистого металла. Все это было не обходимо, чтобы, сдав рыбу, не терять ни дня, а сразу же приняться за переоборудо вание трётьёго; трюма. За четыре дня мы сдали рыбу на север ном терминале порта Авейру, субботним утром вышли из этого прелестного курор тного городка и уже через сутки, на рассве-: те, входили в Лиссабон. Но об этом - в следующем материале. Нина АНТОНЯН; наш спец. корр. Мурманск - Баренцево Море - Авейру.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz