Рыбный Мурман. 1996 г. Февраль.

F u s se p -fp y j № 7 16- 22 февраля 1996 года Т Р А Г Е Д И Я Гибель судна - трагедия. Но гибель людей несравнимо большая трагедия. А вместе с “ Новгородцем” утонули 10 моряков. “ РМ” постоянно информировал читателей о ходе расследования этой катастрофы. Публиковались и официальные сведения, и мнения членов комиссии, и то, о чем рассказали в редакции жены троих погибших моряков. (См. "РМ" № 52 за 1995 год, № 1 ,2 , 3, 4) ПРИЧИНЫ УСТАНОВЛЕНЫ. Сегодня на вопросы корреспондента “ РМ” Инны БЕРЕЗЮК отвечает заместитель генерального директора АООТ “ Мурманский траловый флот” , член комиссии, расследовавшей причины гибели “ Новгородца” , Петр ТИХОНОВ. - Петр Афанасьевич , почему вы о к а з а л и с ь в к о м и с с и и ? Учитывался ваш большой опы т капитанской работы? - Это - во-вторых. А во-первых, судно, спасавшее моряков с “Новгородца" - ПСТ “Ленек”, - наше, тралфлотовское. , - Долго длилось расследование? - Да, долго. Очень нужно было заслушать главного свидетеля старшего помощника Игнатюка. Ведь это все случилось на его вахте. Кроме того, следовало очень тщательно проверить расчеты вариантов причин гибели судна. Эти варианты строились на высказываниях спасшихся моряков, документов никаких не было. Расчеты готовили "Гипрорыбфлот" и наша академия. Но члены комиссии из Рос ко мрыболовства решили перепроверить расчеты вМоскве, чтобы уж была полная уверенность в их точности. Проверили. Подтвердилось: расчеты сделаны грамотно. Наше предварительное заключение стало окончательным. Главная причина гибели “Новгородца” - потеря остойчивости из-за попадания воды вовнутрь корпуса. Скорей всего она попала в танк №1 дизельного топлива. - Почему это произошло? - Как свидетельствуют члены экипажа, в корпусе судна были трещины, когда-то заваренные. Водном месте стоял цементный ящик. Не менее важной причиной стало обледенение судна. Капитаны траулеров в том районе говорили, что льда каждые 12 часов. “Новгородец” двое суток был на переходе, команда отдыхала после промысла, и обкалывание не производилось ни разу. И еще. Экипаж был неполный, всего 25 человек. Вахтенного матроса на мостик не ставили, хотя, по правилам, на переходах надо было это делать. - П етр А ф ан а с ь е ви ч , ж ены погибших моряков говорили мне страшные вещи. Например , в один из плотов сели всего пять человек и обрубили трос. - Первый раз слышу об этом. По рассказам членов экипажа , все происходило так. Первый плот, спущенный с правого борта, на который накренилось судно, раскрылся в перевернутом состоянии: Чтобы его перевернуть, надо прыгнуть вводу. . ‘ Л 'ч'* ' ' В Спустили второй плот. В него прыгнул второй штурман, но неудачно: между плотом и бортом судна. Он не; успел ухватиться за линь, его стало быстро относить от судна. Тогда людей парализовал страх, стояли, уцепившись за поручни. Никто не мог прыгнуть в плот. Капитан Судариков сказал морякам: “ Ребята , кто может, спасайтесь. Я прыгать не стану. Что будет, то и будет”. Видимо, надеялся, что вызванный норвежский вертолет успеет снять их. Еще один плот оказался гнилым: двое прыгнули в него, идно прорвалось, они перевернули первый плот. Туда сели еще 8 человек. С левого борта действительно на плоту было 5 моряков, но, как они говорят, остальные побоялись прыгать. - Вы уверены , что они говорят честно? - Откровенно сказать, у меня сложилось впечатление, что моряки или кем-то “обр або т аны ” , или сговорились между собой. - Значит , всего спустили четыре плота? - По регистровым документам их должно быть шесть. Было же только четыре'. Да и .те... Даже плот, где находились 10 моряков, едва коснулся “Ленска” - лопнул, и тех, кто был на нем, вытаскивали из воды. - А вертолет? - Когда он прилетел, судна уже не было. - Кроме вертолета у оставшихся могла быть к ак ая -то надежда? Н а п р и м е р о т о р в а т ь д о с к у и плыть ... - Когда не осталось плотов, не осталось и надежды. В такой холодной воде, да еще при шторме... - Итак, кто виноват? Экипаж? Фирма “Сойма”? - Виновата наша действительность. Капитан знал, что регистровые документы закончились более 22 суток назад. И капитану, и в первую очередь старпому было известно, что плотам более 10 лет. Но сейчас такое время, что за деньги тебе поставят любую печать и любую подпись. Наверное, не случайно, что на “Новгородце” за три года сменились девять (!) капитанов. Видимо, каждый приходил к руководству и требовал что положено, как это делается в больших флотах: “Не выполните - в рейс не пойду”. Ну и не надо, находят более покладистого. Сейчас в малых структурах никто не хочет вкладывать деньги в безопасность мореплавания. Тем более что “Новгородец” фирме “Сойма” не принадлежал, а взят в бербоут-чартер. - А почему не могли с вя за ть ся по радио со всеми, кто пришел бы на помощь? - Моряки говорят, что был очень слабый радиосигнал. Возможно, из-за обледенения. Но скорей всего причина в другом: слишком старое оборудование. Капитан “Л ен ск а " Орлов рассказывал, что его пригласили на мостик, когда услышали, что у “Новгородца” значительный крен, а причина неясна, просят “Ленек" подойти, подстраховать. Орлов повел судно к “Новгородцу” и за 3-4 мили услышал, как Судариков просит норвежские власти прислать вертолет. Капитан “Ленска” продублировал это сообщение, поскольку сигнал был еле слышен, сообщил координаты “Новгородца”, немедленно связался со службой наблюдения за флотом. Здесь сразу собрался штаб по спасению. - А десять моряков погибли ... НЕУЖ ЕЛИ НОРВЕЖЦЫ РАЗЛЮБИЛИ РУССКИХ МОРЯКОВ? В последнее время конфликты между российской и норвежской сторонами участились. О чем, естественно, нам остается только сожалеть. И тем не менее нужно быть объективными: выслушав одну сторону, мы должны попытаться понять и другую. А ситуация на сегодняшний день такова, что капитан МИ-0160 “ П араллель” В. Семенов вынужден был обр ати ться за помощью к генеральному консулу России it Киркенесе А. Смирнову. В своем рапорте В. Семенов пишет: “ Судно , п р и н а д л еж ащ е е КАО “ К а с н ры б х о л о д ф л о т ” , было а р ен д о в ан о норвежско-российским предприятием “ Nor-Russ Lid” . Экипаж заключил контракт с мистером Харальдом Ос до 31 декабря 95-го года. 9 августа судно было арестовано в Ьотсфьорде за долги со стороны норвежцев. Как говорит российский капитан, экипаж продолжал работать постоянно, несмотря на то, что расчет был получен но 10 августа. Правда, 18 октября моряки получили зарплату, но частично. Последний рейс проходил с 24 декабря но 10 января , после чего в Ьотсфьорде рыбаки узнали: судно перерегистрировано, и каждому необходимо написать заявление о приеме на работу в “ Каснрыбхолодфлот” . Траулер должен был пойти в Мурманск для ремонта. Но моряки отказались сделать это, т. к. “ Nor-Russ” не выплатил зарплату в соответствии с контрактом. Харальд Ос заявил на общем собрании моряков, что зарплату выплатить невозможно из-за отсутствия денег. После этого экипаж обратился в полицию, которая, в свою очередь, известила об инциденте Союз рыбопромышленников Н орв егии . К онф ли к т не р а зреш ен и до сегодняшнего дня . ; С одной стороны, может, мы стали более умными и научились требовать то, что положено, а с другой - не очень понятна позиция норвежцев, прибрежная экономика которых в последнее время попала в большую зависимость от российских рыбаков. Партнеры должны уважать друг друга и вести бизнес честно. Но этого у пас пока не получается. Кто виноват и что делать? - извечный русский вопрос. Но коль уж мы хотим жить вместе и помогать друг другу - может, вопрос этот не только русски»«? В ближайших номерах я попытаюсь рассказать более подробно о том, что довелось услышать и увидеть в Норвегии. А сегодня предлагаем вниманию читателей две характерные статьи из норвежской газеты. Перевод специально для "Рыбного Мурмана" сделал вице-консул России в Киркенесе и мой однофамилец С. С. Миронов. Сергей МИРОНОВ, спецкор “ РМ” . Норвегия, 10.02. Mi. s v a r e f o r r u s s e r Sor&rs </nsdk%„ ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬ ОТВЕТ ЗА СТРАХ ПЕРЕД РУССКИМИ (Статьи из газеты “Нурлюс” от 27 января 1996 г.) СТУРЬСЛЕТТ. Действия военных и полиции it отношении русских в Ьотсфьорде вызывают гнев и возмущение в Финн марке. Председатель губернского правления Эви Анн Мидттун, мэр Ьотсфьорда Лейф А. Викен и руководители объединений промышленников Восточного Финнмарка разгневаны действиями норвежских властей. Они потребовали объяснений со стороны мининдел Ььерна Туре Гудала и министра обороны Йоргена Космо. Р а гихилд ЭПОКСЕП Совершенно неприемлемо, когда официальные власти, осуществляя бесконечные акции, находящие потом широкое освещение в средствах массовой информации, создают атмосферу ненужной неуверенности и подозрительности в I(орвегии вокруг торговли с русскими, иишет Эви Анн Мидтгун в письме, направленном в адресдвух министров. Она пишет, что полностью согласна с той реакцией и критикой, которые вызнало это дело как в самом Ьотсфьорде, гак и в губернии Финнмарк. Речь идет о российских траулерах, которые обеспечивают занятость для норвежских рабочих вдоль побережья Северной Норвегии. Исходным пунктом для нас должно быть создание наиболее благоприятных экономических условий для взаимной торговли, касается ли это поставок рыбопродукции или различных видов сервисного обслуживания. Мы хотим заниматься не только закупкой рыбы, но и развитием более разветвленной сети сервисного обслуживания российских судов. На этом в перспективе норвежские рыбаки заработают, пишет председатель губернского правления. РАЗЛИЧИЯВПОДХОДАХ? Эви Анн Муллу» ждет ответа на три конкретных вопроса. Она хотела бы знать, имеет ли место расхождение в применении действующего законодательства , касающегося заходов иностранных судов, па севере по сравнению с югом и уделяется ли в этом случае российским судам особое внимание. Объединение рыбопромышленников Вот*-фьорда ссылается на лоцманский устав, который позволяет иностранным судам в определенных обстоятельствах организовывать так называемые рыболовные базы в Норвегии. Правильно ли такое толкование? Если же нынешняя практика в Ьотсфьорде противоречит норвежским законам, что необходимо сделать для установления более гибкого и более целесообразного порядка? Будет ли возможно сокращение сроков (е 24 до 2 часов) подачи заявок на заход в порты Норвегии к югуот 62 градусасеверной широтыдля рыболовных судов стран-членов ЕС, распространено ли это на российские суда, на постоянной основе поставляющих продукцию рыбопромышленникам « ‘вернее 62 градуса северной широты, спрашивает Эви Ани Мидтгун. Вся местная общественность обескуражена тем, как министерство обороны обращается с нашими деловыми партнерами и появляющимися в связи с этим негативными откликами в прессе, что, как мы опасаемся, может привести лишь к тому, что российские судовладельцы предпочтутосуществлять заходы в порты других стран, пишетмэр Ьотсфьорда Лейф А. Викен в письме, адресованном Сири Ььсрке и Сигве Брекке , госсекретарям соответственно министерства иностранных дел и ми 11 истсрстita обороны. Коммуна хотела бы, чтобы министерствообороны пересмотрело своюдеятельность в порту Ьотсфьорда или предоставило местной общественности убедительное обоснование своих акций , направленных против русских траулеров. Министерство иностранных дел должно также высказаться по поводу того, желательно или нет существование “рыболовецких баз” в контексте сотрудничества в рамках Баренцева региона, пишет Викеп. Он наминает свое письмо с рассказа о том, что местное население и коммуна живут за счет российских траулеров, которые поставляют рыбу, осуществляют заходы для пополнения запасов топлива, покупки товаров и получения иных услуг. Он не видит ничего плохого в том, что они создают базы для своих рыбаков, и это, в соответствии с норвежскими законами, освобождает их от обязанности пользоваться услугами лоцмана. Объединение рыбопромышленников Богефьорда и Торгово-экономический совет коммуны Сер- Варангер также отреагировали достаточно резко. Они подчеркнули, что только в коммуне Сер- Варапгер 114 предприятий ориентированы в своей деятельности на российских партнеров. С экономической точки зрения российские поставки рыбопродукции и заходы российских судов имеют для местного населения огромное значение. 15 Ботсфьордезатрачено немало средств, сил и времени, чтобы сделать это место привлекательным для создания рыболовной базы российского флота, отмечается в пресс-релизе и письме к Бьерну Туре Тудалу и Иоргену Космо. ЭвиАнн Мудттун ссылается на бывшею министра иностранных дел Торвальда Столтснберга, который в 1992 году выступил с инициативой создания Баренцева региона, в частности под лозунгом:"От конфронтации - к сотрудничеству на Севере”. Из этого мы и пытались исходить в своей работе; как в области торгово-экономических отношений, культуры, так и в общественной жизни в целом. 11 епрскращающпсся задраматпзированные акции со стороны различных норвежских официальных органов севершенно однозначно способствуют ослаблению частично уже созданного нами климата сотрудничества, пишет она в своем письме. РУСКИЕИЗБАВИЛИСЬОТШТРАФА ЗАНАРУШЕНИЕСРОКОВ Оа стейп АИТОПСЕП СТУРЬСЛЕТ. Два из находящихся в Ботсфьорде российских траулера имеют серьезные поломки двигателей и на законных основаниях стоят у причала. Два других судна имеют на борту недостаточное количество членов экипажа, чтобы уйти в море, в то время как экипаж пятого траулера “Параллель" отказывается покинуть Ботсфьорд, пока не получитзарплату вдолларах и л и норвежских кронах от российского судовладельца. Конфликт между экипажем и владельцами траулера длится три с половиной месяца, и все это время судно стоит у причала в Ботсфьорде. И сейчас подключилось отделение профсоюза моряков Норвегии в Тромсе, с тем чтобы попытаться распугать этот клубок. Размер невыплаченной зарплаты российских моряков составляет 240 тыс. крон. Судовой агент Харальд Ос говорит, что судовладелец требует*, чтобы судно вернулось в Мурманск до того, как придет время выплатить морякам причитающуюся им долю выручки от проданного улова. - Одна из причин гот, чтоматросы отказываются возвращаться домой, заключается в том, что для получения нового паспорта моряка, в связи с введением в России с начала года новых правил, требуется более грех месяцев, - сообщил X. Ос корреспонденту “Нурлюс”. Капитаны судов избежали штрафов. Однако мы дали им понять, чтоонидолжны покинуть Ботсфьорд как можно скорее. По до гою как это может произойти, нам необходимо отремонтировать двигатели и иметь достаточный для плавания состав экипажей, говори т Летнее. По данным командования ВС в Северной 11 орвегни. траулерами указаны различные причины для захода в Ботсфьорд. Капитан одного изтраулеров заявил, чтоему необходимодевятьдней ,чля выгрузки 171 кг (!) креветки, в то время как другому требовалось трое суток для вьнрузкп тонны трески. Перевел с норвежского С. МИРОНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz