Рыбный Мурман. 1996 г. Февраль.
В прошлом номере “РМ" мы рассказывали о том, как проходило заседание коллегии Комитета РФ по рыболовству 23 января. Сегодня предлагаем вашему вниманию фрагменты из выступлений заместителей председателя Комитета, поскольку они не только показывают, как и над чем работает Комитет, но и очерчивают главные проблемы отрасли. Думается, тем, кто не присутствовал на заседании коллегии, будет интересно узнать такие подробности. • -М -------- \ ^ . ■ « « « ! “ “ 8 0 « » » “ е - ________________ В июле прошлого года по инициативе областной администрации и ее комитета по ры боло в с тв у создана творческая группа разработчиков Программы развития рыбохозяйственного комплекса Мурманской области вплоть до 2005 года. Специалисты институтов экономических проблем Севера, КНЦ, “ Севгипрорыбфлота” , кафедры экономики Мурманской рыбопромысловой академии под руководством кандидата экономических наук Анатолия Панченко получили техническое задание четко изложить цель, принципы и структуру будущей программы. Отдельным блоком в ней должны быть отражены пути возрождения прибрежного рыболовства в Баренцевом море. Разработчики пока обосновали концепцию первого этапа. По их мнению, прежде всего бассейну необходим единый координирующий региональный орган в виде независимого департамента по рыболовству. Доводы в поддержку идеи: “ Севрыба” де-факто превратилась в коммерческую структуру, а комитет по рыболовству является проводником политики администраций. Они практически не имеют рычагов управления отраслью. Департамент, наделенный частью полномочий Роскомрыболовства, сможет оперативно влиять на ситуацию, комплексно решать задачи рыбодобывающих структур и береговых предприятий, Предложение спорное и на совете директоров нашло сторонников немного. Но на этом же совете было принято решение просить “ Рыбный Мурман” опубликовать мнения руководителей предприятий и флотов о документе, разработанном учеными. Но сначала несколько цитат дня. - Я не увидел, что этот материал - действительно экономически!! анализ. У меня не сложилось Iвпечатления; что те выводы и предложения, которые сформулировали ученые, соответствуют названиям в преамбуле их труда. В анализе современного управления рыбохозяйственным комплексом Северного бассейна все сводится к сепаратизму руководителей предприятии, которые примирились с существующей де!iггвитель 1 1 ситью в рыбной отрасли региона. Однако это совершенно не соответствует истине. На каждом предприятии в отдельности и на бассейне в целом разрабатываются пути выживания, у каждого есть программа. И теперь, п раньше “Севрыба” вместе с предприятиями думает над проблемами оздоровления рыбойромышленного комплекса. Создание департамента (ныне - комитет) но рыболоВггву областной администрации, который не несет ответственности за работу предприятий и не занимается выполнением хозяйственных функций, ничего не меняет. Предприятия ио-нрежиему остаются одни с налогами, неплатежами, отсутствием оборотных средств. Главное для всех сегодня - создание эффективного производства, уничтожение старых и создание новых основных фондов. А если наша судоверфь загружена лишь на 30 процентов, рыбный порт - на 40 процентов, как можно создать .эффективное производство? А этот документ, по моему мнению, призывает создать еще Один орган при обладминистрации, Который будет заниматься лишь распределением ресурсов. Может, предполагается, что квоты в руках администрации области будут содействовать своевременным уплатам налогов. Только ведь мы налоги не платим не п о т о м у , ч т о не х о т и м , а п о т о м у , ^ Очень сложна отправка чартерных рейсов самолетов из Архангельска из-за отношений с пограничниками. Происходит самый натуральный государственный рэкет. Выставляют нам требование: вы даёте нам компьютер - мы оформляем вылет, нет - значит, нет, рейс из Архангельска будет отложен”. (И з выступления генерального директора государственного предприятия “ Архангельский траловый флот” И. ПЛОТНИКОВА) что не можем, потому чтопоставлены в такие условия. Так что говорить о программе как серьезном документе не представляется возможным. Безусловно, программа развития рыбного хозяйства на Севере нужна, но ее должны разрабатывать те профессионалы, которые знают все проблемы и боли отрасли изнутри. И мы еще прошлым летом на совещании в обладминистрации говорили о составе разработчиков. По состав остался прежним. С ейчас-предприятия работают лишь на самовыживанне, а не для того, чтобы у России было много рыбы. И если мы хотим стабилизации и расцвета нашей уникальной Отрасли, нам очень нужна программа. Ее следует утвердить и в областной администрации, и в Комитете РФ по рыболовству, и в Правительстве России. имела капитал на опережающее финансирование. У нас ведь очень емкие процессы; Например, чтобы снарядить судно на промысел, надо около 2,5 миллиарда рублей. Где их взять в нашей разорванной экономике? Я убежден : если будет такая финансовая структура, все у нас наладится, в том числе и рыбообработка. Мы на совете директоров предложили “Севрыбе” взять в управление треску Баренцева моря, установить цены идиктовать их. Так работа!Владимир Павлович Журавлев в “Скарусе” , тогда цены на треску подскочили с 1,5 до 2,5 тысячи долларов за тонну. Он сказал: “Я распоряжаюсь треской Севера, вот паша цена, будете брать - пожалуйста, нет - поищем других покупателей”. А тогда большое количество трески проходило через “Скаруе” . И все - цены поднялись. Да, “Севрыба” встретила наше предложение без энтузиазма. Ей это не нужно Во-первых, лишняя обуза. Во-вторых, все интересы “Севрыбы” - в Норвегии. Туда поставляет филе “Севрыба-1” и, судя но норвежской печати, владелец этого судна - норвежец. Поэтому “Севрыба” вовлекает нас в Рофнеклаг, чтобы эта норвежская структура брала с нас свои 1,5 процента, а не с норвежских рыбообработчиков. Видно, тут тоже есть интерес Севрыбы” . Возвращаясь к проблеме опережающего финансирования, скажу: любой банк в Мурманске мог бы взяться за это дело, аккумулировать средства флотов. Но тут есть опасность. Когда налоговая инспекция применяет санкции к флоту, здесь, в России, моментально все отрезается. А жизнь флота не остановишь. Поэтому лучшая ситуация может быть такой: иностранная фирма, например проверенная годами “Скарус”, корреспондируется с каким-то мурманским банком, он в свою очередь проверяется налоговой инспекцией. 1 Iain c J x io t , как я уже сказал, работаете московской фирмой “ Ин тератлантик” , которая имеет представительства вШвеции, вАнглии. Онареализует нашу рыбу, деньги проходят через московский банк и поступают к нам или расходуются по нашей команде. II если платежи еще не поступили, опережающе финансирует наши расходы. Но у меня болит душа за бассейн. 100 тысяч тонн трески уходит в Норвегию, а это - 150 миллионов долларов. Мы же ходнм-клянчим деньги на какие-то проекты. Завернуть эти деньги в Мурманск - все проблемы будут решены. Вог поэтому мне непонятно, почему наши ученые не увидели такого хода. Ведь любой руководитель флота скажет: дайте мне авансовые платежи и вся рыба будет в Мурманске. А следовательно; будет и развитие Северного бассейна. А. В. РОДИН, заместитель предсе д ателя Комитета: - ...Мы должны определить уровень рентабельности, выше которого ресурсы должны быть платными. Это будет фонд поддержки... Кто работает на крабах - живет хорошо, а кто на сайре - плохо. Из этого фонда получат дотацию те, кто будет работать на сайре. Это справедливо. Для того чтобы освоить конвенционные районы (иначе в 1996-97 годах мы их потеряем), надо дотировать из этого фонда тех, кто пойдет работать в эти районы и будет отстаивать интересы России... Если плата за ресурсы разумная и служит интересам отрасли - ее надо принять. - Мо мнение таково: это - выброшенные деньги. Ведь изн чально речь шла о разработке финансовой схемы- А получили мы набор общих лозунгов. Причем в ортодоксальных тонах руководителей или преподавателей экономики социализма. Обвиняют руководителей предприятий, что, мол, блюдут только личные интересы. Да какой у меня может быть личный интерес, если я получаю меньше, чем любой наш капитан! Для меня важна суть: что нужно отрасли, чтобы она стабилизировалась? Ей нужны финансы. К сожалению, этого не увидели ученые, доктора наук, готовившие этот документ. Мне Он совершенно не подходит: там нет зко-но-ми-кн, то есть основного. Знаю, что “Севрыба” в своей программе подходит несколько иначе, но суть та же: руководить флотом. Авсегодняшней ситуации на бассейне надо руководить финансами. Почему “Карслрыбфлот” находит общий язык со шведской фирмой “Сканей”? Потому что она опережает его вфинансировании. Почему в прошлом году успешно работала в море Мрмингера экспедиция “Мурманрыбнрома”? 11отомучто имела опережающее финансирование от “Сканей” . Почемумы работаем сфирмой “Интератлантик”? Потому что, если нам нужны деньги, а мы их еще не заработали или еще не передали фирме рыбу, “Интератлантик” финансирует нас. Вот краеугольный камень объединения всех рыбных предприятий Севера: нужна финансовая структура. Я не знаю, кто выступит в этой роли - “Севрыба” ; администрация области или какой-то мурманский банк, - важно, чтобы эта структура ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИИ ЦЕНТР “СЕВГИПРОРЫБФЛОТ” АО “СЕВРЫБА” предлагает услуги высококвалифицированных специалистов по выполнению - проектно-конструкторских работ (судостроение, судоремонт, модернизация и переоборудование судов, обеспечение безопасности мореплавания и ведения промысла); - разработку фирменного стиля для создания имиджа фирмы. Наша программа разработки фирменного стиля включает: - разработку и патентную защиту товарного знака; - правовую охрану и коммерческое использование знака; - разработку элементов фирменного стиля (эмблемы, этикетки, наклеики, сувениры и т. п.). Закажите нам разработку фирменного стиля , и вы получите профессионально сделанную раб о ту ! Мы обеспечим также правовую охрану вашей промышленной собственности - изобретений, промышленных образцов и полезных моделей, которые могут быть реализованы в вашей продукции при оформлен» .и заявки на патент. • Наш адрес: : М ' г. Мурманск, ул. Подгорная, кабинет№302 (остановкаавтобуса “ Фестивальная” ). 55-16-57, 58-16-58, 55-16-68.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz