Рыбный Мурман. 1996 г. Декабрь.
§ § * f &*■ со с к л а д а в М у р м а н с к е [ ' Й ПИ 5 НИИА 10 ТСЯПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕЗАКАЗЫ £ . • ПРОИЗВОДИМНАРЕЗКУБУМАГИ телефоны: 55-32-19, 55-29-9S, , .ЦЕНЬ{ЩНИМАЛЬНЬг£ ьязательную проверку, ©требует во звр ащ ени я д и к н ало го к ая ин спек- д н я проведет об пот долгов в бюджет. В пос леднее время по иници- ПАЛАТА д м п р е д п р и н и м а т е л е й . . . РЕГИСТРАЦИОННАЯ На вопрос «Чем занимается Регистрационная палата?» любой и каж дый сообразит ответить: что-то там этакое регистрируют, но что именно?.. Между тем для любого руководителя или бизнесмена это учреждение, без сомнения - первый и важнейший этап в процессе рождения и становле ния предприятия. Как все происходит на практике, рассказывает пред седатель Регистрационной палаты администрации города Мурманска Алла Васильевна БОНДАРЕНКО. - Мы регистрируем пред приятия всех организацион но-правовых форм, находящиеся на территории областного центра. В каж дом городе и в районе су ществует такой орган - в составе муниципального ко митета либо как самостоя тельный отдел. Обязательная государ ственная регистрация всех предприятий началась с вы ходом в 1990 году федераль ного закона «О предприятиях и предприни мательской деятельности». К сожалению, законода тельством нечетко был рег ламентирован порядок регистраций, поэтому в ра боте четырех первоначаль ных отделов (при гор- и райисполкомах) возникла несогласованность. Чтобы упорядочить этот процесс, три года назад создан еди ный орган - наша Палата. - Алла Васильевна, в полной ли мере сформи ровалась правовая оаза, необходимая для вашей работы? - Первая часть Граждан ского кодекса РФ (1994 г.) оговаривает, какие органи- зационно-правовые шормы предприятий могут быть и какие требования предъяв ляются к их учредительным документам. В кодексе де лаются ссылки на соответ ствующие законы... Но вот главнейший для нас закон, оговаривающий порядок со здания и регистрации юри дических лиц, до сих пор не принят. После второго чте ния еще в старом Верхов ном Совете (f) он так и лежит в Госдуме без движе ния. Так что пока мы при держиваемся старого порядка, пользуясь двумя статьями закона, сохранив шими силу. В этом году вышли зако ны «Об акционерных об ществах и о производственных коопера тивах». Предприятия на званных форм должны привести в соответствие с новыми требованиями учре дительные документы, ина че будут считаться недействительными. Для многих это означает факти ческую перерегистрацию, поскольку нужно переделы вать весь*пакет документов, разработанных еще по со юзному законодательству. Новыми законами уста- новлены срокиV,перереги с- трацйи: для акционерных обществ - до 1 июля 1997 года, для производствениых кооперативов - до 1 января 1997 года. Элементарное переоформление учреди -1 тельных документов осу щ ествл я ется бесплатно . Если же предл риятие од новременно преобразуется в иную организационно-пра- вовую форму, скажем, АО закрытого типа хоч^т стать обществом с огратшченной ответс твекностыо, - тогда необходим i регистрацион ный взнос. - Н аскол ько слож ен все же барьер перерегис трации? : - Проблем не будет, если внимательно прочитать но- вый закон - в нем веты . на- все:|Г оговорены все основные мо менты учредительных доку ментов. Практически можно все переписать из закона, только... примени тельно к своим условиям. Разработать главное для предприятия - Устав - дово льно оыстро может любой грамотный человек. Если у нас возникают замечания, мы подсказываем, где не точности, как их исправить в соответствии с законом. В среднем процесс регистра ции занимает две недели. Если иногда и затягивается, то не по нашей вине. Ска жем, получив Устав на до работку, человек исчезает на месяцы или на год. Ес тественно, представленный документ опять не соответ ствует вновь появившимся правилам, изменениям в за конодательстве... Для регистрации нового предприятия необходимо представить нам, в общем- то, небольшой комплект до кументов. Если учредитель один - Устав и решение о создании фирмы, заявку в произвольной форме и до кументы об оплате регис трационного взноса (759 тысяч рублей), о местона хождении предприятия. Когда предприятие орга низуют несколько человек, необходим учредительный договор о правах и обязан ностях учредителей, внесе нии вкладов в уставный фонд и т.д. Кроме того, i ражданский кодекс ввёл новую норму: необходимо перевести на временный расчетный счет в банке половину минимального ус тавного капитала до начала регистрации и предъявить нам квитанцию. Н аим еньш ий р а зм ер уставного фонда состав ляет тысячекратный ми нимум оплаты труда - 75 млн. 9 0 0 тысяч для госу дарственны х и м уници пальны х предприятий и акц и он ерны х обществ откры того т и п а . Для всех остальны х форм - стократный минимум - 7 млн. 590 ты с я ч рублей. Как видите, невыполни мых требований, которые могли бы помешать возни- кновению или стабильной работе предприятия, мы не предъявляем.1 - Зачастую недобросо вестны е руководи тели о ткры ваю т новую ф и р му, не рассчитавшись по финансовым о б я зат ел ь ствам уж е сущ ествую щей. П очему вы регистрируете подобны е"J предприятия? . - К большому сожале нию, отказать кому-либо в,; регистрации при такой си туации мы не можем,-Нет у нас на то правовых основа-; ний. В М урм ан ск е .очень много фирм , ко торы е приостанавливаю т свою д еятел ьно сть или вооб ще ее не начинают после регистрации . Но и не з а крываю тся , так ка к при добровол ьной л иквид а - л'' '>к и », т.:'- ативе налоговиков в су дебном порядке активно идет ликвидация тех предприятий, которые подолгу не сдают отчет ность. Мы отказываем в регис тр ации только тем предпри ятиям, у которых процесс создания и реорганизации шел с нарушением законо дательства. Например, отказали структлфному подразделе- нию АМНГР, которое хоте ло выделиться в самостоятельное предпри ятие, не получив на это со гласия комитета по управлению госимуществом и всего трудового коллекти ва АМНГР. Арбитражный суд подтвердил правиль ность нашего решения. - Многие видные эко номисты и политики считают, что даже закон ный процесс перехода предприятий на новые формы хозяйствования принес стране больше вреда, чем пользы... . .- Когда я разговаривала со шведами, они не могли понять, как у нас за просто так трудовому коллективу отдается собственность. Почему мыу органы местно го само.управления, не вла- де ем акциями кру пных ^.государственных предпри-1 ятий, находящихся на на шей территорий. В Швеции обязательное условие при ватизации - основной пакет ч акций должей принадл е- : жать муниципал^ному обра- зованию, v нашим же законодательством такое право муниципалитетам не дано. - Алла Васильевна, может ли в а ш а Палата самостоятельно зараба- тыва ть день ги , как это,, сейч ас дел ает большин- Ъ: ство государственных учреждений? - Учитывая тяжелое положение бюджета, поста- новлейнем гл а вы- админис£г; трации нам %/ р азрешено оказывать платные услуги. Мы выдаем копии учреди тельных документов в слу- * чае их утраты владельцами. Кроме того, у нас все жела ющие С м о г у т получить;1 справки по зарегистриро ванным предприятиям (пол- ное наименование и . местонахождение, организа ционно-правовая форма, контактный телефон, фам;i- лия руководителя). Разуме-* етея. ’ данные об учреждениях, размере ус-/; тавного капитала, видах де-; ятельности мы-'-: : не указываем. - Итак, Реги стра цио н- ная палата отметила свое трехлетие. Что вам удалось сделать за годы работы? - На территории М ур -> манска около восьми тысяч предприятий различных , форм собственности. Пала-:; той зарегистрировано 2.5 тысячи предприятий - почти треть ^cex 'cy iueствующих.7: вота. Нет бопее важной проблемы и для рыбака, и для судовладель ца. И тому и другому необходимо, чтобы квоты распределялись по справед ливости . Потому столько недовольства вызвал проект Закона «О рыболовстве и об охране водны х биоресурсов», приня тый Госдумой в первом чтении, что в нем оставлено немало лазеек для «утечки» би оресурсов (в их денежном эквиваленте) в посторонние карманы. К сожалению, у северян практически не было времени для серьезного обсужде ния столь важного документа. Однако кое- что, видимо, еще удастся поправить в ¥ я т s u m т т ш т ж т ч будущем законе. То, о чем пишет депутат Тюрин, уже отправлено в Госдуму. Мнение капитана Лукашевича, как и иные мнения рыбаков-практиков всех бассейнов Рос сии, дойдет до разработчиков закона. Об ратят ли думцы внимание на это - другой вопрос. Будем надеяться на лучшее... В О Б Л А Г О , А Н Е В У Г О Д У ! Первый заместитель председателя Госкомры- боловства г-н Родин в недавней передаче радио станции «Атлантика» достаточно убедительно говорил о том, что находящийся на рассмотрении Госдумы РФ проект Закона «О рыболовстве и об охране водных биоресурсов» - если не само со вершенство, то по крайней мере - вершина зако нотворческой деятельности. Тем не менее даже беглого знакомства с про ектом будущего Закона достаточно для того, что бы убедиться в том, что он (проект) защищает не столько интересы общественные, сколько чисто меркантильные... его разработчиков (того же Гос- комрыболовства). Если же присмотреться к правовой стороне вопроса, то и здесь легко обнаружить целый ряд не только неточностей, но и элементарных воль ностей в толковании серьезных понятий, что недо пустимо в документах подобного ранга. Владея некоторой информацией в этой облас ти, я и решил поделиться с читателями своими сомнениями и выводами. ^Содержание глав 2 и 7 проекта предусматрива ет исключительное право исполнительной власти РФ всех уровней на владение, пользование, рас поряжение водными биоресурсами, находящими ся в федеральной собственности. А к ней, как явствует из текста проекта, относятся все без ис ключения водные биоресурсы морей, озер, рек и т.д., исключая аквариумные. Применительно к биоресурсам озера Байкал подобная постановка вопроса правомерна. Одна ко этого нельзя сказать о водных биоресурсах, скажем, бассейна Волги. Наиболее ценные поро ды рыб (осетровые), как известно, основную часть в Каспийском море и захо дят в реку лишь на период нереста. Сегодня они - в реке, завтра - в море. Никаких границ не призна ют, паспортов не имеют. Посмотрев на карту, мы видим, что заниматься хозяйственной деятель ностью на акватории Каспийского моря могут и имеют право не одно, а сразу несколько госу дарств. Что и происходит. Говорить об исключи тельном праве собственности любой из заинтересованных сторон на подобные водные биоресурсы нельзя; ; : - Ситуация с биоресурсами Баренцева и Нор вежского морей и того круче. -■ Не вдаваясь в частности вопроса (специалис там они хорошо известны), скажу лишь 0 том, что, согласно международным правовым нормам, не только мы, но и соседняя с нами Норвегия имеет массу проблем, связанных с использованием во дных биоресурсов в этих морях. Я уже не говорю о какой-то там собственности либо праве на нее, ибо международное морское право не признает никакого понятия собственнос ти на то, что ниспослано нам свыше и принадле жит всему человечеству. Так почему же р а з р а & ^Щ и п р ^ К г а ^ ф Й р упорно настаивают на том, что по здравому смыс лу и в силу принятых нами международных обяза-, тельств является элементарным абсурдом? Ответ на поставленный вопрос можно найти в главе 11 проекта «Пользование водными биоре сурсами»: Из текста видно, что основная мысль разработчиков сводится к распрёделению госу дарством (в лице которого выступает все то же Госкомрыболовство) установленного объема (кво ты) изъятия водных биоресурсов по собственному усмотрению . Изворотливость чиновников известна: было бы что распределять. Коль есть распределение, то из этого процесса всегда можно поиМеть не Только общественную, но и личную выгоду. Процесс пошел. Нужньг примеры? Вот он - све женький Распоряжением Правительства РФ Щ 1691-р от 10.11.96 АО «Мосрыбхоз» в качестве государственной поддержки выделяется ежегод ная квота на добычу рыбы и морепродуктов в объ еме 20 тысяч тонн, начиная с 1997 и по 1999 годы. Коль скоро это АО добывающих морских мощное- / тей не имеет, то в постановлении сказано прямо: «. для последующей реализаций этих квот за плату российским (в том числе с участием инос транного капитала) и иностранным юридическим лицам». Не более и не менее того... Ну да Бог с ним, с этим АО «Мосрыбхоз». В его названий хоть рыба упомянута. Но что мешает л нашим государственным мужам подарить таким Ф же образом и для тех же целей часть квоты, ска жем, АО «Аэрофлот - международные линии» либо «Норильский никель»? Да ничто. Ровно так же, как и то, что за Определенное вознаграждение подобную услугу можно оказать и конкретным Си дорову, Петрову, Иванову.. . То есть собственностью, которая становится таковой лишь в случае стечения целого ряда об стоятельств, субъективных условий и в момент «широкого жеста», распоряжаться очень удобно: «де юре» она есть, а «де факто» ее нет. Из изложенного рядовому россиянину Не обходимо уяснить лишь то, что расходы, свя занные с покупкой квот, придется оплачивать ему, т.к. они войдут в себестоимость конечно го продукта - покупаемой им рыбы. Опустим тот факт, что добывающие мощности наших флотов постоянно простаивают из-за хро- i нического недостатка объема вылова, что влечет безраб<?тицу среди рыбаков. Вспомним: квоту можно продать и иностранным юридическим ли цам. А потому, защищая национальнью интересы, я предлагаю включить в текст проекта Закона статью в следующей редакции: «Установленная для Российской Федераций квота на изъятие и пользование водными биоре сурсами распределяется государственными орга нами РФ в установленном настоящим Законом ^ порядке среди физических и юридических лиц,' имеющих в своей собственности добывающие мощности и зарегистрированных на территории РФ, безвозмездно Перепродажа квот преследу ется по закону. В случае неизъятия выделен ной квоты одним из лиц либо изъятия неполной квоты, она (ее остаток) безвозмездно распределяется между остальными лицами в установленномпорядке». На Мой ёзгляд, подобная трактовка позволив исключить откровенные махинации при распреде лении квот и в полйой мере защитит интересы отечественных традиционных участников процес са Михаил ЛУКАШЕВИЧ, капитан ОАО «Мурманский трал 6 вь 1 Йфлот». Iщекращена деятельность' 273 предприятий, примерно . 500 -прошли; перерегистра цию. Эти цифры - основной показатель;нащей деятёл ь-; •за эти годы... ' БАБАСКИНА. и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz