Рыбный Мурман. 1996 г. Декабрь.

§ § * f &*■ со с к л а д а в М у р м а н с к е [ ' Й ПИ 5 НИИА 10 ТСЯПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕЗАКАЗЫ £ . • ПРОИЗВОДИМНАРЕЗКУБУМАГИ телефоны: 55-32-19, 55-29-9S, , .ЦЕНЬ{ЩНИМАЛЬНЬг£ ьязательную проверку, ©требует во звр ащ ени я д и к н ало го к ая ин спек- д н я проведет об пот долгов в бюджет. В пос­ леднее время по иници- ПАЛАТА д м п р е д п р и н и м а т е л е й . . . РЕГИСТРАЦИОННАЯ На вопрос «Чем занимается Регистрационная палата?» любой и каж­ дый сообразит ответить: что-то там этакое регистрируют, но что именно?.. Между тем для любого руководителя или бизнесмена это учреждение, без сомнения - первый и важнейший этап в процессе рождения и становле­ ния предприятия. Как все происходит на практике, рассказывает пред­ седатель Регистрационной палаты администрации города Мурманска Алла Васильевна БОНДАРЕНКО. - Мы регистрируем пред­ приятия всех организацион­ но-правовых форм, находящиеся на территории областного центра. В каж­ дом городе и в районе су­ ществует такой орган - в составе муниципального ко­ митета либо как самостоя­ тельный отдел. Обязательная государ­ ственная регистрация всех предприятий началась с вы­ ходом в 1990 году федераль­ ного закона «О предприятиях и предприни­ мательской деятельности». К сожалению, законода­ тельством нечетко был рег­ ламентирован порядок регистраций, поэтому в ра­ боте четырех первоначаль­ ных отделов (при гор- и райисполкомах) возникла несогласованность. Чтобы упорядочить этот процесс, три года назад создан еди­ ный орган - наша Палата. - Алла Васильевна, в полной ли мере сформи­ ровалась правовая оаза, необходимая для вашей работы? - Первая часть Граждан­ ского кодекса РФ (1994 г.) оговаривает, какие органи- зационно-правовые шормы предприятий могут быть и какие требования предъяв­ ляются к их учредительным документам. В кодексе де­ лаются ссылки на соответ­ ствующие законы... Но вот главнейший для нас закон, оговаривающий порядок со­ здания и регистрации юри­ дических лиц, до сих пор не принят. После второго чте­ ния еще в старом Верхов­ ном Совете (f) он так и лежит в Госдуме без движе­ ния. Так что пока мы при­ держиваемся старого порядка, пользуясь двумя статьями закона, сохранив­ шими силу. В этом году вышли зако­ ны «Об акционерных об­ ществах и о производственных коопера­ тивах». Предприятия на­ званных форм должны привести в соответствие с новыми требованиями учре­ дительные документы, ина­ че будут считаться недействительными. Для многих это означает факти­ ческую перерегистрацию, поскольку нужно переделы­ вать весь*пакет документов, разработанных еще по со­ юзному законодательству. Новыми законами уста- новлены срокиV,перереги с- трацйи: для акционерных обществ - до 1 июля 1997 года, для производствениых кооперативов - до 1 января 1997 года. Элементарное переоформление учреди -1 тельных документов осу­ щ ествл я ется бесплатно . Если же предл риятие од­ новременно преобразуется в иную организационно-пра- вовую форму, скажем, АО закрытого типа хоч^т стать обществом с огратшченной ответс твекностыо, - тогда необходим i регистрацион­ ный взнос. - Н аскол ько слож ен все же барьер перерегис­ трации? : - Проблем не будет, если внимательно прочитать но- вый закон - в нем веты . на- все:|Г оговорены все основные мо­ менты учредительных доку­ ментов. Практически можно все переписать из закона, только... примени­ тельно к своим условиям. Разработать главное для предприятия - Устав - дово­ льно оыстро может любой грамотный человек. Если у нас возникают замечания, мы подсказываем, где не­ точности, как их исправить в соответствии с законом. В среднем процесс регистра­ ции занимает две недели. Если иногда и затягивается, то не по нашей вине. Ска­ жем, получив Устав на до­ работку, человек исчезает на месяцы или на год. Ес­ тественно, представленный документ опять не соответ­ ствует вновь появившимся правилам, изменениям в за­ конодательстве... Для регистрации нового предприятия необходимо представить нам, в общем- то, небольшой комплект до­ кументов. Если учредитель один - Устав и решение о создании фирмы, заявку в произвольной форме и до­ кументы об оплате регис­ трационного взноса (759 тысяч рублей), о местона­ хождении предприятия. Когда предприятие орга­ низуют несколько человек, необходим учредительный договор о правах и обязан­ ностях учредителей, внесе­ нии вкладов в уставный фонд и т.д. Кроме того, i ражданский кодекс ввёл новую норму: необходимо перевести на временный расчетный счет в банке половину минимального ус­ тавного капитала до начала регистрации и предъявить нам квитанцию. Н аим еньш ий р а зм ер уставного фонда состав ­ ляет тысячекратный ми­ нимум оплаты труда - 75 млн. 9 0 0 тысяч для госу­ дарственны х и м уници ­ пальны х предприятий и акц и он ерны х обществ откры того т и п а . Для всех остальны х форм - стократный минимум - 7 млн. 590 ты с я ч рублей. Как видите, невыполни­ мых требований, которые могли бы помешать возни- кновению или стабильной работе предприятия, мы не предъявляем.1 - Зачастую недобросо­ вестны е руководи тели о ткры ваю т новую ф и р ­ му, не рассчитавшись по финансовым о б я зат ел ь ­ ствам уж е сущ ествую ­ щей. П очему вы регистрируете подобны е"J предприятия? . - К большому сожале­ нию, отказать кому-либо в,; регистрации при такой си­ туации мы не можем,-Нет у нас на то правовых основа-; ний. В М урм ан ск е .очень много фирм , ко торы е приостанавливаю т свою д еятел ьно сть или вооб ­ ще ее не начинают после регистрации . Но и не з а ­ крываю тся , так ка к при добровол ьной л иквид а - л'' '>к и », т.:'- ативе налоговиков в су­ дебном порядке активно идет ликвидация тех предприятий, которые подолгу не сдают отчет­ ность. Мы отказываем в регис­ тр ации только тем предпри­ ятиям, у которых процесс создания и реорганизации шел с нарушением законо­ дательства. Например, отказали структлфному подразделе- нию АМНГР, которое хоте­ ло выделиться в самостоятельное предпри­ ятие, не получив на это со­ гласия комитета по управлению госимуществом и всего трудового коллекти­ ва АМНГР. Арбитражный суд подтвердил правиль­ ность нашего решения. - Многие видные эко­ номисты и политики считают, что даже закон­ ный процесс перехода предприятий на новые формы хозяйствования принес стране больше вреда, чем пользы... . .- Когда я разговаривала со шведами, они не могли понять, как у нас за просто так трудовому коллективу отдается собственность. Почему мыу органы местно­ го само.управления, не вла- де ем акциями кру пных ^.государственных предпри-1 ятий, находящихся на на­ шей территорий. В Швеции обязательное условие при­ ватизации - основной пакет ч акций должей принадл е- : жать муниципал^ному обра- зованию, v нашим же законодательством такое право муниципалитетам не дано. - Алла Васильевна, может ли в а ш а Палата самостоятельно зараба- тыва ть день ги , как это,, сейч ас дел ает большин- Ъ: ство государственных учреждений? - Учитывая тяжелое положение бюджета, поста- новлейнем гл а вы- админис£г; трации нам %/ р азрешено оказывать платные услуги. Мы выдаем копии учреди­ тельных документов в слу- * чае их утраты владельцами. Кроме того, у нас все жела­ ющие С м о г у т получить;1 справки по зарегистриро­ ванным предприятиям (пол- ное наименование и . местонахождение, организа­ ционно-правовая форма, контактный телефон, фам;i- лия руководителя). Разуме-* етея. ’ данные об учреждениях, размере ус-/; тавного капитала, видах де-; ятельности мы-'-: : не указываем. - Итак, Реги стра цио н- ная палата отметила свое трехлетие. Что вам удалось сделать за годы работы? - На территории М ур -> манска около восьми тысяч предприятий различных , форм собственности. Пала-:; той зарегистрировано 2.5 тысячи предприятий - почти треть ^cex 'cy iueствующих.7: вота. Нет бопее важной проблемы и для рыбака, и для судовладель­ ца. И тому и другому необходимо, чтобы квоты распределялись по справед­ ливости . Потому столько недовольства вызвал проект Закона «О рыболовстве и об охране водны х биоресурсов», приня ­ тый Госдумой в первом чтении, что в нем оставлено немало лазеек для «утечки» би­ оресурсов (в их денежном эквиваленте) в посторонние карманы. К сожалению, у северян практически не было времени для серьезного обсужде­ ния столь важного документа. Однако кое- что, видимо, еще удастся поправить в ¥ я т s u m т т ш т ж т ч будущем законе. То, о чем пишет депутат Тюрин, уже отправлено в Госдуму. Мнение капитана Лукашевича, как и иные мнения рыбаков-практиков всех бассейнов Рос­ сии, дойдет до разработчиков закона. Об­ ратят ли думцы внимание на это - другой вопрос. Будем надеяться на лучшее... В О Б Л А Г О , А Н Е В У Г О Д У ! Первый заместитель председателя Госкомры- боловства г-н Родин в недавней передаче радио­ станции «Атлантика» достаточно убедительно говорил о том, что находящийся на рассмотрении Госдумы РФ проект Закона «О рыболовстве и об охране водных биоресурсов» - если не само со­ вершенство, то по крайней мере - вершина зако­ нотворческой деятельности. Тем не менее даже беглого знакомства с про­ ектом будущего Закона достаточно для того, что­ бы убедиться в том, что он (проект) защищает не столько интересы общественные, сколько чисто меркантильные... его разработчиков (того же Гос- комрыболовства). Если же присмотреться к правовой стороне вопроса, то и здесь легко обнаружить целый ряд не только неточностей, но и элементарных воль­ ностей в толковании серьезных понятий, что недо­ пустимо в документах подобного ранга. Владея некоторой информацией в этой облас­ ти, я и решил поделиться с читателями своими сомнениями и выводами. ^Содержание глав 2 и 7 проекта предусматрива­ ет исключительное право исполнительной власти РФ всех уровней на владение, пользование, рас­ поряжение водными биоресурсами, находящими­ ся в федеральной собственности. А к ней, как явствует из текста проекта, относятся все без ис­ ключения водные биоресурсы морей, озер, рек и т.д., исключая аквариумные. Применительно к биоресурсам озера Байкал подобная постановка вопроса правомерна. Одна­ ко этого нельзя сказать о водных биоресурсах, скажем, бассейна Волги. Наиболее ценные поро­ ды рыб (осетровые), как известно, основную часть в Каспийском море и захо­ дят в реку лишь на период нереста. Сегодня они - в реке, завтра - в море. Никаких границ не призна­ ют, паспортов не имеют. Посмотрев на карту, мы видим, что заниматься хозяйственной деятель­ ностью на акватории Каспийского моря могут и имеют право не одно, а сразу несколько госу­ дарств. Что и происходит. Говорить об исключи­ тельном праве собственности любой из заинтересованных сторон на подобные водные биоресурсы нельзя; ; : - Ситуация с биоресурсами Баренцева и Нор­ вежского морей и того круче. -■ Не вдаваясь в частности вопроса (специалис­ там они хорошо известны), скажу лишь 0 том, что, согласно международным правовым нормам, не только мы, но и соседняя с нами Норвегия имеет массу проблем, связанных с использованием во­ дных биоресурсов в этих морях. Я уже не говорю о какой-то там собственности либо праве на нее, ибо международное морское право не признает никакого понятия собственнос­ ти на то, что ниспослано нам свыше и принадле­ жит всему человечеству. Так почему же р а з р а & ^Щ и п р ^ К г а ^ ф Й р упорно настаивают на том, что по здравому смыс­ лу и в силу принятых нами международных обяза-, тельств является элементарным абсурдом? Ответ на поставленный вопрос можно найти в главе 11 проекта «Пользование водными биоре­ сурсами»: Из текста видно, что основная мысль разработчиков сводится к распрёделению госу­ дарством (в лице которого выступает все то же Госкомрыболовство) установленного объема (кво­ ты) изъятия водных биоресурсов по собственному усмотрению . Изворотливость чиновников известна: было бы что распределять. Коль есть распределение, то из этого процесса всегда можно поиМеть не Только общественную, но и личную выгоду. Процесс пошел. Нужньг примеры? Вот он - све­ женький Распоряжением Правительства РФ Щ 1691-р от 10.11.96 АО «Мосрыбхоз» в качестве государственной поддержки выделяется ежегод­ ная квота на добычу рыбы и морепродуктов в объ­ еме 20 тысяч тонн, начиная с 1997 и по 1999 годы. Коль скоро это АО добывающих морских мощное- / тей не имеет, то в постановлении сказано прямо: «. для последующей реализаций этих квот за плату российским (в том числе с участием инос­ транного капитала) и иностранным юридическим лицам». Не более и не менее того... Ну да Бог с ним, с этим АО «Мосрыбхоз». В его названий хоть рыба упомянута. Но что мешает л нашим государственным мужам подарить таким Ф же образом и для тех же целей часть квоты, ска­ жем, АО «Аэрофлот - международные линии» либо «Норильский никель»? Да ничто. Ровно так же, как и то, что за Определенное вознаграждение подобную услугу можно оказать и конкретным Си­ дорову, Петрову, Иванову.. . То есть собственностью, которая становится таковой лишь в случае стечения целого ряда об­ стоятельств, субъективных условий и в момент «широкого жеста», распоряжаться очень удобно: «де юре» она есть, а «де факто» ее нет. Из изложенного рядовому россиянину Не­ обходимо уяснить лишь то, что расходы, свя­ занные с покупкой квот, придется оплачивать ему, т.к. они войдут в себестоимость конечно­ го продукта - покупаемой им рыбы. Опустим тот факт, что добывающие мощности наших флотов постоянно простаивают из-за хро- i нического недостатка объема вылова, что влечет безраб<?тицу среди рыбаков. Вспомним: квоту можно продать и иностранным юридическим ли­ цам. А потому, защищая национальнью интересы, я предлагаю включить в текст проекта Закона статью в следующей редакции: «Установленная для Российской Федераций квота на изъятие и пользование водными биоре­ сурсами распределяется государственными орга­ нами РФ в установленном настоящим Законом ^ порядке среди физических и юридических лиц,' имеющих в своей собственности добывающие мощности и зарегистрированных на территории РФ, безвозмездно Перепродажа квот преследу­ ется по закону. В случае неизъятия выделен­ ной квоты одним из лиц либо изъятия неполной квоты, она (ее остаток) безвозмездно распределяется между остальными лицами в установленномпорядке». На Мой ёзгляд, подобная трактовка позволив исключить откровенные махинации при распреде­ лении квот и в полйой мере защитит интересы отечественных традиционных участников процес­ са Михаил ЛУКАШЕВИЧ, капитан ОАО «Мурманский трал 6 вь 1 Йфлот». Iщекращена деятельность' 273 предприятий, примерно . 500 -прошли; перерегистра­ цию. Эти цифры - основной показатель;нащей деятёл ь-; •за эти годы... ' БАБАСКИНА. и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz