Рыбный Мурман. 1996 г. Декабрь.
РЕДАКЦИЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ‘РЫБНЫЙ МУРМАН' Приглашаем посетить МАГАЗИН по ул. Декабристов, 26 (напротив маг. "Полюс") ВОЗЬМЕМ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И СПИРТНЫЕ НАПИТКИ Ждем вас каждый день с Ю.ООдо 21.00 тел . -23-34-15 АО "РОСПРОМОПТТОРГ' . Г,Москва Я:,;■' у :'; ПРЕДЛАГАЕТ В ы со ко качес твенны е электроды ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ всех выпускаемы х в России м арок (более 250 наименований) произведеных в г М оскве по ценам завода, к о то р ы е ниже цен других производителей Д е в я т ь н а им е н о в а н и й и з н и х и м е ю т ДОПУСК МОРСКОГО РЕГИСТРА ТОО "Мукомол щ я к м м т т м М Ш ¥ , КРУЩЫ рад: “ со склада в Мурманске ПРИНИМАЮТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ ПРОИЗВОДИМ НАРЕЗКУ БУМАГИ телефоны: 55-32-19, 55-29-98. ЦЕНЫМИНИМАЛЬНЫЕ Д е й с т в у е т ги б ка я с и с те м а скидок П о д л е ж и т о б я за т е л ь н о й с е р т и ф и ка ц и и т е л /ф а кс (095) 320-53-03 ф акс (095) 113-60-85 М Е Б Е Л Ь Н О Е О Б Ь Е Д И Н Е Н И Е З А П О Л Я Р Ь Е ДАРЕСАМАГАЗИНОВ: МАРАТАЗВ ШИНА 01 [БАНЯ М ] а-КОЛДVA- ПРИВОКЗАЛЬНАЯ 12 ШШЕ ШШТН НА 8ТЖТВЕННЫ1АВТВМВВИАИ МАЕМ, ШВА ПРЕДЛАГАЕТВШИРОКОМ АССОРТИМЕНТЕ КОРПУСНУЮИМЯГКУЮМЕБЕЛЬ ПОСНИЖЕННЫМЦЕНАМ ИЗГОТОВЛЕНИЕМЕБЕЛИ ПОИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА Мастерская по ремонту отечественных и им портных автомобилей оказывает все виды ус луг, в том числе растяжку кузовов, антикоррозийная обработка. Тел. в Коле 2-29-29 ПРОДАМ ВАЗ-21 -ОИ, цена 1200$, Обращаться: ул. Кирова, 30-63 ГАЗ-24, цвет черный, состояние хорошее, 3600 у.е. Звонить 759-222 (вечером). И Щ У Р А Б О Т У С Т О Р О Ж Е М , ж е л а т е л ь н о в П е р в о м а й с ко м ра йо не . Тел . 59-79-42 РЫБНЫЙ Н А В Е С А Х «История Мурманского морского рыбного порта (1934 авторы - М. И. Сухарев,Т. Н. Щербаев,1В. В. Кусков. Прежде всего обращаешь внимание, что в этой книге почему-то не соблюден ал фавитный порядок представ ления авторского коллектива. Сознательно выделена осо бая роль профессора? Но еще важнее другое - нигде не оговорено, кто что писал и за что отвечает. Вот нашел, до пустим, читатель принципи альные, фактические ошибки, кому на них указать? Или об наружился плагиат - кто вино ват/ Ведь неудобно обвинять всех троих, если, скажем, двое к ошибке (плагиату) от ношения не имеют. Но давайте все же начнем сначала... .. Прежде всего надо ска за ть спасибо руководству порта и авторам за то , ч то в наше тяжелое время они довели до логического конца работу по созданию биографии своего пред приятия. В рецензируемой книге 12 глав. Прослеживается разви тие порта - от первых прича лов тралбазы (и даже раньше) до нынешнего вре мени акционирования и попы ток преодолеть кризис, перечислены, наверно, сотни людей, трудом которых со здана мощная инфраструкту ра предприятия. В качестве приложений даны таблицы о работе порта в 90-е годы, сравнительные данные дру гих морских рыбных портов страны (жаль только, что эти показатели 1978 года безнад ежно устарели). В общем, ныне краеведы имеют не только историю тралфлота, рыбокомбината, Мурманского пароходства и торгового порта, но и книгу по истории рыбного порта. Однако написание такого рода книг осложняется тем, что в истории России новей шего времени является при нципиально значимым отношение к съездам КПСС и их решениям, к советским пя тилеткам, к соцсоревнованию вообще и к ударничеству, стахановскому движению и борьбе за коммунистический труд и быт в частности. Да, все это - и съезды, и пятилетки, и соревнование - было. Но стоит ли на этом ак центировать внимание сей час, в новую эпоху. Нужно ли биографию порта привязы вать к пятилеткам? И подчер кивать в названиях глав: «Осуществление планов вто рой и третьей пятилеток», «В годы пятой пятилетки» и т.д. Ведь эта периодизация искус ственна, в определенной сте пени навязана КПСС, Госпланом и существовав шей системой власти. А пото му, на наш взгляд, естественнее историю порта описать по десятилетиям. Особо хочется сказать о со циалистическом соревнова нии. В нем было много показухи, неискреннего пафо са, формализма и бюрокра тизма. И об этом тоже надо говорить, а не только петь аллилуйю. Короче, рецензент вовсе не призывает отрекать ся от реалий недавнего про шлого. Но надо же все это подавать более осмысленно! Уж очень старомодно звучит, например, «Трудовой под ъем, массовое социалисти ческое соревнование, инициатива и энтузиазм всех трудящихся Заполярья позво лили быстро залечить раны, нанесенные войной», Разве авторы не знают о нужде и карточной системе, низкой оплате труда и недостатках снабжения, труде десятков тысяч лагерников и военноп ленных, тяжелейших жилищ ных условиях и недовольстве масс? Знают. Но возоблада ла привычка лакировать ис торию псевдопафосом. Тяжеловесно и неуместно сейчас звучат и такие фразы: «Движение за коммунисти ческий труд в Северном бас сейне являлось неразрывной составной частью всенарод ного социалистического со ревнования, оно продолжило традиции, накопленные тру довыми коллективами в соци алистическом соревновании в предшествующий период» (стр. 80). К с т а т и говоря, при опи сании начального периода соревнования в годы первой п я ти л е т ки авторы позаим ствовали ч а с ть ф актичес кого материала из моей с т а т ь и «У и сто ков социа листическо го соревнования на Мурмане» («Ученые за писки МГПИ», т . 8, 1965 г.). Так дословно списано начало т р е т ь е го абзаца 31-й с тр а ницы (со слов «Инициатора ми социалистического соревнования...») и весь ч е т верты й абзац. Е с т ь та ки е же «заимствования» без ука зания источников и в других местах . Да и сделаны э т и «заимствования» ка к -то уж очень неряшливо: в упоми навшихся уже абзацах брига дир засольщиков Юрин превратился в Юнина, а мно готочие (пропуск в ци т а т е ) исчезло вовсе (с тр . 32 в рецензируемой книге - с тр . 37 «Ученых записок»). Из моей же с т а т ь и о со ревновании 1929 года в зя т ф а к т об обязательствах бригады бурильщиков Бело ва (соотве тственно стр . 32 и с тр . 38). Переписывая э т и обязательства дословно из моей с т а т ь и , авторы книги делаю т ссылку на га зе ту . Но если они в самом деле ви дели га зе ту , т о поняли бы, ч т о речь и д е т не о рыбном порте , а о руднике (откуда в рыбном п о р т у бурильщи ки?). -г : ;ф Так же дословно и бездум но переписаны два предпос ледних абзаца 32-й страницы истории рыбного по р та (у меня - на с тр . 39). Я не выискивал, поверь т е слову, специально схо жие места, но раз попались на глаза одни и т е же ф акты в идентич ном изложении - вполне можно подразумевать и другие. Я бы не возражал против заимствовании, если бы была ссылка на «Ученые записки»; а приве денные кое-где ссылки на газеты - лишь попытка за маскировать плагиат. Я не сличал тексты данной книги с другими ранее вы шедшими статьями и моног рафиями, но, по-видимому, такие «совпадения» не еди ничны. Так я заметил, что в книгу включено немало фак тов из «Истории Мурманского тралового флота», и опять- таки без ссылки на источник. А источники, которые в книге оговорены, надо было бы проанализировать де тальнее (и архивные - в пер вую очередь). Ибо ссылки на книги А. М. Дунаевского, А. А. Воронина (инициалы его во введении указаны невер но) и С. А. Смирнова - это просто несолидно: там о рыб ном порте слишком мало ма териала.; V Но перейдем к другой ка тегории претензий рецензи- онного разбора. Не очень грамотно, на мой взгляд, составлена аннота ция. Как-то не очень ясна фраза: «...приводятся собы тия, соответствующие време ни создания и развития ■ Мурманского морского рыб ного порта». Здесь же в семи строчках по два раза употребляются «пятилетки», «предпри ятие»... Языковая бедность или небрежность? Почему-то у книги нет ре цензентов. У всех других есть, а у этой нет. Может, от сюда и многие ошибки? Мне кажется, во вступле нии надо было не рассказы вать о всем историческом пути рыбного порта (об этом пойдет речь в книге), а рас крыть цели и задачи этого из дания, с какими трудностями авторы встретились, как их преодолевали. Потрясает неоправданное обилие цифр - честное слово, опупеть можно. До полусотни на страницу (это без цифр, обозначающих годы). А ведь в книге еще много таблиц - и не только в приложении. В девятой главе (так и не по нял, почему ее название - «Юбилейная пятилетка») - их пять; в десятой главе - девять таблиц. Самое плохое не в том, что цифры затрудняют чтение, а в том /ч то ничего (или почти ничего) они не до казывают. То же самое с пе речнями десятков фамилий. Усложняют чтение не только старые концептуаль ные установки, обилие цифр, мемориальные списки порто виков, громоздкие и необра ботанные соответствующим способом таблицы, но и часто перечисляемые функции или какие-то иные положения типа инструкций на целые страницы. :• В то же время в книге не показано, как коснулись кол лектива рыбного порта реп рессии 30-40-х годов. Вообще практически в книге не осве щен солидный современный период: на стр. 181 после 1988 года сразу идет 1995-й. Помимо злоупотребления термином «пятилетки» в заго ловках (не говоря, уж о текс те) утомляет и слишком частое употребление слова «порт» (только в заголовках оно фигурирует шесть раз). Ничего не говорят читателю и такие штампы, к^к «интенси фикация общественного про изводства», «совер шенствование хозяйственно го механизма», «оптимизация работы» и т. д. Я не знаю, насколько це лесообразна в этой книге фо тография (весьма нека чественная) В. Е. Ляхницкого, а также фотографии, прямо не относящиеся к истории порта (стр. 12, 173 и др.), но что касается остальных фо томатериалов, то они пред ставляют несомненный познавательный интерес. Но уж подписи к ним должны быть более точными. Так, фото на стр. 11 везде пре жде давалось с другим такс- том: «Общий вид базы Севгосрыбтреста ». На фото графии, где «второй справа - А. С. Рудаков», стоит жен щина и т.д. Фото не привяза ны ко времени, они как бы повисают в воздухе: когда это было? И опять не указа но, откуда авторы взяли фо тографии. Сейчас принято указывать источник. Говоря о фотографиях и оформлении книги, позволю себе высказать еще два за- мечания-пожелания (может быть, для следующего изда ния: 1) хорошо, если бы о современном порте, его раз витии в последние десяти летия говорили цветные фотографии; 2) почему эта книга не используется в рек ламных целях? Ведь это же прекрасная возможность агитации за процветание порта. О сносках Конечно, это прекрасно, что авторы ис пользовали документы го- сархива Мурманской области (ссылки на партий ный архив - ПАМО - сейчас несостоятельны, его фонды переданы ГАМО). Однако неужели нуждаются в архив ной сноске цифры и факты начала войны? Они же даны в десятках изданий! А 18-я сноска если и нужна, то не на архив, а на книгу А. Г. Го ловко «Вместе с флотом». То же самое касается 27-й сноски и ряда других. Похоже, что ссылки на архивы, как и жонглирова ние цифрами, фамилиями, понадобились в книге для придания ей вида более на учного, чем она является на самом деле. А надо бы по больше души, свободы рас- суждений, чисто человеческого материала. К сожалению, в книге немало и фактических ошибок. Ворони на зовут Александром Андрее вичем, а не А. Н., в 1934 году был не VII съезд ВКП(б), а XVII... Ошибок можно было из бежать, если бы книга была прорецензирована теми, кто знает историю Мурманска и рыбной промышленности Се вера (взять того же С. Н. Да- щинекого). И еще одно... Создается впечатление, что историк М. И. Сухарев написал книгу, а начальники порта (бывший и нынешний) дали согласие быть соавторами, не читая материал. Иначе они бы заме тили, что страницы 194-195, например, являются дешевой саморекламой. И это отнюдь не украшает книгу. Поверьте, все э то я пишу единственно из жела ния, чтобы мурманские кни ги о людях Заполярья и их делах были высшего качес тва . Пока же, наряду с до брым словом в адрес инициаторов и спонсоров издания, не могу умолчать о досаде по поводу его ка чества. Можете возра зи ть : «На безрыбье и рак рыба». Но, по правде гово ря, т а к хочется иногда хо рошей рыбки! Алексей КИСЕЛЕВ, краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz