Рыбный Мурман. 1996 г. Август.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ У ТРАПА 1»»* Kr- П -л*. •c:W: .•> -S''"- . «В свя зи с отсутстви ем объемов переработки грузов ж ел е зн о - д ор ож иы м тран спортом ч ер е з С ев ерны й район порта, слож ны м финан сово -экономическим полож ени ем порта, в том чи сле у бы ­ то чны м сод ерж ани ем ж ел е зн од ор ож н о го , хо зяй ства , порт и з в е ­ щ ает о к он сер вац и и с 1 ию л я 1996 года ж ел е зн од ор ож н о го хо зяй ства в С еверном районе гюрга». Инна БЕРЕЗЮК Это послание управляющего Мур­ манским морским рыбным портом Ва­ лерия Кускова директор Мурманского рыбообрабатывающего комбината Ми­ хаил Зуб получил в конце мая. От сооб­ щения пахло не просто миллиардными долгами. Оно заносило топор над голо­ вой начинающего расцветать предпри­ ятия. Е сть договор на услуги, заключен­ ный в феврале нынешнего года между портом и ООО «Осанна», входя­ щим в состав Мурманского рыбообра­ батывающего комбината. Действие договора - до 31 декабря 1996 года. В нем в параграфе «Ответственность сто­ рон» оговорена эта самая ответствен­ ность за невыполнение условий по вине одной из сторон. То есть расторжение договора, если возникнет такая необхо­ димость, следовало производить по обо­ юдному согласию. Но руководство порта пошло другим путем. Почему? Д а ; сегодня порту первый грузовой район вроде как и не нужен - массового подхода судов нет, а затра ты на содер­ жание железнодорожного хозяйства очень велики. Тем более что у порта свыше 10 миллиардов рублей долга, сам управляющий назначен на эту до­ лжность Комитетом РФ по банкротству, стало быть, обязан особенно скрупулез­ но считать каждый рубль. И вкладывать миллиарды в ремонт и развитие не нуж­ ной сегодня железной дороги ему вроде как и не резон. Впрочем, это - сегодня. А завтра? Ученые прогнозируют в будущем году или в 1998-м массовый подход мойвы. Она вся пойдет на внутренний рынок. И тогда снова заработают оба района. Это - во-первых. Во-вторых, сейчас уже многие руководители стали понимать, насколько важно «повернуть» рыбу в Мурманск. И, похоже, это произойдет довольно скоро. Опять же понадобятся оба района порта и, естественно, желез­ ная дорога. Ведь по ней намного выгод­ ней отправлять продукцию, чем автотранспортом. Все это так. Но перспективного пла­ на развития порта сегодня нет. Положе­ ние его более чем сложное. А посему позиция руководства вроде понятна. Кроме одного: разве не ясна была ситу­ ация в феврале, когда заключался дого­ вор с «Осанной»? Зачем обещать, если знаешь, что не в состоянии выполнить? Р а д и о гр а м м а с м о р я КОГО ВОАНУШТ ПРОБЛЕМЫ РЫБАКОВ? Последние две недели обстановка на про­ мысле донных пород стабильна. Суточные за­ дания перевыполняются. Вместе с тем существуют проб:гемы. Затруднен вывоз эк­ спортной продукции из-за перемешивания в трюмах «морозильщиков» ассортиментов ры­ бопродукции на экспорт и отечественный ры­ нок. Группа, работающая на сдаче сырья на ПНР «Буссоль», временами простаивает из-за отвлечения экипажа-приемщика на хозработы. Наконец-то «Севрыба» решила проблему промысла камбалы у побережья полуострова за пределами 12 миль, разрешив судам ее добы­ чу оез наличия лицензии на борту. Неужели нельзя было раньше? Тралфлот сделал шаг вперед на пути заинтересованности промысло­ виков в увеличении заготовки пикши на эк­ спорт, установив оплату за перегруз одной тонны экспортной продукций в размере 15 дощгаров эюшажу. Основной проблемой промысла остается доставка снабжения, топлива, смазочных мате­ риалов. Как и прежде, здесь много недобросо­ вестности. Заявки на продовольствие полностьюневь 1 по; 1 Т 1 яются,то, что доставляет­ ся, находится в неудовлетворительном состоя­ нии. Аналогичное положение с краской, спецодеждой, промснаряжением. Есть опасе­ ние, что разработанная программа «Рыба» споткнется именно на таких .мелочах. Все это должно быть обсуждено на советах ,директоров. ■ .■ ; Владимир ТЮРИН, депутат областной Думы, капитан СТМ "Ордынский" Мурманскою тралового флота. т о означают засыпанные рельсы для ООО «Осанна» и Мурманского рыоокомбинат а? Об удивительной истории возрожде­ ния комбина та мы расскажем в ближай­ ших номерах «РМ». Сегодня буквально в двух словах замечу: на восстановление мертвых заводов вложено около пяти миллиардов рублей. Заключены дого­ воры с крупными организациями, про­ изведено авансирование работ. Два флота начали поставлять сырье на пе­ реработку, хранение и отгрузку про­ дукции. На 2-м холодильном заводе в кра тчайшие сроки введена линия быст­ рой заморозки и заработали два льдоге­ нератора. И т.д. Теперь флоты, естественно, отказы­ ваются работать с комбинатом. Ежед­ невная потеря (в рублях) - от 9 до 14 миллионов. Раз не перечисляются день­ ги по договорам, следуют штрафные санкции. Плюс не идут платежи в бюд­ жет. Иными словами, решение порта ста­ вит под сомнение само существование рыбокомбината. •ак решить проблему? Предложи­ ли порту передать основные про­ изводственные фонды первого грузового района на баланс или в арен­ ду комбинату. Но такое решение при­ нимается на уровне правительства России. Столь же сложно принять реше­ ние о создании трастового департамен­ та, куда бы вошли все юридические лица района. Сложно потому*/ что пока не определен статус порта. По мнению Михаила Зуба, дейст вия руководства рыбного порта выходят за рамки арбитражного разбирательства: действия эти попадают под 170 и 171 статьи Уголовного кодекса, поскольку являются гГревыЩением noi iномочий руководителя. И здесь все зависит от того, какую позицию займут городская и областная администрации, насколько они заинтересованы в развитии круп­ ной рыбоперерабатывающей базы не в Норвегии, а в Мурманске. ТРАУЛЕР СМЕНИЛ «ПРОФЕССИЮ» Акционерное общество «Створ», которое возглавляет Юрий Тимченко, работает шестой год. За это время про­ цессы добычи, обработки и продажи рыбы не отличались стабильностью. Сказывались трудности с финансирова­ нием, низкая рентабельность продукции, шаткое положе­ ние экономики в целом в стране. За рейс вылавливается около 200 тонн. - Для нас это мало, - говорит генеральный директор. - 11 роцедура захода в наш порт длительна и хлопотна, по­ этому удобней'и дешевле зайти в Норвегию, а затем на машинах привезти рыбу в Мурманск. Реализуем мы свою продукцию на контрактной основе, то есть тому, кто выше цену назначит. Рынок! Зачастую покупателями оказыва­ ются зарубежные фирмы, отсюда оскудение внутреннего рыбногорынка. Например, за первое полугодие 1996 года в Мурманске продано 250 тонн рыбы, а за границу - 419 тонн. Бедствует российская рыбная отрасль. В чем причи­ ны? Суда старые, а средств на их восстановление нет. Да и квота на вылов мала:добываем всего 30 процентов оттого, сколько могли бы. Да о чем говорить, если сами рыбаки нередко выносят с судов все, что плохо лежит, хотя идела­ ют они эго не от хорошей жизни. Ко всему прочему нало­ ги,'которые «сьедают» значите!гьную часть прибыли. Да, картина невеселая! А'ведь почти 90 процентов го­ родского и значите;гьная часть областного бюджета iю- полняется за счет предприятий рыбной промышленности. Тем не менее остается непонимание между промысловиками и административными служба­ ми ооласш. Одни гтривьпогидавать указания, адругие хо­ тят полной свободы действии. И несмотря на то что разрабатываются различные программы и создаются ко­ митеты Для развития рьюохозяиепнщного комплекса и устранения ггротиворечий, в успех верится все меныне. .. Вот и закончился еще один рейс для экипажа БАТ «Командарм Щербаков». Уже 12 лет это судно бороздит морские просторы. Раньше оно было морозильным траулером, но после того как технологическое оборудование сняли, «переквалифицировалось» и стало работать в транспортном режиме. Забирает улов с кораблей, работающих в открытом море, и доставляет его на берег. : :: -i-M-J - Сейчас работали в Северном и Норвежском морях. Привезли в Мурманск мороженую скумбрию, 702 тысячи банок консервов, рыбную муку, - рассказывает старший помощник капитана Владимир Фесенко. - Много это или мало? - Строгого плана у нас нет. Капитан держит связь с берегом, и все решается оперативно, на ходу: сколько возьмем, где, куда доставим. Обычно это Таллинн, Калининград, Мурманск. - Наверное, в портах как обычно трудности с таможней? - Раньше, да! Пока все поборы не заплатишь, выгружаться и не думай. Сейчас Проще, разрешают оставлять рыбу на специальном таможенном складе, судно не простаивает на рейде. - Корабль работает более 10 лет. Наверное, после каждого рейса требуется ремонт, покраска например? - Конечно! Но наши заявки не всегда спешат выполнять. Долго краску было не выпросить. Давно нужен новый линеметатель. Имеющийся, старого образца, не соответствует конвенционным стандартам. За это в иностранном порту могут и оштрафовать. Но, видимо, на Руси всегда так: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». - Кстати, о мужиках. Что за экипаж здесь работает? - Экипаж у нас сокращенный: всего 28 человек. Самый молодой матрос только осенью пойдет в армию. А в основном люди у нас опытные. Некоторые уже по 15-20 лет •в море. - .' .. , ' - . - •' ■1 л - Наверное, все-таки заниматься перевозками полегче, чем промыслом? - Трудностей хватает, - усмехается старпом. - Рейс длится около месяца, обслуживаем от 3 до 10 судов. Погрузка, выгрузка, швартовые операции. На мой вопрос: «Что бы вы сами себе пожелали перед следующим рейсом?». - старший помощник ответил: «Зарплату бы вовремя платили, погода чтоб была хорошая и, конечно, чтобы кто-то на берегу ждал!» Наталья БРАВИНОВА, Инна KPAEBA (фото) На снимках: слева старпом Владимир Фесенко; справа 3-й помощник капитана Геннадий Шестаков; встреча на палубе^-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz