Рыбный Мурман. 1996 г. Август.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ У ТРАПА 1»»* Kr- П -л*. •c:W: .•> -S''"- . «В свя зи с отсутстви ем объемов переработки грузов ж ел е зн о - д ор ож иы м тран спортом ч ер е з С ев ерны й район порта, слож ны м финан сово -экономическим полож ени ем порта, в том чи сле у бы то чны м сод ерж ани ем ж ел е зн од ор ож н о го , хо зяй ства , порт и з в е щ ает о к он сер вац и и с 1 ию л я 1996 года ж ел е зн од ор ож н о го хо зяй ства в С еверном районе гюрга». Инна БЕРЕЗЮК Это послание управляющего Мур манским морским рыбным портом Ва лерия Кускова директор Мурманского рыбообрабатывающего комбината Ми хаил Зуб получил в конце мая. От сооб щения пахло не просто миллиардными долгами. Оно заносило топор над голо вой начинающего расцветать предпри ятия. Е сть договор на услуги, заключен ный в феврале нынешнего года между портом и ООО «Осанна», входя щим в состав Мурманского рыбообра батывающего комбината. Действие договора - до 31 декабря 1996 года. В нем в параграфе «Ответственность сто рон» оговорена эта самая ответствен ность за невыполнение условий по вине одной из сторон. То есть расторжение договора, если возникнет такая необхо димость, следовало производить по обо юдному согласию. Но руководство порта пошло другим путем. Почему? Д а ; сегодня порту первый грузовой район вроде как и не нужен - массового подхода судов нет, а затра ты на содер жание железнодорожного хозяйства очень велики. Тем более что у порта свыше 10 миллиардов рублей долга, сам управляющий назначен на эту до лжность Комитетом РФ по банкротству, стало быть, обязан особенно скрупулез но считать каждый рубль. И вкладывать миллиарды в ремонт и развитие не нуж ной сегодня железной дороги ему вроде как и не резон. Впрочем, это - сегодня. А завтра? Ученые прогнозируют в будущем году или в 1998-м массовый подход мойвы. Она вся пойдет на внутренний рынок. И тогда снова заработают оба района. Это - во-первых. Во-вторых, сейчас уже многие руководители стали понимать, насколько важно «повернуть» рыбу в Мурманск. И, похоже, это произойдет довольно скоро. Опять же понадобятся оба района порта и, естественно, желез ная дорога. Ведь по ней намного выгод ней отправлять продукцию, чем автотранспортом. Все это так. Но перспективного пла на развития порта сегодня нет. Положе ние его более чем сложное. А посему позиция руководства вроде понятна. Кроме одного: разве не ясна была ситу ация в феврале, когда заключался дого вор с «Осанной»? Зачем обещать, если знаешь, что не в состоянии выполнить? Р а д и о гр а м м а с м о р я КОГО ВОАНУШТ ПРОБЛЕМЫ РЫБАКОВ? Последние две недели обстановка на про мысле донных пород стабильна. Суточные за дания перевыполняются. Вместе с тем существуют проб:гемы. Затруднен вывоз эк спортной продукции из-за перемешивания в трюмах «морозильщиков» ассортиментов ры бопродукции на экспорт и отечественный ры нок. Группа, работающая на сдаче сырья на ПНР «Буссоль», временами простаивает из-за отвлечения экипажа-приемщика на хозработы. Наконец-то «Севрыба» решила проблему промысла камбалы у побережья полуострова за пределами 12 миль, разрешив судам ее добы чу оез наличия лицензии на борту. Неужели нельзя было раньше? Тралфлот сделал шаг вперед на пути заинтересованности промысло виков в увеличении заготовки пикши на эк спорт, установив оплату за перегруз одной тонны экспортной продукций в размере 15 дощгаров эюшажу. Основной проблемой промысла остается доставка снабжения, топлива, смазочных мате риалов. Как и прежде, здесь много недобросо вестности. Заявки на продовольствие полностьюневь 1 по; 1 Т 1 яются,то, что доставляет ся, находится в неудовлетворительном состоя нии. Аналогичное положение с краской, спецодеждой, промснаряжением. Есть опасе ние, что разработанная программа «Рыба» споткнется именно на таких .мелочах. Все это должно быть обсуждено на советах ,директоров. ■ .■ ; Владимир ТЮРИН, депутат областной Думы, капитан СТМ "Ордынский" Мурманскою тралового флота. т о означают засыпанные рельсы для ООО «Осанна» и Мурманского рыоокомбинат а? Об удивительной истории возрожде ния комбина та мы расскажем в ближай ших номерах «РМ». Сегодня буквально в двух словах замечу: на восстановление мертвых заводов вложено около пяти миллиардов рублей. Заключены дого воры с крупными организациями, про изведено авансирование работ. Два флота начали поставлять сырье на пе реработку, хранение и отгрузку про дукции. На 2-м холодильном заводе в кра тчайшие сроки введена линия быст рой заморозки и заработали два льдоге нератора. И т.д. Теперь флоты, естественно, отказы ваются работать с комбинатом. Ежед невная потеря (в рублях) - от 9 до 14 миллионов. Раз не перечисляются день ги по договорам, следуют штрафные санкции. Плюс не идут платежи в бюд жет. Иными словами, решение порта ста вит под сомнение само существование рыбокомбината. •ак решить проблему? Предложи ли порту передать основные про изводственные фонды первого грузового района на баланс или в арен ду комбинату. Но такое решение при нимается на уровне правительства России. Столь же сложно принять реше ние о создании трастового департамен та, куда бы вошли все юридические лица района. Сложно потому*/ что пока не определен статус порта. По мнению Михаила Зуба, дейст вия руководства рыбного порта выходят за рамки арбитражного разбирательства: действия эти попадают под 170 и 171 статьи Уголовного кодекса, поскольку являются гГревыЩением noi iномочий руководителя. И здесь все зависит от того, какую позицию займут городская и областная администрации, насколько они заинтересованы в развитии круп ной рыбоперерабатывающей базы не в Норвегии, а в Мурманске. ТРАУЛЕР СМЕНИЛ «ПРОФЕССИЮ» Акционерное общество «Створ», которое возглавляет Юрий Тимченко, работает шестой год. За это время про цессы добычи, обработки и продажи рыбы не отличались стабильностью. Сказывались трудности с финансирова нием, низкая рентабельность продукции, шаткое положе ние экономики в целом в стране. За рейс вылавливается около 200 тонн. - Для нас это мало, - говорит генеральный директор. - 11 роцедура захода в наш порт длительна и хлопотна, по этому удобней'и дешевле зайти в Норвегию, а затем на машинах привезти рыбу в Мурманск. Реализуем мы свою продукцию на контрактной основе, то есть тому, кто выше цену назначит. Рынок! Зачастую покупателями оказыва ются зарубежные фирмы, отсюда оскудение внутреннего рыбногорынка. Например, за первое полугодие 1996 года в Мурманске продано 250 тонн рыбы, а за границу - 419 тонн. Бедствует российская рыбная отрасль. В чем причи ны? Суда старые, а средств на их восстановление нет. Да и квота на вылов мала:добываем всего 30 процентов оттого, сколько могли бы. Да о чем говорить, если сами рыбаки нередко выносят с судов все, что плохо лежит, хотя идела ют они эго не от хорошей жизни. Ко всему прочему нало ги,'которые «сьедают» значите!гьную часть прибыли. Да, картина невеселая! А'ведь почти 90 процентов го родского и значите;гьная часть областного бюджета iю- полняется за счет предприятий рыбной промышленности. Тем не менее остается непонимание между промысловиками и административными служба ми ооласш. Одни гтривьпогидавать указания, адругие хо тят полной свободы действии. И несмотря на то что разрабатываются различные программы и создаются ко митеты Для развития рьюохозяиепнщного комплекса и устранения ггротиворечий, в успех верится все меныне. .. Вот и закончился еще один рейс для экипажа БАТ «Командарм Щербаков». Уже 12 лет это судно бороздит морские просторы. Раньше оно было морозильным траулером, но после того как технологическое оборудование сняли, «переквалифицировалось» и стало работать в транспортном режиме. Забирает улов с кораблей, работающих в открытом море, и доставляет его на берег. : :: -i-M-J - Сейчас работали в Северном и Норвежском морях. Привезли в Мурманск мороженую скумбрию, 702 тысячи банок консервов, рыбную муку, - рассказывает старший помощник капитана Владимир Фесенко. - Много это или мало? - Строгого плана у нас нет. Капитан держит связь с берегом, и все решается оперативно, на ходу: сколько возьмем, где, куда доставим. Обычно это Таллинн, Калининград, Мурманск. - Наверное, в портах как обычно трудности с таможней? - Раньше, да! Пока все поборы не заплатишь, выгружаться и не думай. Сейчас Проще, разрешают оставлять рыбу на специальном таможенном складе, судно не простаивает на рейде. - Корабль работает более 10 лет. Наверное, после каждого рейса требуется ремонт, покраска например? - Конечно! Но наши заявки не всегда спешат выполнять. Долго краску было не выпросить. Давно нужен новый линеметатель. Имеющийся, старого образца, не соответствует конвенционным стандартам. За это в иностранном порту могут и оштрафовать. Но, видимо, на Руси всегда так: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». - Кстати, о мужиках. Что за экипаж здесь работает? - Экипаж у нас сокращенный: всего 28 человек. Самый молодой матрос только осенью пойдет в армию. А в основном люди у нас опытные. Некоторые уже по 15-20 лет •в море. - .' .. , ' - . - •' ■1 л - Наверное, все-таки заниматься перевозками полегче, чем промыслом? - Трудностей хватает, - усмехается старпом. - Рейс длится около месяца, обслуживаем от 3 до 10 судов. Погрузка, выгрузка, швартовые операции. На мой вопрос: «Что бы вы сами себе пожелали перед следующим рейсом?». - старший помощник ответил: «Зарплату бы вовремя платили, погода чтоб была хорошая и, конечно, чтобы кто-то на берегу ждал!» Наталья БРАВИНОВА, Инна KPAEBA (фото) На снимках: слева старпом Владимир Фесенко; справа 3-й помощник капитана Геннадий Шестаков; встреча на палубе^-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz