Рыбный Мурман. 1996 г. Август.

четыре-пять раз. Да что там клубника? В иных португальских еняет Причем, намного. В В ДЕНЬ ПРИХОДА В ПОРТУГА- ЛИЮ нашего капитана пригла­ сили в ресторан. Отказаться он не мог, поскольку приглашение последовало от фир­ мы, на которую работала-«Верхови- на». И поехал, хотя больше всего на свете ему хотелось лечь и отоспаться. После недели напряженной работы в Баренцевом море, после утомитель­ ного перехода от Заполярья к Пире­ нейскому полуострову. И, наконец, после всех треволнений непростого захода реками и каналами в Авейру. В общем, они поехали в ресторан, и хозяева стали любезно потчевать гостя местным деликатесом. А он вежливо, но непреклонно отказывал­ ся. Потому что на столе перед ним красовалась... треска. Честно говоря, он уже смотреть на нее не мог. Она, голубушка, запол­ онила наш стол на промысле, на пе­ реходе, а в последние дни перед Португалией, когда началась напря­ женка с продуктами, эта самая треска подавалась на завтрак, обед и ужин. Включая дневной и ночной чай. И как бы наш шеф-повар Коля Грабо­ вой ни изощрялся в кулинарных изысках - треска, она и в Африке треска. И вот снова она - родимая. Лежит на изысканном ресторанном столе, приготовленная местным способом из высушенной и спресованной до бумажной толщины просоленной трески (в гаком виде она способна храниться месяцами и именно- так, под местным названием «бакаляу», она продается в магазинах). Предла­ гали ее фирмачи капитану с гор­ достью: еще бы - из трески в Португалии, как местные жители ут­ верждают, несколько сотен блюд го- то вится и под сотнями же приправ подается. Так как не попотчевать гос­ тя местным деликатесом? Кушайте, дескать, на здоровье! - Нет, спасибо, - сказал наш капи­ тан, - что-то не хочется. - Может быть, не хватает вина? - всполошились хозяева. - Какое вы предпочитаете? Капитан вздохнул. - Мне бы молока, - сказал он не­ ожиданно, вызвав у фирмачей лег­ кий шок. - По молоку соскучился. Это может показаться невероят­ ным, но капитан Геннадий Перегу­ дов действительно всем видам спиртного предпочитает... молоко. И в первый же день на собрании экипа­ жа объявил: «Всех, кто пьет больше меня, буду списывать сразу. А я, уч­ тите, почти не пью». Обещание, как выяснилось впоследствии, не было брошено на ветер, с некоторыми чле­ нами экипажа, что «поддавали» сверх меры, пришлось расстаться. А коман­ да смогла оценить трезвый нрав ка­ питана, когда пришла пора получать продукты. В отличие от тех команди­ ров судна, которые тратят «продукто­ вые» денежки на ящики со спиртным, Перегудов заказал внуши­ тельное количество овощей и фрук­ тов, ну и, конечно же, молока. И когда на общем столе в изобилии по­ явились салаты, яблоки, апельсины, лимоны - мурманские моряки нако- нец-то поняли, что находятся не где- нибудь, а в благословенной летней Португалии, в самом что ни на есть курортном месте. Да еще и в самое благодатное время - в июне, июле, августе. Не случайно перечисляю все лет­ ние месяцы: дело в том, что, придя на предполагаемый десятидневный ре­ монт в Португалию, «Верховина» за­ стряла здесь надолго. А португальский «курорт» обернулся для наших моряков изнурительными и трудоемкими работами в адскую сорокаградусную жару. Знаю по себе, что это такое, когда пот заливает гла­ за, насквозь мокрая одежда .липнет к телу, но твою работу за тебя никто ведь не выполнит... И все же мне было проще, я драила палубы со шваброй наперевес и несколько раз в день мыла посуду да кормила моря­ ков. А вот им в этом сорокаградусном пекле пришлось не только ремонти­ ровать, шкрябать и красить всю «Вер- ховину» от киля до клотика, но и трудиться на переоборудовании третьего трюма. Т РАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ПРОКЛЯТИЕ «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!» стало как-то уж чересчур актуально для российской действительности вообще и конкрет­ но для судьбы «Верховиньг» в час­ тности. Перемены ждали нас каждый- день, и никто не ведал, что будет за­ втра. Часть работ по переоборудова­ нию третьего трюма мы сделали в прошлый заход в Лиссабоне, затем отправились в Барешдево море за ры­ бой и, сдав ее в португальском же го­ роде Сетубале, снова принялись за третий трюм. И вот теперь, уже в Авейру на судоверфи Навалриа, на­ чались наши проблемы. А суть вот в чем. «Верховина» находится в таймг чартере у португальца Альберто, а значит, все затраты - по заршгате, топливу, снабжению и т.д. - несет он. Переоборудование трюма тоже нача­ лось по его инициативе. Идея, никто не спорит, прекрасная, но беда в том, что подошел он к ней без знания дела, по-дилетантски. Уже на судо­ верфи выяснилось, что португальг и не предполагали, какой объем работ потребуется «Верховине» для того, чтобы ввести в строй (а точнее, пос­ троить) третий трюм вместимостью в триста тонн на месте прежнего поме­ щения РМУ и рыбомучного трюма. Альберто, по всей вероятности, счи­ тал, что все это будет делаться как-то так само собой во время переходов с моря в Португалию и обратно. Ми­ моходом, гак сказать. И когда за трюм взялись вплотную, то выясни­ лось, что не готов проект, нет всей технической документации, нет сме­ ты. Никто не удосужился заранее об­ считать стоимость материалов и работ, и когда все это наконец было сделано, Альберто за голову схватил­ ся: «Дорого!!!» К переоборудованию «Верховиньг» португальг приступи­ ли, только'по;гучив чертежи по факсу из Мурманска. А когда еще прилетел оттуда же представитель Регистра и выставил свои требования, вполне за­ конные, но обуславливающие новые денежные вложения, португальг отре­ агировали со свойственным им тем­ пераментом, новым взрывом возмущения. Но как бы они красно­ речиво ни «крестили» русских парт­ неров, а поняли однозначно: требований Регистра им не обойти. И наступил день, когда работы в трюме уже на судоверфи Навалриа нача­ лись на полную мощность. Немаловажное уточнение. Крас­ норечиво жалуясь на огромные за­ траты гго переоборудованию трюма, напги португальские партнеры, тем не менее, прекрасно отдают себе от­ чет вот в чем. Денежки, затраченные на ремонт, они потом преспокойно взыщут с российской стороны в про­ цессе эксплуатации корабля. Знают об этом и руководители фирмы «Полесье», которой принадлежит «Верховина», а потому безрадостно относятся к тем не всегда оправдан­ ным затратам, которые допускают на переоборудовании португ альг. - Конечно, было бы дешевле, быс­ трее и качественнее переоборудовать третий трюм у нас в Мурманске, - высказался по этому поводу напг «де­ душка» - стармех Николай Павлович Ильин, - но тут уж Альберто, надо полагать, заботится о своих соотечес­ твенниках, обеспечивая их работой. Тем более что речь идет о дорогосто­ ящих сварочных и монтажных рабо- тах. Ну что ж, забота заботой, а жизнь показала вот что. Несмотря на завере­ ния главного инженера Джила, «ами- ги» - португальские рабочие - работагги с прохладцей, вместо огово­ ренных трех смен едва-едва вытяги­ вались две с бесконечными перекурами и «кофе-таймами». Из разговоров наши моряки поняли, что «амиги» недовольны оплатой, а стало бьггь, трудятся соответственно. Да, в отличие от наших российских рабо­ тяг, которые хронически пашут «за так» - пролетарии Запада без гаран­ тии оплаты на .лишнюю копейку не наработают. Здесь закон железный: хочешь иметь - плати. Не платишь - не получишь. Может, оттого-то и вер­ буют иностранные фирмы с такой охотой наших моряков, которых ро­ димая сторонушка приучила горба­ титься без-зарплаты месяцами. Не стал исключением для нас и Альбер­ то, Деньги экипажу он платил весьма нерегулярно, и в особенно сложном положении оказались те, кому при­ шлось списаться до окончания рейса. Португальский партнер отправил людей домой с присловьем: «Получи­ те в конторе Мурманска!», а в Мур­ манске на запрос моряков только развели руками: «Платить обязан Альберто, а не мы. Денег нет». Так как автор этих строк в адекват­ ном положении - основная часть зарпла­ ты повисла в воздухе между Пиренеями и Заполярьем , - к этому вопросу нам придется вернуться. Обещаю читате­ лям рассказать о системе оплаты моря­ ков «Верховины» отдельно, потому что, увы, их судьба в этом отношении как две капли воды схожа с судьбами всех моря­ ков, работающих на i иностранные фир­ мы. А пока вернемся к Лиссабону. Э ТОТ СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД, кото­ рому чуть ли не тысяча лет, воз­ ник перед нами в 6.30 утра в розовом флере. Глядя на тревожно- алое солнце, что тихо выкатывалось из- за белой гряды домов, невольно вспоминаешь волшебные города из рассказов великого мечтателя Грина - Лисс, Зурбаган... Кажется, что Лисса­ бон слеплен из оско;гков этих выду­ манных столиц. Сам заход в ггорт потрясает тем, что тебя встречают не­ бывалой красоты памятники старины и современности. Справа - гигантская статуя Христа-Спасителя на прозрач­ нойстеле, что светится по ночам бирю­ зовым сиянием. Впечатление такое, словно Господь взмыл вверх на гребне гигантской застывшей во.;гньг и раски- нул руки, обещая нам всем спасение и защиту. Слева - знаменитая карауль­ ная башня Белэм, обозначенная во всех лоциях. Здесь был фортд;гя защиты от набегов арабских завоевателей с моря. Этой башне около пятисот -лет, когда- то она стояла посреди реки, и пушеч­ ные залпы из ее узких бойниц встречали каждого, кто осмеливался напасть на славный город Лиссабон. А сейчас она украшает набережную, река за полтыщи лет изменила русло, откатила свои воды от города, и вокруг этой старинной, но не одряхлевшей каменной реликвии носятся смуглые и у кудрявые португальские ребятишки, -Г звонко ггереюгикаются торговки суве- Д нирами, распахнув глаза и рты, бродят туристы со всей планеты. , Невдалеке от башни стоит по тр я сав ющий, обозначенный также во всех лоциях, памятник - Каравелла - символ Португалии. Можно часами ходить ц; вокруг нес* - белоснежной и огромной, вознесенной вверх своими парусами- крыльями, увенчанной крестом. На носу каравеллы - фигура мужчины в J длинном плаще, а чуть пониже от него толпа людей по обоим фортам: моря­ ки, ученые, монахи, солдагь!. Я думала,, что возглавляет этот «экипаж» знаме­ нитый Васко да Гама, но, оказалось, нег. Во главе Каравеллы - принц Ген­ рих Мореплаватель, открывший в стране первое мореходное училище для государства, где море и мореход- J ное искусство обожествляется издавна,' личность легендарная. А памятник Васко да Гама, конечно же, тоже есть неподалеку. Великий мореход, навеки вписавигий свое имя в мировую исто­ рию, изваян спокойным и веггичавым. Хотя свидетельства, допгедшие до нас сквозь толщу столетий, утверждают, что характером Васко да Гама обладал о тнюдь не добродушным, а поистине конкистадорским:' он хладнокровно приказывал убивать все экипажи за­ хваченных им арабских судов. Ну что ж, не будем забывать, что в эпоху Вели­ ких географических открытий пионе­ ры бьигискорее завоевателями, нежели путешественниками. Ог этого никуда не уйти. ЭтотдградцаТисемилетний ад­ мирал как-никак в свое время открыл Индию ценой двухлетнего плавания и потери двух третей экипажа. : А позади Каравеллы, прямо на Я- бело-розовых гигитах набережной - ог­ ромная карга. Весь земной шар прямо под ногами, даже собственное Барен­ цево море мы тут отыскали, хотелось опуститься на колени, погладить без­ мятежную (на карге!) его поверхность. ; На водяной глади между искусно изо­ браженными материками и островами - мифргческиечудовища, ожившие вет- Д ры и ураганы, русалки и парусники. Хрупкие парусники, на которых ценой невероятных усилий, воли и мужества первооткрыватели достигали новых материков... Конечно, у человека всег­ да будут вызывать чувство восторга эти чудесные, окрыленные парусами корабли, на которых моряки делом доказывали свое право называться этим именем. Не зря парусники на­ зывали «невестами ветра». Но одно дело любоваться ими со стороны и совсем другое - доверить свою жизнь ; § этому утлому сооружению. : Я вспомнила португальскую Кара- >;й веллу и те изящные рисованные кон­ туры, когда мы уже вышли из Лиссабона в прошлый рейс и на тра­ верзе маяка Йништарат попали в жесточайший ггггорм. Летало все, что по природе не должно летать, - крес­ ла, кастрюли, книги, люди. Осталь­ ное скрипело й гнулось устрашающе, словно доживало последние минуты перед тем, какразвалиться. И это на современном БМРТ из стали, осна- щенном мощной машиной на обка­ танной судоходной линии. Каково же было тем, кто пятьсот лет назад пускался в неизведанный путь на па­ русниках? Поистине: любовь к морю - самая сумасшедшая и необъясни­ мая любовь на свете... Нина АНТОНЯН, наш спецкор. Лиссабон - Баренцево море. КУПЛЮ 1-комн. кв. в Перв., Окт. окр., до 5400$. Тел. 59-60-55. 1-комн. кв. с тел., до 3500$, кроме Росты, Больничного. Тел. 57-37-32, после 19.00. Обычную 1-, 2-комн. кв., высоко не предлагать. Тел. 336-112, вечер. 1-, 2-комн. кв. в Росте, до 3800$. Тел.. дисп. 313-000. ОБМЕН Две раздельн. комн. в 3-комн. кв., 28 кв. м, на 1-комн. кв. или продам. Обр: ул. Инженерная, 3, кв. 6, с 13.00 до 15.00.. Две комнаты, 47 кв. м, Ростов-на- Дону, центр, тел., все удобства, на 2-, 3-комн. кв., Мурманск. Тел. 55-24-80. 1-комн.кв ., 3/9, новую, 17 кв. м, кухня 9 кв. м, в Окт. окр., на 2- комн. кв. в Перв. окр. Тел. 59-57-22, вечером. 2-комн. кв., 5/5, р-н маг. «Восход», на 2-, 3-комн. кв. в 9-эт. доме + доплата. Возможны варианты. Тел. поср. 23-15-53. 2-, 3-комн. кв. в г. Боровичи Новгор. обл., центр, тел., на кв. в Мурманске или продам. Варианты. Ул. Орликовой, 58 - 68, вечером. 3-комн. кв. улучш. планир., г. Валдай Новгор. обл., на равноценную в Мурманске, Окт. окр. Тел. в Никеле 2-04-34. 3-комн. кв., 1/9 высок., 47 кв. м, Окт. окр., на 2-комн. кв. в 9-эт. доме и 1-комн. кв. или на равноценную в 9-эт. доме, кроме 1-го эт., или продам. Ул. Радищева, 7-4. Тел. 54-44-50, с 18.00 до 21.00. 4-комн. кв., Окт. окр., тел., на 2- комн. кв. кроме Лен. окр. и 1-комн. в любом окр., возможна под офис. Тел. 54-41-71, с 19.00 до 21.00. СНИМУ Квартиру, желательно с телефоном, на длительный срок.Тел. 56-50-49. Квартиру с мебелью и телефоном, желат. Лен. окр. Тел. 33-66-48. 1-комн. кв. с мебелью и тел., на полгода и более, желат. Окт., Перв. окр. Тел. 31-44-00. 1-, 2-комн. кв. с мебелью и тел., на длит, срок; Тел:56-10-02, 56-07-18. 2-комн. кв. с тел. и меб. Т е л .315-980. 2-комн. кв. с мебелью и телефоном. Тел. 50-28-06, с 22.00 до 24.00. Две 2-комн. кв. в центре, в хорошем сост., с мебелью, тел., за хорошую плату. Тел. 55-73-15, 23-32-99. 2-, 3-, 4-комн. кв. в центре города, с телефоном. Тел. 55-00-98, 26-19-27. Помещение под офис в центре города, с телефоном. Тел. 55-00-93, 26-19-27. СДАМ Квартиру в С.- Петербуге на длит, срок. Тел. 23-38-62, после 19.00/ 2-комн. кв. в центре с мебелью, йа год и более. Тел. 50-39-43, после 18.00. 2-комн. кв. в центре, телефон. Тел. 57-45-82, с 15.00 до 17.00. ПРОДАМ Запчасти OPEL-REKORD, 85 г., двигатели W-1.3, МВ-бц бензин, BMW-525, 80 г., 2400$. Тел. 50-06- 74, с 19.00. FORD-TRANSIT, 78 г., FORD- TRANSIT, 84 г., оба грузовые. Тел. 56-83-52, бечёром. КАМАЗ-5410 с приц., контейнер, термос 20 т, возм. варианты обмена. Тел. 52-49-49, вечером. А/м 31029 новый. Тел. 31-91-71, 59-08-48. Тел. в Н. Новгороде (8- 312) 93-41-18. 'Срочно м/а TOYOTA-HIACE, 88 г., диз., две бок. двери, гидроусилитель. Тел. 26-13-26. А/м ГАЗ-3307, 94 г. выпуска. Тел. 50-45-01. ^ TOYOTA-CAMRY, 94 г., 3L 24V, электропакет + конд. КП-авт.; TOYOTA-CARINA Е 1,6L 16V, электропакет; MITSUBISHI-SIGMA, 93 г., 3L, куп автомат, электролакет; OPEL-MONTEREY, 92 г., 3,2L, электропакет, все растамож. Тел. 23-18-55. FORD-GRANADA, 81 г., дизель, хор. сост., без докум., 1000$. Тел. 52-63-75, в любое время. OPEL-OMEGA, 87 г.. V-2,0, не растам., идеальн. сост., 6500$. Тел. 52-63-75, в любое время. МОСКВИЧ-408 на запчасти. Тел. в Коле 2-27-92, 9-23-11. M/a MAZDA Е220, 89 г., г/усил., 8506$, раст.; м/а MERCEDES- BENZ, 86 г., куз. 307D, 5300$. Тел. 57-21-24, 31-25-70, веч. . Кузов, двигатель 1,9 на ОРEL- REKORD* 80 г., др. з/ч к нему. Тел. 50-62-52. №35 30 августа - 5 сентября 1996 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz