Рыбный Мурман. 1996 г. Август.
четыре-пять раз. Да что там клубника? В иных португальских еняет Причем, намного. В В ДЕНЬ ПРИХОДА В ПОРТУГА- ЛИЮ нашего капитана пригла сили в ресторан. Отказаться он не мог, поскольку приглашение последовало от фир мы, на которую работала-«Верхови- на». И поехал, хотя больше всего на свете ему хотелось лечь и отоспаться. После недели напряженной работы в Баренцевом море, после утомитель ного перехода от Заполярья к Пире нейскому полуострову. И, наконец, после всех треволнений непростого захода реками и каналами в Авейру. В общем, они поехали в ресторан, и хозяева стали любезно потчевать гостя местным деликатесом. А он вежливо, но непреклонно отказывал ся. Потому что на столе перед ним красовалась... треска. Честно говоря, он уже смотреть на нее не мог. Она, голубушка, запол онила наш стол на промысле, на пе реходе, а в последние дни перед Португалией, когда началась напря женка с продуктами, эта самая треска подавалась на завтрак, обед и ужин. Включая дневной и ночной чай. И как бы наш шеф-повар Коля Грабо вой ни изощрялся в кулинарных изысках - треска, она и в Африке треска. И вот снова она - родимая. Лежит на изысканном ресторанном столе, приготовленная местным способом из высушенной и спресованной до бумажной толщины просоленной трески (в гаком виде она способна храниться месяцами и именно- так, под местным названием «бакаляу», она продается в магазинах). Предла гали ее фирмачи капитану с гор достью: еще бы - из трески в Португалии, как местные жители ут верждают, несколько сотен блюд го- то вится и под сотнями же приправ подается. Так как не попотчевать гос тя местным деликатесом? Кушайте, дескать, на здоровье! - Нет, спасибо, - сказал наш капи тан, - что-то не хочется. - Может быть, не хватает вина? - всполошились хозяева. - Какое вы предпочитаете? Капитан вздохнул. - Мне бы молока, - сказал он не ожиданно, вызвав у фирмачей лег кий шок. - По молоку соскучился. Это может показаться невероят ным, но капитан Геннадий Перегу дов действительно всем видам спиртного предпочитает... молоко. И в первый же день на собрании экипа жа объявил: «Всех, кто пьет больше меня, буду списывать сразу. А я, уч тите, почти не пью». Обещание, как выяснилось впоследствии, не было брошено на ветер, с некоторыми чле нами экипажа, что «поддавали» сверх меры, пришлось расстаться. А коман да смогла оценить трезвый нрав ка питана, когда пришла пора получать продукты. В отличие от тех команди ров судна, которые тратят «продукто вые» денежки на ящики со спиртным, Перегудов заказал внуши тельное количество овощей и фрук тов, ну и, конечно же, молока. И когда на общем столе в изобилии по явились салаты, яблоки, апельсины, лимоны - мурманские моряки нако- нец-то поняли, что находятся не где- нибудь, а в благословенной летней Португалии, в самом что ни на есть курортном месте. Да еще и в самое благодатное время - в июне, июле, августе. Не случайно перечисляю все лет ние месяцы: дело в том, что, придя на предполагаемый десятидневный ре монт в Португалию, «Верховина» за стряла здесь надолго. А португальский «курорт» обернулся для наших моряков изнурительными и трудоемкими работами в адскую сорокаградусную жару. Знаю по себе, что это такое, когда пот заливает гла за, насквозь мокрая одежда .липнет к телу, но твою работу за тебя никто ведь не выполнит... И все же мне было проще, я драила палубы со шваброй наперевес и несколько раз в день мыла посуду да кормила моря ков. А вот им в этом сорокаградусном пекле пришлось не только ремонти ровать, шкрябать и красить всю «Вер- ховину» от киля до клотика, но и трудиться на переоборудовании третьего трюма. Т РАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ПРОКЛЯТИЕ «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!» стало как-то уж чересчур актуально для российской действительности вообще и конкрет но для судьбы «Верховиньг» в час тности. Перемены ждали нас каждый- день, и никто не ведал, что будет за втра. Часть работ по переоборудова нию третьего трюма мы сделали в прошлый заход в Лиссабоне, затем отправились в Барешдево море за ры бой и, сдав ее в португальском же го роде Сетубале, снова принялись за третий трюм. И вот теперь, уже в Авейру на судоверфи Навалриа, на чались наши проблемы. А суть вот в чем. «Верховина» находится в таймг чартере у португальца Альберто, а значит, все затраты - по заршгате, топливу, снабжению и т.д. - несет он. Переоборудование трюма тоже нача лось по его инициативе. Идея, никто не спорит, прекрасная, но беда в том, что подошел он к ней без знания дела, по-дилетантски. Уже на судо верфи выяснилось, что португальг и не предполагали, какой объем работ потребуется «Верховине» для того, чтобы ввести в строй (а точнее, пос троить) третий трюм вместимостью в триста тонн на месте прежнего поме щения РМУ и рыбомучного трюма. Альберто, по всей вероятности, счи тал, что все это будет делаться как-то так само собой во время переходов с моря в Португалию и обратно. Ми моходом, гак сказать. И когда за трюм взялись вплотную, то выясни лось, что не готов проект, нет всей технической документации, нет сме ты. Никто не удосужился заранее об считать стоимость материалов и работ, и когда все это наконец было сделано, Альберто за голову схватил ся: «Дорого!!!» К переоборудованию «Верховиньг» португальг приступи ли, только'по;гучив чертежи по факсу из Мурманска. А когда еще прилетел оттуда же представитель Регистра и выставил свои требования, вполне за конные, но обуславливающие новые денежные вложения, португальг отре агировали со свойственным им тем пераментом, новым взрывом возмущения. Но как бы они красно речиво ни «крестили» русских парт неров, а поняли однозначно: требований Регистра им не обойти. И наступил день, когда работы в трюме уже на судоверфи Навалриа нача лись на полную мощность. Немаловажное уточнение. Крас норечиво жалуясь на огромные за траты гго переоборудованию трюма, напги португальские партнеры, тем не менее, прекрасно отдают себе от чет вот в чем. Денежки, затраченные на ремонт, они потом преспокойно взыщут с российской стороны в про цессе эксплуатации корабля. Знают об этом и руководители фирмы «Полесье», которой принадлежит «Верховина», а потому безрадостно относятся к тем не всегда оправдан ным затратам, которые допускают на переоборудовании португ альг. - Конечно, было бы дешевле, быс трее и качественнее переоборудовать третий трюм у нас в Мурманске, - высказался по этому поводу напг «де душка» - стармех Николай Павлович Ильин, - но тут уж Альберто, надо полагать, заботится о своих соотечес твенниках, обеспечивая их работой. Тем более что речь идет о дорогосто ящих сварочных и монтажных рабо- тах. Ну что ж, забота заботой, а жизнь показала вот что. Несмотря на завере ния главного инженера Джила, «ами- ги» - португальские рабочие - работагги с прохладцей, вместо огово ренных трех смен едва-едва вытяги вались две с бесконечными перекурами и «кофе-таймами». Из разговоров наши моряки поняли, что «амиги» недовольны оплатой, а стало бьггь, трудятся соответственно. Да, в отличие от наших российских рабо тяг, которые хронически пашут «за так» - пролетарии Запада без гаран тии оплаты на .лишнюю копейку не наработают. Здесь закон железный: хочешь иметь - плати. Не платишь - не получишь. Может, оттого-то и вер буют иностранные фирмы с такой охотой наших моряков, которых ро димая сторонушка приучила горба титься без-зарплаты месяцами. Не стал исключением для нас и Альбер то, Деньги экипажу он платил весьма нерегулярно, и в особенно сложном положении оказались те, кому при шлось списаться до окончания рейса. Португальский партнер отправил людей домой с присловьем: «Получи те в конторе Мурманска!», а в Мур манске на запрос моряков только развели руками: «Платить обязан Альберто, а не мы. Денег нет». Так как автор этих строк в адекват ном положении - основная часть зарпла ты повисла в воздухе между Пиренеями и Заполярьем , - к этому вопросу нам придется вернуться. Обещаю читате лям рассказать о системе оплаты моря ков «Верховины» отдельно, потому что, увы, их судьба в этом отношении как две капли воды схожа с судьбами всех моря ков, работающих на i иностранные фир мы. А пока вернемся к Лиссабону. Э ТОТ СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД, кото рому чуть ли не тысяча лет, воз ник перед нами в 6.30 утра в розовом флере. Глядя на тревожно- алое солнце, что тихо выкатывалось из- за белой гряды домов, невольно вспоминаешь волшебные города из рассказов великого мечтателя Грина - Лисс, Зурбаган... Кажется, что Лисса бон слеплен из оско;гков этих выду манных столиц. Сам заход в ггорт потрясает тем, что тебя встречают не бывалой красоты памятники старины и современности. Справа - гигантская статуя Христа-Спасителя на прозрач нойстеле, что светится по ночам бирю зовым сиянием. Впечатление такое, словно Господь взмыл вверх на гребне гигантской застывшей во.;гньг и раски- нул руки, обещая нам всем спасение и защиту. Слева - знаменитая карауль ная башня Белэм, обозначенная во всех лоциях. Здесь был фортд;гя защиты от набегов арабских завоевателей с моря. Этой башне около пятисот -лет, когда- то она стояла посреди реки, и пушеч ные залпы из ее узких бойниц встречали каждого, кто осмеливался напасть на славный город Лиссабон. А сейчас она украшает набережную, река за полтыщи лет изменила русло, откатила свои воды от города, и вокруг этой старинной, но не одряхлевшей каменной реликвии носятся смуглые и у кудрявые португальские ребятишки, -Г звонко ггереюгикаются торговки суве- Д нирами, распахнув глаза и рты, бродят туристы со всей планеты. , Невдалеке от башни стоит по тр я сав ющий, обозначенный также во всех лоциях, памятник - Каравелла - символ Португалии. Можно часами ходить ц; вокруг нес* - белоснежной и огромной, вознесенной вверх своими парусами- крыльями, увенчанной крестом. На носу каравеллы - фигура мужчины в J длинном плаще, а чуть пониже от него толпа людей по обоим фортам: моря ки, ученые, монахи, солдагь!. Я думала,, что возглавляет этот «экипаж» знаме нитый Васко да Гама, но, оказалось, нег. Во главе Каравеллы - принц Ген рих Мореплаватель, открывший в стране первое мореходное училище для государства, где море и мореход- J ное искусство обожествляется издавна,' личность легендарная. А памятник Васко да Гама, конечно же, тоже есть неподалеку. Великий мореход, навеки вписавигий свое имя в мировую исто рию, изваян спокойным и веггичавым. Хотя свидетельства, допгедшие до нас сквозь толщу столетий, утверждают, что характером Васко да Гама обладал о тнюдь не добродушным, а поистине конкистадорским:' он хладнокровно приказывал убивать все экипажи за хваченных им арабских судов. Ну что ж, не будем забывать, что в эпоху Вели ких географических открытий пионе ры бьигискорее завоевателями, нежели путешественниками. Ог этого никуда не уйти. ЭтотдградцаТисемилетний ад мирал как-никак в свое время открыл Индию ценой двухлетнего плавания и потери двух третей экипажа. : А позади Каравеллы, прямо на Я- бело-розовых гигитах набережной - ог ромная карга. Весь земной шар прямо под ногами, даже собственное Барен цево море мы тут отыскали, хотелось опуститься на колени, погладить без мятежную (на карге!) его поверхность. ; На водяной глади между искусно изо браженными материками и островами - мифргческиечудовища, ожившие вет- Д ры и ураганы, русалки и парусники. Хрупкие парусники, на которых ценой невероятных усилий, воли и мужества первооткрыватели достигали новых материков... Конечно, у человека всег да будут вызывать чувство восторга эти чудесные, окрыленные парусами корабли, на которых моряки делом доказывали свое право называться этим именем. Не зря парусники на зывали «невестами ветра». Но одно дело любоваться ими со стороны и совсем другое - доверить свою жизнь ; § этому утлому сооружению. : Я вспомнила португальскую Кара- >;й веллу и те изящные рисованные кон туры, когда мы уже вышли из Лиссабона в прошлый рейс и на тра верзе маяка Йништарат попали в жесточайший ггггорм. Летало все, что по природе не должно летать, - крес ла, кастрюли, книги, люди. Осталь ное скрипело й гнулось устрашающе, словно доживало последние минуты перед тем, какразвалиться. И это на современном БМРТ из стали, осна- щенном мощной машиной на обка танной судоходной линии. Каково же было тем, кто пятьсот лет назад пускался в неизведанный путь на па русниках? Поистине: любовь к морю - самая сумасшедшая и необъясни мая любовь на свете... Нина АНТОНЯН, наш спецкор. Лиссабон - Баренцево море. КУПЛЮ 1-комн. кв. в Перв., Окт. окр., до 5400$. Тел. 59-60-55. 1-комн. кв. с тел., до 3500$, кроме Росты, Больничного. Тел. 57-37-32, после 19.00. Обычную 1-, 2-комн. кв., высоко не предлагать. Тел. 336-112, вечер. 1-, 2-комн. кв. в Росте, до 3800$. Тел.. дисп. 313-000. ОБМЕН Две раздельн. комн. в 3-комн. кв., 28 кв. м, на 1-комн. кв. или продам. Обр: ул. Инженерная, 3, кв. 6, с 13.00 до 15.00.. Две комнаты, 47 кв. м, Ростов-на- Дону, центр, тел., все удобства, на 2-, 3-комн. кв., Мурманск. Тел. 55-24-80. 1-комн.кв ., 3/9, новую, 17 кв. м, кухня 9 кв. м, в Окт. окр., на 2- комн. кв. в Перв. окр. Тел. 59-57-22, вечером. 2-комн. кв., 5/5, р-н маг. «Восход», на 2-, 3-комн. кв. в 9-эт. доме + доплата. Возможны варианты. Тел. поср. 23-15-53. 2-, 3-комн. кв. в г. Боровичи Новгор. обл., центр, тел., на кв. в Мурманске или продам. Варианты. Ул. Орликовой, 58 - 68, вечером. 3-комн. кв. улучш. планир., г. Валдай Новгор. обл., на равноценную в Мурманске, Окт. окр. Тел. в Никеле 2-04-34. 3-комн. кв., 1/9 высок., 47 кв. м, Окт. окр., на 2-комн. кв. в 9-эт. доме и 1-комн. кв. или на равноценную в 9-эт. доме, кроме 1-го эт., или продам. Ул. Радищева, 7-4. Тел. 54-44-50, с 18.00 до 21.00. 4-комн. кв., Окт. окр., тел., на 2- комн. кв. кроме Лен. окр. и 1-комн. в любом окр., возможна под офис. Тел. 54-41-71, с 19.00 до 21.00. СНИМУ Квартиру, желательно с телефоном, на длительный срок.Тел. 56-50-49. Квартиру с мебелью и телефоном, желат. Лен. окр. Тел. 33-66-48. 1-комн. кв. с мебелью и тел., на полгода и более, желат. Окт., Перв. окр. Тел. 31-44-00. 1-, 2-комн. кв. с мебелью и тел., на длит, срок; Тел:56-10-02, 56-07-18. 2-комн. кв. с тел. и меб. Т е л .315-980. 2-комн. кв. с мебелью и телефоном. Тел. 50-28-06, с 22.00 до 24.00. Две 2-комн. кв. в центре, в хорошем сост., с мебелью, тел., за хорошую плату. Тел. 55-73-15, 23-32-99. 2-, 3-, 4-комн. кв. в центре города, с телефоном. Тел. 55-00-98, 26-19-27. Помещение под офис в центре города, с телефоном. Тел. 55-00-93, 26-19-27. СДАМ Квартиру в С.- Петербуге на длит, срок. Тел. 23-38-62, после 19.00/ 2-комн. кв. в центре с мебелью, йа год и более. Тел. 50-39-43, после 18.00. 2-комн. кв. в центре, телефон. Тел. 57-45-82, с 15.00 до 17.00. ПРОДАМ Запчасти OPEL-REKORD, 85 г., двигатели W-1.3, МВ-бц бензин, BMW-525, 80 г., 2400$. Тел. 50-06- 74, с 19.00. FORD-TRANSIT, 78 г., FORD- TRANSIT, 84 г., оба грузовые. Тел. 56-83-52, бечёром. КАМАЗ-5410 с приц., контейнер, термос 20 т, возм. варианты обмена. Тел. 52-49-49, вечером. А/м 31029 новый. Тел. 31-91-71, 59-08-48. Тел. в Н. Новгороде (8- 312) 93-41-18. 'Срочно м/а TOYOTA-HIACE, 88 г., диз., две бок. двери, гидроусилитель. Тел. 26-13-26. А/м ГАЗ-3307, 94 г. выпуска. Тел. 50-45-01. ^ TOYOTA-CAMRY, 94 г., 3L 24V, электропакет + конд. КП-авт.; TOYOTA-CARINA Е 1,6L 16V, электропакет; MITSUBISHI-SIGMA, 93 г., 3L, куп автомат, электролакет; OPEL-MONTEREY, 92 г., 3,2L, электропакет, все растамож. Тел. 23-18-55. FORD-GRANADA, 81 г., дизель, хор. сост., без докум., 1000$. Тел. 52-63-75, в любое время. OPEL-OMEGA, 87 г.. V-2,0, не растам., идеальн. сост., 6500$. Тел. 52-63-75, в любое время. МОСКВИЧ-408 на запчасти. Тел. в Коле 2-27-92, 9-23-11. M/a MAZDA Е220, 89 г., г/усил., 8506$, раст.; м/а MERCEDES- BENZ, 86 г., куз. 307D, 5300$. Тел. 57-21-24, 31-25-70, веч. . Кузов, двигатель 1,9 на ОРEL- REKORD* 80 г., др. з/ч к нему. Тел. 50-62-52. №35 30 августа - 5 сентября 1996 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz