Рыбный Мурман. 1996 г. Август.

№ 32 9 - 15 августа 1996 года РШАМНО-ИНФОРММНОННОе приложение £ЖЕНШЛЬНИКА "РЫБНЫЙ AtУРМАН Инна БЕРЕЗЮК Щ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ Возвращается чукча после армии в родное стойбище. - Ты, наверное, был в армии самым глупым? - спрашивают соседи. - Нет, - отвечает. - один со­ лдат-армянин был еще глупее: он все два года думал, что чукча женщина... П ароход Iтродадйм, обратимся в международный профсоюз - там защитят наши права... - заявили моряки БМРТ «30-летие Победы» ге- нера:гьному директору фирмы "Вик­ тори" Геннадию Львову. То, что их намерение бороться до конца вполне серьезно, подтверждает и недавняя (месяц назад) ибаеювка во время вы­ грузки продукции в порту Абердин. Чтобы понять кто есть кто, пояс­ ню: компания :<Арктика Фишинг Л ГД» (ее офис в Англии) заключила договор с фирмой «Виктори» (дочер­ нее предприятие «Мурманрыбпро- ма») о том/ что она будет производить доплату экипажу за пос­ тавку качественной рыбопродукции и в оговоренном количестве. Экипа­ жи двух БМРТ, работающих в компа­ нии - «30-летие Победы» и «Ловозеро», - уже перед рейсом зна­ ют, что их заработок зависит и от ко­ личества, и, безусловно, от высокого качества продукции. Но оговарива­ ется и гарантированный минимум как в рублях, так и в валюте. Надо отметить, что компания имеет документы о присуждении ей первого места на Брюссельской вы­ ставке за высочайшее качество ры­ бопродукции. Выставки проводятся один раз в два года, и дважды «Ар­ ктика Фишинг ЛТД» возглавляла список Iтобедителей. Есть диплом и о признании доброго имени компании За океаном - на выставке в Ныо-Йор­ ке. Это я говорю к тому, какой был у компании авторитет. А теперь о самом конфликте. По­ чему моряки траулера заоастова.ли в Абердине? Vстали? конечно. Не до­ вольны выданным авансом? Не толь­ ко. Они потребовали выдать им всю валюту за рейс, хотя до его оконча­ ния еще был месяц. Когда Геннадий Львов прилетел в Абердин разби­ раться в причинах забастовки, моря­ ки и заявили, что продадут БМРТ и груз, денежки - себе, а чуть что - обра­ тятся в международные организаций. Почему экипаж выставил такое требование, хотя каждый моряк не был новичком и прекрасно знал: ва­ люта выплачивается по окончании рейса в порту последнего захода? Возможно, хотелось кое-что купить в более богатой Англии, ведь заход на отдых планировался в Норвегию. Возможно (вероятней всего), уже зна­ ли, что они натворили, и надеялись вырвать у руководства хорошие день­ ги, «пока не началось». Однако «пожар» был потушен, траулер, хотя и очень медленно, был разгружен. Экипаж отправился за­ канчивать рейс. Итут пошло-поехало. Нош во вре­ мя выгрузки замечания по качеству продукции имели место, то когда до­ шло дело до реализации, разразился скандал. Причина - большая часть груза неприем лема для покупателя. Я видела цветные фотографии, сделан­ ные английской инспекцией: филе трески хорошее и рядом - филе, не­ приемлемое к реализации. Оно жел­ тое, словно подкопченное, : с остатками рыбьего хвоста,плавников и кровоподтеками. Вдобавок еще и перемешаны треска с пикшей. И Это - отнюдь не вина техники: Срез о тлич­ ный. Факс, который получил Геннадий Львов от английскогоПартнера, сооб­ щал, что первая часть продукции продана по очень низкой цене, а ос­ тальной груз покупатели вернули. Цитирую: «Мы оказались в ужасной Ситуации, нанесли существенный урон на 111 ей торговой марке. Мне нужны ваши безусловные гарантии в том, что ваши люди будут выпускать продукцию только высшего качества, обезглавливать и обрабатывать рыбу немедленно после вылова. Я также хочу, чтобы заменили название «Вик­ тори» на название судна «30-летие Победы», поскольку теперь покупа­ тели не будут заказывать рыбу с эти­ кеткой «Виктори». Если у нас будут в дальнейшем проблемы с качеством, то последствия станут гибельными для компании». Ущерб компании (пока!) исчисля­ ется суммой свыше 200 тысяч долла- f cyi 1 едогюлучение этих денег не просто печальный факт: поскольку судно «Мурманрыопрома», стало быть, флот недополучит большие деньги. Отсюда задержки с платежа­ ми и соответствующие последствия. Впрочем, на мой взгляд, пошатнув­ шееся мнение о добром имени ком­ пании пострашней сегодняшних убытков финансовых, ибо влечет за собой гораздо больший ущерб». Морякам же нет дела до этих про­ блем, им важно получить деньги, да не просто гарантированную сумму, а большие деньги, какие получает эки­ •ж ( -г&Ж гА l ■ У i t " l \ у 'Л ■ HL ’ :’ ■ А щ Ш Ш паж в компании за продукцию от­ личного качества. Конечно, как в былые годы, так и теперь, основной спрос с капитана, с технолога. Но ведь все пошли в море заработан» и, видя заведомый брак, могли «надавить» на капитана, что­ бы не гнался за большими уловами. Ну а что касается капитана, то тут разговор особый: да, конечно, когда рыба ловится хорошо, остановиться трудно. Еще! Еще! В итоге не справ­ ляется команда с обработкой, не справляются морозильные мощности с нагрузками. Идет брак. А за него всегда били. При плано­ вом хозяйстве били капитана с техно­ логом, но флот покрывал убытки, и моряки не страдали. Теперь - рынок: не получила компания ожидаемые деньги - чем платить морякам? Впро­ чем, и при советской власти было: если экипаж не выполнил план, все моряки получают 75 процентов зара­ ботка. Я спросила Львова: - Геннадий Васильевич, в чем ви­ новаты механики или повар? - Представьте: строят дом, а он рухнул. Заказчик, естественно, за та­ кой дом платить не будет. И рабочие ничего не получат. Vf в нашем случае убыток будет (пропорционально) снял' с команды. Этому экипажу рабо­ та на наших судах в дальнейшем бу- I дет заказана. Да, рыбацкий азарт - хорошо. Но пребывать в эйфории по этому пово­ ду руководителю экипажа не резон. I ем более, зная, как на Западе, да и у нас в России тоже, относятся к качес­ тву. И как трудно завоевать призна­ ние на рынке... З а х в а т с у д н а . Ч т о д а л Ь ш е ? Б астующий экипаж. Понятно, после полугодового рейса не­ рвы моряков на пределе. Дом рядом, в нескольких часах езды, а они в Норве­ гии, Обозленные скудным заработком и невозможностью доказать свою пра­ воту. Хотя они подключили все воз­ можные инстанции: представителей Правительства России и Роскомрыбо- ловства, международные организации и т. д. Определенный интерес к ситуа­ ции проявляет и норвежская пресса. Пока (на 8 августа) все остается по-пре­ жнему. Не умолкает мой телефон, жены моряков, зная, что именно я пишу о забастовке, звонят домой и на работу, умоляют не писать «одностороннее мнение». Дошло до угроз, до оскорбле­ ний («Львов вам заплатил за статью, сколько MHJumoHOB»?). Взывают кжур­ налистской совести... Но я пишу только то, в чем убежде­ на, что видела своими глазами. Желаю­ щие опровергнуть написанное - милости прошу, но - с документами, а не с эмоциями. Вспоминается забастовка рыбаков 1991 года; Я тогда попала в ее эпи­ центр, возвратцаясь из командировки в Тихий океан. Экипаж БМРТ «Виктор Стрельцов» тогда отказался вылетать на годину, только три человека согла­ сились сесть в самолет. И iустой лай­ нер .полетел через всю планету. Причина той забастовки была анало­ гичной: зачем морякам выдают по 100 долларов, а не всю валючу за рейс? Поскольку это касалось не только эки­ пажа «Виктора Стрельцова», а всех без исключения моряков, забастовку под­ держал весь 1 фомрайонТихого океана (около 60 судов) и все моряки, работав­ шие в Баренцевом море. Причины похожи. Но есть весьма существенная разница: тогда люди требовали положенное им за добоосо- весгную работу. А здесь - брак. Тогда бастующих поддержали все, поскольку беда бьига общей. Здесь экипаж один. Тогда моряки не держали траулер и новый экипаж. Здесь, по сути, захват судна. Нет, я не призываю молча сносить несправедливость. Я призываю к нор­ мальному пути отстаивания своей убежденности. ...2 августа к траулеру были поданы автобусы и 1 рузовой микроавтобус для личных вещей Моряков. У границы ждала рефрижераторная машина, что­ бы отвезти их рыбопродукцию (моря­ кам разрешалось изготови ть ее для себя). На 22 часа вызвали лоцмана, он прибыл, стали готовит ь главный дви­ гатель к отходу. Итут человек пятнад­ цать из старого экипажа встали у трапа, чтобы его не смогли поднять и уйти в рейс. Прибывшему генерально­ му директору Геннадию J 1ьвову заяви­ ли: - Мы арестовали судно, оно никуда не пойдет. - Но это же противоправные дейст­ вия! ' - А вы нас не пугайте! Львов объяснил экипажу: еще не вся продук(дия pea/iизована, вероятно, какая-то сумма еще будет выплачена экипажу в Мурманске. Выдал капита­ ну Ефимовичу 71 тыс>^ долларов для экипажа. '$ . ■ - -- Если бы сработали без брака, мат­ рос получил оы свыше четырех тысяч долларов, сейчас (с учетом выданного в Абердине аванса)’- только1600 дол-; ларов, только гарантированную часть заработка. Конечно, эта сумма невели­ ка, поскольку рублевая часть заработка очень мала, моряки шли работать сдельно. Сразу хочу объяснить самое глав­ ное, о чем кричали и моряки, и их жены по телефону. Руководитель лю­ бого флота, любой компании подтвер­ дит, что оплата за сданный первый груз идёт на покрытие расходов (топ­ ливо, аренда судна, оплата причала и т. д.) и выплату налогов. Второй груз - эго фактически иесть зарплата. Раз за- браковка во втором грузе, кто будет платить за убытки? Итак, вечер 2 августа. Арестован Львов. Вызван вице-консул, который еще раз объясни?г экипажу: есть закон­ ный путь, добивайтесь выплаты всех денег-через суд в России. Нет, сказали моряки, и вице-консул с Львовым уеха­ ли. Замечу, генеральный консул Рос­ сии в Киркенесе заявил, что действия экипажа гтротивоправные. На послед­ ней странице паспорта моряка сказа­ но, что сей документ является собственностью России, а не его вла­ дельца. Поэтому по его распоряжению могут отобрать на границе паспорта моряков. А это означает: никакой визы на всю оставшуюся жизнь. То же самое могут сделать в отношении капитана: рабочийдиггтомо тберут - и все, Онуже не капитан. Но все-таки не это главное. Как убе­ дить моряков, что они там, в Норвегии, ничег о недобьются? В России больше возможностей. Бастуют же шахтеры, добивактгеи своего...” Пока же эктитаж там, а жены здесь пытаются опровергнуть документы и добиться получения всей намеченной еще в рейсе суммы. Тут бы можно поставить точку или многоточие. Но, ядумаю, a rejryer отве­ тить на заявления жен моряков. - Продукция с «30-летия Победы» сдавалась на PC «Сверкающий», где нет морозильных мощностей и где ее, видимо, и загубили. «Сверкающий» возил рыбу только в Россию и ни разу - в Англию, забра­ ковок этой гфодукции нет. - На судне большая чаегь второю груза принадлежала БМРТ «Ловозе­ ро», может, эго их брак. На ящиках с браком (на фото) чет­ ко видна этикетка БМРТ «30-летие 11о- беды». Плюс - коносамент груза. - Фотографии фальсифицирова­ ны. Это исключено. - Не знали о браке. Неправда. Копии факсов/ фото­ снимки висели в салоне судна. - Получили из расчет а 3 доллара в день. . ; ■v • - ; ■ ,. ;;:г:-л :; ■. 1 ■; Почти по 9 долларов. - Брейхман (руководил ель «Мур- манрыбггрома», собственника судна. - И. Б.) забрал в июне квоту на треску. Это 11 равда. За этот ! тёриод экипаж по: тучил две грети су;ёльного'заработ­ ка:':/' :/и %■ : ? '‘"\ ''■■■"; ;> ' ' " . . . ' . ■ ' :' - В Киркенесе не получили ни цента.. \ ; ■.' Т ' f . -V;: НстIравда. Нсть расписка катгитана Анатолия Ефимовича о получении 71 тысячи долларов для экипажа. -Львов лично заинтересован в за- браковке: невыданные морякам деньги взять себе. Неправда. Львов не настолько бо­ гат, чтооы «купи ть» английскую госу­ дарственную’инспекцию. Фирме же,* в которую входит «Арктика Фишинг ЛТД», имеющей 100-летний опыт и ав­ торш ei-на мировом рынке, и подавно нет смысла фальсифицировать что бы то ни было и нести убытки. А потом, если вдруг- окажется, что фирма не права, - пожизненное заключение ее руководителям гарантировано. - Качество весь рейс было безуко­ ризненным. Это правда, но про первый груз. Хотя моряки кричали Львову: «Мы и не такое дерьмо гнали, а все проходи- ло. Значит, здесь что-то не так». Печальное заявление. Кстати, у ка­ питана с технологом нет ни одногодо­ кумента о проверке качества продукции, хотя зарплату недостаю- щего рыбмастера они требуют им вы­ платить. - Нельзя писать материал, не вы­ слушав моряков. Возможно. Только как мне их вы­ слушать заНр^ 1 ,е;гаМи России? ' г . - Они продадут БМРТ." ¥;S- Неправда. Мало того, что не они - владельцы. Его никто не купит: слиш­ ком он стар. V, Что теперь будет? Думаю, разум восторжествует, х т экипаж лприедет в Россик) А тогда; . . . . ' :■ ■ jr.--'=■ :\ f'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz