Рыбный Мурман. 1996 г. Август.
№ 32 9 - 15 августа 1996 года РШАМНО-ИНФОРММНОННОе приложение £ЖЕНШЛЬНИКА "РЫБНЫЙ AtУРМАН Инна БЕРЕЗЮК Щ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ Возвращается чукча после армии в родное стойбище. - Ты, наверное, был в армии самым глупым? - спрашивают соседи. - Нет, - отвечает. - один со лдат-армянин был еще глупее: он все два года думал, что чукча женщина... П ароход Iтродадйм, обратимся в международный профсоюз - там защитят наши права... - заявили моряки БМРТ «30-летие Победы» ге- нера:гьному директору фирмы "Вик тори" Геннадию Львову. То, что их намерение бороться до конца вполне серьезно, подтверждает и недавняя (месяц назад) ибаеювка во время вы грузки продукции в порту Абердин. Чтобы понять кто есть кто, пояс ню: компания :<Арктика Фишинг Л ГД» (ее офис в Англии) заключила договор с фирмой «Виктори» (дочер нее предприятие «Мурманрыбпро- ма») о том/ что она будет производить доплату экипажу за пос тавку качественной рыбопродукции и в оговоренном количестве. Экипа жи двух БМРТ, работающих в компа нии - «30-летие Победы» и «Ловозеро», - уже перед рейсом зна ют, что их заработок зависит и от ко личества, и, безусловно, от высокого качества продукции. Но оговарива ется и гарантированный минимум как в рублях, так и в валюте. Надо отметить, что компания имеет документы о присуждении ей первого места на Брюссельской вы ставке за высочайшее качество ры бопродукции. Выставки проводятся один раз в два года, и дважды «Ар ктика Фишинг ЛТД» возглавляла список Iтобедителей. Есть диплом и о признании доброго имени компании За океаном - на выставке в Ныо-Йор ке. Это я говорю к тому, какой был у компании авторитет. А теперь о самом конфликте. По чему моряки траулера заоастова.ли в Абердине? Vстали? конечно. Не до вольны выданным авансом? Не толь ко. Они потребовали выдать им всю валюту за рейс, хотя до его оконча ния еще был месяц. Когда Геннадий Львов прилетел в Абердин разби раться в причинах забастовки, моря ки и заявили, что продадут БМРТ и груз, денежки - себе, а чуть что - обра тятся в международные организаций. Почему экипаж выставил такое требование, хотя каждый моряк не был новичком и прекрасно знал: ва люта выплачивается по окончании рейса в порту последнего захода? Возможно, хотелось кое-что купить в более богатой Англии, ведь заход на отдых планировался в Норвегию. Возможно (вероятней всего), уже зна ли, что они натворили, и надеялись вырвать у руководства хорошие день ги, «пока не началось». Однако «пожар» был потушен, траулер, хотя и очень медленно, был разгружен. Экипаж отправился за канчивать рейс. Итут пошло-поехало. Нош во вре мя выгрузки замечания по качеству продукции имели место, то когда до шло дело до реализации, разразился скандал. Причина - большая часть груза неприем лема для покупателя. Я видела цветные фотографии, сделан ные английской инспекцией: филе трески хорошее и рядом - филе, не приемлемое к реализации. Оно жел тое, словно подкопченное, : с остатками рыбьего хвоста,плавников и кровоподтеками. Вдобавок еще и перемешаны треска с пикшей. И Это - отнюдь не вина техники: Срез о тлич ный. Факс, который получил Геннадий Львов от английскогоПартнера, сооб щал, что первая часть продукции продана по очень низкой цене, а ос тальной груз покупатели вернули. Цитирую: «Мы оказались в ужасной Ситуации, нанесли существенный урон на 111 ей торговой марке. Мне нужны ваши безусловные гарантии в том, что ваши люди будут выпускать продукцию только высшего качества, обезглавливать и обрабатывать рыбу немедленно после вылова. Я также хочу, чтобы заменили название «Вик тори» на название судна «30-летие Победы», поскольку теперь покупа тели не будут заказывать рыбу с эти кеткой «Виктори». Если у нас будут в дальнейшем проблемы с качеством, то последствия станут гибельными для компании». Ущерб компании (пока!) исчисля ется суммой свыше 200 тысяч долла- f cyi 1 едогюлучение этих денег не просто печальный факт: поскольку судно «Мурманрыопрома», стало быть, флот недополучит большие деньги. Отсюда задержки с платежа ми и соответствующие последствия. Впрочем, на мой взгляд, пошатнув шееся мнение о добром имени ком пании пострашней сегодняшних убытков финансовых, ибо влечет за собой гораздо больший ущерб». Морякам же нет дела до этих про блем, им важно получить деньги, да не просто гарантированную сумму, а большие деньги, какие получает эки •ж ( -г&Ж гА l ■ У i t " l \ у 'Л ■ HL ’ :’ ■ А щ Ш Ш паж в компании за продукцию от личного качества. Конечно, как в былые годы, так и теперь, основной спрос с капитана, с технолога. Но ведь все пошли в море заработан» и, видя заведомый брак, могли «надавить» на капитана, что бы не гнался за большими уловами. Ну а что касается капитана, то тут разговор особый: да, конечно, когда рыба ловится хорошо, остановиться трудно. Еще! Еще! В итоге не справ ляется команда с обработкой, не справляются морозильные мощности с нагрузками. Идет брак. А за него всегда били. При плано вом хозяйстве били капитана с техно логом, но флот покрывал убытки, и моряки не страдали. Теперь - рынок: не получила компания ожидаемые деньги - чем платить морякам? Впро чем, и при советской власти было: если экипаж не выполнил план, все моряки получают 75 процентов зара ботка. Я спросила Львова: - Геннадий Васильевич, в чем ви новаты механики или повар? - Представьте: строят дом, а он рухнул. Заказчик, естественно, за та кой дом платить не будет. И рабочие ничего не получат. Vf в нашем случае убыток будет (пропорционально) снял' с команды. Этому экипажу рабо та на наших судах в дальнейшем бу- I дет заказана. Да, рыбацкий азарт - хорошо. Но пребывать в эйфории по этому пово ду руководителю экипажа не резон. I ем более, зная, как на Западе, да и у нас в России тоже, относятся к качес тву. И как трудно завоевать призна ние на рынке... З а х в а т с у д н а . Ч т о д а л Ь ш е ? Б астующий экипаж. Понятно, после полугодового рейса не рвы моряков на пределе. Дом рядом, в нескольких часах езды, а они в Норве гии, Обозленные скудным заработком и невозможностью доказать свою пра воту. Хотя они подключили все воз можные инстанции: представителей Правительства России и Роскомрыбо- ловства, международные организации и т. д. Определенный интерес к ситуа ции проявляет и норвежская пресса. Пока (на 8 августа) все остается по-пре жнему. Не умолкает мой телефон, жены моряков, зная, что именно я пишу о забастовке, звонят домой и на работу, умоляют не писать «одностороннее мнение». Дошло до угроз, до оскорбле ний («Львов вам заплатил за статью, сколько MHJumoHOB»?). Взывают кжур налистской совести... Но я пишу только то, в чем убежде на, что видела своими глазами. Желаю щие опровергнуть написанное - милости прошу, но - с документами, а не с эмоциями. Вспоминается забастовка рыбаков 1991 года; Я тогда попала в ее эпи центр, возвратцаясь из командировки в Тихий океан. Экипаж БМРТ «Виктор Стрельцов» тогда отказался вылетать на годину, только три человека согла сились сесть в самолет. И iустой лай нер .полетел через всю планету. Причина той забастовки была анало гичной: зачем морякам выдают по 100 долларов, а не всю валючу за рейс? Поскольку это касалось не только эки пажа «Виктора Стрельцова», а всех без исключения моряков, забастовку под держал весь 1 фомрайонТихого океана (около 60 судов) и все моряки, работав шие в Баренцевом море. Причины похожи. Но есть весьма существенная разница: тогда люди требовали положенное им за добоосо- весгную работу. А здесь - брак. Тогда бастующих поддержали все, поскольку беда бьига общей. Здесь экипаж один. Тогда моряки не держали траулер и новый экипаж. Здесь, по сути, захват судна. Нет, я не призываю молча сносить несправедливость. Я призываю к нор мальному пути отстаивания своей убежденности. ...2 августа к траулеру были поданы автобусы и 1 рузовой микроавтобус для личных вещей Моряков. У границы ждала рефрижераторная машина, что бы отвезти их рыбопродукцию (моря кам разрешалось изготови ть ее для себя). На 22 часа вызвали лоцмана, он прибыл, стали готовит ь главный дви гатель к отходу. Итут человек пятнад цать из старого экипажа встали у трапа, чтобы его не смогли поднять и уйти в рейс. Прибывшему генерально му директору Геннадию J 1ьвову заяви ли: - Мы арестовали судно, оно никуда не пойдет. - Но это же противоправные дейст вия! ' - А вы нас не пугайте! Львов объяснил экипажу: еще не вся продук(дия pea/iизована, вероятно, какая-то сумма еще будет выплачена экипажу в Мурманске. Выдал капита ну Ефимовичу 71 тыс>^ долларов для экипажа. '$ . ■ - -- Если бы сработали без брака, мат рос получил оы свыше четырех тысяч долларов, сейчас (с учетом выданного в Абердине аванса)’- только1600 дол-; ларов, только гарантированную часть заработка. Конечно, эта сумма невели ка, поскольку рублевая часть заработка очень мала, моряки шли работать сдельно. Сразу хочу объяснить самое глав ное, о чем кричали и моряки, и их жены по телефону. Руководитель лю бого флота, любой компании подтвер дит, что оплата за сданный первый груз идёт на покрытие расходов (топ ливо, аренда судна, оплата причала и т. д.) и выплату налогов. Второй груз - эго фактически иесть зарплата. Раз за- браковка во втором грузе, кто будет платить за убытки? Итак, вечер 2 августа. Арестован Львов. Вызван вице-консул, который еще раз объясни?г экипажу: есть закон ный путь, добивайтесь выплаты всех денег-через суд в России. Нет, сказали моряки, и вице-консул с Львовым уеха ли. Замечу, генеральный консул Рос сии в Киркенесе заявил, что действия экипажа гтротивоправные. На послед ней странице паспорта моряка сказа но, что сей документ является собственностью России, а не его вла дельца. Поэтому по его распоряжению могут отобрать на границе паспорта моряков. А это означает: никакой визы на всю оставшуюся жизнь. То же самое могут сделать в отношении капитана: рабочийдиггтомо тберут - и все, Онуже не капитан. Но все-таки не это главное. Как убе дить моряков, что они там, в Норвегии, ничег о недобьются? В России больше возможностей. Бастуют же шахтеры, добивактгеи своего...” Пока же эктитаж там, а жены здесь пытаются опровергнуть документы и добиться получения всей намеченной еще в рейсе суммы. Тут бы можно поставить точку или многоточие. Но, ядумаю, a rejryer отве тить на заявления жен моряков. - Продукция с «30-летия Победы» сдавалась на PC «Сверкающий», где нет морозильных мощностей и где ее, видимо, и загубили. «Сверкающий» возил рыбу только в Россию и ни разу - в Англию, забра ковок этой гфодукции нет. - На судне большая чаегь второю груза принадлежала БМРТ «Ловозе ро», может, эго их брак. На ящиках с браком (на фото) чет ко видна этикетка БМРТ «30-летие 11о- беды». Плюс - коносамент груза. - Фотографии фальсифицирова ны. Это исключено. - Не знали о браке. Неправда. Копии факсов/ фото снимки висели в салоне судна. - Получили из расчет а 3 доллара в день. . ; ■v • - ; ■ ,. ;;:г:-л :; ■. 1 ■; Почти по 9 долларов. - Брейхман (руководил ель «Мур- манрыбггрома», собственника судна. - И. Б.) забрал в июне квоту на треску. Это 11 равда. За этот ! тёриод экипаж по: тучил две грети су;ёльного'заработ ка:':/' :/и %■ : ? '‘"\ ''■■■"; ;> ' ' " . . . ' . ■ ' :' - В Киркенесе не получили ни цента.. \ ; ■.' Т ' f . -V;: НстIравда. Нсть расписка катгитана Анатолия Ефимовича о получении 71 тысячи долларов для экипажа. -Львов лично заинтересован в за- браковке: невыданные морякам деньги взять себе. Неправда. Львов не настолько бо гат, чтооы «купи ть» английскую госу дарственную’инспекцию. Фирме же,* в которую входит «Арктика Фишинг ЛТД», имеющей 100-летний опыт и ав торш ei-на мировом рынке, и подавно нет смысла фальсифицировать что бы то ни было и нести убытки. А потом, если вдруг- окажется, что фирма не права, - пожизненное заключение ее руководителям гарантировано. - Качество весь рейс было безуко ризненным. Это правда, но про первый груз. Хотя моряки кричали Львову: «Мы и не такое дерьмо гнали, а все проходи- ло. Значит, здесь что-то не так». Печальное заявление. Кстати, у ка питана с технологом нет ни одногодо кумента о проверке качества продукции, хотя зарплату недостаю- щего рыбмастера они требуют им вы платить. - Нельзя писать материал, не вы слушав моряков. Возможно. Только как мне их вы слушать заНр^ 1 ,е;гаМи России? ' г . - Они продадут БМРТ." ¥;S- Неправда. Мало того, что не они - владельцы. Его никто не купит: слиш ком он стар. V, Что теперь будет? Думаю, разум восторжествует, х т экипаж лприедет в Россик) А тогда; . . . . ' :■ ■ jr.--'=■ :\ f'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz