Рыбный Мурман. 1996 г. Апрель.

уверен член-корреспондент РАН директор ММБМ Г. Г. МАТИШОВ института несем большие. Базовое финансирование, как правило, запаздывает. Желательно отдельной строкой в областном бюджете видеть материальную помощь институту. Мы не можем приобрести дорогостоящую современную аналитическую аппаратуру (та, что есть, уже устарела), реактивы. Потому снижен объем биохимических и других тонких исследований на клеточном и молекулярном уровне. Вот компьютерная база у нас действительно хорошая. Подключаемся к банку данных информационной евросистемы “Интернет” . . - Геннадий Григорьевич, что в планах на нынешний год? - В феврале-марте впервые на малых атомных ледоколах “Таймыр” и “ Вайгач” мы организовали комплексную экспедицию по Северному морскому пути до Дудинки. Результаты зимних исследований превзошли ожидания. На днях по этому же маршруту из Кандалакши отправится вторая группа ученых под руководством кандидата биологических наук Леонида Кузнецова. В издательстве “ Наука” выйдет в свет фундаментальный труд “Атлантическая треска” (в соавторстве с учеными ПИНРО). В июле на ледоколе “ Полярштерн” германского института в - Геннадий Григорьевич, как бы вы вкратце определили предназначение науки? -Кто-то из мыслителей сказал: “Настоящая наука не знает ни симпатий, ни антипатий: ее единственная цель - истина...” - Давайте измерим нелегкий путь, по которому прошел ваш коллектив, к примеру, за прошлый год, утверждая ту самую истину. - Провели 14 Морских и сухопутных экспедиций. В них также приняли участие 120 иностранных ученых. Объем публикации составил 200 авторских листов. Издали 15 сборников, минографий, 50 научных статей. Не потерян и молодежный резерв. Трое сотрудников защитили кандидатские диссертации. Степени докторов биологических наук вскоре будут отстаивать Сергей Тимофеев и Нонна Журавлева. Так что год прожит не зря. * ... - Главный ученый секретарь К Н Ц Анатолий Виноградов сравнительно недавно в одном из интервью отметил (цитирую дословно): “ Единственный институт, который чувствует себя безбедно, - это Мурманский морской биологический, у него общая сумма доходов в два с половиной раза превышает расходы. Сумма хоздоговоров с АО “ Росшельф” по экологическому обоснованию нефтедобычи в Баренцрегионе и по прогнозированию состояния наших рыбных запасов достигает четырех миллиардов рублей в год. А финансирование со стороны академии - на уровне трех миллиардов. Поэтому институт лидирует по числу научных трудов, международных научных программ и экспедиций. Рыба и морская экология - это сейчас “ золотая жи л а ” . Но чтобы из “ ж и лы ” получить прибыль, надо иметь мощный научный потенциал. И Геннадий Григорьевич Матишов, бессменный директор этого института в течение уже 15 лет, из небольшого коллектива создал действительно мощную организацию, в которой собраны лучшие специалисты по всем морским проблемам Западной Арктики ” , Вы согласны с мнением коллеги? .V - Скажем так: я его не опровергаю. На самом деле хоздоговора с РАО “ Газпром” , АО “Росшельф” , Роскомрыболовством - нашими основными заказчиками - дают возможность существовать сносно, но не безбедно. Все же затраты на научные исследования, содержание составе интернациональной экспедиции совершится поход в море Лаптевых. Какие еще ожидаются значимые события? Осенью в Мурманске, например, . пройдет международная конференция “ Выживание живых организмов в условиях Арктики” . протеста не было. Небольшие авансы мы, конечно, выдавали. Имеют хождение и заводского изготовления “дензнаки” . По ним можно покупать продукты, питаться в столовой. К примеру, недавно мы разделали три гражданских корабля. В оплату металлолома получили от предприятия “ Металлконверсия” (есть такое в столице) несколько вагонов с мукой, сахаром, четыре рефрижератора мяса. Цельным молоком снабжает собственное подсобное хозяйство. Так что голодных обмороков в любом случае не допустим. - Павел Григорьевич, как известно, “ оборонка” находится в .кри ти че ской ситуации. Ваш завод не исключение! - Ш агаем со всеми в ногу. Каждодневно бьёмся над гамлетовским вопросом: быть или не быть? Все более очевидно ■проявляетея пренебрежительное отношение властей и командования ВМФ к жизненным интересам судоремонтников. За объем выполненных в прошлом году работ нам должны были выплатить 70 миллиардов рублей, а получили* •два. Вы предвидели экономический спад? - Ничего хорошего от так называемой конверсии военно- промышленного комплекса не ждал изначально, но не предполагал, что она будет столь сокрушительной, Снижение госзаказа не застало нас врасплох. Ведем постройку многоцелевого транспортно- рыбодобывающего судна “ Белек’’,.. За ходом его строительства “ Р М ” следит с 1994 года. В каком он сейчас состоянии? - Корпус готов. В Чебоксарах собраны дизели, в Москве - винтовая группа. Пока нет денег выкупить. Необходима навигационная и /поисковая аппаратура. По той же причине не можем ее приобрести. Главный партнер по проекту руководитель фирмы “ Морской сервис” этот девиз одного из героев книги "Два капитана" В. А Каверина директор с рз "Нерпа" п. Г. стеблин сделал своим жизненным кредо - Вы инициатор объединения заводов “ Нерпа” и однопрофильного № 10 в Полярном? В чем суть идеи? “Десятка” подчиняется Главному управлению СРЗ ВМФ , мы - из другой епархии. Есть прямой смысл вывести из-под военной опеки судоремонтников Полярного, присоединить к нам, переподчинив Госкомоборонпрому. В одной связке тянуть воз было бы гораздо легче. В гражданских ведомствах и коллективе полярнинцев замысел находит понимание, но “дяди в погонах” встретили его в штыки. Кому же хочется терять насиженные теплые места? Павел Григорьевич, поговаривают, что у вас завязалась “ нежная дружба” с РАО “ Газпром” ? -Скажем, не дружба, аделовой союз. Мы подписали генеральное соглашение о сотрудничестве на 35 лет. Завод обустраивает техническую базу отстоя и ремонта спецсудов “Г азпрома” . “ Мурманекморстрои” ведет ее подготовку: углубляется дно у причальной стенки, она продлевается, бетонируется^ Кроме Того, на наших производственных площадях будут проходить гидравлические испытания антикоррозийной изоляции труб для подводных путепроводов в Байдарацкой губе. Также завод берется выполнять обетонирование труб. Много и других обязательств с нашей стороны. Как финансируется договор? Деньги поступают от случая к случаю и не в полной надобности. Но “ Газпрому” и самому сейчас несладко. . - - Рабочие “ Нерпы” с ноября не получают зарплату. Они что, живут впроголодь? Не грозит ли это социальным взрывом? - Забастовок и прочих акций 1 ;атарников, щедрыми посулами склонив нас к сотрудничеству, на строительство судна не выдал ни копейки, а после крушения в Кольском заливе его злополучной “ Териберки” исчез окончательно. Судно доводим д о ■ ума своими силами. Губернатор Комаров обещал выделить на “ Белек” прсмысловую квоту, а президент “Севрыбы” Тишков заявил: “ Когда квоту получите - помогу финансами завершить сборку” . Мы готовы продать “Белек” за два миллиона долларов, но Покупателя пока не находится. - Вы ведь еще возводите крупный судоразделочный комплекс, не так ли? Существует госпрограмма утилизации атомных подводных лОдок. Даже выделена отдельной строкой в федеральном бюджете. Под программу мы решили построить современный разделочный цех. Субмарин-то, поставленных на прикол, становится все больше. АО “Мурманскморстрой” подрядили. На 23 миллиарда оно уже выполнило строительно-монтажных работ. А мы сидим на : бобах, московские чиновники нарисовали нам кукиш. Из-за нас. морстроевцы фактически балансируют на грани банкротства. Отрадно, что американцы по межправительетвённому со.глаше- нию безвозмездно поставили комплект передового оборудования: мощный пресс-гильотину, грейфер “Мантис-3612” и т. Д. Пока, оно под открытым небом; Когда комплекс будет пущен, сможем резать механическим способом шесть и более лодок в год. Кстати, в США На утилизацию одного атомохода (в зависимости от класса) правительство выделяет дотацию в размере 14 - 17 миллионов долларов. Комплекс необходим. Газовым резаком много не намахаешь. Правда, стали поручать разделку временным трудовым коллективам, проще говоря - бригадам из контрактных специалистов. В виде опытов пробуем разделывать корпуса подлодок направленными взрывами. Получается.,. И еще: пустили автоматическую линию по плазменной резке стального проката. Теперь вполне можем заниматься судостроением. Указом президента за выполнение важного госзаказа 63 рабочих и служащих завода недавно удостоены российских наград, профессиональных званий, но в списке почему-то нет фамилии Павла Стеблина. Обошли? - По секрету: в особицу награду вручат в Кремле. - Поздравляем! -Спасибо! Леонид ПАВЛОВ Начальник монтажно-сдаточного цеха Александр Горбунов. Награжден медалью к ордену "За заслуги перед Отечеством "• "Белек" в доке. Американская техническая помощь, увы, пока традиционно в снежном завале. Реактор с атомной подводной лодки. Фо то И н н ы К Р А Е В О Й . года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz