Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.
14 № 4 (4500) 28 января - 3 февраля 1994 года O C X зосх Меслцеслов О I О СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ В четыредесятый день по рождению Младенец Иисус принесен Иосифом и Мариею в храм Божий, как предписано в законе Божьем, чрез Моисея. В сие время жил в Иерусалиме Симеон, муж благочестивый, которому обе щано было от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. По внушению духа Божия. он пришел во храм, взял на руки Младенца Иисуса и сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видят очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей, свет в откровение языков, и славу людей Твоих Израиля". Вместе с Симеоном Анна Пророчица восхваляла тогда Бога, и говорила о Спасителе всем, которые с верою ожидали Его. (Урок двадцатый из “Закона Божия”.) J2J Я И В Н б Я П реподобном уче - ницы Великая княгиня Елисавета и ино киня Варвара причислены к лику святых Русской Православной Церкви весной 1992 года. В советской России правда о жи зни и мученической смерти Елисаветы - сестры импе ратрицы Александры Ф едоровны - долгое время держалась под за претом . Вот лишь основные этапы подвижнической деятельности этой святой. 5 февраля 1905 года прои зош ло страшное событие, изменив шее всю ж и зн ь Елисаветы Ф едоровны : от взрыва бомбы ре- волюционера-террориста погиб ее муж генерал-губернатор М о с к вы Великий князь Сергеи Алек сандрович. И Елисавета посвятила остаток ж и зне нно го пути служению людям , создав обитель труда, милосердия и мо литвы. В годы первой мировой войны под ее руководством фор мировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения , отправлялись на фронт походные церкви. Великую кн я гиню Елисавету Ф ед о р о в н у арестовали в 1918 го ду. 18 июня вместе с другими уз никами ее сбросили в глубокую шахту в Алапаевске, на Урале. Так большевики расправились со свя той. а также с ее келейницей и духовной сестрой ино киней Вар варой. При отступлении белой ар мии гробы с мощами преподобном учении в 1920 году были доставлены в Иерусалим и в настоящее время находятся в хра ме равноапостольной Марии Маг далины у поднож ия Елионской горы. Н есколь ко лет назад автору 1. 02. - Преподобного Макария Великого, Египетского (390-391). Святителя Марка, архиепископа Ефесского (1457). 2. 02. - Преподобного Евфимия Великого (473). 3.02 . - Преподобного Максима исповедника (662). Муче ника Неофита (303-305). Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Анкилы ( I I I ) . йреподобного Максима Грека (1556). 4 .02 . - Апостола Тимофея (ок. 96). Преподобномученика Анастасия Персянина (6z8). Простолюдины, замечая, что около этого дня при ходится половина зимы, апостола Тимофея называли Полузимником. На Тимофея же, по народным приме там, бывают сильные морозы, которые от имени это го угодника называются Тимофеевскими. 5. 02. - Священномученика Климента, епископа Анкир - ского, и мученика Агафангела (312). 6. 02. - Преподобной Ксении (Y ). Блаженной Ксении Петербургской (X IX ). Подобно тому, как святой апостол Тимофей назы вался Полузимником, на том же основании преподобная Ксения у российских крестьян носит имя Полузим ницы, а также Полухлебницы, так как с этого дня оставалась половина срока до нового хлеба. 7. 02. - Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Священномученика Влади мира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). 8. 02. - Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей Аркадия и Иоанна (Y-Y1). 9. 02. - Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438). 10. 02. - Преподобного Ефрема Сирина (373-379). Пре подобного Феодосия 'Готемского (1568). 11.02. - Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107). 12. 02. - Собор вселенских учителей и святителей Васи лия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Священномученика Ипполита и с ним мучеников Кенсори- на, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников ( II I) . 13. 02. - Собор новомучеников и исповедников россий ских : святителя Тихона, патриарха Московского и всея Ру си (1925), священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918), священномученика Вениа мина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922), преподобномучениц ве ликой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918). Бес сребреников мучеников Кира и Иоанна и с ними мучениц Анастасии и дочерей ее: Федотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Святителя Н и ки ты , затворника Печерского, епископа Новгородского (1108). Святителя Никиту, епископа Новгородского, русский народ считает защитником-хранителем от пожара-мол- нии. 14. 02. - Мученика Трифона (250). Ему, св. мученику Трифону, сельские девицы молятся о женихах. 15. 02. - Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Для русского крестьянина праздник Сретения служил границей между зимой и весной, отчего и само название праздника в простонародье объясняют встречей зимы с весной: “В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворо тила”. 16.02. - Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчи цы. Равноапостольного Николая, архиепископа Яконского (1912). Праведный Симеон Богоприимец считается хранителем младенцев и ему назначается особая молитва о сохранении здравия младенцев. Этот праведник на священных иконах обыкновенно изображается с Предвечным младенцем на ру ках. 17. 02. - Преподобного Исидора Пелусиотского (ок. 436- 440). Благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволо довича Владимирского (1238). Преподобного Кирилла Новоезерского (1532). 18. 0 2 . - Мученицы Агафии (251). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1696). Св. мученица Агафия считалась на Северо-Западе Руси заступницей от пожара, в день ее памяти освящался хлеб с солью, который хранился в домах как надежнейшее сред ство от огня. Был также обычай прицеплять коровам на рога хлеб св. Агафии, как весьма полезное предохранитель ное средство от мора. 19. 02. - Преподобного Вукола, епископа Смирнского (ок. 100). 20.02. - Преподобного Парфения, епископа Лампсакийского (IY ). Преподобного Л у ки Елладского (ок. 946). 21. 02. - Великомученика Феодора Стратилата (319). Про рока Захарии Серповидна из 12-ти (ок. 520 до P. X .). 22. 02. - Отдание праздника Сретения Господня. Мученика Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805). 23. 02. - Священномученика Харлампия и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202). Священномученик Харлампий почитается хранителем от внезапной без покаяния смерти, и ему назначается осо бая молитва. Этот святой угодник является покро вителем чиновников. 24. 02. - Священномученика Власия, епископа Сева- стийского (ок. 316). Благоверного князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского (1138). Препо добного Димитрия Прилуцкого , Вологодского (1392). Священномученик Власий исстари глубоко уважа ется русским народом как покровитель домашних жи вотных. Наши предки молились этому святому и в том случае, если кому приходилось подавиться кос тью. От имени угодника известны и Власьевские мо розы, которые считаются последними в году: “Св. Власий, сшиби рог зиме ". 25. 02. - Иверской иконы Божией Матери. Святителя Мелетия, архиепископа антиохийского (381). Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудо творца (1378). Святителя Мелетия, архиепископа Харь ковского (1840). День тезоименитства Святейшего Патриарха Мос ковского и всея Руси Алексия II. 26. 02. - Преподобного Мартиниана (Y ). Этот угодник посвятил себя строгой подвижниче ской и отшельнической жизни, заслужив великую изве стность и уважение у всех, слышавших о его подвигах. У русского народа преподобный Мартиниан считает ся избавителем от блудной страсти. 27. 02. - Проповедника Авксенгия (о к .470). Равноапо стольного Кирилла, учителя Словенского (869). 28. 02. - Апостола от 70-ти Онисима (ок. 109). П Р ИМ Е Ч А Н И Я К МЕСЯЦЕСЛОВУ Числа даны по новому стилю. Указаны имена лишь вселенских и русских святых, имеющих службы в Минеях* и Триодях** и память кото рых приходится на этот день. Арабские циЛры после имени святого означают год его кончины или обретения мощей. Римские цифры означа ют век, в котором жил святой. Выделенные курсивом комментарии к отдельным дням (святым) взяты из “ Церковно-народного месяцеслова на Руси ” (Записки Императорского Русского Географиче ского Общества по этнографии, С.-Петербург, том 7,1877 год). * " Четъи-Минеи - сборники житий святых составленные по месяцам в соответствии с днями чествования памяти каждого святого * * Триодь - православная богослужебная книга, содержащая песно пения и молитвы, приурочиваемые к определенным датам “НЕ ВЕДАЮТ, что тв о ря т ..:’ этих строк в составе паломниче ской группы довелось побывать в Святом Граде, посетить и храм Марии Магдалины Русской Зару бежной Церкви, находящийся ря дом с Гефсиманским садом, где Христос молил Бога Отца, чтобы горькая чаша страданий миновала Его. Храм св. Марии Магдалины - истинный художественный ше девр. Его главки, золотясь в лучах солнца, видны издалека. А внутри находится прекрасный иконостас из белого мрамора, на котором иконы , писанные знаменитым ху д ож н и ком Верещагиным. Рядом с алтарем помещены ос танки Великой кня гини Елисаветы Ф едоровны и ино кини Варвары. На могиле святой на мраморной черте начертаны слова: ‘Отче. от пусти им; не ведают бо, что тво рят". Эти слова из Евангелия, ка к говорят, написала Елисавета и на могиле своего мужа, разорванно го на кус ки бомбой... При храме имеется монастырь - небольшая женская обитель, ос нованная шотландкой Варварой Робинсон (в православии Ма рией). Сейчас при монастыре вос питываются девочки из бедных арабских семей, многие из ко то рых не только учатся говорить по- русски. но и впоследствии принимают здесь монашеский по стриг. Виктор ГЕОРГИ. НА СНИМКАХ: храм Марии Магдалины; вид на Елионскую гору. Фото автора. )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz