Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.

14 № 4 (4500) 28 января - 3 февраля 1994 года O C X зосх Меслцеслов О I О СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ В четыредесятый день по рождению Младенец Иисус принесен Иосифом и Мариею в храм Божий, как предписано в законе Божьем, чрез Моисея. В сие время жил в Иерусалиме Симеон, муж благочестивый, которому обе­ щано было от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. По внушению духа Божия. он пришел во храм, взял на руки Младенца Иисуса и сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видят очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей, свет в откровение языков, и славу людей Твоих Израиля". Вместе с Симеоном Анна Пророчица восхваляла тогда Бога, и говорила о Спасителе всем, которые с верою ожидали Его. (Урок двадцатый из “Закона Божия”.) J2J Я И В Н б Я П реподобном уче - ницы Великая княгиня Елисавета и ино киня Варвара причислены к лику святых Русской Православной Церкви весной 1992 года. В советской России правда о жи зни и мученической смерти Елисаветы - сестры импе ­ ратрицы Александры Ф едоровны - долгое время держалась под за­ претом . Вот лишь основные этапы подвижнической деятельности этой святой. 5 февраля 1905 года прои зош ­ ло страшное событие, изменив­ шее всю ж и зн ь Елисаветы Ф едоровны : от взрыва бомбы ре- волюционера-террориста погиб ее муж генерал-губернатор М о с к ­ вы Великий князь Сергеи Алек ­ сандрович. И Елисавета посвятила остаток ж и зне нно го пути служению людям , создав обитель труда, милосердия и мо­ литвы. В годы первой мировой войны под ее руководством фор­ мировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения , отправлялись на фронт походные церкви. Великую кн я гиню Елисавету Ф ед о р о в н у арестовали в 1918 го ­ ду. 18 июня вместе с другими уз ­ никами ее сбросили в глубокую шахту в Алапаевске, на Урале. Так большевики расправились со свя­ той. а также с ее келейницей и духовной сестрой ино киней Вар­ варой. При отступлении белой ар­ мии гробы с мощами преподобном учении в 1920 году были доставлены в Иерусалим и в настоящее время находятся в хра­ ме равноапостольной Марии Маг­ далины у поднож ия Елионской горы. Н есколь ко лет назад автору 1. 02. - Преподобного Макария Великого, Египетского (390-391). Святителя Марка, архиепископа Ефесского (1457). 2. 02. - Преподобного Евфимия Великого (473). 3.02 . - Преподобного Максима исповедника (662). Муче­ ника Неофита (303-305). Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Анкилы ( I I I ) . йреподобного Максима Грека (1556). 4 .02 . - Апостола Тимофея (ок. 96). Преподобномученика Анастасия Персянина (6z8). Простолюдины, замечая, что около этого дня при­ ходится половина зимы, апостола Тимофея называли Полузимником. На Тимофея же, по народным приме­ там, бывают сильные морозы, которые от имени это­ го угодника называются Тимофеевскими. 5. 02. - Священномученика Климента, епископа Анкир - ского, и мученика Агафангела (312). 6. 02. - Преподобной Ксении (Y ). Блаженной Ксении Петербургской (X IX ). Подобно тому, как святой апостол Тимофей назы­ вался Полузимником, на том же основании преподобная Ксения у российских крестьян носит имя Полузим ницы, а также Полухлебницы, так как с этого дня оставалась половина срока до нового хлеба. 7. 02. - Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Священномученика Влади­ мира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). 8. 02. - Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей Аркадия и Иоанна (Y-Y1). 9. 02. - Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438). 10. 02. - Преподобного Ефрема Сирина (373-379). Пре­ подобного Феодосия 'Готемского (1568). 11.02. - Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107). 12. 02. - Собор вселенских учителей и святителей Васи­ лия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Священномученика Ипполита и с ним мучеников Кенсори- на, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников ( II I) . 13. 02. - Собор новомучеников и исповедников россий­ ских : святителя Тихона, патриарха Московского и всея Ру­ си (1925), священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918), священномученика Вениа­ мина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922), преподобномучениц ве­ ликой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918). Бес­ сребреников мучеников Кира и Иоанна и с ними мучениц Анастасии и дочерей ее: Федотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Святителя Н и ки ты , затворника Печерского, епископа Новгородского (1108). Святителя Никиту, епископа Новгородского, русский народ считает защитником-хранителем от пожара-мол- нии. 14. 02. - Мученика Трифона (250). Ему, св. мученику Трифону, сельские девицы молятся о женихах. 15. 02. - Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Для русского крестьянина праздник Сретения служил границей между зимой и весной, отчего и само название праздника в простонародье объясняют встречей зимы с весной: “В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворо­ тила”. 16.02. - Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчи­ цы. Равноапостольного Николая, архиепископа Яконского (1912). Праведный Симеон Богоприимец считается хранителем младенцев и ему назначается особая молитва о сохранении здравия младенцев. Этот праведник на священных иконах обыкновенно изображается с Предвечным младенцем на ру­ ках. 17. 02. - Преподобного Исидора Пелусиотского (ок. 436- 440). Благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволо­ довича Владимирского (1238). Преподобного Кирилла Новоезерского (1532). 18. 0 2 . - Мученицы Агафии (251). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1696). Св. мученица Агафия считалась на Северо-Западе Руси заступницей от пожара, в день ее памяти освящался хлеб с солью, который хранился в домах как надежнейшее сред­ ство от огня. Был также обычай прицеплять коровам на рога хлеб св. Агафии, как весьма полезное предохранитель­ ное средство от мора. 19. 02. - Преподобного Вукола, епископа Смирнского (ок. 100). 20.02. - Преподобного Парфения, епископа Лампсакийского (IY ). Преподобного Л у ки Елладского (ок. 946). 21. 02. - Великомученика Феодора Стратилата (319). Про­ рока Захарии Серповидна из 12-ти (ок. 520 до P. X .). 22. 02. - Отдание праздника Сретения Господня. Мученика Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805). 23. 02. - Священномученика Харлампия и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202). Священномученик Харлампий почитается хранителем от внезапной без покаяния смерти, и ему назначается осо­ бая молитва. Этот святой угодник является покро­ вителем чиновников. 24. 02. - Священномученика Власия, епископа Сева- стийского (ок. 316). Благоверного князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского (1138). Препо­ добного Димитрия Прилуцкого , Вологодского (1392). Священномученик Власий исстари глубоко уважа­ ется русским народом как покровитель домашних жи­ вотных. Наши предки молились этому святому и в том случае, если кому приходилось подавиться кос­ тью. От имени угодника известны и Власьевские мо­ розы, которые считаются последними в году: “Св. Власий, сшиби рог зиме ". 25. 02. - Иверской иконы Божией Матери. Святителя Мелетия, архиепископа антиохийского (381). Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудо­ творца (1378). Святителя Мелетия, архиепископа Харь­ ковского (1840). День тезоименитства Святейшего Патриарха Мос­ ковского и всея Руси Алексия II. 26. 02. - Преподобного Мартиниана (Y ). Этот угодник посвятил себя строгой подвижниче­ ской и отшельнической жизни, заслужив великую изве­ стность и уважение у всех, слышавших о его подвигах. У русского народа преподобный Мартиниан считает­ ся избавителем от блудной страсти. 27. 02. - Проповедника Авксенгия (о к .470). Равноапо­ стольного Кирилла, учителя Словенского (869). 28. 02. - Апостола от 70-ти Онисима (ок. 109). П Р ИМ Е Ч А Н И Я К МЕСЯЦЕСЛОВУ Числа даны по новому стилю. Указаны имена лишь вселенских и русских святых, имеющих службы в Минеях* и Триодях** и память кото­ рых приходится на этот день. Арабские циЛры после имени святого означают год его кончины или обретения мощей. Римские цифры означа­ ют век, в котором жил святой. Выделенные курсивом комментарии к отдельным дням (святым) взяты из “ Церковно-народного месяцеслова на Руси ” (Записки Императорского Русского Географиче­ ского Общества по этнографии, С.-Петербург, том 7,1877 год). * " Четъи-Минеи - сборники житий святых составленные по месяцам в соответствии с днями чествования памяти каждого святого * * Триодь - православная богослужебная книга, содержащая песно­ пения и молитвы, приурочиваемые к определенным датам “НЕ ВЕДАЮТ, что тв о ря т ..:’ этих строк в составе паломниче­ ской группы довелось побывать в Святом Граде, посетить и храм Марии Магдалины Русской Зару­ бежной Церкви, находящийся ря­ дом с Гефсиманским садом, где Христос молил Бога Отца, чтобы горькая чаша страданий миновала Его. Храм св. Марии Магдалины - истинный художественный ше­ девр. Его главки, золотясь в лучах солнца, видны издалека. А внутри находится прекрасный иконостас из белого мрамора, на котором иконы , писанные знаменитым ху­ д ож н и ком Верещагиным. Рядом с алтарем помещены ос ­ танки Великой кня гини Елисаветы Ф едоровны и ино кини Варвары. На могиле святой на мраморной черте начертаны слова: ‘Отче. от­ пусти им; не ведают бо, что тво­ рят". Эти слова из Евангелия, ка к говорят, написала Елисавета и на могиле своего мужа, разорванно ­ го на кус ки бомбой... При храме имеется монастырь - небольшая женская обитель, ос­ нованная шотландкой Варварой Робинсон (в православии Ма­ рией). Сейчас при монастыре вос­ питываются девочки из бедных арабских семей, многие из ко то ­ рых не только учатся говорить по- русски. но и впоследствии принимают здесь монашеский по ­ стриг. Виктор ГЕОРГИ. НА СНИМКАХ: храм Марии Магдалины; вид на Елионскую гору. Фото автора. )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz