Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.

6 о с о с с о № 4 (4 500 ) 28 января - 3 февраля 1 9 9 4 года О О С О О О С Х Х X I X 3 0 0 C X X Z X C X D C X I X Z X D C 3 C X С к о л ь к и , с к о л ь к и ? ! Видимо, не зря все-таки го­ ворят, что человек - самое не­ прихотливое животное на земле, ко всему привыкает. Вот и к перманентному повы­ шению цен на веб и вся мы за последние два года с горем по­ полам притерпелись. Нас уже нисколько не удивляет то, что продукты, бытовые и комму­ нальные услуги, транспорт по­ стоянно дорожают, - все равно жить-то надо. И живем. Только вот об­ щаться друг с другом, с родст­ венниками и друзьями, особенно если они живут дале­ ко от нас, похоже, понемно 1 у отвыкаем. И дело здесь, конеч­ но, не в изменении нашего ха­ рактера, по своей природе мы - нация по-прежнему комму­ никабельная, а в том, что в связи с неоднократным повы­ шением связистами цен на свои услуги многим из нас уже не по карману лишний раз по­ звонить по межгороду своим близким, послать им телеграм­ му. Да и домашним телефоном обзавестись сегодня не каж­ дый может себе позволить. А совсем недавно связисты вновь, в который уже раз, зна­ чительно подняли расценки на эти услуги. Не рубят ли они этим са­ мым, как говорится, сук, на котором сами сидят? Ведь если в денежном выражении они, возможно, ничего и не теряют, то объемы их услуг при каж­ дом подобном повышении цен значительно снижаются. С это­ го вопроса начался мой разго­ вор с начальником областного государственного предприятия по связи и информатике “Рос- связьинформ“ Эдуардом Нико­ лаевичем МЕЩЕРЯКОВЫМ. - Прежде всего должен сказать, что почтовая связь теперь не замыкается на нас, это прерогатива недавно созданного областного управления федеральной почтовой связи. И если раньше убытки почтовиков мы покрывали за счет электриче­ ских видов связи, то сейчас им на эти цели частично выделя­ ются средства из бюджета. У нас же осталась одна электрическая связь. Это городской, сельский телефон, телеграф, новые виды связи: факсимиль­ ная, электронная почта, правда, последняя внедрена пока в незначительных объемах и дает не больше пяти процентов от всех доходов, получаемых нами. Что касается сука, на котором мы сидим, так ведь не мы рубим его, а правительство. В результате того, что практиче­ ски все пущено на самотек и цены растут на все несоразмерно: и на электроэнергию, и на транспорт, и на оборудование (я уже не говорю о кабеле телефонном, километр самого мелкого сегодня стоит 2-3 миллиона, а крупного - десятки миллионов), мы оказались крайними в цепочке. А куда нам деваться? Вот только что прикидывали, что же мы будем иметь, если оставим прежние тарифы в первом квартале наступившего года? Ситуация складывается по сравнению с 1990 годом такая: доходы вырастут в 352 раза, а расходы - в 473 раза. В том числе фонд оплаты труда лишь в 312 раз. И что же, себе в убыток работать? Ведь кризис взаимных неплатежей и нас коснулся. Но если другие хозяйственники могут закрыть производство, отпу­ стить своих работников в бессрочные неоплачиваемые отпу­ ска, мы этого сделать не можем. Закроем мы междугородный цех, отпустим всех телефонисток в неоплачиваемые отпуска, затем телеграф, а там и узел электросвязи какой-либо, и все - катастрофа. Вот такова ситуация по первому кварталу. Поэтому сейчас опять обсчитываем тарифы, думаем, на­ сколько их нужно поднять, чтобы не остаться, как говорится, на бобах. По сути дела мы их на большинство услуг для хозрасчетных организаций устанавливаем сами, кроме тари­ фов городской телефонной сети для населения и бюджетных организаций. Последние утверждает администрация. А по междугородному телефону тарифы во многом зависят не от нас, а от “Ростелекома" - владельца магистральных междугородных каналов радиорелейных и кабельных линий. Эта фирма повышает тарифы буквально через каждые два месяца. Получаем телеграмму за подписью заместителя ми­ нистра о том, что вводится повышение с коэффициентом 2, и что делать остается? Если мы не повысим тарифы на между­ городную связь, она будет у нас убыточна. А за счет чего тогда содержать убыточные сейчас радиофикацию, сельскую теле­ фонную сеть? И раныпе-то эти подразделения особенной при­ были не приносили, но хотя бы работали без убытков, сегодня они сплошь убыточны. Вот вы говорите, что мы рубим сук, на котором сидим. В связи с этим должен сказать, что мы больше всего доходов получаем от хозрасчетных предприятий и коммерческих структур, хотя 70 процентов городских телефонов стоит на квартирах горожан. И для того чтобы не грабить рядовых мурманчан, мы, естественно, вынуждены существенно повы­ шать тарифы для хозрасчетных организаций и при этом хорошо понимаем, что они затем заложат эту цену в стоимость своей продукции. - Короче говоря, получается замкнутый круг!.. - Совершенно верно, это однозначно. Повышение тарифов для хозрасчетников все равно бумерангом возвращается к рядовому потребителю. А по нашим тарифам для населения я скажу следующее. Вот нас все считают слишком крутыми, так сказать, в отно­ шении повышения тарифов. Давайте взглянем на оперативные данные по установочным ценам на телефон для населения по состоянию на 1 октября 1993 года. Мурманск - 30 тысяч, Архангельск - 50 тысяч, Псков - 50, Киров - 50, Оренбург - 60. Короче, кто сколько сумел вырвать для того, чтобы как-то жить, как-то существовать. А ведь у нас затраты по установке значительно выше, чем в этих областях, хотя бы по одной только зарплате. Вот, пожалуйста, сведения по междугородным тарифам тоже на 1 октября прошлого года. Тариф за минуту до 100 километров: Мурманск - 20 рублей, у остальных 30, 40, 52, по второй зоне от 101 до 600 километров у нас 50 рублей, у коллег 60, 80, 104, третья зона - то же самое. У всех выше тарифы, чем у нас в Мурманске. И по телеграммам аналогичная ситу­ ация. - Эдуард Николаевич, а в связи с повышением цен на ваши услуги снижаются ли их объемы! Или вы не прово­ дите подобного анализа! - По городской телефонной сети очередь на установку телефона не сокращается. Рынок спроса не удовлетворен, и люди сегодня готовы платить любые деньги за эту услугу. А вот по международным переговорам снижение объемов при повышении платы заметное. Если брать уровень 90-го года - примерно на 20 процентов. По телеграммам снижение тоже немалое, около 40 процентов. Потери в связи с этим, естест­ венно, есть везде. Правда, потом проходит какое-то время, люди психологически привыкают и начинают вновь звонить, посылать телеграммы. - Каков ваш прогноз на ближайшее будущее! Будет ли расти стоимость ваших услуг! - Обязательно. Если будет расти наша расходная часть, а я в этом нисколько не сомневаюсь, нам будет некуда деваться, мы вынуждены будем повышать тарифы. Однако должен сказать, что для малообеспеченной части населения повышение будет минимальным, основное бремя опять ляжет на хозрасчетные и коммерческие структуры. Кро­ ме того, в ближайшие годы и устанавливать новые телефоны будем в основном им же. Дело в том, что за эту работу мы с них берем также намного больше, а накопление в должном объеме средств поможет нам полностью заменить наше обору­ дование, которое, кстати, уже вчерашнего дня, на качественно новое. Это рассчитано, конечно, не на один год. И лишь тогда, возможно, тарифы начнут понемногу снижаться. Вел беседу Владимир КИКИНОВ. • Р е к л а м а - д в и г а т е л ь т о р г о в л и ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ С РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ Сегодня реклама различных фирм, товаров и услуг так же привычна, как совсем недавно огромные транспаранты на стенах домов с при­ зывами “усилить, увеличить “, наконец, про­ сто “да здравствовать". Теперь каждая уважающая себя компания имеет собственный фирменный знак. Кто же придумывает эти самые эмблемы и откуда вообще взялись так быстро у нас специалисты по промышленному дизайну и компьютерной графике? Давайте познакомимся. Юрий ЕРЕМИН - один из них. Мурманский художник, автор . фирменных знаков, хорошо известных горожа­ нам, таких, как “Севзапкомбанк“ , “Колимп“. Обновленный заголовок газеты “Полярная правда" тоже его работа. И, наконец, Юрий - первый в нашей области член Союза дизайне­ ров России, сообщение о приеме в который пришло в Мурманск в канун Нового года. Кстати, сам подобный Союз создан не так давно, но стать его членом было совсем не просто. Достаточно сказать, что для этого Юрию пришлось победить в конкурсе, уча­ стие в котором приняли почти сто художников Северо-Запада России. А начиналось все в Ивановском художественном училище, из стен которого Юрий и вышел как специалист по промышленной графике. И, видно, непло­ хой специалист, так как сразу же получил “ответственную должность “ дизайнера на мурманских предприятиях рыбной промыш­ ленности, и первой его “пробой пера“ были как раз этикетки к консервным банкам. Так что многие мурманчане, да и жители других городов, даже и не подозревают, что, покупая “Сельдь атлантическую“, “Мойву жирную вяленую“ или “Морскую капусту44, они заоч­ но знакомились с героем нашего рассказа. Юрий и сейчас работник рыбной промышлен­ ности - сотрудник МПКТИ “Севгипро- рыбфлот“. Предвижу возражения: что же это за искус­ ство, где здесь место для полета фантазии? Настоящему мастеру, человеку творческому нетрудно оживить, внести разнообразие и да­ же, если хотите, вложить душу и в такую рутинную с виду работу, как создание этике­ ток. Наверное, только специалист может рас­ познать в оформлении “Сельди атлантиче­ ской" элементы стиля оп-арт. Между прочим, как вспоминает Юрий, его работу принимал самый что ни на есть настоящий худсовет (со­ стоящий, правда, порой из начальников произ­ водства рыбокомбината и т. п . ) , который мог подобные “буржуазные пггучки4 и не пропу­ стить. Тем более и каноны были строги: на консервах с томатным соусом фон этикетки обязательно должен был быть красным, “то­ матным“, на бланшированных в масле - толь­ ко желтым. Так сказать, соцреализм в действии... Работа работой, но, конечно же, всегда тво­ рил Юрий и для души. Его картины - акваре­ ли, пейзажи - не раз выставлялись на областных и региональных выставках, на сто­ личных смотрах произведений молодых масте­ ров. И все же главное и любимое направление в его творчестве - графика. Конкретнее - созда­ ние фирменных знаков. Занятие, приносящее не только удовлетворение Юрию как худож­ нику, но и ставшее сегодня модным, престиж­ ным. Заказов у Еремина хватает. Даже за время нашей беседы с ним звонили, просили изготовить знаки для очередной фирмы. Рабо­ та у художника есть. И как это все-таки хоро­ шо и приятно, когда работа и любимое дело совпадают, когда засиживаешься допоздна не только ради куска хлеба насущного... Андрей ПОПОВ. Фото Андрея ПРОНИНА. • Х р у с т “ к а п у с т ы “ ПРОГНОЗ СБЫВАЕТСЯ Похоже, мы как в воду гляде­ ли, высказывая недавно предпо­ ложение о том, что повышение цен на топливо для рыбаков бу­ мерангом ударит по потребите­ лю. Так оно и вышло. Если две недели назад розничная цена на пикшу мороженую в фирменном рыбном магазине “Нептун “ бы­ ла 1900 рублей за килограмм, то нынче она поднялась до 3000. А цены на остальную рыбо­ продукцию в этом магазине на неделе таковы: треска сол. б/г, потр. 1 кг - 3000 руб.; семга потр. сол, 1 кг - 14000руб.; филе скумбрии мор. 1 кг - 2200 руб.; филе сельди мор. 1 кг - 1850 руб.; головы трескимор. 1 к г -1000руб.; сельдь кр. жирн. ср. сол. 1 кг - 1960 руб.; палтус х/к 1 кг - 18000 руб.; филе трески х/к1 кг - 8500 руб.; филе скумбрии х/к 1 кг - 5000 руб.; толстолобик с/г вял. 1 кг - 2150 руб.; мясо морск. гребешка 1 б. 250 г - 6580руб.; масло семужное 1 уп. 200 г - 4500 руб.; палочки рыбн. мор. 1 уп. 250 г - 1300руб.; ставрида с д/м 1 б. 250 г - 790руб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz