Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.
Будущее Северного бассейна № 1 (4497 ) 7 - 1 3 января 1994 года xz> ШШЖ C Z X 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 C X D 0 0 0 C 5 - Где вы работали, Виталий Дмитрович? - Был представителем Минрыбхоза СССР в Республи ке Сьерра-Леоне, резиденция находилась в Фритауне, столице этой западноафриканской страны. Как жилось? Первый год было очень тяжело , никак не мог привыкнуть, а верней - отвыкнуть от привычной среды, от друзей . Л о жусь спать - все перед глазами. Я ж 38 лет отдал Север ному бассейну. Штурман, капитан, потом руководитель флота. Вроде неплохо получалось, даже на Коллегии Минрыбхоза опытом работы "М урм анры бпром " делился. - Сколько вы пробыли в Сьерра-Леоне? - Два года восемь месяцев. Работа была очень инте ресная. Сначала там промышляли около 50 судов нашей страны. Но в 1991 году в Сьерра-Леоне ввели закон , по котором у плата за право лова в прибрежной зоне ре зко увеличивалась. Стало экономически невы годно там рабо тать, и почти все ушли. Осталось судов десять. Мне тогда пришлось немало поработать и с пра вительством Сьерра-Леоне, и с отраслевым мини стерством и на основании э коном ических расчетов доказывать , что принятый закон принесет этой стране только убытки. Приезжали эксперты из А н глии, других европейских стран. И, наконец , закон был изменен . Я считаю, что это очень важно. Снова стали там работать суда из России и Украины. - А Северный бассейн? Наверное, из-за цен на топливо туда не идёт? - Я так не думаю : топливо м ож но купить на ме сте. цены примерно те же. что и везде. Просто на ша сырьевая база здесь, в Баренцевом море, более продуктивная в новых эконом ических условиях. Хотя там м ож н о иметь рентабельность 1^-17 про центов. Кстати, я проводил анализ сырьевой базы и работы судов, рассылал судовладельцам "Севры- рыоы". Н бы треска за- "Зап . мо, видимо, "валютная тмевает все другие перспективы . - Но там ловится мелкая рыба. - Да. но местный рынок и спрос именно на мел кую рыбу в Сьерра-Леоне и других странах Запад ной Африки огромен . Этот рынок оценивается в I. Я встр* не только Сьерра-Леоне, не и Гвинеи .'Н и герии , с миллион тонн ечался с членами правительств бизнесменами разных стран. Так что этот миллион тонн - цифра, взятая не с потолка. С уходом наших судов западноафриканские страны испытывают очень большой недостаток в рыбной продукции . Они готовы снабжать наши суда всем необходи мым, только пусть работают. “ посадили", но и норвежцев , они первыми подняли крик. - То есть вы будете действовать от имени государства? - Да. Департамент по рыболовству - государственный орган. Мы подписали до говор с Комитетом по рыболов ству РФ , где очертили круг своих обязанностей в плане управления федеральной собственностью . - А ка к будете строить отношения с флотами? Это будут ваши рекомендации или нажим? К а ким и рычагами станете пользоваться? - Эти вопросы еще до конца не отработаны. Но. уве рен, в хозяйственные функции вмешиваться не будем, это проблемы флотов. Но все их крупные решения дол жны укладываться в рамки той политики , которую от име ни государства проводит Мурманская областная администрация. Ш АРШ ЕНТПОР Ы ЕШ Ш : Я как-то разговаривал с капитаном украинско го "корм ович ка ” . Он мне рассказал, что работает на полном самообеспечении, то есть в Сьерра-Леоне приобретает и топливо, и продукты , и всяческое снабжение . За три месяца промысла имеет 90 тысяч долларов чистой прибыли, с командой расплачива ется только валютой. Согласитесь, неплохо . Поэтому меня не покидает надежда, что рыбаки Северного бассейна вернутся туда. Нельзя закли ниваться на одном Баренцевом море, это приведет к сокращ ению объемов производства , придется пе ресматривать структуру флотов, а стало быть, со кращать людей. JTo ro нельзя допускать . И я приложу все силы, чтобы наладить промысел у Западной Африки. - К а к вы думаете, Виталий Дмитрович, создание депар тамента чьим интересам служит в большей степени - адми нистрации или бассейна? - Не надо бояться департамента, функции "Севрыбы" мы дублировать не будем . ‘ Севрыба". став акционерным обществом , утратила функции государственного управле ния бассейном , а оно необходимо . Надо состыковать сырьевые ресурсы, производственные мощности, пере рабатывающую базу. Сегодня каждый хозяйственни к действует, исходя из своих интересов. А как эти действия выглядят в масштабе области, государства, его не волну ет. В итоге мы "посадили" своими поставками цены на рыбу за рубежом . Когда я уезжал, тонна трески стоила z400 долларов, приехал - 900. О том. что в адм ини ст р а ц и и М урм анской обла ст и создан департ ам ент по рыболовству , мы уже со общали. И о т ом , что р у ководит елем депар т ам ент а на значен В. Д . Д ем я н е н к о , вы уже знаете. Сегодня - первое интервью с В ит а л и ем Д м ит р о в и - чем, первое - в смысле его новой должности , посколь к у м о р я кам Северного бас сейна известно это и м я , а “РМ” не раз п уб л и к о ва л и рассказы о деят ельности руководимого им “Мур- манрыбпъома " , и беседы с самим Д ем я н ен ко . А по т ом т р и года м и его не ви дели. Причем мы не только себя - Например? - Пожалуйста. Что сейчас делается с Баренцевым мо- эем - ко го только там нет. Д олж е н быть там порядок? Нам Комитет делегировал полномочия : вместе с флотами будем проводить экспертизы лицензирования строитель ства. приобретения , аренды и переоборудования судов с учетом региональных квот. - А разве это не будет вмешательством в хозяйственную деятельность флотов? - Нет. Если судно приобретается взамен списанного - вопросов не имеется. Или купили траулер и пошли в М ировой океан. Но если приобрели судно для промысла в Баренцевом море, которое и так пере гружено . - изви ните. этого мы себе позволить не можем . Раз определе но. что Северный бассейн, располагая такими-то ресурсами Баренцева моря, работает судами такого-то типа, нельзя допустить, чтобы добавилось более мощное судно. - Наверное, это далеко не единственная ваша забота? - Разумеется. Не буду перечислять все, назову лишь некоторые . Тяжелейшая ситуация сегодня на бассейне с безопасностью мореплавания, с безопасностью ж и зни людей не только в море, но даже в порту. У "Севрыбы " ника ких рычагов воздействия на предприятия практиче ски не осталось. А у нас, как государственного органа, они есть. Далее. Перспектива развития прибреж но го рыболов ства. воспроизводства рыбы, марикультуры - очень важ ные направления. Они охватывают спектр проблем : восстановление традиционного на Севере промысла, развитие прибрежны х сел. вопросы занятости местного населения, эколо гии и т. д. Здесь нужна государ ственная поддерж ка людям , которые пытаются ре шать эти вопросьи - Виталий Дмитрович, смогли бы вы повлиять па администрацию области, чтобы она предоставляла рыбакам некоторые льготы, скажем, в налогообложе нии или еще как-то? - Бесспорно . Надо решать эту проблему. Я сей час не готов разложить все по полочкам : меня же три года здесь не было. Но помогать надо. Необ ходимо сделать так. чтобы в магазинах была де шевая рыба, пусть не для всех, но для малоимущих - обязательно. Надо думать, как решать социаль ные проблемы. Рыбак в море, а семья на берегу, детям надо учиться, семье лечиться, жить в хоро шей квартире. - А если зарплата рыбака позволяет и лечиться, и учиться... - Ладно, дадим высокую зарплату, а ни школ, ни больниц строить не станем, что это будет? Я против введения обязательного неполного средне го образования, это отбрасывает нас к началу 60-х годов, когда ввели десятилетку . В Японии всеоб щее среднее образование существует 130 лет. итог все мы знаем. - Зато у нас теперь элита. - Элита? Меня давно интересует вопрос: поче му некоторые богатые ресурсами страны живут очень бедно? У меня была встреча в Чили с р у ко водителем кр упно го банка. И он привел интерес ные цифры: если в стране три процента - богатые люди, это бедная страна. Пример - Африка, страны Латинской Америки . А чтобы государство стояло на европейском уровне , в нем долж но быть не ме нее 30 процентов богачей. И тогда разница между богатыми и бедными будет не столь велика. В России сейчас капитал наживается в о сн ов ном на купле -продаже , а не на производстве . Это очень страшно. Я видел в Африке: суда привезли рыбу, фирма ее покупает и продает крупным о п то викам. те - более мелким , а они - тем. кто эту рыбу ) 280 долларов за тонну, потребитель покупает ее за В итоге вместо пост коптит и продает в розницу, 850-900 долларов. Вот сколь ко людей* греют руки на перепродаже ! И что ждет нашу страну? У нас людей < тучают работать. Это опасно. - Виталий Дмитрович, вам не страшно занимать этот : в нашей экономической неразберихе? !ся моя ж и зн ь отдана увидел, мне стало не по себе. Северному бассейну. Я не мо гу равнодуш но наблюдать дит. Мн - Нет. не страшно. Когда я вернулся из Африки и все ! В' за тем. что сейчас происхо е хочется хоть что-то сделать, чтобы и рынок насытить, и цены как-то о тре гу лировать. и инфраструктуру не забыть. Я берусь за дело без страха, даже с уверенностью , что все у нас получит ся. потому что мои родные тралфлотовцы и мурманрыб- промовцы помогут. Одному, конечно , не осилить. Только всем вместе. АО "Мурманский траловый флот" ос тается и ho ceii Оень крупнейшим рыбодо бывающим предприятием Северного бассейна. Беседой с его руководителем 10. Б. Прутковым мы начинаем серию традици онных интервью с “ генералами ” в начале го да. * * * - Ю рий Борисович, как живется сегодня тралфлоту? - Положенно тралового флота сегодня очень и очень сложное. Я бы сказал: крайне тяжелое. - У вас намечены меры, чтобы сделать его крайне легким , или вы ждете каких-то неуемен в экономической ситуации в стра- - Естественно, манны небесной я не жду. Просто нереально ожидать серьезных изме нений в бюджете, законодательстве, налого обложении и т. д. Однако человек живет надеждами, и если правительство предпри мет что-то в этом отношении, мы сможем со хранить уровень поставок 1992 года, когда, как вы знаете, у нас был даже прирост, а не спад производства, как всюду. И в 1993 году мы сработали не намного хуже : недобрали только около 30 тысяч тонн'. Флот раоотал великолепно: то ли люди понимали, что от них зависит все, то ли у нас моряки особые... Ю. Б. ПРУТКОВ: k k ПРОГРАММЫ ЕСТЬ. ВЫЖИВЕМ Я Потенциал неимоверный! - Говоря о надежде на “ высшие эшелоны власти” , что конкретно вы имели в виду? - Я не думаю, что правительство станет ассматривать какое-то одно направление, олжен быть комплекс мер для сохранения “ сырьевых” предприятий, как мы, как “ Апа тит . и др. Должны быть льготы по налогам, дотации на топливо... - Вы же такие дотации получаете. - По как? В 1992 году - в последних чис лах декабря, в минувшем году - к сентябре, когда инфляция сводит эти дотации к “ очень смешным ’ суммам. Надо, чтобы в правитель стве кто-то верно оценил ситуацию и пред принял необходимые меры. - У вас ведь тоже были заблокированы счета? - Да, только в 20-х числах декабря мы рас платились с налогами на прибыль. - Она - “ бумажная” ? - Естественно. Прибыль образуется из-за инфляции и из-за разницы курса валют. - Ю рий Борисович,-помня пословицу “ на Бога надейся, а сам не плошай” ... - Конечно. Поэтому у нас разработана программа самовыживания. И я хочу сказать откровенно: эта программа предусматривает значительное сворачивание флота. Если не будет какого-то правительственного вмеша тельства - другого пути у нас нет. Мы срочно, “ вчера” , должны избавиться от устаревших судов. Конечно, это потребует определенного финансирования, а поскольку одновременно со списанием необходимо проводить модерни зацию флота по-современному, то ясно, что потребуются колоссальные средства. Впрочем, мы рассчитываем получить инвестиции под модернизацию. - От нашего государства? - Нет, конечно. В основном от иностран ных банков. - Ка кие типы судов будут списаны? - Программа предусматривает, что мы ос тавляем наиболее рентабельные суда - Г1СТ, которые работают на дорогой рыбе'и коротком плече, хотя их состояние уже сейчас оставляет желать лучшего. Вторая группа - “ Моонзун- ды ” , при 'условии , что они будут работать'на приемке. - ^ Наверное, сейчас много приобрести небольшие суда, СТМы . - Когда-то желающих было много, но очень скоро они убедились, что флот - не ав томобиль и что для хорошей работы необходи мы организационные службы, независимо от того, два судна у тебя или десять. Другое де ло, что флот должен быть оптимизирован, по скольку такой громадой, как тралфлот - 115 судов, очень сложно управлять. В нынешней ситуации количество с у д о в д л я нас не должно превышать 50-60 единиц. - Ю рий Борисович, правда ли, что трало вый флот мог бы сам справиться с выловом всей квоты, выделенной на бассейн? - Правда, и я говорю об этом на всех со вещаниях. Я готов выполнить любые обяза тельства перед областью, перед регионом. Тем более что траловый флот теперь стал слецэк- спортером, мы провели колоссальную работу, чтобы п о л у ч и т ь это право внешнеэкономиче ской деятельности: торговать рыбой за жом. До сих под, такое право было желающих например рубе- У ‘ ЛО “ Рыбак4’ , “ Совры'бфлоту” мы должны были платить минимум два процента комиссион ных. Теперь эти деньги будут оставаться на флоте. Пользуясь случаем ,' через “ Рыбный Мурман” приглашаю ' все заинтересованные организации к сотрудничеству. Делаем это бескорыстно, ибо цель одна: удержать цены за рубежом. - Спецэкснортер. Есть ли такие еще где- нибудь? - На Дальнем Востоке, в Москве, а самый главный - “ Соврыбфлог” . - Вернемся к печальной проблеме списа ния старых судов. Куда вы намерены их де вать? - Покупателей не найти. Ремонтировать, скажем , Б.МРТ дорого: около миллиарда руб лей. Придется отправлять суда на разделку. Самое горькое, что списываем даже БАТы, которые ле выработали свой срок. - А ППРы? - Некоторые из них мы отремонтировали, и они неплохо работают в транспортном вари анте. Хотя они и старше БАТов, зато более экономичны : ПНР расходует 10 тонн топлива в сутки , а БА Г - 23. - К а к жалко резать! - Жалко. Но не железо. Людей жаль. Мо лодежь порасторопней, подыщу! что-нибудь, а тс, кто годы отдал тралфлоту.'.. Мы и резерв сворачиваем до минимума. II промысел стано вится путинным. Хотя в этом, как мы считаем. разумном варианте, тоже немало пдролем. Необходимо научное обеспечение, чтобы вы шел на промысел “ на рыбу” , а не так , как бы ло недавно: вышли в море^и давай всем флотом вести поиск. Это и работа порта, чю - оы ни часа простоя, и железной дороги. А у нас в 20 -х числах декабря на борту судов на ходилось продукции на 20 миллиардов руб лей, а вагонов' не было. Естественно, кроме прямых колоссальных убытков мы имели и другие серьезные проблемы типа срыва контр акта. Нет вагонов - “ Севрыбсбыт * в долгу у железной дороги, ему должны мы и другие ор ганизации. Замкнутый круг. - Ситуация безвыходная? - Я убежден, что из любой безвыходной ситуаций есть, как минимум , два выхода. А если всерьез, то мы недавно проводили сове щание v мэра Мурманска Олега Петровича Найденова и заявили: ^город обязан нас под держать, помочь разрубить узел взаимной за долженности. Не будет флота - не будет у города никакой социальной программы. По сути, на Мурманске можно оудст ставить крест. И никакое Штокмановское месторож дение не спасет, мы просто не доживем до пе го. Пока еще не поздно, надо, чтобы здесь появилась компетентная комиссия для реше ния этой проблемы. - Итак, Ю рии Борисович, каким вы ви дите наступивший год? - Конечно, предсказать трудно, ^поскольку слишком много может произойти событий, ко торые способны серьезно повлиять па положе ние дел. 1994 год мы видим как переходный этап в той программе самовыживания, о кото рой я говорил. Да, он будет чрезвычайно сложным. И все-таки, если нам удастся реа лизовать намеченные программы, будем жить неплохо. Я поздравляю всех трг.лфлотовцев с Но ям годом! Желаю здоровья и благополучия BI им и их семьям! Главное - не терять оптимиз ма, а выходы найдутся. Тралфлотовцы умеют великолепно работать, прошлый год доказал это еще раз. Значит, будем жить! Легкой ж и з ни не будет, но выживем. С траниц у подготовила Инна Б Е Р Е ЗЮ К .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz