Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.

Рубцовские чтения о о с х X I X о о о с N9 3 (4 499 ) 2 1 - 2 7 января 1 9 9 4 года 13 3 0 0 0 С егодня советскую поэзию труд­ но представить без лирики Н и ­ колая Рубцова. Поэт явился в большую литературу в середине шес­ тидесятых годов и активно проявился в ней, публикуясь в периодике, выпу­ ская сборники стихов вплоть до 1971 года, то есть до своей трагической ги ­ бели. Но, по замечанию критика Свя­ тослава Педенко, “ Поэт может говорить свои ’’ новые слова" и после смерти". Собственно, так оно и случи­ лось. Ведь при жизни Николай Руб­ цов издал всего лишь четыре книги стихотворений, остальные издания появились потом. Среди основных по­ смертных изданий необходимо на­ звать три книги поэта: “ Подорожники ” - “ Молодая гвар­ дия ” , 1975 год, “ Стихотворения” - “ Советская Россия” , 1977-й, “ Из­ бранное” - “ Художественная литера­ тура ” , 1982-й. К ри ти ки обратили внимание на самобытное творчество Николая Рубцова буквально после первых публикаций его стихотворений в московских журналах. Любопытна в этом смысле анкета, опублико­ ванная в еженедельнике “ День по­ э зии ” (Москва, 1969 г.) На вопрос, поставленный редколлегией альма­ наха перед ведущими критиками страны: “ В каком направлении бу­ дет, на ваш взгляд, развиваться по­ эзия 70-х годов и от кого из поэтов вершинным образцам отечествен­ ной лирики . Есть в русской поэзии образ, ко ­ торый не каждому пишущему под­ властен, но однажды уловивший его всей своей жизнью , всем твор­ чеством стремится следовать ему, ибо этот образ - суть русский ха­ рактер, выраженный в стремлении к степному раздолью, бесконечной шири и удали, тоска по ним. Это и “ Русь-тройка” Гоголя, и “ раззу­ дись, плечо, размахнись, ру ка !” Кольцова, и народные песни “ Степь да степь кругом ” , “ Эх, ду ­ бинушка, ухнем !” , “ Из-за острова на стрежень” , “ Вдоль по улице ме­ телица” . Русская душа, она широкая. И никакое другое искусство так полно и остро этого не чувствует и не пе­ редаст, как поэзия. Бодряческий онтимиз никогда не сможет по эмо­ циональной силе соперничать с ис­ тинно созидательными чувствами печали и тоски. Да, да! Эго не ого­ ворка - именно созидательными. Ибо, кто печалится, чья “ печаль светла” , тот способен очистить ду­ шу от всяческой скверны, взглянуть на мир в печали - значит проник­ нуться к нему состраданием, ощ у­ тить неразрывную связь с природой: чувстве перед расставанием, но раз­ ве строчка о реке, которая “ будет бежать и бежать” - не есть выраже­ ние этого состояния неизбежной разлуки? Рубцовская поэзия национальна по своей сути, ее истоки следует ис­ кать среди вершин фольклора, род­ ников народной поэзии, которой испокон века присуща чисто нацио­ нальная аллегория - перенесение собственно человеческих пережива­ ний на деревья, цветы, облака, ре­ ки , птиц , зверей, на все, что нас окружает. Сколько светлой печали в песне “ Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?” . Какая потрясающая алле­ гория! Ведь песня не о нас с вами, но здесь сила народной поэзии тако­ ва, что мы, сопереживая рябине, пе­ чалимся ее печалями, грустим ее грусгыо, непроизвольно проецируя их на собственное бытие. И стано­ вимся чище, умиротворенней, чело­ вечней... Затурканная ныне великолепная русская народная песня “ Шумел ка ­ мыш ” - она о том же. В ней и раз­ долье, и печаль, и жаль, что она волею судеб попала в разряд непре­ стижных , легко ассоциирующихся с образом припозднившегося нетрез­ вого гуляки ... Рубцова не пугало слово “ тоска” . Оно у него никогда не может быть подменено другим, стоящим, каза- Па мятник Николаю РУБЦОВУ в Тотьме Вологодской области. и ю н т 5 м м ш » п м » м и 5 н |« ^ 0 м м » м |« 2 и | | | 5 » п |5 » м 1« г а м |€ ю и п ю р |; |« <>>» т WfWмм. •......................... ~ t **1 " ......./* * I ***" '*Ч!УГ ' ' 'ДУ. ^ -r ! Г, э"*/ ......и?лйии -••' • " 1 ’" " ............•• /-y. ^_ ''J ’ *-/ •Г“~‘ "tiiiisiiiSsgciiir iSSianiiuar» « * » о ш щ »• ШШШШ I H V V Ш ЙЯВЙ ,r> Ш ЯШ Я ’ ' " М И И <*»»»«»■»»«»■ < м п ц g n c x • b w v •» n e i K . n n • « JelV ** * !h^V *•* flUH* »• • ■• InKif -• «■»• ( • «flM M V вы ждете наиболее серьезных ре­ зультатов?” - многие из них особые надежды возлагали на поэтическую работу Рубцова. Случайно ли это? Давайте разберемся. Стихи зрелого Николая Рубцова (как и у всякого поэта, его творческая биография подразделяется на эволюционные периоды, хотя, по замечанию мно­ гих , кто о нем писал, настоящих вершин творческой зрелости он не достиг, реализовать возможности таланта ему не пришлось) поража­ ют своим неординарным подходом к извечным предметам поэтическо­ го осмысливания непреходящих ценностей жизни , торжества се над смертью. Причем разговор об этом ведется на высшем накале челове­ ческих чувств, с той серьезностью, какая не оставляет места для мел­ ких и мелочных переживаний, ко ­ торые на поверку ни есть истинные чувства, а лишь их суррогат. Такой накал страстей всегда был присущ Н . Р У Б Ц О В вовремя воен­ ной службы на Северном ф л о т е (1 9 5 5 -1959 ) Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать - Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Какая простота и естественность в этих рубцовских строчках! Поэт напрямую не говорит нам о своем лось бы, в одном ряду, но чуждым ему по своему строю словом “ с к у ­ ка ” . Причем тоска усиливается у него дополнительной наполненно­ стью рядом стоящих слов, вовсе не чуждых , хотя и неожиданных при таком употреблении: И вдруг такой повеяло с полей Тоской любви, тоской свиданий кратких/ Владимир Иванович Даль при ­ давал слову “ тоска” такие значе­ ния: стесненье духа, томление души, мучительная грусть, душев­ ная тревога, беспокойство, нойка сердца, боязнь, горе, печаль. И лишь однажды он проводит аь.'ло- гию между тоской и скукой . Од­ нажды! Поэтому слово это здесь почти случайное. Народ не брезго­ вал им, постоянно дополнял его ла­ скательными эпитетами типа “ кр учин уш ка ” . Редко за этим сто­ яло уныние (хотя, конечно, и оно подразумевалось, было), но больше все-таки народ традиционно усмат­ ривал в тоске томление по чему-то светлому, порой несбыточному, хо­ тя и постоянно желаемому. В “ Собрании народных песен” В.Г1. Кириевского слово “ кр уч и ­ н уш ка ” часто встречается самосто­ ятельно, иногда примыкает к печали. Так что печаль и тоска - понятия в народных песнях равно­ значные. Николай Рубцов, которого судь­ ба не баловала (родителей он почти не помнил, магь рано умерла, отец- политработник был мобилизован в начале войны и, видимо, погиб, хо­ тя, как выяснилось недавно, он был ж и в ), свою любовь перенес к един­ ственному, что могло ему заменить родителей, - к Родине, воспитав­ шей его. Эта любовь была удиви­ тельно цельной и всеобъемлющей. В этом своем чувстве он не призна­ вал аллегорий, говорил открыто, даже с некоторым вызовом: Россия, Русь - Кудя я ни взгляну! За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омут ной в(х)ы, Люблю навек, до вечного покою... Россия, Русь! 4 Хрс ш себя, храни! Творчество поэта питали соки народной поэзии, а любовь к своей малой родине - Вологодчине и Ро­ дине с большой буквы формировала гражданственность его чувств. Все это признаки большой поэзии, ко ­ торая не утрачивает своего значе­ ния с годами. Напротив, каждое поколение будет находить в ней от­ звуки своей душе, ибо мысль его окрашена чувством, а слово объем­ но и многозначно. Мурманчанам это имя дорого тем, что Николай Рубцов ка к поэт начинался в период его работы на судах тралфлота, служил в Северо­ морске. Все это нашло отражение в его стихах. Жизнь его оборвалась очень ра­ но, в ночь с 18 на 19 января 1971 года. (Родился он 3 января 1936 г.) Тридцать пят!, лет выделила ему судьба. Очень мало. Но и за эти скупые годы он многое успел сде­ лать. При жизни он выпустил четы­ ре сборника стихотворений (два в Архангельске, два в Москве), под­ готовил к печати еще один - “ Зеле­ ные цветы” , но он увидел свег уже после смерти поэта. Сегодня же его кни ги выходят огромными тиража ­ ми, известны не только у нас в стра­ не. Долгое время для меня лично, давно и пристрастно собирающем по крупицам сведения о жизни Н и ­ колая Рубцова, не было известно, как и где жил поэт с начала и до середины пятидесятых годов, го есть с момента, как он поступил на работу в тралфлот и до призыва на военную службу (1955 г.). Смуща­ ло автобиографическое признание поэта: “ Учился в двух техникумах, ни одного не закончил” . Потом его уточнение в письме к секретарю Вологодского обкома КПСС : “ А учился я в двух техникумах - в ле­ сотехническом и горном...” Итак, горный техникум . Где был такой, в котором учился будущий поэт? В стихах его на этот вопрос от­ вета пет, в воспоминаниях друзей - тоже ни слова. Пять лет, с 1950 по 1955-й, для исследователя пред­ ставляли собой туманное пятно. Яс­ но было одно, что в пятидесятом го­ ду Рубцов заканчивает семилетку. Потом был лесотехнический техни ­ кум , где он проучился два курса. А потом? Эти мои вопросы отпали, едва я открыл 43-й выпуск альманаха “ Поэзия” и наткнулся на зачетку Николая Шантаренкова: “ Эти юношеские стихи Николая Рубцова написаны им в самом начале 1955 года, в пору, когда имя поэта было никому не известно, а его поэтиче­ ский голос еще ломался. (Имеются в виду два публикуемых в аль­ манахе стихотворения, до этого достаточно широко известные. - А. М .). Восемнадцатилетний юно­ ша написал их в один присест на тетрадочных листах за несколько часов до своего отъезда из заполяр­ ного города Кировска, в Хибинах. Здесь он провел около полутора лет, когда после служб!»! на трало­ вом флоте поступил учиться в К и ­ рове к ий горн I)Х ими чсск и й техни кум ” . Вначале два уточнения. В 1955 году Николаю .Рубцову было уже не восемнадцать, а девятнадцать. И второе: не говорят у нас “ служил на траловом флоте” . Но эго частности. Вот, оказывается, какой горный техникум ! В Кировскс! Пели учился здесь он полтора года, го с тралф- лотом расстался в середине пятьде­ сят третьего, проплавав всего около года. Все логично. Хотя сообщение Шантаренкова в альманахе “ Поэ­ зия" меня озадачило тем, что никто из кировчан не вспомнил об этом в печати. Однако вскоре в “ Киров­ ском рабочем" появилась статья кандидата физико-математических наук, младшего научного сотрудни­ ка Горного института К Ф А Н А. Бакланова “ Николай Рубцов в Ки - ровске” , поставившая многое на свои места. Лед тронулся. Поэтому в нынешнем году “ Руб­ цовские чтения” проводились не только в Архангельске, Вологде, Мурманске, но и в Кировске, образ которого хоть и не запечатлен в стихах, но в судьбе юного поэта имел место. Александр М П Л АНО В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz