Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.
Рубцовские чтения о о с х X I X о о о с N9 3 (4 499 ) 2 1 - 2 7 января 1 9 9 4 года 13 3 0 0 0 С егодня советскую поэзию труд но представить без лирики Н и колая Рубцова. Поэт явился в большую литературу в середине шес тидесятых годов и активно проявился в ней, публикуясь в периодике, выпу ская сборники стихов вплоть до 1971 года, то есть до своей трагической ги бели. Но, по замечанию критика Свя тослава Педенко, “ Поэт может говорить свои ’’ новые слова" и после смерти". Собственно, так оно и случи лось. Ведь при жизни Николай Руб цов издал всего лишь четыре книги стихотворений, остальные издания появились потом. Среди основных по смертных изданий необходимо на звать три книги поэта: “ Подорожники ” - “ Молодая гвар дия ” , 1975 год, “ Стихотворения” - “ Советская Россия” , 1977-й, “ Из бранное” - “ Художественная литера тура ” , 1982-й. К ри ти ки обратили внимание на самобытное творчество Николая Рубцова буквально после первых публикаций его стихотворений в московских журналах. Любопытна в этом смысле анкета, опублико ванная в еженедельнике “ День по э зии ” (Москва, 1969 г.) На вопрос, поставленный редколлегией альма наха перед ведущими критиками страны: “ В каком направлении бу дет, на ваш взгляд, развиваться по эзия 70-х годов и от кого из поэтов вершинным образцам отечествен ной лирики . Есть в русской поэзии образ, ко торый не каждому пишущему под властен, но однажды уловивший его всей своей жизнью , всем твор чеством стремится следовать ему, ибо этот образ - суть русский ха рактер, выраженный в стремлении к степному раздолью, бесконечной шири и удали, тоска по ним. Это и “ Русь-тройка” Гоголя, и “ раззу дись, плечо, размахнись, ру ка !” Кольцова, и народные песни “ Степь да степь кругом ” , “ Эх, ду бинушка, ухнем !” , “ Из-за острова на стрежень” , “ Вдоль по улице ме телица” . Русская душа, она широкая. И никакое другое искусство так полно и остро этого не чувствует и не пе редаст, как поэзия. Бодряческий онтимиз никогда не сможет по эмо циональной силе соперничать с ис тинно созидательными чувствами печали и тоски. Да, да! Эго не ого ворка - именно созидательными. Ибо, кто печалится, чья “ печаль светла” , тот способен очистить ду шу от всяческой скверны, взглянуть на мир в печали - значит проник нуться к нему состраданием, ощ у тить неразрывную связь с природой: чувстве перед расставанием, но раз ве строчка о реке, которая “ будет бежать и бежать” - не есть выраже ние этого состояния неизбежной разлуки? Рубцовская поэзия национальна по своей сути, ее истоки следует ис кать среди вершин фольклора, род ников народной поэзии, которой испокон века присуща чисто нацио нальная аллегория - перенесение собственно человеческих пережива ний на деревья, цветы, облака, ре ки , птиц , зверей, на все, что нас окружает. Сколько светлой печали в песне “ Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?” . Какая потрясающая алле гория! Ведь песня не о нас с вами, но здесь сила народной поэзии тако ва, что мы, сопереживая рябине, пе чалимся ее печалями, грустим ее грусгыо, непроизвольно проецируя их на собственное бытие. И стано вимся чище, умиротворенней, чело вечней... Затурканная ныне великолепная русская народная песня “ Шумел ка мыш ” - она о том же. В ней и раз долье, и печаль, и жаль, что она волею судеб попала в разряд непре стижных , легко ассоциирующихся с образом припозднившегося нетрез вого гуляки ... Рубцова не пугало слово “ тоска” . Оно у него никогда не может быть подменено другим, стоящим, каза- Па мятник Николаю РУБЦОВУ в Тотьме Вологодской области. и ю н т 5 м м ш » п м » м и 5 н |« ^ 0 м м » м |« 2 и | | | 5 » п |5 » м 1« г а м |€ ю и п ю р |; |« <>>» т WfWмм. •......................... ~ t **1 " ......./* * I ***" '*Ч!УГ ' ' 'ДУ. ^ -r ! Г, э"*/ ......и?лйии -••' • " 1 ’" " ............•• /-y. ^_ ''J ’ *-/ •Г“~‘ "tiiiisiiiSsgciiir iSSianiiuar» « * » о ш щ »• ШШШШ I H V V Ш ЙЯВЙ ,r> Ш ЯШ Я ’ ' " М И И <*»»»«»■»»«»■ < м п ц g n c x • b w v •» n e i K . n n • « JelV ** * !h^V *•* flUH* »• • ■• InKif -• «■»• ( • «flM M V вы ждете наиболее серьезных ре зультатов?” - многие из них особые надежды возлагали на поэтическую работу Рубцова. Случайно ли это? Давайте разберемся. Стихи зрелого Николая Рубцова (как и у всякого поэта, его творческая биография подразделяется на эволюционные периоды, хотя, по замечанию мно гих , кто о нем писал, настоящих вершин творческой зрелости он не достиг, реализовать возможности таланта ему не пришлось) поража ют своим неординарным подходом к извечным предметам поэтическо го осмысливания непреходящих ценностей жизни , торжества се над смертью. Причем разговор об этом ведется на высшем накале челове ческих чувств, с той серьезностью, какая не оставляет места для мел ких и мелочных переживаний, ко торые на поверку ни есть истинные чувства, а лишь их суррогат. Такой накал страстей всегда был присущ Н . Р У Б Ц О В вовремя воен ной службы на Северном ф л о т е (1 9 5 5 -1959 ) Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать - Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Какая простота и естественность в этих рубцовских строчках! Поэт напрямую не говорит нам о своем лось бы, в одном ряду, но чуждым ему по своему строю словом “ с к у ка ” . Причем тоска усиливается у него дополнительной наполненно стью рядом стоящих слов, вовсе не чуждых , хотя и неожиданных при таком употреблении: И вдруг такой повеяло с полей Тоской любви, тоской свиданий кратких/ Владимир Иванович Даль при давал слову “ тоска” такие значе ния: стесненье духа, томление души, мучительная грусть, душев ная тревога, беспокойство, нойка сердца, боязнь, горе, печаль. И лишь однажды он проводит аь.'ло- гию между тоской и скукой . Од нажды! Поэтому слово это здесь почти случайное. Народ не брезго вал им, постоянно дополнял его ла скательными эпитетами типа “ кр учин уш ка ” . Редко за этим сто яло уныние (хотя, конечно, и оно подразумевалось, было), но больше все-таки народ традиционно усмат ривал в тоске томление по чему-то светлому, порой несбыточному, хо тя и постоянно желаемому. В “ Собрании народных песен” В.Г1. Кириевского слово “ кр уч и н уш ка ” часто встречается самосто ятельно, иногда примыкает к печали. Так что печаль и тоска - понятия в народных песнях равно значные. Николай Рубцов, которого судь ба не баловала (родителей он почти не помнил, магь рано умерла, отец- политработник был мобилизован в начале войны и, видимо, погиб, хо тя, как выяснилось недавно, он был ж и в ), свою любовь перенес к един ственному, что могло ему заменить родителей, - к Родине, воспитав шей его. Эта любовь была удиви тельно цельной и всеобъемлющей. В этом своем чувстве он не призна вал аллегорий, говорил открыто, даже с некоторым вызовом: Россия, Русь - Кудя я ни взгляну! За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омут ной в(х)ы, Люблю навек, до вечного покою... Россия, Русь! 4 Хрс ш себя, храни! Творчество поэта питали соки народной поэзии, а любовь к своей малой родине - Вологодчине и Ро дине с большой буквы формировала гражданственность его чувств. Все это признаки большой поэзии, ко торая не утрачивает своего значе ния с годами. Напротив, каждое поколение будет находить в ней от звуки своей душе, ибо мысль его окрашена чувством, а слово объем но и многозначно. Мурманчанам это имя дорого тем, что Николай Рубцов ка к поэт начинался в период его работы на судах тралфлота, служил в Северо морске. Все это нашло отражение в его стихах. Жизнь его оборвалась очень ра но, в ночь с 18 на 19 января 1971 года. (Родился он 3 января 1936 г.) Тридцать пят!, лет выделила ему судьба. Очень мало. Но и за эти скупые годы он многое успел сде лать. При жизни он выпустил четы ре сборника стихотворений (два в Архангельске, два в Москве), под готовил к печати еще один - “ Зеле ные цветы” , но он увидел свег уже после смерти поэта. Сегодня же его кни ги выходят огромными тиража ми, известны не только у нас в стра не. Долгое время для меня лично, давно и пристрастно собирающем по крупицам сведения о жизни Н и колая Рубцова, не было известно, как и где жил поэт с начала и до середины пятидесятых годов, го есть с момента, как он поступил на работу в тралфлот и до призыва на военную службу (1955 г.). Смуща ло автобиографическое признание поэта: “ Учился в двух техникумах, ни одного не закончил” . Потом его уточнение в письме к секретарю Вологодского обкома КПСС : “ А учился я в двух техникумах - в ле сотехническом и горном...” Итак, горный техникум . Где был такой, в котором учился будущий поэт? В стихах его на этот вопрос от вета пет, в воспоминаниях друзей - тоже ни слова. Пять лет, с 1950 по 1955-й, для исследователя пред ставляли собой туманное пятно. Яс но было одно, что в пятидесятом го ду Рубцов заканчивает семилетку. Потом был лесотехнический техни кум , где он проучился два курса. А потом? Эти мои вопросы отпали, едва я открыл 43-й выпуск альманаха “ Поэзия” и наткнулся на зачетку Николая Шантаренкова: “ Эти юношеские стихи Николая Рубцова написаны им в самом начале 1955 года, в пору, когда имя поэта было никому не известно, а его поэтиче ский голос еще ломался. (Имеются в виду два публикуемых в аль манахе стихотворения, до этого достаточно широко известные. - А. М .). Восемнадцатилетний юно ша написал их в один присест на тетрадочных листах за несколько часов до своего отъезда из заполяр ного города Кировска, в Хибинах. Здесь он провел около полутора лет, когда после служб!»! на трало вом флоте поступил учиться в К и рове к ий горн I)Х ими чсск и й техни кум ” . Вначале два уточнения. В 1955 году Николаю .Рубцову было уже не восемнадцать, а девятнадцать. И второе: не говорят у нас “ служил на траловом флоте” . Но эго частности. Вот, оказывается, какой горный техникум ! В Кировскс! Пели учился здесь он полтора года, го с тралф- лотом расстался в середине пятьде сят третьего, проплавав всего около года. Все логично. Хотя сообщение Шантаренкова в альманахе “ Поэ зия" меня озадачило тем, что никто из кировчан не вспомнил об этом в печати. Однако вскоре в “ Киров ском рабочем" появилась статья кандидата физико-математических наук, младшего научного сотрудни ка Горного института К Ф А Н А. Бакланова “ Николай Рубцов в Ки - ровске” , поставившая многое на свои места. Лед тронулся. Поэтому в нынешнем году “ Руб цовские чтения” проводились не только в Архангельске, Вологде, Мурманске, но и в Кировске, образ которого хоть и не запечатлен в стихах, но в судьбе юного поэта имел место. Александр М П Л АНО В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz