Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.
Экономический компас № 3 (4499 ) 2 1 - 2 7 января 1 9 9 4 года налоги Так у ж получилось , что ровно три года назад, ко гда рыночные отношения в Рос сии были в самом что ни на есть зача точном состоянии , у меня с председателем М урманско го ры б а к ко л - хозсоюза Михаилом Борисовичем РЯБ - ЧЕВСКИМ состоялась беседа о путях вхождения ры ба ков -кол хо зни ков в ры нок. И хорошо пом ню , ка к он в то время с большим оп тим и зм ом см о трел на пе ремены в э ко н ом и ке страны, подчер ки вая при этом , что рыболовецкие колхозы и з -за своей специф и ки во взаимоотно шениях с государством с ум ею т с наи меньш ими потерями войти в рынок и прижиться в нем . Впрочем , сам заголо во к нашей тогдашней беседы “ А нам ры но к - отец родной ” красноречиво говорил об этом . Итак, с той поры прошло три года, на дворе сегодня вновь ян варь, но уже 1994-го. Изменилось ли у рыбаков-колхозников отно шение к рынку за это время? С этого вопроса началась наша тепе решняя беседа. - По большому счету отношение не изменилось. Рынок нам, по верьте, и сегодня не страшен, мы обеими руками за него. Страшит другое. И в первую очередь - политика налогообложения. Все прекрасно знают, что рань ше колхозы ни ка ких дотаций и по мощи от государства не получали, но зато и сами ему ничего не отсте гивали за исключением той продук ции , которую , выпускали. Сегодня же ситуация коренным образом из менилась в худшую сторону. Нынче мы, как и все государственные предприятия, платим налоги, хотя они, в отличие от нас, не имеют на своем балансе такой инфраструкту ры, как мы. Я имею в виду целые поселки, которые мы содержим за свой счет, а ведь это стоит по ны нешним временам огромных денег. Поэтому в данной ситуации налоги ложатся на наши колхозы дополни тельным и, я бы сказал, непосиль ным бременем. Рыбаки-колхозники не бастова ли никогда и не бастуют, а продол жают в таких сложных условиях работать. В минувшем году у нас квота была пусть и не очень боль шая, но мы расставили флот так, организовали его работу таким об разом, что до последних дней декаб ря оставались единственным из ры бацких коллективов Мурмана, у ко го имелась квота на треску. - Показателями сейчас как-то не принято особенно хвастаться, но все-таки не совсем плохо за вершили год? - Показатели у нас в работе дей ствительно неплохие. Вот говорят, колхозники стараются весь улов за рубеж гнать, но если взять наши данные об отправке продукции на внутренний рынок, то львиную до лю добычи мы оставляли в области. Кроме того, как вы, наверное, помните, еще три года назад я гово рил о том, что будем делать ставку на глубокую переработку рыбы, чтобы продавать не сырец, который стоит дешево, а готовую продук цию . Сейчас я могу сказать, что многое из задуманного, несмотря на все трудности, внедрено в жизнь, и сегодня нас, образно говоря, во мно гом кормит не столько флот, сколь ко берег. За это время вошли в строй коптильные мощности. Недавно колхоз “ Ударник" ввел в эксплуа тацию завод по переработке рыбы. Завели подобное производство и в “ Энергии” . Короче говоря, выживаем и ду маем, что и в дальнейшем будем трудиться не хуже. Рассчитываем и на то, что госу дарство все-таки повернется к нам лицом. Но если останется такой на логовый пресс, будет очень трудно. К примеру, сейчас строймонтаж об лагается такими бешеными налога ми, что просто невыгодно вести строительство. А таможенные сбо ры! Вот сейчас завезли в “ Беломор ский рыбак" оборудование для холодильника из Германии. Вроде бы доброе дело сделали, чтобы не кормить заграницу (пока там цены на рыбопродукцию упали, пусть она полежит у нас). Что вы думаете, 60 миллионов рублей содрали с нас та моженный сбор. Эго же нм в какие ворота не лезет. Зачем же сегодня наравне с ширпотребом облагать та кими сборами то, что завтра даст тройную отдачу? Условия у наших рыбаков, рабо тающих на маленьких суденышках, ничуть не лучше, чем у тех же шах теров, но мы же не бастуем, не к р и чим: “ Давайте весь флот поставим на прикол ” . Если мы все не изменим своего отношения к работе - и шах теры, и металлурги, и прочие - это ни к чему доброму не приведет. Я вижу сегодня только один выход из положения, и тут не поможет ни ко манда Ельцина, ни команда Гайда ра, мы должны осознать, что нам надо работать. Надеюсь, что в наступившем го ду благоразумие восторжествует. Дали бы только возможность рабо тать и не душили бы драконовскими налогами, мы северян рыбой накор мим и сами будем жить неплохо. Вел беседу Владимир К И К И Н О В . L ели бы с последним календарным листком уходящего -■—/года рассеивались прошлые проблемы! Но так не бывает. И наше предприятие, ка к все другие, вошло в новый, 1994 год 'с грузом нерешенных проблем... Критическая ситуация (угроза остановки Мурманской су доверфи из-за отсутствия средств) кому-то может предста виться сугубо локальной. Тогда как нечеткость партнерских взаиморасчетов является поистине бичом со вершенно всех предприятий. Но кроме взаи- можалоб я не вижу попыток к исправлению сложившейся ненормальной практики. К о г да основное время руководителя уходит не на проработку перспективы предприятия, а на латание дыр, на обзванивание судовла дельцев (в нашем конкретном случае) и уго варивание их выплатить, наконец, заработанные деньги за отремонтированные суда, которые давно на промысле... Но, по вторяю, попыток совместного решения про блемы нет. Каждый выцарапывается сам, если сумеет - за счет другого, при этом на дувает щечки и “ делает вид” . Или за всем этим стиль людей, живущих одним днем, или блеф (а как еще прикажете понимать, если тралфлот, допустим, гордится при былью и... задалживает судоверфи полтора миллиарда?)... Трудности с заказами и их оплатой сей час переживают все судоремонтные пред приятия Мурмана. Но я бы хотел обратить внимание даже не на проблему выживаемо сти конкретного СРЗ, а на масштабный, гражданственный, если хотите, аспект ситу ации. Возьмем отвлеченный пример. БАТы ве дут промысел у берегов Африки по несколь ку лет. Преимущественно туда же реализуют рыбу, получают за то валюту. Но и там же ведут за куп ки , ремонт. То есть там размещают заказы за ту же валюту. Разви тию какой страны это служит? Той самой, где ведется про мысел. Там мощнеет техническая база, оживляется бизнес. Мизер, который моряки привозят домой в виде заработка и импортных тряпок, повышает их благосостояние, но никак не способствует развитию нашей отечественной базы. Нет, я не хочу сказать, что надо от Сенегала гнать судно для выгрузки и ремонта непременно в Мурманский порт, это, конечно, неразумно. Но вот когда почти новые суда Ар хангельского тралфлота (имея свою прекрасную базу), ар хангельских и кольских колхозов, “ Омули” Карелии, суда мурманских флотов, минуя все заводы нашего побережья, массовым порядком резво бегут ремонтироваться непременно в Норвегию, Германию или к Фарерам - это уже никак не представляется разумной практичностью. В большинстве случаев это именно “ личные" устремления поторчать в ин- порту, лично что-то выгадать на валюте. И глубоко напле вать, что в целом теряем больше, что развиваем чужое побережье, а свое хиреет. В результате, скажем, мы не мо жем в дополнение к своим прекрасным докам прибавить крытый эллинг для покраски, чтобы быть вполне конкурен тоспособными с западными верфями, а совсем недавно скромный “ К им е к " благодаря российским заказам как раз затеял строительство такого эллинга. На наших глазах вто ростепенная зарубежная фирма набирает силу. А мы всеми силами в угоду личного кармана разоряем побережье, стра- КОРМОЙ Hociaeical разбазареное отче побережье. ну. К а к остановить этот процесс? К чему он приведет? Очень серьезная тревога. И то, что Федоров с Черномырдиным называют сокраще нием темпа инфляции на 15 процентов, вовсе не представ ляется таковым. Налицо просто-напросто сокращение покупательской способности. Рынок достаточно насыщен, хоть и дорог, но люди из-за задержек зарплаты и предпри ятия из-за скудости средств не могут купить желаемое, зна чит, реализация задерживается, поставщики начинают сдерживать интенсивность рынка , т. е. и в торговле начи нается искусственное омертвление оборотных средств. И мы опять от дорогого изобилия можем подойти к пустым пол кам... Производители сокращают объемы производства, “ рождественские ка н и кулы ” судоверфи, десятков других предприятий тоже обязательно больно скажутся . Перелом ного момента в экономике , считаю , еще не наступило, хотя он крайне нужен . Конкретно по судоверфи все происходящие пока процессы можно расценить, как поджимание, концентрацию мощно стей. Еще есть резерв для сжатия пружины и последующего высвобождения, развертывания сил. Не допустить бы только процесс свертывания до необратимости. Поэтому я и бью тревогу, призываю к совместным усилиям руководителей ре гиональных предприятий. За три последних года коллектив сократился на 2,5 тыся чи человек, почти вполовину. Эффектив ность использования основных фондов упа ла. Передислоцируем подразделения. Гак, переформированные бригады ремонтно-стро- ительного цеха переводим в деревообрабаты вающий, машпроизводство “ переезжает" в слесарно-механический цех, чтобы рацио нальнее (дешевле) использовать производст венные площади. В силу обстоятельств освобождается порядочный кусок территории с уже имеющейся железнодорожной веткой. В настоящее время в стране все порты - госу дарственные. Мурманский рыбный порт не сколько перегружен. А у акционерного общества “ Мурманская судоверфь" 1800- метровая собственная причальная стенка. Найти бы инвесторов: протянуть железнодо рожную ветку до причалов и, пожалуйста - ставь суда под разгрузку с одновременным техобслуживанием, скажем, трех сервисных участков (двигателей, турбин, холодильного оборудования). Вполне реальный вариант. И складские помещения - не проблема. Год назад мы освоили производство гигро вентиляционных установок на электростати ческом принципе, прошли освидетельствование на патентную чистоту. Очень нужная продукция. Ведь у нас по всем предприятиям СНГ стоят установки, когда теплый загазованный воздух выбрасы вается на улицу , а чистый х о л е н ы й засасы вается - огромная потеря тепло- и электроэнергии, чтобы обогреть крупные це ха. Поэтому любое предприятие с удовольствием купило бы наши - экономичные и надежные. Но... за латанием дыр не в состоянии вести модернизаци- онные мероприятия. И так по ряду позиций мы вынуждены сдерживать свои потенциальные возможности, которыми располагаем и которые многим нужны , в первую очередь рыбакам. В одиночку не прорвать замкнутый кр у г дисбаланса. Н уж но же за суетой сиюминутного маневрирования задумы ваться и о перспективе региона в целом. Без единения уси лий , без посильной помощи друг другу, без четкости и порядочности во взаимоотношениях и взаиморасчетах эта перспектива может оказаться самой плачевной. С чем созна ние никак не хочет мириться! Владимир ХРАПОВ , генеральный директор АО “ Мурманская судоверфь".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz