Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.

Экономический компас № 3 (4499 ) 2 1 - 2 7 января 1 9 9 4 года налоги Так у ж получилось , что ровно три года назад, ко гда рыночные отношения в Рос­ сии были в самом что ни на есть зача­ точном состоянии , у меня с председателем М урманско го ры б а к ко л - хозсоюза Михаилом Борисовичем РЯБ - ЧЕВСКИМ состоялась беседа о путях вхождения ры ба ков -кол хо зни ков в ры­ нок. И хорошо пом ню , ка к он в то время с большим оп тим и зм ом см о трел на пе ­ ремены в э ко н ом и ке страны, подчер ки ­ вая при этом , что рыболовецкие колхозы и з -за своей специф и ки во взаимоотно­ шениях с государством с ум ею т с наи­ меньш ими потерями войти в рынок и прижиться в нем . Впрочем , сам заголо­ во к нашей тогдашней беседы “ А нам ры­ но к - отец родной ” красноречиво говорил об этом . Итак, с той поры прошло три года, на дворе сегодня вновь ян­ варь, но уже 1994-го. Изменилось ли у рыбаков-колхозников отно­ шение к рынку за это время? С этого вопроса началась наша тепе­ решняя беседа. - По большому счету отношение не изменилось. Рынок нам, по­ верьте, и сегодня не страшен, мы обеими руками за него. Страшит другое. И в первую очередь - политика налогообложения. Все прекрасно знают, что рань­ ше колхозы ни ка ких дотаций и по­ мощи от государства не получали, но зато и сами ему ничего не отсте­ гивали за исключением той продук­ ции , которую , выпускали. Сегодня же ситуация коренным образом из­ менилась в худшую сторону. Нынче мы, как и все государственные предприятия, платим налоги, хотя они, в отличие от нас, не имеют на своем балансе такой инфраструкту­ ры, как мы. Я имею в виду целые поселки, которые мы содержим за свой счет, а ведь это стоит по ны­ нешним временам огромных денег. Поэтому в данной ситуации налоги ложатся на наши колхозы дополни­ тельным и, я бы сказал, непосиль­ ным бременем. Рыбаки-колхозники не бастова­ ли никогда и не бастуют, а продол­ жают в таких сложных условиях работать. В минувшем году у нас квота была пусть и не очень боль­ шая, но мы расставили флот так, организовали его работу таким об­ разом, что до последних дней декаб­ ря оставались единственным из ры­ бацких коллективов Мурмана, у ко ­ го имелась квота на треску. - Показателями сейчас как-то не принято особенно хвастаться, но все-таки не совсем плохо за­ вершили год? - Показатели у нас в работе дей­ ствительно неплохие. Вот говорят, колхозники стараются весь улов за рубеж гнать, но если взять наши данные об отправке продукции на внутренний рынок, то львиную до­ лю добычи мы оставляли в области. Кроме того, как вы, наверное, помните, еще три года назад я гово­ рил о том, что будем делать ставку на глубокую переработку рыбы, чтобы продавать не сырец, который стоит дешево, а готовую продук­ цию . Сейчас я могу сказать, что многое из задуманного, несмотря на все трудности, внедрено в жизнь, и сегодня нас, образно говоря, во мно­ гом кормит не столько флот, сколь­ ко берег. За это время вошли в строй коптильные мощности. Недавно колхоз “ Ударник" ввел в эксплуа­ тацию завод по переработке рыбы. Завели подобное производство и в “ Энергии” . Короче говоря, выживаем и ду­ маем, что и в дальнейшем будем трудиться не хуже. Рассчитываем и на то, что госу­ дарство все-таки повернется к нам лицом. Но если останется такой на­ логовый пресс, будет очень трудно. К примеру, сейчас строймонтаж об­ лагается такими бешеными налога­ ми, что просто невыгодно вести строительство. А таможенные сбо­ ры! Вот сейчас завезли в “ Беломор­ ский рыбак" оборудование для холодильника из Германии. Вроде бы доброе дело сделали, чтобы не кормить заграницу (пока там цены на рыбопродукцию упали, пусть она полежит у нас). Что вы думаете, 60 миллионов рублей содрали с нас та­ моженный сбор. Эго же нм в какие ворота не лезет. Зачем же сегодня наравне с ширпотребом облагать та­ кими сборами то, что завтра даст тройную отдачу? Условия у наших рыбаков, рабо­ тающих на маленьких суденышках, ничуть не лучше, чем у тех же шах­ теров, но мы же не бастуем, не к р и ­ чим: “ Давайте весь флот поставим на прикол ” . Если мы все не изменим своего отношения к работе - и шах­ теры, и металлурги, и прочие - это ни к чему доброму не приведет. Я вижу сегодня только один выход из положения, и тут не поможет ни ко ­ манда Ельцина, ни команда Гайда­ ра, мы должны осознать, что нам надо работать. Надеюсь, что в наступившем го­ ду благоразумие восторжествует. Дали бы только возможность рабо­ тать и не душили бы драконовскими налогами, мы северян рыбой накор­ мим и сами будем жить неплохо. Вел беседу Владимир К И К И Н О В . L ели бы с последним календарным листком уходящего -■—/года рассеивались прошлые проблемы! Но так не бывает. И наше предприятие, ка к все другие, вошло в новый, 1994 год 'с грузом нерешенных проблем... Критическая ситуация (угроза остановки Мурманской су­ доверфи из-за отсутствия средств) кому-то может предста­ виться сугубо локальной. Тогда как нечеткость партнерских взаиморасчетов является поистине бичом со­ вершенно всех предприятий. Но кроме взаи- можалоб я не вижу попыток к исправлению сложившейся ненормальной практики. К о г­ да основное время руководителя уходит не на проработку перспективы предприятия, а на латание дыр, на обзванивание судовла­ дельцев (в нашем конкретном случае) и уго­ варивание их выплатить, наконец, заработанные деньги за отремонтированные суда, которые давно на промысле... Но, по­ вторяю, попыток совместного решения про­ блемы нет. Каждый выцарапывается сам, если сумеет - за счет другого, при этом на­ дувает щечки и “ делает вид” . Или за всем этим стиль людей, живущих одним днем, или блеф (а как еще прикажете понимать, если тралфлот, допустим, гордится при ­ былью и... задалживает судоверфи полтора миллиарда?)... Трудности с заказами и их оплатой сей­ час переживают все судоремонтные пред­ приятия Мурмана. Но я бы хотел обратить внимание даже не на проблему выживаемо­ сти конкретного СРЗ, а на масштабный, гражданственный, если хотите, аспект ситу ­ ации. Возьмем отвлеченный пример. БАТы ве­ дут промысел у берегов Африки по несколь­ ку лет. Преимущественно туда же реализуют рыбу, получают за то валюту. Но и там же ведут за куп ки , ремонт. То есть там размещают заказы за ту же валюту. Разви­ тию какой страны это служит? Той самой, где ведется про­ мысел. Там мощнеет техническая база, оживляется бизнес. Мизер, который моряки привозят домой в виде заработка и импортных тряпок, повышает их благосостояние, но никак не способствует развитию нашей отечественной базы. Нет, я не хочу сказать, что надо от Сенегала гнать судно для выгрузки и ремонта непременно в Мурманский порт, это, конечно, неразумно. Но вот когда почти новые суда Ар­ хангельского тралфлота (имея свою прекрасную базу), ар­ хангельских и кольских колхозов, “ Омули” Карелии, суда мурманских флотов, минуя все заводы нашего побережья, массовым порядком резво бегут ремонтироваться непременно в Норвегию, Германию или к Фарерам - это уже никак не представляется разумной практичностью. В большинстве случаев это именно “ личные" устремления поторчать в ин- порту, лично что-то выгадать на валюте. И глубоко напле­ вать, что в целом теряем больше, что развиваем чужое побережье, а свое хиреет. В результате, скажем, мы не мо­ жем в дополнение к своим прекрасным докам прибавить крытый эллинг для покраски, чтобы быть вполне конкурен­ тоспособными с западными верфями, а совсем недавно скромный “ К им е к " благодаря российским заказам как раз затеял строительство такого эллинга. На наших глазах вто­ ростепенная зарубежная фирма набирает силу. А мы всеми силами в угоду личного кармана разоряем побережье, стра- КОРМОЙ Hociaeical разбазареное отче побережье. ну. К а к остановить этот процесс? К чему он приведет? Очень серьезная тревога. И то, что Федоров с Черномырдиным называют сокраще­ нием темпа инфляции на 15 процентов, вовсе не представ­ ляется таковым. Налицо просто-напросто сокращение покупательской способности. Рынок достаточно насыщен, хоть и дорог, но люди из-за задержек зарплаты и предпри­ ятия из-за скудости средств не могут купить желаемое, зна­ чит, реализация задерживается, поставщики начинают сдерживать интенсивность рынка , т. е. и в торговле начи­ нается искусственное омертвление оборотных средств. И мы опять от дорогого изобилия можем подойти к пустым пол­ кам... Производители сокращают объемы производства, “ рождественские ка н и кулы ” судоверфи, десятков других предприятий тоже обязательно больно скажутся . Перелом­ ного момента в экономике , считаю , еще не наступило, хотя он крайне нужен . Конкретно по судоверфи все происходящие пока процессы можно расценить, как поджимание, концентрацию мощно­ стей. Еще есть резерв для сжатия пружины и последующего высвобождения, развертывания сил. Не допустить бы только процесс свертывания до необратимости. Поэтому я и бью тревогу, призываю к совместным усилиям руководителей ре­ гиональных предприятий. За три последних года коллектив сократился на 2,5 тыся­ чи человек, почти вполовину. Эффектив­ ность использования основных фондов упа ­ ла. Передислоцируем подразделения. Гак, переформированные бригады ремонтно-стро- ительного цеха переводим в деревообрабаты­ вающий, машпроизводство “ переезжает" в слесарно-механический цех, чтобы рацио­ нальнее (дешевле) использовать производст­ венные площади. В силу обстоятельств освобождается порядочный кусок территории с уже имеющейся железнодорожной веткой. В настоящее время в стране все порты - госу­ дарственные. Мурманский рыбный порт не­ сколько перегружен. А у акционерного общества “ Мурманская судоверфь" 1800- метровая собственная причальная стенка. Найти бы инвесторов: протянуть железнодо­ рожную ветку до причалов и, пожалуйста - ставь суда под разгрузку с одновременным техобслуживанием, скажем, трех сервисных участков (двигателей, турбин, холодильного оборудования). Вполне реальный вариант. И складские помещения - не проблема. Год назад мы освоили производство гигро­ вентиляционных установок на электростати­ ческом принципе, прошли освидетельствование на патентную чистоту. Очень нужная продукция. Ведь у нас по всем предприятиям СНГ стоят установки, когда теплый загазованный воздух выбрасы­ вается на улицу , а чистый х о л е н ы й засасы­ вается - огромная потеря тепло- и электроэнергии, чтобы обогреть крупные це­ ха. Поэтому любое предприятие с удовольствием купило бы наши - экономичные и надежные. Но... за латанием дыр не в состоянии вести модернизаци- онные мероприятия. И так по ряду позиций мы вынуждены сдерживать свои потенциальные возможности, которыми располагаем и которые многим нужны , в первую очередь рыбакам. В одиночку не прорвать замкнутый кр у г дисбаланса. Н уж но же за суетой сиюминутного маневрирования задумы­ ваться и о перспективе региона в целом. Без единения уси ­ лий , без посильной помощи друг другу, без четкости и порядочности во взаимоотношениях и взаиморасчетах эта перспектива может оказаться самой плачевной. С чем созна­ ние никак не хочет мириться! Владимир ХРАПОВ , генеральный директор АО “ Мурманская судоверфь".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz