Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.
Политграфа 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 о о о с N q 2 (4 498 ) 14 - 2 0 января 1 9 9 4 года э о о с 11 Актуальное интервью ЗАКАЗАЛ ЖИРИНОВСКИЙ» (Н а ча ло на 1-й стр.) - Что же побудило вас связать себя с Л Д П Р , и когда это произошло? - У нас ка к-то с коммунистических времен принято связывать партийную принадлежность с обязательным идейным разделением идеалов вождя, преданно стью ему и т. п. Но во всем мире это счи тается просто работой. Часто для организации политической кампании на нимают человека, который к партии вооб ще никакого отношения не имеет, а порой не имеет отношения и к стране. Напри мер, приезжают в Америку, заказывают функционера , и он едет в африканскую страну и организует там выборы. - То есть вы хотите сказать, что Ж и р и новский вас тоже “ заказал” за деньги? - Да. Моя работа оплачивается. Прав да. деньги я получаю не из Москвы, а здесь, на месте. Ж ириновский мне пред ложил работу через м о е т знакомого биз несмена. Э то коммерсант из Владимира, он часто бывает в Мурманске и не раз ока зывал Жириновскому финансовую по мощь. (Таких людей, кстати, довольно много.) И вот мы ка к-то сидели в гостини це “ А р к ти ка ” , и он предложил мне пого ворить по телефону с Жириновским . Тот ка к раз был знаменит после выборов 1991 года, но ка к политическая фигура еще ни чего из себя не представлял - мыкался по домам культуры , по кинотеатрам. Знаете, эти знаменитые стоптанные ботинки... И мне стало просто любопытно. Мы позво нили. Мне в общем-то тогда и сказать ему было нечего. Да и разговор происходил после ресторана - получился не совсем внятным. А второй раз мы поговорили уже во время приезда Жириновского в Мур манск. Я посмотрел его выступление и по нял, что это очень серьезная политическая фигура. Мой прогноз подтвердили послед ние выборы. - В чем. на ваш взгляд, причина попу лярности лидера ЛДПР? - В любой стране, когда правительство не владеет ситуацией, когда там находят ся люди некомпетентные, - неизбежно приходит человек, который будет играть на патерналистских наклонностях насе ления. Он всегда приходил. Почему-то Жириновскому приклеили ярлык Гитле ра. Я не понимаю, почему не Ленин, не Муссолини, не Ф ранко , не Наполеон? Ис терика о том, что “ правые” фашисты - совершенно беспочвенна. Что из него, Жириновского , полезет, когда он добьется своего и станет президентом - этого пока никто не знает. - Н о разве не опасно делать ставку на непредсказуемого политика? - А разве сейчас предсказуемые политики находятся у власти? - Говорят, что Ж ириновский - это че ловек-партия. Вы согласны с таким ут верждением? - Да у нас все партии такие. “ Выбор России” без Ельцина гроша ломаного не стоит. И без Жириновского ЛДПР - не партия. Она так и была с самого начала подстроена под Жириновского, чтобы привести его в президентское кресло. - На что существует ЛДПР? Трудно поверить, что только на членские взно сы. Впрочем, вы уже упоминали о фи нансовой поддержке бизнесменов... - Членские взносы у нас либеральные: хочешь плати, а не хочешь - не плати. Я, в общем-то, не плачу, но доставал деньги для партии неоднократно. - А ка к это делается, если не секрет? - Ну хотя бы здесь, в Мурманске, есть люди, в основном из коммерческих струк тур, которые заинтересованы, чтобы вМо скве были определенные политические силы, которые могли бы влиять на эконо мические решения, касающиеся нашего региона. Эти люди не хотят, чтобы их зна ли. Настоящие бизнесмены не любят пышной рекламы: рэкет и все такое. Они говорят: чем меньше о нас будут знать, тем лучше, а мы будем крутить своими милли онами втихомолку. И вот они готовы были выложить довольно существенные сум мы, чтобы от нас кто-то баллотировался в Госдуму. Я выдвигался по общефедераль ному списку в Мурманске, но мы просто технически не успели собрать нужное ко личество подписей, поскольку сосредото чились на сборе подписей для партии. - То есть финансируют Ж ириновско го предприниматели, а он в своей агита ции делает упор на бедных. Разве это не обман населения? - А политика - это всегда обман населе ния. - Некоторые наблюдатели утвержда ют, что Ж иринов с кий - это просто политическая кукла , которой умело ма нипулирую т более серьезные люди. Что вы об этом думаете? - У меня не сложилось такого впечат ления. В штаб-квартире ЛДПР царит пол ный культ личности Жириновского. У него большой офис. Что-то вроде бывшего Ж ЭКа : такой длинный-длинный корилор и много-много дверей. Кабинет и прием ная Владимира Вольфовича обставлены очень богато. У него большая машина. Я слабо разбираюсь в марках, но что-то вро де “ кадиллака” . У людей аппарата - все победнее: и транспорт, и помещения. Об становка спартанская: сидят по 4-5 чело век в одной комнате, все завалено бумагами - полная канцелярщина. Стены окрашены краской, столы - обычные. . - Что за люди в аппарате Ж иринов ского? - Я больше общаюсь с его первым за местителем по идеологии Станиславом Жебровским (такое вот сходство в фами лиях ). Он бывший редактор какого-то не очень известного журнала. Производит впечатление мягкого, интеллигентного человека. Есть у Жириновского так назы ваемая силовая структура партии. Это те самые страшные боевики - 6 человек. Их постоянно снимают - то сверху, то снизу, то сбоку. Создается впечатление, что их там чуть ли не сотня. Это система охраны. Те люди, которые занимаются финан сами и канцелярщиной, показались мне довольно жесткими. Такие есть в любой партии. Они готовы сами подчиняться партийной дисциплине, но за это требуют достаточного к себе уважения, возможно сти командовать другими. Они, кстати, получают мизерную зарплату. Я , напри мер, честно говорю, что из меня партийно го лидера не получится, потому что я слишком люблю хорошую жизнь, ка кую я могу себе позволить как преподаватель. Я не готов сесть на 30-40 тысяч рублей в месяц, мне решительно не хватает моих 250 тысяч, что у меня есть. А это люди, которые готовы. И так будет действовать любая партия, которая хочет реально что- то делать. Вот и большевики 17 лет сидели на бобах, ждали своего часа. Ну и эти лю ди в ЛДПР , если в дальнейшем придут к власти, будут способны применить силу для решения тех вопросов, которые перед ними поставят... Интервью вела Татьяна К О Ж У Х О В А . История ТАЙНА НЕМЕЦКИХ КАРТ (Превентивная разведка) В самом начале войны недалеко от Полярно го, главной базы Северного флота, упал в сопках сбитый в воздушном бою немецкий бомбарди ровщик. В планшете погибшего летчика обнару жили полетную карту, вызвавшую удивление наших контрразведчиков. Дело в том, что на этой карте оыла изображена железная дорога, ведущая из Колы в... Полярный. На самом деле такой дороги не было и до сих пор нет. Правда, когда-то вели проектно-изыскательские рабо ты, но дорогу построить так и не успели - нача лась война. По этому поводу в штабе флота шутили, что даже немцы понимают необходи мость существования стальной магистрали к главной базе флота. А в контрразведке пришли к выводу, что соответствующий отдел аовера - немецкой военной разведки, в своем рвении пе рестарался или просто не владел обстановкой. (Кстати, на немецких картах была и грунтовая дорога до границы.) Интерес немецкой разведки, в частности от дела абвера “ Иностранные армии Востока” и разведотдела штаба ведения войны на море, к арктическому региону резко возрос после июля 1940 года, когда Гитлер принял решение начать разработку плана “ Барбаросса” . Хотя и задолго до этого немецкая военная разведка предприни мала определенные усилия в этом направлении. Не отставала от своих военных коллег и служба разведки за рубежом главного управле ния имперской безопасности. К а к свидетельст вует в своих мемуарах ее шеф В. Шелленберг, они преимущественно пользовались услугами капитанов торговых и рыболовных судов, регу лярно заходивших в арктические порты, а зна чит, и в Мурманск, Архангельск, И гарку . По крайней мере с началом войны пилоты немец ких самолетов знали, что и как бомбить в Мур манском порту. Как свидетельствуют мурманские историки, в городе у немцев суще ствовала своя агентура. Например, посты заме чали в полярную ночь световую сигнализацию. СЕКРЕТНЫЕ МЕТЕОСТАНЦИИ (Техническая разведка) После о ккупации немцами Норвегии в Бер гене обосновался специальный полк связи, одна из рот которого занималась радиоперехватом в интересах военной разведки и служоы безопас ности. Поначалу предметом их интереса были радиопереговоры англичан, а затем, после нача ла войны на Восточном фронте, специалисты роты взяли под контроль радиопереговоры союз ников с русскими. Эта служба, укомплектован ная опытными специалистами радиотехники и квалифицированными математиками, была весьма эффективной. Ей удалось расшифровать ТЯЖЕЛЫЙ лед ГитлеровскиеразведслужбывАрктике: свидетельства иверсии часто превентивного характера. Та к , летом 1931 года советское правительст во разрешило, с чисто научными целями, полет немецкого дирижабля “ Граф Цеппелин” над со ветской зоной А р кти ки (об этом полете раньше мало где упоминали). Командовал дирижаблем немецкий авиаконструктор Эккенер, а в состав экипажа входили советский профессор Р. Л. Са- мойлович и другие наши ученые. Полету дири жабля было оказано всемерное содействие: для него создали особую службу погоды; в район Земли Франца-Иосифа вышел ледокольный пароход “ Малыгин” ; построили специальные мачты для швартовки. За четверо суток дири жабль облетел огромную территорию Советско го Севера от Земли Франца-Иосифа до Таймыра. Что любопытно, весь период полета с борта дирижабля велась аэрофотосъемка. По договоренности, материалы съемки должны бы ли быть представлены и нам. Но немцы впослед ствии заявили, что пленка испортилась и отказались что-либо передавать. То, что эта съемка велась и в интересах военного ведомства, доказывает тот факт, что линкор “ Адмирал Ш е - ер” во время своего пиратского рейда в Арктику пользовался именно этими аэрофотоснимками. (Об этом свидетельствует датский историк Р. Стеенсен.) Позже, летом 1940 года, немецкий вспомога тельный крейсер “ Комет” несколько дней зани мался специальными гидрографическими исследованиями в Баренцевом море и, имея на борту сотрудников разведки, прошел всем мар шрутом Северного морского пути. В том же году отчеты о переходе легли на стол адмирала Кана- риса - руководителя немецкой военной развед ки. Видимо, гидрографические съемки, прове денные “ Комет” , и послужили основой для мор ских карт, которыми позже пользовались гитлеровские подводники, проводившие опера ции в Арктике . Впрочем, с картами связана и еще одна таинственная история. Как рассказы вал профессор Мурманской академии рыбопро мыслового флота Владимир Евгеньевич Ольховский, во время войны в затопленной не мецкой подводной лодке наши водолазы обна ружили морские карты, которые чрезвычайно его удивили ка к гидрографа. Дело в том, что немецкие карты были отпечатаны с учетом ре зультатов самых последних... советских съемок. В то время ка к у нас такие карты еще даже не успели отпечатать. Ф а к т этот вызвал присталь ное внимание Н КВ Д , и последовала целая волна репрессий ка к в арктическом институте, так и в гидрографическом управлении Севморпути. Дескать, враги народа передали немцам резуль таты гидрографических съемок. Часть вины сва лили и на умершего к тому времени профессора Р. Л. Самойловича. А кто передал результаты съемок и передавались ли они вообще, до сих пор остается загадкой. сложный английский морской код, и все радио переговоры англичан регулярно перехватыва лись и расшифровывались. Вполне вероятно, что расшифровывались переговоры не только союзников. По крайней мере, гитлеровский штаб руководства боевыми действиями на море в 1942 году своевременно имел всю необходи мую информацию о передвижении советского арктического каравана ЭОН -18 из Владивосто ка в Полярный. В составе этого каравана шли на Северный флот лидер “ Б а ку ” и эсминцы “ Разъ яренный” и “ Разумный” . Понятно, что подобную информацию из труднодоступного района фактически невоз можно получить при помощи агентурной раз ведки или каким -то иным способом. Ведь не сидели же в Ти кси и Уэлене немецкие резиден ты. С началом активных действий немецкого флота против конвоев союзников возникла необ ходимость в обеспечении кораблей и авиации различного рода разведывательной информа цией специфического характера, например ме теорологической. Более всего в Арктике немецкие адмиралы боялись дрейфующих льдов. Им было известно, что советский профес сор В. Ю . Визе уже давно брал в основу своих ледовых прогнозов условия зоны низкого давле ния у берегов Исландии, считая, что именно эта зона и ее перемещения имеют решающее значе ние для движения льдов в Баренцевом и К ар ском морях. После о ккупации Норвегии немецкие военные метеорологи, знавшие рабо ты Визе, проводили регулярные разведыватель ные полеты к Исландии, Фарерским островам, Ян-Майену... Позже с помощью приборов, спускаемых на парашютах, немцы пытались создать тайные ав томатические метеостанции и на Новой Земле. Но данные оттуда поступали нерегулярно и ча сто не давали необходимых для составления ле довых прогнозов материалов. Флот и ВВС Германии настаивали на созда нии метеорологических станций, снабженных коротковолновыми радиостанциями и в Грен ландии. Создать их было вменено в обязанность ведомству Канариса. Две попытки установить соответствующее оборудование на ледяном ост рове закончились неудачей. Дело в том, что опе рация эта готовилась в Норвегии, и местные патриоты узнали об этом, передали необходи мые сведения английской разведке. Лишь третья попытка оказалась успешной, и коротко волновый передатчик в течение некоторого вре мени работал вполне удовлетворительно, пока однажды англичане не запеленговали радио станцию и не захватили радистов в плен. Олег АЮ ПО В , капитан второго ранга. (Окончание следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz