Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.

1 0 № 2 (4498 ) 14 - 2 0 января 1994 года C D C X D C X D C D C X Z X D C X X Z X Z ^ ^ Люди и море O C X D C n O O O O O C X Контакты В РОССИИ ОТСУТСТВУЕТ КУЛЬТУРА БИЗНЕСА Мня поездка в Мурманск была коротком, но гем не менее она дала хорошие результаты и была запоми­ нающемся но нсех отношениях. На чем же остановиться в коротком craibc? 11елыо моей поездки в Россию была оценка состояния дел в рыбной промышленности в стране и воз­ можностей для более тесного со- |рудпичестиа. Три английские компамии (чили заинтересованы в .пом. J.Marr (Seafoods) Ltd является большим импортером и экспортером рыбопродуктов в Великобритании. Oceanic Group занимается агентиро­ ванием и стивидорством. Associated British Ports - ;vro огромная портовая компания, которая оперирует 22-мя портами в стране. Псе эти три ком­ пании объединяет одно - unit хотят более, масштабного и стабильного со 1 рудничества с российскими ком ­ паниями. Ч ю же они ищут в России? Все ipn компании имеют давние дело­ вые оI ношения с Россией. Раньше нее было просто: было определенное количество государственных орга­ низаций. таких, как “ Соврыбфлот” . к о т р ы е представляли СССР за ру­ бежом в определенных сферах биз­ неса. Они были известны и существовали довольно долго. Происходящие у нас в стране пе­ ремети многое усложнили. Теперь существует “ миллион маленьких и больших МП , СП. МЧП, AO, IT I, каждое из которых “ самостоятель­ но. никому не подчиняется и делает что хочет” . В итоге большинство иностранных бизнесменов просто запутались. Они встали перед ди ­ леммой: либо смириться с усложне­ нием сотрудничества и уйти в сторону, либо утроить усилия, что­ бы адаптироваться и остаться на российском рынке. Мой визит был в русле второго подхода, выбранного вышеназванными компаниями. В рыбном хозяйстве эти переме­ т и привели к нерегулируемому экс ­ порту и, хотя и спорно, к падению цен на западноевропейском рынке. Пет ничего удивительного в том, что многие новые экспортеры не облада­ ли достаточными знаниями и навы­ ками, чтобы профессионально продавать в Европе, также они не могли за себя постоять. Сейчас проблема заключается в том, что в России отсутствует куль­ тура бизнеса как таковая. Наши ка ­ питаны могут сказать санитарному инспектору в иностранном порту, что на корабле нет тараканов, хотя они ползают у него за спиной. Биз­ несмены не знают рынка, не прихо­ дят на встречи, не имеют визитных карточек... Очень мало кто заботит­ ся о качестве и понимает, что это та­ кое. И прочее, прочес, прочее. Поэтому три упомянутые компа­ нии попытались разрешить эту про­ блему хотя бы для себя. Они решили в стратегическом плане выбрать не­ сколько компаний-партнеров, с ко ­ торыми можно было бы сотрудничать на долговременной ос­ нове. Условием этого является по­ тенциальная способность быть компанией европейской бизнес- культуры. Тогда совместными уси ­ лиями в разной форме - будь то создание СП , финансовая поддерж­ ка, модернизация флота, подготовка кадров - работать над созданием взаимовыгодного партнерства. Глав­ ное, чтобы было взаимное доверие и взаимопонимание. Первым этапом рассматривается закупка мороже­ ной рыбы, хотя в дальнейшем может последовать переработка, продажа рыбопродуктов по России и др. Когда я приехал в Россию, у ме­ ня было желание встретиться с раз­ ными людьми, с разными компаниями в рыбной индустрии. Что-то удалось, а что-то и нет. На­ пример, была очень интересная бе­ седа в Росрыбакколхозсоюзс в Москве. В Комитете по рыболовству, однако встретиться ни с кем не уда­ лое!., хотя и пробовал. Сразу повея­ ло родной бюрократией: звоните позже, занят, вышел, совещание, ушел, переговоры .. В Англии о по­ добном уже забылось. В Мурманске было очень много встреч, и неделя прошла незаметно. Появились определенные зацепки на будущее. Некоторые компании и бизнесмены явно очень сильны и перспективны. Потенциал России огромен, но как реализовать его с умом? Конечно же мешает всеобщая неразбериха в стране. Гем не менее хочется думать о том времени, когда станет лучше, и не только думать, но и делать что-то для этого. Начать можно с самообразова­ ния. Это зависит от каждого росси­ янина, а не от совета министров, курса доллара и т. п. Кто мешает русским бизнесменам прочита ть ди­ ректив!.! Европейского сообщества по импорту рыбопродуктов из дру­ гих стран? Кто мешает учить анг­ лийский язык? Кто мешает понять, что качество труда - это наиважней­ шая в современном мире вещь? Ес­ ли мы все вместе перестроимся таким образом, то наша экономика будет сильнее любой другой и люди с Запада будут ехать к нам учиться (если, конечно же, не будет ни ка ­ ких катаклизмов). Те компании, которые смогут пе­ рестроиться таким образом, займут лидирующие позиции в своем оиз- несе. Уважение, деньги, возможно­ сти - все это станет доступным, lie будут совершаться элементарные ошибки, и западные фирмы будут охотно сотрудничать с русскими. Гак вкратце я изложил свои впе­ чатления от поездки в Мурманск. Если же кто-то хочет узнать о чем- то поподробнее или просто поде­ литься своими соображениями - пишите. Мой факс - 44 482 820616. Буду рад слышать вас. Леонид М О Л Ч А Н О В С КИ Й . бизнесмен. Москва - М урм анск - Лондон . TAVARbUUwTVv 6ДЕ ТУТ У VAS\ F iA A R M O N W S m Р исунок В а л е р и я ТАРАСЕНКО . • Как умирают корабли ПОСЛЕДНИЕ МИЛИ ПЛАВБАЗЫ "РИГА" Раннюю тишину Камбейского залива на­ рушил грохот якорь-цепи работающего браш­ пиля. поднимающего наверх сам якорь со дна залива. Сразу в эго же время в чреве машин­ ного отделения “ Ри ги ” сначала тяж ко завзды­ хало, потом все громче и громче и, наконец, мерно заухало со все нарастающим металли­ ческим стуком и шипением. Пароход мелко задрожал. Последняя ярость работы паровых машин начала передаваться корпусу, над­ стройкам, помещениям от середины к носу и корме, все усиливая и усиливая дрожь. Чуя смертельную муку , плавбаза “ Рига” медлен­ но разворачивалась всем своим громадным корпусом, нехотя и ненавидяще уставившись своей носовой частью в точку на берегу. Самый полный ход, машины с турбинами на предельных оборотах. Черный дым из тру­ бы плотной стеной затягивал чистое утреннее небо. 5000 лошадиных сил бешено вращали винты, поднимая с мелководья ил и песок. Вода напоминала глиняный раствор. Пред­ смертная дрожь корпуса усилилась. Зазвене­ ла посуда в буфете и на столах в кают-компании. Ход парохода нарастал, но "Р и га ” все еще противилась этому ходу, как бы не понимала, что хотят от нее люди, капи ­ тан и почему эти люди, капитан ведут се уп ­ рямо в точку на берегу, ведь всю жизнь она так боялась мели и открытого берега! Всю жизнь она удачно все это обходила, никогда не ж а ­ ловалась, если сильно стукалась бортом или где-то ползла на брюхе. Она всегда верила людям, капитану, знала, что чистые и глубо­ кие воды - стихия людей и ее стихия, се про­ стор. I I v c T b и шторм, и ураганный ветер - что с того! Это только прибавляло сил и задора. До роковой черты 4 мили... 11ет-нет, матушка “ Рига ", не храбрись. Ты уж не та, что раньше, ты сильно устала, изму­ чена. Особенно тяжело было в последние го­ ды, когда тебя часто обижали. И снабжение привозили совершенно не то, и в твои жилы и сердце заливали не то, что нужно было тебе, а то, что попадет с нефтебазы. Часто, очень ча­ стоты находилась на голодном пайке, мечтая: хоть бы несколько тонн чистого жирного ма­ зута и свежей воды, а не из ржавых танков. Ты со всем нехотя мирилась, знала, что негде все это взять, а работать надо, надо, настраивая на это все свои старые механизмы и системы. А до смерти 3 мили... Помнишь ли , как осенью 90-го шли мы из Бостона через Атлантику в Англию , в Нью ­ касл? Как тяжело тогда тебе было! Сильней­ шая штормовая волна, свирепый ветер, бортовая качка стремились сделать свое чер­ ное дело. У тебя оголились кингстоны , падал вакуум в конденсаторах, перегревалось масло в системах. По ты упорно сопротивлялась, не меняя курса, не снижая хода, надеялась: лад­ но, сейчас отдам все силы, а уж вНыокасле-то встану вдок, отдохну немного. Люди, мои род­ ные люди, помогут мне, подремонтируют, по­ чистят, покрасят корпус, легонько спустят на воду, еще потом поработаю, побегаю. Так ты думала, а что получила? Почти ничего. Не оказалось у тех людей, что командовали тобой и нами, в достаточном количестве денег, что­ бы подремонтировать тебя. И все-таки на том страшном переходе, как ни крепилась ты , как ни старалась, за трое суток до прихода в Нью ­ касл сигнальная мачта и мачта правого лока­ тора согнулись и чуть не обломились от ураганного ветра. За этот переход ты сразу постарела на пять лет... А до роковой черты 2 мили... Пароход как бы смирился со своей уча ­ стью, бежал ходко и резво, послушно управ­ ляясь. “ Рига” знала уже , что это ее последние мили. Испуг сменился недоумением и горь­ ким разочарованием.. Как так? Почему уми ­ рать меня загнали именно сюда, в чуж ую страну, далекую Индию , в эти мутно-ржавые воды и в жару, невыносимую жару?.. Громко, хрипловатым басом трижды длинно и один раз коротко взревел паровой тифон, выбросив в чужое небо клубы пара. “ Рига” прощалась с такими же кораблями-тружениками, стояв­ шими на рейде и ждавшими такой же участи, прощалась со своими людьми, со своей ж и з ­ нью... А до смерти 1 миля... Пароход еще жил , с легкостью преодоле­ вая течение. Корпус все так же мерно подра­ гивал. Сердце корабля работало устойчиво, без перебоев. В жилах текло приятное горячее масло. Матушка “ Рига” , прощай! И помнишь ли ты последний рейс в штормовое Баренцево море зимой 93-го? Казалось, вся накопивша­ яся в тебе усталь не позволит выстоять против разбушевавшейся стихии , которая готова бы­ ла растерзать тебя, сбить с курса, опрокинуть в огромные волны. -По ты опять выстояла, ли ­ шившись всего лишь дымовой трубы носового левого газогенератора, которая, не выдержав нагрузок, упала. Так что успокойся, прими должное с честыо. Мы чуть приспустим рос­ сийский флаг, потом снимем его, и капитан сохранит его как память. Я - твой главный механик - всегда буду помнить тебя. Послед­ ние пять лет всегда был с тобой, обслуживал как мог, может, и не всегда хорошо, по ведь сама знаешь, не все от меня зависело. Видит Бог, я старался, лечил твои больные места и сердце, радовался твоим успехам. Очень огор­ чался, когда должным образом не мог помочь тебе. Успокойся, ты честно и добросовестно работала. Ты служила людям до последнего... Последние ярды, последние мысли... “ Не захотели люди оставить меня в Рос­ сии, на второй родине в Мурманске, где мне знакомо все: якорные стоянки в заливе, при­ чалы, краны , живой топот людей, своих лю ­ дей на палубах и причалах, где так недавно шла моя кипучая жизнь под этим северным хмурым небом. Ведь на второй родине, в Мур­ манске, я жила 18 лет. И не скажу , что она хуже моей первой - Балтики. Да , я стара, мне 35-й год, но так бы хотелось умереть дома, на Родине. Пусть бы меня и разрезали на части, переплавили бы мой старый металл, внесли бы в него новые добавки. И новый, еще более крепкий металл долго бы служил России, сво­ им родным людям. Там, в новом металле кор­ пуса и механизмов была бы и моя частица, и я радовалась бы новой ж и зн и ...” Прозвучавшая с мостика команда капита­ на “ Покинуть машинное отделение!” вывела из горьких раздумий. В котлы перекрыты топ­ ливо, вода, воздух. Машины вырабатывают последнюю энергию , последние минуты течет горячее масло в сердце старого корабля. Не очень сильный толчок чуть тряхнул корпус парохода. Нос его полез на берег и, не дотя­ нувшись до песчаного берега, остановился. Винты еите привычно вращались, поднимая со дна все те же ил и песок. Корпус начал отчаянно дрожат!., ка к бы стараясь преодо­ леть невидимую преграду. Но энергии уже не хватало, она быстро шла на убыль. Винты вра­ щались все медленнее и медленнее и , нако­ нец, в каком-то диком рывке остановились. Корпус дважды дрогнул, и все замерло в ут ­ ренней тишине. Она обступила людей и суд­ но. только слышен был плеск зыбких волн, таких неродных, далеких, ржаво-грязных. Это случилось у северо-западного побе­ режья Индии в Камбейском заливе, недалеко от порта Аланг 17 ноября 1993 года в 7 утра по местному времени, где и нашла свой послед­ ний покой в прошлом знаменитая рыбомуч­ ная плавбаза “ Рига” АО “ Севрыбхолодфлот” . Корабли, как и люди, не хотят умирать на чужбине, но такова судьба и воля властей пре­ держащих. Юрий ДЕНЬГИН, главный механик АО “ Севрыбхолод- флот” . П орт А л а н г (И н д и я ) - М у р ­ манск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz