Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.
1 0 № 2 (4498 ) 14 - 2 0 января 1994 года C D C X D C X D C D C X Z X D C X X Z X Z ^ ^ Люди и море O C X D C n O O O O O C X Контакты В РОССИИ ОТСУТСТВУЕТ КУЛЬТУРА БИЗНЕСА Мня поездка в Мурманск была коротком, но гем не менее она дала хорошие результаты и была запоми нающемся но нсех отношениях. На чем же остановиться в коротком craibc? 11елыо моей поездки в Россию была оценка состояния дел в рыбной промышленности в стране и воз можностей для более тесного со- |рудпичестиа. Три английские компамии (чили заинтересованы в .пом. J.Marr (Seafoods) Ltd является большим импортером и экспортером рыбопродуктов в Великобритании. Oceanic Group занимается агентиро ванием и стивидорством. Associated British Ports - ;vro огромная портовая компания, которая оперирует 22-мя портами в стране. Псе эти три ком пании объединяет одно - unit хотят более, масштабного и стабильного со 1 рудничества с российскими ком паниями. Ч ю же они ищут в России? Все ipn компании имеют давние дело вые оI ношения с Россией. Раньше нее было просто: было определенное количество государственных орга низаций. таких, как “ Соврыбфлот” . к о т р ы е представляли СССР за ру бежом в определенных сферах биз неса. Они были известны и существовали довольно долго. Происходящие у нас в стране пе ремети многое усложнили. Теперь существует “ миллион маленьких и больших МП , СП. МЧП, AO, IT I, каждое из которых “ самостоятель но. никому не подчиняется и делает что хочет” . В итоге большинство иностранных бизнесменов просто запутались. Они встали перед ди леммой: либо смириться с усложне нием сотрудничества и уйти в сторону, либо утроить усилия, что бы адаптироваться и остаться на российском рынке. Мой визит был в русле второго подхода, выбранного вышеназванными компаниями. В рыбном хозяйстве эти переме т и привели к нерегулируемому экс порту и, хотя и спорно, к падению цен на западноевропейском рынке. Пет ничего удивительного в том, что многие новые экспортеры не облада ли достаточными знаниями и навы ками, чтобы профессионально продавать в Европе, также они не могли за себя постоять. Сейчас проблема заключается в том, что в России отсутствует куль тура бизнеса как таковая. Наши ка питаны могут сказать санитарному инспектору в иностранном порту, что на корабле нет тараканов, хотя они ползают у него за спиной. Биз несмены не знают рынка, не прихо дят на встречи, не имеют визитных карточек... Очень мало кто заботит ся о качестве и понимает, что это та кое. И прочее, прочес, прочее. Поэтому три упомянутые компа нии попытались разрешить эту про блему хотя бы для себя. Они решили в стратегическом плане выбрать не сколько компаний-партнеров, с ко торыми можно было бы сотрудничать на долговременной ос нове. Условием этого является по тенциальная способность быть компанией европейской бизнес- культуры. Тогда совместными уси лиями в разной форме - будь то создание СП , финансовая поддерж ка, модернизация флота, подготовка кадров - работать над созданием взаимовыгодного партнерства. Глав ное, чтобы было взаимное доверие и взаимопонимание. Первым этапом рассматривается закупка мороже ной рыбы, хотя в дальнейшем может последовать переработка, продажа рыбопродуктов по России и др. Когда я приехал в Россию, у ме ня было желание встретиться с раз ными людьми, с разными компаниями в рыбной индустрии. Что-то удалось, а что-то и нет. На пример, была очень интересная бе седа в Росрыбакколхозсоюзс в Москве. В Комитете по рыболовству, однако встретиться ни с кем не уда лое!., хотя и пробовал. Сразу повея ло родной бюрократией: звоните позже, занят, вышел, совещание, ушел, переговоры .. В Англии о по добном уже забылось. В Мурманске было очень много встреч, и неделя прошла незаметно. Появились определенные зацепки на будущее. Некоторые компании и бизнесмены явно очень сильны и перспективны. Потенциал России огромен, но как реализовать его с умом? Конечно же мешает всеобщая неразбериха в стране. Гем не менее хочется думать о том времени, когда станет лучше, и не только думать, но и делать что-то для этого. Начать можно с самообразова ния. Это зависит от каждого росси янина, а не от совета министров, курса доллара и т. п. Кто мешает русским бизнесменам прочита ть ди ректив!.! Европейского сообщества по импорту рыбопродуктов из дру гих стран? Кто мешает учить анг лийский язык? Кто мешает понять, что качество труда - это наиважней шая в современном мире вещь? Ес ли мы все вместе перестроимся таким образом, то наша экономика будет сильнее любой другой и люди с Запада будут ехать к нам учиться (если, конечно же, не будет ни ка ких катаклизмов). Те компании, которые смогут пе рестроиться таким образом, займут лидирующие позиции в своем оиз- несе. Уважение, деньги, возможно сти - все это станет доступным, lie будут совершаться элементарные ошибки, и западные фирмы будут охотно сотрудничать с русскими. Гак вкратце я изложил свои впе чатления от поездки в Мурманск. Если же кто-то хочет узнать о чем- то поподробнее или просто поде литься своими соображениями - пишите. Мой факс - 44 482 820616. Буду рад слышать вас. Леонид М О Л Ч А Н О В С КИ Й . бизнесмен. Москва - М урм анск - Лондон . TAVARbUUwTVv 6ДЕ ТУТ У VAS\ F iA A R M O N W S m Р исунок В а л е р и я ТАРАСЕНКО . • Как умирают корабли ПОСЛЕДНИЕ МИЛИ ПЛАВБАЗЫ "РИГА" Раннюю тишину Камбейского залива на рушил грохот якорь-цепи работающего браш пиля. поднимающего наверх сам якорь со дна залива. Сразу в эго же время в чреве машин ного отделения “ Ри ги ” сначала тяж ко завзды хало, потом все громче и громче и, наконец, мерно заухало со все нарастающим металли ческим стуком и шипением. Пароход мелко задрожал. Последняя ярость работы паровых машин начала передаваться корпусу, над стройкам, помещениям от середины к носу и корме, все усиливая и усиливая дрожь. Чуя смертельную муку , плавбаза “ Рига” медлен но разворачивалась всем своим громадным корпусом, нехотя и ненавидяще уставившись своей носовой частью в точку на берегу. Самый полный ход, машины с турбинами на предельных оборотах. Черный дым из тру бы плотной стеной затягивал чистое утреннее небо. 5000 лошадиных сил бешено вращали винты, поднимая с мелководья ил и песок. Вода напоминала глиняный раствор. Пред смертная дрожь корпуса усилилась. Зазвене ла посуда в буфете и на столах в кают-компании. Ход парохода нарастал, но "Р и га ” все еще противилась этому ходу, как бы не понимала, что хотят от нее люди, капи тан и почему эти люди, капитан ведут се уп рямо в точку на берегу, ведь всю жизнь она так боялась мели и открытого берега! Всю жизнь она удачно все это обходила, никогда не ж а ловалась, если сильно стукалась бортом или где-то ползла на брюхе. Она всегда верила людям, капитану, знала, что чистые и глубо кие воды - стихия людей и ее стихия, се про стор. I I v c T b и шторм, и ураганный ветер - что с того! Это только прибавляло сил и задора. До роковой черты 4 мили... 11ет-нет, матушка “ Рига ", не храбрись. Ты уж не та, что раньше, ты сильно устала, изму чена. Особенно тяжело было в последние го ды, когда тебя часто обижали. И снабжение привозили совершенно не то, и в твои жилы и сердце заливали не то, что нужно было тебе, а то, что попадет с нефтебазы. Часто, очень ча стоты находилась на голодном пайке, мечтая: хоть бы несколько тонн чистого жирного ма зута и свежей воды, а не из ржавых танков. Ты со всем нехотя мирилась, знала, что негде все это взять, а работать надо, надо, настраивая на это все свои старые механизмы и системы. А до смерти 3 мили... Помнишь ли , как осенью 90-го шли мы из Бостона через Атлантику в Англию , в Нью касл? Как тяжело тогда тебе было! Сильней шая штормовая волна, свирепый ветер, бортовая качка стремились сделать свое чер ное дело. У тебя оголились кингстоны , падал вакуум в конденсаторах, перегревалось масло в системах. По ты упорно сопротивлялась, не меняя курса, не снижая хода, надеялась: лад но, сейчас отдам все силы, а уж вНыокасле-то встану вдок, отдохну немного. Люди, мои род ные люди, помогут мне, подремонтируют, по чистят, покрасят корпус, легонько спустят на воду, еще потом поработаю, побегаю. Так ты думала, а что получила? Почти ничего. Не оказалось у тех людей, что командовали тобой и нами, в достаточном количестве денег, что бы подремонтировать тебя. И все-таки на том страшном переходе, как ни крепилась ты , как ни старалась, за трое суток до прихода в Нью касл сигнальная мачта и мачта правого лока тора согнулись и чуть не обломились от ураганного ветра. За этот переход ты сразу постарела на пять лет... А до роковой черты 2 мили... Пароход как бы смирился со своей уча стью, бежал ходко и резво, послушно управ ляясь. “ Рига” знала уже , что это ее последние мили. Испуг сменился недоумением и горь ким разочарованием.. Как так? Почему уми рать меня загнали именно сюда, в чуж ую страну, далекую Индию , в эти мутно-ржавые воды и в жару, невыносимую жару?.. Громко, хрипловатым басом трижды длинно и один раз коротко взревел паровой тифон, выбросив в чужое небо клубы пара. “ Рига” прощалась с такими же кораблями-тружениками, стояв шими на рейде и ждавшими такой же участи, прощалась со своими людьми, со своей ж и з нью... А до смерти 1 миля... Пароход еще жил , с легкостью преодоле вая течение. Корпус все так же мерно подра гивал. Сердце корабля работало устойчиво, без перебоев. В жилах текло приятное горячее масло. Матушка “ Рига” , прощай! И помнишь ли ты последний рейс в штормовое Баренцево море зимой 93-го? Казалось, вся накопивша яся в тебе усталь не позволит выстоять против разбушевавшейся стихии , которая готова бы ла растерзать тебя, сбить с курса, опрокинуть в огромные волны. -По ты опять выстояла, ли шившись всего лишь дымовой трубы носового левого газогенератора, которая, не выдержав нагрузок, упала. Так что успокойся, прими должное с честыо. Мы чуть приспустим рос сийский флаг, потом снимем его, и капитан сохранит его как память. Я - твой главный механик - всегда буду помнить тебя. Послед ние пять лет всегда был с тобой, обслуживал как мог, может, и не всегда хорошо, по ведь сама знаешь, не все от меня зависело. Видит Бог, я старался, лечил твои больные места и сердце, радовался твоим успехам. Очень огор чался, когда должным образом не мог помочь тебе. Успокойся, ты честно и добросовестно работала. Ты служила людям до последнего... Последние ярды, последние мысли... “ Не захотели люди оставить меня в Рос сии, на второй родине в Мурманске, где мне знакомо все: якорные стоянки в заливе, при чалы, краны , живой топот людей, своих лю дей на палубах и причалах, где так недавно шла моя кипучая жизнь под этим северным хмурым небом. Ведь на второй родине, в Мур манске, я жила 18 лет. И не скажу , что она хуже моей первой - Балтики. Да , я стара, мне 35-й год, но так бы хотелось умереть дома, на Родине. Пусть бы меня и разрезали на части, переплавили бы мой старый металл, внесли бы в него новые добавки. И новый, еще более крепкий металл долго бы служил России, сво им родным людям. Там, в новом металле кор пуса и механизмов была бы и моя частица, и я радовалась бы новой ж и зн и ...” Прозвучавшая с мостика команда капита на “ Покинуть машинное отделение!” вывела из горьких раздумий. В котлы перекрыты топ ливо, вода, воздух. Машины вырабатывают последнюю энергию , последние минуты течет горячее масло в сердце старого корабля. Не очень сильный толчок чуть тряхнул корпус парохода. Нос его полез на берег и, не дотя нувшись до песчаного берега, остановился. Винты еите привычно вращались, поднимая со дна все те же ил и песок. Корпус начал отчаянно дрожат!., ка к бы стараясь преодо леть невидимую преграду. Но энергии уже не хватало, она быстро шла на убыль. Винты вра щались все медленнее и медленнее и , нако нец, в каком-то диком рывке остановились. Корпус дважды дрогнул, и все замерло в ут ренней тишине. Она обступила людей и суд но. только слышен был плеск зыбких волн, таких неродных, далеких, ржаво-грязных. Это случилось у северо-западного побе режья Индии в Камбейском заливе, недалеко от порта Аланг 17 ноября 1993 года в 7 утра по местному времени, где и нашла свой послед ний покой в прошлом знаменитая рыбомуч ная плавбаза “ Рига” АО “ Севрыбхолодфлот” . Корабли, как и люди, не хотят умирать на чужбине, но такова судьба и воля властей пре держащих. Юрий ДЕНЬГИН, главный механик АО “ Севрыбхолод- флот” . П орт А л а н г (И н д и я ) - М у р манск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz