Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.
Кадри решают, всё X D O O C № 2 (4 498 ) 1 4 - 2 0 января 1994 года 5 КОМУ ШТУРВАЛ ДЕРЖАЛ» ЗАВТРА ^ ТТ ействительно, в Мурманске сложился /-Цединый кадрово-технологический про цесс, хотя и не безупречный. Впрочем, претерпе ваемые изменения не все из разряда отрицательных (я не склонен акцентировать вни мание на нехватке средств). Первый блок - система школьного воспита ния - связан с рыбацким производством весьма однобоко. Скажем так: материально-потреби тельски (пионерлагеря, ремонты и т. п.). А еще - через встречи с ветеранами, когда они в блеске шевронов рассказывают о мужественных това рищах и увиденных экзотических далях. И хотя почти в каждой семье юного мурманчанина обязательно есть моряк или среди близких зна комых кто-то связан с морем, он до поры до времени совершенно не ориентирован именно на труд, его специфику. Как-то забывают пояс нить, что экзотический заход - это три дня на берегу, а затем - сплошное “мужество". То есть полгода тяжелейшего труда в замкнутом про странстве и коллективе, от которого не уйдешь после вахты, когда каждую минуту ощущаешь собственной, как говорится, шкурой калейдо скоп психологических и климатических трудно стей. не говоря о потенциальной опасности профессии. Для школьников у нас нет психоло гических тестов, медицинских, социологических рекомендаций. И уже одно то, что до 70 про центов северян рано обнаруживают дефект зрения, чревато болезненными разочарования ми. Таким образом, школа дает лишь сумму зна ний и крайне недостаточно участвует в форми ровании личности, ее нравственно-моральных качеств и уж совсем никак не ориентирует на будущую трудовую деятельность. А сегодня на рынке труда без профессии и делать нечего. Значит, юным мурманчанам надо пораньше оп ределяться с мечтами и возможностями, чтобы не выпадать из русла жизни. В качестве эле мента профориентации оговорю только замеча тельное исключение - клуб-флотилия ■'Альбатрос", который и сейчас сохраняется за ботами "СеврыбхолОдфлота", а главное - энту зиазмом его организатора В. С. Орлова - он все же дает мальчишкам представление о специ фике труда. Блок второй - система профтехобразования - уже обеспечивает получение трудовых навы ков. но базовой структурой, обеспечивающей флот кадрами, никогда не был. Я имею в виду тралфлотовское ПТУ-6, ПТУ-16 “Мурман- рыбг.рома" и ПТУ-12 Мурманской судоверфи. Во-первых, 100-150 человек ежегодного вы пуска составляло 1-2 процента кадровой по требности. Во-вторых, ребят сразу после учебы забирали в армию, возврат составлял 40-50 процентов. Было несложно остаться в любом регионе страны со сравнительно быстрым ре шением социальных проблем (жилье, заработок и т. п.), популярны были вербовки на “стройки века” Сейчас, правда, обстоятельства увеличи вают возврат юношей в родные пенаты, где и стены помогают.» Училищу не вменяется в обязанность трудо устройство выпускника. Прежде ребят из ПТУ уже ждали в отделах кадров, а в мореходках были распределения на Дальний Восток, Кас пий. Черное море. Теперь этого нет. Что ж, реа лии нашей жизни - борись за свое место на бирже труда, докажи, что не хлопал ушами и полученные навыки способен развить, стать нужным производству! Не чурайся занять низо вую. рабочую должность. Понятно, что и судо водитель не завтра же поднимется на капитанский мостик. Но в море быстро раскро ется, на что ты способен. Наконец, третий блок, наши мореходки - колледж и академия. В чем-то они дублируют друг друга, потому что, строго говоря, капитану дальнего плавания достаточно диплома о среднем специальном образовании. Разделяя эти два учебных заведения, мы подразумеваем различный диапазон получаемых знаний. И еще о двух звеньях профессиональной подготовки кадров следует упомянуть. Учебные курсы на предприятиях - с гибкой программой целевой подготовки по мере потребности в той или иной специальности. Сейчас эта форма почти не практикуется - предприятию легче взять готовых специалистов на рынке труда. А учебно-курсовой комбинат, с переменным ус пехом функционирующий с 30-х годов, про должает здравствовать и даже иметь “немного прибыли”, по словам директора Г. С. Ереминой. Ее инициативность плюс ядро профессионалов, платность обучения взрос лых. хорошо осознающих, что им надо взять от курсов и для чего; - все это сказывается на эффективности учебы и жизнеспособности комбината Ш На торжествах и всуе по вторяем неустанно: “ Мур манск - город рыбацкий!” . В разгар политических завих рений, в сутолоке торгаше ского ажиотажа город все равно остается рыбацким. По-прежнему тысячи м уж чин, прикипевших к нелег кому рыбацкому ремеслу, живут с верой, что море не подведет - даст заработок и утоление душе. По -преж нему тысячи юношей меч тают встретить ф удью соленые ветра дальних ши рот. А м ежд у тем полнятся биржи труда, кипят толпы у флотских управлений, не так просто сегодня попасть в моржи - будь ты “варягом” или мурманчанином с ко рочкой о морской специальности... Как же складьвается соотношение современной потребно сти флотов в кадрах и желающих попасть на флот, особенно из чи ела вьлускников специальных учебных заведений? На что вообще сегодня ориентируется десятилетиями отлаженная в городе ин дустрия подготовки кадров? Может, и не стоит мальчишкам м еч тать о посвисте ветра в снастях, потому что ввиду растущей безработицы, сокращения объемов производства ужимается и объем спецподготовки, а уже имеющегося переизбытка кадров хватит на многие годы вперед? Вопросы сформулированы объемно, но для многих молодых людей (и конечно же их близких) они обретают тревожную конк ретность. Охарактеризовать ситуацию и перспективу квалифици рованно и объективно, по мнению редакции, могут опытные руководители кадровой службы флотов и специалисты “Севры бы” , которая несмотря на ослабление взаимосвязей остается по ряду проблем координирующим центром рыбного Мурмана. За- интересованным в теме читателям и предлагаем выступление компетентного человека. Александр Сергеевич ВАСИЛЬЕВ, директор по кадрам и соци альному развитию АО “Севрыба” : В целом наша система подготовки кадров инерционна: не готовит специалистов завтраш него производства, а идет вслед за потребно стями производства. Некоторые попытки вовсе неудачны. Например, из группы девушек-ра- дистов всего две сходили по рейсу в море и поняли, что это не женское дело И девушки- технологи не в море пошли, не на рыбокомби нат или иное пищевое производство, а на тот же рынок труда Но совершенствоваться, даже просто суще ствовать в стандартных пределах нашим "куз ницам" кадров сегодня весьма сложно из-за крайне скудного (в половину требуемого) фи нансирования. Чем помочь? Этот вопрос об суждался и на совете директоров "Севрыбы". Вводятся платные группы, контрактное обуче ние. после которого молодой специалист обя зан прийти на предприятие, оплатившее его учебу. Нужны систематические и целевые от числения. Почему не практиковать такую фор му поощрения моряка: “Ты 20 лет хорошо на флот поработал, иди опять спокойно на про мысел. а флот оплатит учебу твоего сына в колледже"? Логично ведь7 Нет. выдумали ци ничную формулу: “Ну и что - 20 лет? Мы тебя не держали". Как раз держали - системой "по- лярок", срочных договоров, перспективой жилья и т. п. Нужна строжайшая экономия средств в самих учебных заведениях. Например, нужно ли всем и по полному ранжиру обмундирова ние? Одна шинель стоит тысячи, а иным юно шам она не по моде, не по вкусу, и быстренько приводят “спецуху" в негодность... То есть все блоки имеющейся системы под готовки рыбацких кадров необходимо сохра нить и по возможности совершенствовать, чтобы у флотов и предприятий всегда был выбор. Ведь трудовые коллективы не непод вижны. Не надо сбрасывать со счетов мигра цию. опок населения (без дотаций нет стимула обрекать себя на жительство в суровых кли матических условиях). Коммерческие рыбацкие структуры, не обремененные социальными объектами, поднимают уровень заработной платы и перетягивают классных специалистов. То есть пока сохраняется баланс потребности и подготовки кадров. За последние два года да же и- не возникало проблемы трудоустройства наших выпускников. А при том. что молодежь сейчас с удорожанием жизни охотнее учится в родном городе, нежели в Москве или Санкт- Петербурге. повышается конкурс, качество от бора. Значит, повышается и качество смены на флотах; а именно уровнем работающих оцени вается производство - не только набором уни кального оборудования. Такова моя позиция кадровика, мурманчани на и просто гражданина заинтересованного в профессиональном становлении юношества Если эту проблему города, бассейна столь же хорошо будут понимать “отцы-командиры" то найдутся и средства ее разрешения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz