Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.
4 No 2 (4 498 ) 14 - 2 0 января 1 9 9 4 года э сх Экономический компас з о о с М оего собеседника постоянному читателю “ РМ” , видимо, подробно пред ставлять не нужно. Валерий Васильевич КУСКОВ, прошедший за свою жизнь путь от рядового диспетчера до руководителя большого коллектива до керов и солидного портового хозяйства, довольно частьм гость на страницах на шего еженедельника, не раз вьюказьвал свою точку зрения по тем или иным проблемам экономики. Минувший год морскому рыбному порту, как, собственно, и многим другим предприятиям, связанный с промыслом и переработкой рыбы, прямо скажем , дался нелегко. Неразбериха в экономике страны, разрьв прежних устойчивых связей с партнерами по общему делу самым серьезным образом сказались и на деятельности портовиков. И все же, как выяснилось в ходе нашей беседы с В. В. Кусковым, он не думает, что все уж настолько безнадежно, и считает, что порт даже в этих экстремальных условиях сумеет выжить и остаться надежньм , дееспособным звеном в едином рыбном конвейере на Севере России. - Хоть и принято встречать Новый год ус пехами. с хорошим настроением, к сожале нию. ни тем ни другим мы похвастать не можем. Прежде всего переработкой рыбо продукции. то есть по прямому назначению нашего порта. Должен сказать, что эти объе мы вминувшем году сократились наполовину. Соответственно и общий грузооборот упал на 40 процентов. Причин, приведших к подобному поло- других грузов. Но если эти задачи не решим, нас в 1994 году ждет крах. Я нисколько не преувеличиваю. - А в связи с этим как складываются отношения с торговым портом? - Отношения с торговым портом не пор тятся, потому что мы пока конкурент для них слабый, так как. к сожалению, не имеем еще навыков по переработке генеральных грузов, не имеем нужных приспособлений, некоторых Мурманский морской рыбный порт: жению. немало. Эторезкое подорожание топ лива, в связи с чем рыбаки меньше стали доставлять рыбопродукции к нашим прича лам, предпочитая продавать ее за границу Это организация выгрузки судов здесь. Она проходила не всегда так, как хотелось бы. В результате портовые рабочие простаивали, приходилось отправлять их в отпуска без со держания. А это, в свою очередь, серьезно сказывалось на материальном положении докеров и их семей. Сейчас мы рассматрива ем вопрос о переходе рыбного порта на че тырехдневную рабочую неделю. - На этот шаг, наверное, идете, чтобы не растерять квалифицированные кад ры?.. - Конечно. Это вынужденная мера, но иначе мы просто-напросто останемся без людей, вернуть которых потом будет не просто. Скажу больше, мы не исключаем возможности и остановки всего порта на определенное время. Здесь можно идти двумя путями. Один - это резкое сокращение портовых рабочих, но мы по нему не хотим идти. Считаю, это самый легкий путь, но выбрасывать людей на улицу - не в наших правилах. Я уже неоднократно говорил, что сегодняшний докер - это не вчерашний грузчик, на место которого можно было бы взять любого че ловека. а высококвалифицированный спе циалист. который работает с различной современной погрузочной техникой. Поэто му. если сегодня выставить за ворота пор товых рабочих, а завтра грузооборот вырастет, я в этом уверен, мы просто не найдем людей для этих объемов работы. Значит, остается второй путь - временно сокращать рабочую неделю, сохраняя при этом специалистов. В минувшем году мы провели большую работу по привлечению дополнительных гру зов. Желающих воспользоваться нашими ус лугами находится немало, особенно среди коммерческих структур Мурманска. Москвы и Санкт-Петербурга. Вближайшее время с од ной московской фирмой, не буду пока ее на зывать. мы собираемся заключить контракт на переработку большого количества сахара, который будет поступать через наш порт. Мы думаем и о переработке металла, цемента. структур, которые необходимы для подобной работы. Но я считаю, что в скором времени мы оперимся и станем настоящим конкурентом торговому порту. Тем более, думаю, что в ко нечном итоге спад производства в России прекратится и в будущем начнется его нара щивание. Я не могу сказать, когда это будет, возможно, в 94-м, 95-м, 96-м годах тенден ция к увеличению загрузки российских мор ских портов не только сохранится, но и получит дальнейшее развитие. Этой перспек тивой мы живем и надеемся, что рост грузо потока встретим во всеоружии, тем более что наш порт остался единственным незамерза ющим в России. А это, что ни говорите, тоже вселяет надежду на лучшие времена. Вот с такими планами мы и вступили в новый, 1994 год. Главное, на мой взгляд, нужно понять, что в новых экономических условиях невоз можно работать по-старому. А раз мы это уже уяснили, раз стараемся искать и нахо дить нестандартные выходы из сложной ситуации, значит, сумеем не только выжить, но со временем и развиваться. • АО “Карелрыбфлот”: О ЛЮДЯХ ДУМАЮТ В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ В ушедшем в историю году десятки бьеших государственных предприятий нашего рыбацкого Мурманска поменя ли свой статус и стали акционерными обществами. Не обошла сия участь и Беломорскую базу государственного лова, ныне АО “ Карелрыбфлот” . Изменилось ли что-либо в жизни ка рельских рыбаков в связи со сменой формы собственности? С этого вопроса началась моя беседа с начальником службы эксплуатации флота акционер ного общества, в прошлом известным капитаном Марком Исааковичем ЛЮ - БОВСКИМ. - Да. прошедший год для нас и в самом деле знаменателен тем, что мы стали акцио нерами. Хорошо это или плохо? Видимо, нуж но говорить так: если работать на совесть, все предусматривать, планировать, то, я думаю, это неплохо. В общем, так или иначе наше предприятие подпадало под акционирова ние, и от этого было некуда деться. Но у нас дела идут, должен прямо сказать, не совсем хорошо. Заботу о людях у нас и раньше не очень-то проявляли. А после об щего собрания акционеров о них, похоже, и вовсе забыли. В связи с этим, как я и говорил вам в интервью на конференции, на ней была буча из-за той же зарплаты, выражение не доверия руководству и так далее. Вроде бы после этого начали принимать меры, чтобы окончательно не развалить флот, но через некоторое время все вернулось на круги своя. Сейчас люди тоже неделями хо дят, записываются в очередь на получение денег, заработанных честным трудом в не легких условиях моря. И самое-то интерес ное, что рыбу продолжаем ловить, продавать, а денег как не было, так и нет. Где они - неизвестно. И на этот вопрос ни у кого нет возможности получить вразумительный ответ. Недавно было заседание совета директоров, на немхотели выяснить, куда же деньги идут? Так и не смогли найти концов, поскольку все решается в Беломорске, там же расчетный счет предприятия, а основные доходы все же приносит флот, расположенный в Мурманске. Думали, пройдет собрание акционеров, выберут руководство АО, и жизнь пойдет лучше. Ничуть не бывало! Она стала еще ху же. Некоторые некомпетентные люди, а если прямо говорить, горлопаны, на волне нашей так называемой демократии прорвались к власти, и в результате эт<5гомы получили не квалифицированное руководство, которое не способно принимать решения, направленные на улучшение работы предприятия. И вообще, создается впечатление, что все заняты только тем. чтобы каким-то образом прикоснуться к зарубежным делам, а нахо дятся ли суда в море, ловится ли рыба - это никого не волнует. Ивыходит, что наши рыба ки и так-то получают меньше, чем в других флотах, да еще и эти-то деньги им вовремя не выдают. Кроме того, они получают мало, потому что мы им не даем работать. Мы не можем их обеспечить топливом. У нас нет денег на за купку запчастей. На них в минувшем году средств было выделено крайне мало. В результате флот стоит, моряки не рабо тают. Если бы они работали, то сумели бы заработать деньги не только себе на жизнь, но и АО перепадало бы немало. Почему так происходит, что мы все время в долгах? Потому что постоянно берем кре диты, а их надо отдавать, да еще и с огром ными процентами. И все это напоминает какой-то замкнутый, заколдованный круг. Мы продолжаем делать то, чего не нужно. Вот, к примеру, взять модернизацию судов. На многих из них в Исландии мы меняем обору дование на рыбофабриках. Да. это надо де лать. но ведь при этом нужно исходить из того, что можешь, чем владеешь. Но когда мы в долгах, вместо того чтобы остановиться, под считать свои возможности и средства, опять отправляем в ремонт суда, залезая в долги, этого я не понимаю. И еще. Доходит до того, что порт из-за долгов отказывается нас обслуживать, и суда с полными трюмами стоят у причала. - Марк Исаакович, но вы ж е тоже один из руководителей флота, что, на ваш взглед, надо изменить, чтобы вы править каким -то образом положение? - Дело в том, что о людях у нас думают в последнюю очередь. Вот. как я уже говорил, мы, не глядя ни на что, проводим модерниза цию судов. А если судно находится в ремонте, оно мало того, что само ничего не производит, но и съедает прибыль, приносимую другими экипажами, работающими на промысле. Кро ме того, раз мы тратим средства на модерни зацию, их не хватает на покупку топлива, а без предоплаты иМурман-Ойл" уже не дает и литра. Поэтому на одном судне мы проводим ремонт, а три других в течение всего года стоят без работы. Так стоит ли его ремонтиро вать, чтобы другие стояли и не работали? На до же по одежке протягивать ножи, как говорится, а не принимать авантюрные реше ния. Видя такое, мягко говоря, наплевательское отношение руководства к судьбе флота, осо бого оптимизма не испытываешь. Я считаю, что сегодня главное - сохранить кадры (обеспечить людей работой и заработком), а также иметь в достаточном количестве зап части для ремонта судов, и не за границей, если уж так мало средств, а здесь, дома. Если эти два условия выполнить - рабо тать и жить будем. Если нет - то наступивший год будет еще тяжелее прошлого. Нужно ра ботать ипринимать ответственные решения, а иначе удачи не видать. Страницу подготовил Владимир КИКИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz