Рыбный Мурман. 1994 г. Январь.
Иисус родился в хлеву, ибо не нашлось в то время в городе Вифлееме другого жилища для святого се мейства. Сегодня на месте его рождения выбила в камне серебряная звезда . А рядом , чуть правее (верх ний снимок), выложены мрамором ясли, куда был уложен пришедший к нам Спаситель. Первыми узнали о рождении Младенца мест ные вифлеемские пастухи. И пришли посмотреть на Иисуса. Именно этот мо мент изобразил на своей гравюре Г. Доре . Р О Ж Д Е С Т В Е Н С К А Я НОЧЬ Ныне совершилось Чудо из чудес: Ныне перс ть сроднил ас ь С благостью небес. Ныне человеком Стал Пре двечный Бог, И в вертеп в яс лях Крот ок се рдц ем лег. И зве здой ведомы К Све ту на поклон Мудрецы явились Из ч ужи х сторон. Смирну , л а д ан , злато. Лучший д а р земли , Три волхва с востока Богу принесли. Ангелы нисходят Па стырям ирине ст ь О мл а д енце -Б о г е Доро гую весть; И поет на небе Лу ч е з а р ный клир: “Слава в вышних Логу И на з емли мир!". f/»3 сборника духовных стихотво рений, посвященных в честь Спаси теля. Москва, 1909год. № 1(4497) 7-13 января 1994 года С праздником! Богословы и астрономы могут спорить о точной дате рождения Иисуса, ибо по пришествии на зем лю Спасителя на небе зажглась яркая вифлеем ская звезда . Но как бы там ни было, без малого две тысячи лет назад в городе царя Давида Вифлеема у Девы Марии родился младенец, названный Иисусом . В 1990 году мне довелось побывать на Святой Земле, посетить небольшой городо к Вифлеем, спу ститься в Вертеп Рождества и прикоснуться губами к серебряной звезде на мраморной плите - месту рождения Христа. Это место вот уж е второе тыся- челетие священно для миллионови миллионовлю - дей различных рас и политических взглядов. Вопре ки всему по казному , в о п р е к и горам лжи и ре кам крови, воздвигнутым и пролитым суетным и за вистливым человеческим племенем , это место всегда будет великим и почитаемым храмом , ибо здесь родился Бог. Родился, чтобы принять на себя тяж ки е грехи наши. Виктор ГЕОРГИ . 1994: горит серебряная звезда "... в трудные дни испыта ний, когда тьма силилась вос торжествовать над Светом, верные последователи Иисуса никогда не забывали Его обето вания. Дай же и нам, Божествен ный Учитель, силу их веры, не сокрушимость их надежды и огонь их любви к Тебе. Сквозь рев и грохот технического века - столь могущественного и од новременно столь бессильного и нищего - дай нам услышать тиш ину Вечности. Когда на темной жизненной дороге, заблудившиеся, уста лые и растерянные, мы остано вимся, не зная куда идти, ощ упью отыскивая опору, дай нам увидеть среди бури Твой ясный Л и к и услышать Твой ободряющий Голос, говорящий нам: “ Я с вами во все дни до скончания века.” о. Александр МЕН Б. О ВИФЛЕЕМ И РОССИЯ П ервые русские паломни ки - “ калики перехо ж и е ” - обычно добирались сюда из Иерусалима пешком: “ Вифле ем отстоит от Иерусалима два ча са хождением” , - сообщает один из них. Те, кто побогаче, могли воспользоваться вьючными живо тными, и некоторые пилигримы к Вифлеему “ скакали на ослятах” . Почетные гости добирались сюда на лошадях. В записках “ села Лежнева девицы Анны Алексеев- ны и вдовы Прасковьи Степанов ны ” , побывавших в Святой Земле в 1819 году, приводятся сведения о масштабах паломничества хри стиан из разных стран, которые обычно направлялись в Вифлеем накануне праздника Рождества Христова. “ Поехали все верхами во град Вифлеем: и митрополит, и все духовенство, и мы все по клонники (паломники. - а. А .), коих было 8 тысяч, кто верхами, а кто пеш, накануне Рождества Христова, - сообщают русские путешественницы. - Как приеха ли в Вифлеем, потом началась пушечная пальба, а потом начали служить литургию. И продолжа лось до самой ночи. На самое Рождество Христово началось всенощное бдение и литургия ” . Сегодня до Вифлеема можно добраться на рейсовом автобусе, отходящем от Дамасских ворот старого Иерусалима. Вифлеем ле ж и т в 14 км к югу от Иерусалима; это небольшой городок, располо женный уступами на двух хол мах. Окрестности Вифлеема издавна отличались плодородием, что и отразилось в его названии (лрепнеевр. “ Бет-Лехем” - “ Дом хлеба” ). Небольшие белые доми ки облепили склоны холмов; этой красочной панорамой паломники могли любоваться задолго до при бытия в город. “ Вифлеем стоит на горе красовито", - отмечал один из них в начале X V III века. Г1аломники, приезжающие сегодня в Вифлеем, направляются на большую площадь, перед кото рой видят колокольню, крепост ные стены и башню старинной базилики Рождества Христова. Храм стоит над тем самым мес том, где две тысячи лет тому на зад находилась пещера и были ясли, в которые 61 . 1 л положен ро дившийся Младенец Иисус. В Евангелии говорится о том, что Дева Мария - Мать Иисуса, при быв в Вифлеем, “ родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостини це” (Л к . 2,7). Еще первые христиане воз двигли над пещерой (веотепом) Рождества Христова небольшой храм, который, однако, был разру шен во времена римского импера тора Адриана (76-138 г.). Узнав, что христиане постоянно ходят в Вифлеем для поклонения этой свя тыне, он около 130 г. повелел соо рудить над пещерой храм Адониса. Таким образом Адриан невольно увековечил место Рождества Х ри стова, и когда в начале IY в. цари ца Елена, мать императора Константина Великого, прибыла в Палестину, она легко смогла оты скать священную пещеру, по скольку над ней возвышалось языческое капище. Нынешний храм Рождества Христова, который сегодня посе щают паломники, относится к YI веку и представляет собой у н и кальное сооружение. Эта величе ственная базилика - единственный храм в Палестине, который не под вергся разрушению за все 14 веков своего существования. Вместе с паломниками мыс ленно обойдем святыни храма Рождества Христова. Мы пересту паем порог храма - вход узкий и низкий ; паломникам приходится нагибаться. Это было сделано спе циально, чтобы отучить кочевни- ков-арабов от привычки заезжать внутрь храма на ослах и лошадях. Что раньше это было именно так, подтверждает сообщение князя Радзивилла Сиротки, который пог бывал в Святой Земле в XY I веке. “ Понеже (поскольку. - а. А) цер ковь Вифлеемская всегда есть от перта, тур ки , когда похотят, и с лошадьми въезжают” , - с горечью отмечал выходец из старинного литовскою рода. Русские паломники, прибы вавшие сюда накануне праздника Рождества Христова, представля ли собой красочное зрелище. “ С громогласным пением священных стихов вступает партия поклонни ков в Вифлеем; народ встречает их с радостью. При входе в велико лепный Вифлеемский храм, куда прямо направляются паломники, им раздают свечи” , - писал в 1884 г. очевидец этого события. Богомольцы, входившие в храм, осеняли себя крестным зна мением перед иконой Рождества Христова и с радостью замечали, что ее золотой оклад - это дар из России. ЖертвоЬателем был Авра ам Сергеевич Норов (1795-1869) - известный государственный дея тель, участник Бородинского сра жения, министр народного просвещения (1854-1857). Но был в храме и другой, не видимый нынче вклад русских бо гомольцев. На протяжении столетий Вифлеемская базилика подвергалась разграблениям. Сте ны храма в древности были обли цованы белым мрамором, но все мраморные плиты, покрывавшие степы и пол, были увезены мусуль манами в Иерусалим и использо ваны для облицовки мечети. Известно, что мусульмане с благоговением относились к Иису су Христу, почитая Его ка к проро ка. Поэтому храм Рождества Христова не разрушался ими, хотя базилика и понесла большой урон. Для христиан всего мира Виф леемский храм представляет вели чайшую святыню, потому что под его алтарной частью находится пе щера Рождества Христова (Вер теп), входы в которую имеются справа и слева от алтаря. Здесь также почти ничего не изменилось за прошедшие столетия, и ее опи сание, сделанное игуменом Д а ни илом в начале X II века, сегодня не потеряло своей значимости. “ Пе щера и ясли, где родился Христос, находятся под великим алтарем, они устроены красиво. Ступеней семь идут туда, по ним сходят к дверям пещеры святой, - сообщал шумен Даниил. - Дверей в пещере две, ко второй двери также семь ступеней. Если восточными дверя ми войти в пещеру, то на левой стороне есть место внизу, где ро дился Христос. Над этим местом сделана трапеза (престол. - а. А .), и в этой трапезе исполняют сл уж бу” . Дневной свет не проникает в Вертеп Рождества Христова, и по этому он постоянно освещается лампадами. Как повествуется в Евангелии: “ Когда же Иисус родился в Виф лееме Иудейском во дни царя Иро да, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: ’’ Где родивший ся Царь Иудейский? Ибо мы виде ли звезду Его на востоке и пришли поклониться ЕМ У " (Мф. 2 ,1 - 2 ) . Поэтому с давних пор вифлеем ский Вертеп украшался изоораже- нием звезды, которая привела волхвов к яслям Богомладенца: “ И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как на конец пришла и остановилась над местом, где был Младенец” (Мф. 2 ,9-10). Пещера Рождества Хпистова разделяется на две части; большая из finx принадлежит православ ным грекам. В таинственном свете, среди черных стен и теряющихся в темноте украшений, мерцает на полу ниши серебряная звезда с ла тинской надписью: “ Hie de Virginae Marie Jesus Christus natus est” ("Здесь от Девы Марии родил ся Иисус Христос"). Такой увидел святой Вертеп Кир Бронников, по сетивший Вифлеем в начале XY I 11 века: “ Па правой стороне, к стене, в полукружии , под святым престо лом есть место, где Христос родил ся; оно означается на мраморной неглубокой руппе сребропозла- щенною звездою, а над ней, под престолом, горят неугасимые лам пады” , - сообщал русский палом ник. Справа от звезды три ступени ведут к покрытой мрамором нише - яслям Христовым. Здесь католи ческий престол Поклонения волх вов, устроенный в память евангельского повествования: “ Увидев же звезду, они (волхвы. - а. А.) возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Ма терию Его и, пав, поклонились ЕМ У ” (Мф. 2 ,10-11). В этот при дел издавна приходили русские паломники: “ И туто видехом, где Христос родися, и ясли, и где звез да стала, и волсви приидоша и по- клонишася” , - сообщал “ русский гость” Василий, совершивший хождение в Палестину в 1465- 1466 гг. Меж конфессиональное со перничество за обладание святы ми местами является не самой светлой страницей в истории хри стианства на Ближнем Востоке. Его корни уходят в глубь веков, к 1099 году, когда западные хри стиане во время первого крестово го похода освободили Иерусалим от мусульманского владычества, да и в последующие столетия за обладание святыми местами шло постоянное соперничество. В X IX веке разгоревшийся спор постепенно вышел за рели гиозные рамки и приобрел пол итическую окраску, ведь за православно-католическим конф ликтом пристально следили главы европейских держав, стремив шихся усилить свое влияние на Ближнем Востоке. Российский император Николай I объявил се бя защитником и покровителем православных святынь Палести ны, чго в сочетании с другими политическими факторами при вело к столкновению России с ко алицией ряда европейских держав и Т урции в Крымской войне (1853-1956). В начале нынешнего столетия духовные связи России со Святой Землей продолжали укрепляться, но на европейском политическом горизонте уже начали сгущаться тучи. Вскоре после начала 1 ми ровой войны Оттоманская импе рия начала боевые действия как союзник Германии, и русские подданные, проживавшие на тер ритории Палестины, оказались в трудном положении. Так были прерваны послед ние нити , которые на протяжении столетий связывали Россию со Святой Землей. И можно лишь надеяться на то, что в конце нынешнего столе тия, как и в его начале, к священ ному Вертепу снова будут приходить простые русские веру ющие и, как сто лет назад, здесь снова будут звучать бесхитрост ные слова паломнического песно пения: О, Вифлеем! Как сердце бьется, Лишь только вспомниться мне ты! И как молитва к небу рвется От всей душевной полноты... Архимандрит А В Г У С ТИ Н (Н и ки ти н ), доцент Санкт- Петербургской духовной академии. (Специально для "Рыбно го М урмана".) 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz