Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.
12 № 39 (4535) 30 сентября - 6 октября 1994 года Имею право! O C X ш ш ш я W.V.V. s I S I S l l i l i l i l ш ш щ ш 11111 I I шштш штш тжж 1111 ДЕЛАЕТСЯ! Уверены, не раз и не два приходи лось вам томиться в тесном зале аэро вокзала из-за очередной задержки рейса. То из-за нехватки керосина, то по обтекаемым “техническим причи нам “. А ведь, казалось бы, какое дело нам, пассажирам, до неурядиц Аэрофлота? Если ты купил билет, то вступил с фирмой в договорные отно шения: пассажирские перевозки - это услуга. Проявил необязательность - от вечай, в том числе материально. Пассажир Григорий Цехер подробно рассказал свою историю. Даже две! Как-то рейс, которым он летел из Ека теринбурга в Москву, был задержан на 1 час 20 минут. В столичном аэропорту Цехер сделал отметку в билете об опоздании самолета и, возвратившись в Екатеринбург, написал претензию в территориальное агентство граждан ской авиации, требуя выплатить не устойку за опоздание самолета, ссылаясь на статью 29 Закона Россий ской Федерации “О защите прав по требителей “. Статья среди прочего предусматривает право потребителя взыскать неустойку с исполнителя за каждый день (даже час) просрочки. Подобные претензии Аэрофлоту сегод ня уже не в диковинку, так что притя зания пассажира удовлетворили, выплатив 10 процентов стоимости авиабилета. А вскоре был другой, пока еще бес прецедентный случай. Вечерний рейс, которым Григорий Яковлевич собирал ся улететь из Москвы в Екатеринбург, был задержан на 21 час. Ждать в аэро порту почти сутки? Г. Я. Цехер сел в автобус, добрался до столичной гости ницы “Россия “ , снял номер, поужинал в ресторане, позвонил жене в Екате ринбург - чтобы не волновалась. Утром зашел в медпункт отеля, зафиксировал свое плохое состояние, вызванное за держкой рейса и плохим сном, и вер нулся в аэропорт. Как опытный человек, он сохранил билеты на авто бус из аэропорта и обратно, гостинич ную квитанцию, счет за ужин в ресторане и квитанцию об оплате меж В от уже третий год мы живем под охраной закона "О защите прав потребителей ". Правда, не все из нас об этом догадываются, И', сле довательно, не все из нас умеют по стоять за себя, если ... “Покупатель всегда прав ' - рань ше это был только лозунг. Сегодня, когда мы вступаем в рыночные отно шения, можно сказать и так: тот, кто платит - всегда прав! И не толь ко сказать, а, без скидки на инфля цию, заставить продавца познать цену денег, выкладываемых нами за товары и услуги. Защитить свои права под силу каждому из нас. КАК ЭТО дугородного разговора. А также - справку из медпункта. Ну а по возвра щении в Екатеринбург сразу сделал отметку в билете о задержке рейса. Теперь оставалось последнее - напи сать претензию начальнику террито риального агентства гражданской авиации, что он и сделал. Вот еще пример. Лет за пять до при нятия Закона “О защите прав потре бителей “ возникло “дело“ о пропаже багажа Г. И. Шура, возвращавшегося из зарубежной командировки. Мили ция так и не разыскала его чемодан ве- очереди к окошку коммерческого ки оска. А киоск в это время ремонтиро вался. Продавец, красивший крышу, по небрежности пролил краску и зака пал еще новую куртку гражданки. На возмущение покупательницы продавец киоска лишь огрызнулся. Заручившись поддержкой свидетелей, та отправи лась в отдел по защите прав потреби телей при местной администрации. Туда вскоре пригласили и нелюбезного продавца и разъяснили ему его обязан ности по отношению к потребителю. Подумав, он решил не доводить дело до суда и не только принес М. свои из винения по поводу случившегося, но и оплатил счет из химчистки, куда при шлось сдавать куртку. ПРЕДПИСАНО: ПОКУПКУ ОБМЕНЯТЬ! А вот еще одно важное для потреби теля обстоятельство, касающееся дея тельности Госкомитета по антимонопольной политике. Это уч реждение официально разъясняет воп росы применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. Однако нередка и такая ситуация: потребитель предъявляет завмагу га зету с официальным разъяснением З а кона, но слышит в ответ: “Да мало ли что в газетах пишут...“ Тогда потреби телю стоит обратиться в ГКАП России с запросом, описать обстоятельства де ла и в ответ получить документ, пред писывающий, как поступить и покупателю, и продавцу в данном слу чае. Вот пример. Москвич Дмитрий Николаевич Н. купил в магазине автомобиль “Тав рия “, оказавшийся, как вскоре выяс нилось, с серьезными недоделками. Однако торговое предприятие отказа лось обменять ему машину. Тогда по купатель пожаловался в Госкомитет по сом в 11 кг. Тогда упорный пассажир обратился в суд. Основанием послужил пункт 2 статьи 22 Варшавской конвен ции, в соответствии с которой при пе ревозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков с 1 кг. После трехлетнего хождения “дела“ по судам с Центрального уп равления международных отношений гражданской авиации, виновного в уте ре багажа, все же была взыскана сум ма ущерба в инвалютных рублях. И только в позапрошлом году Г. И. Шур смог получить 2750 французских франков за утерянный много лет назад авиабагаж. Да, мы, потребители, еще плохо знаем свои права. Например такое: вы, пассажир самолета, в случае задержки вылета бесплатно (за счет виновного авиапредприятия) можете получить место в гостинице. В этом же случае авиапредприя тие, осуществляющее пе ревозку, бесплатно должно доставить вас ав тотранспортом от аэропор та до гостиницы и обратно. Бесплатно вас должны довезти из аэро порта вынужденной по садки в ближайший аэропорт. Во всех случаях перевозчик бесплатно до ставляет багаж из аэро вокзала до воздушного судна и обратно, а также грузит багаж. Вы знали про это?.. ЗНАТЬ БЫ НАДО Мыслимо ли держать в памяти статьи закона, множество инструкций и правил? Вряд ли это кому под силу. Но важно уметь ориентироваться во всех этих документах и знать, с чего начинать борьбу за свои права, каким путем идти и что обычно бывает в по добных случаях. Опыт правового поведения в реаль ИНФО“ , выпускающий справочно-ин формационное издание для потребите лей, - журнал “СПРОС “ (телефон редакции 298- 46-24). По соседству (улица Солянка, 9, строение 1) находится Московский со юз потребителей (МСП). Этот адрес хорошо известен многим тысячам мос квичей и гостей столицы. Здесь ведут прием опытные консультанты, которые дадут вам совет, как поступать в том или ином случае. Инициативных лю дей, желающих создать на своем пред приятии или в микрорайоне общество потребителей, научат, как это сделать. Телефоны МСП: 923- 26-95, 923- 27- 31. На Солянке, 9 находится и фирма “Адвокат потребителя “ - единствен ная в столице специализированная юридическая консультация. Каждый день (кроме выходных) с 14 до 19 ча сов юристы фирмы ведут прием посе тителей. В числе учреждений, защищающих права потребителей, - Госстандарт, Прокуратура, МВД, Министерство экологии, санэпиднадзор. Вы можете обращаться как в сами ведомства, так и в их региональные управления. Следует знать, что основным госу дарственным учреждением по защите прав потребителей является Госкоми тет Российской Федерации по антимо нопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). В его территориальных уп равлениях по всей России действуют соответствующие отделы по защите прав потребителей. Под эгидой анти монопольных управлений при местной администрации созданы отделы или бюро по защите прав потребителей. Именно там вам должны помочь разо браться в законодательстве, оказать содействие в том, чтобы соста* ить пре тензию или исковое заявление в суд, а если надо, то и поддержат в суде. Тел. в Мурманске 55-64-16, 55-35-09. Вот какой случай произошел в горо де Пушкино. Гражданка М. сто/та в ных ситуациях можно приобрести в об ществах и союзах потребителей - ныне они созданы во многих городах и обла стях России. Их деятельность в ря де республик бывшего СССР объединяет Международная конфеде рация обществ потребителей (КонфОП) со штаб-квартирой в Москве. В вашу записную книжку Адрес КонфОП: 103690, Москва, улица Варварка, 14. Телефон 298- 46- 49. Здесь же расположен Информаци онно-издательский Центр “КОНСУМ- антимонопольной политике, который направил директору магазина письмо с официальным разъяснением. Вот этот документ: “Госкомитет по антимонопольной политике России рассмотрел заявле ние покупателя Н. и на основании пункта 2 статьи 39 Закона Российской Федерации “О защите прав потреби телей “ официально разъясняет... “ - и далее подробно и по пунктам права владельца злополучной “Таврии “. Оказывается, он (и любой другой бе долага на его месте) имеет все основа ния рассчитывать либо на безвозмездное устранение недостат ков, либо на замену товара, либо на соразмерное уменьшение цены. При чем выбор в этом случае осуществляет сам пострадавший. (О кончание на 14-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz