Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.

6 № 39 (4535) 30 сентября - 6 октября 1994 года елёк и жизнь КОЙ­ КИ [ГО РАСШИФРОВАТЬ Хотя мы уже об этом и говорили, но, как раньше говаривали, это всем надо... В последнее время на прилавках магазинов, особенно коммерче­ ских, все чаще и чаще появляются импортные товары, в первую оче­ редь сладости, кондитерские изделия, напитки, на упаковке которых нанесены некие цифры, черные и белые вертикальные полосы. Это так называемый штриховой код, с помощью которого зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продук­ ции. Но если сам код уже не вызывает удивления у искушенных поку­ пателей, то его расшифровка представляется тайной за семью печа­ тями. А между тем никакой тайны тут нет. Попробуем в этом разобраться. Несмотря на то, что начальное упоминание о штриховом кодирова­ нии относится к 30-м годам - в Гарвардской школе бизнеса была за­ щищена соответствующая диссертация, - а вскоре после окончания второй мировой войны получен патент на штриховые коды, впервые на практике их применили железнодорожники США лишь в 60 -е го­ ды, когда в очередной раз проводили “опознание" (идентификацию) железнодорожных вагонов. С развитием микропроцессорной техники дело с кодами пошло значительно быстрее. И уже в 1973 г. США приняли универсальный товарный код - UPC, пригодный для использования как в промыш­ ленности, так и в торговле. Не очень отстала от Америки Европа: в 1977 г. сначала на европейском континенте, а затем и на других ут­ вердилась европейская система кодирования - EAN (ри с .). Сейчас в мире существуют и иные коды, например “2 из 5", “9 3 “ , “Codabar", “Code 11“ , но они не получили такого широкого распространения, как первые два. Сегодня этими двумя кодируются до 90% всех выпу­ скаемых товаров в США, 80% - в ФРГ, около 70% - во Франции, почти 45% - в Швеции и т. д. Так что же такое штриховой код потребительского товара? Соглас­ но той или иной системе каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN -13 ). Возьмем, к примеру, цифровой код: 5449000000996. Первые две цифры (54) скрывают под собой страну происхождения (изготовите­ ля или продавца) продукта ( “флаг“ страны), следующие пять (49000) - предприятие-изготовитель, еще пять (00099) - наимено­ вание товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (6) - контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. Возможен также вариант, когда для кода страны-изготовителя от­ водится три знака, а для кода предприятия - четыре. Товары, имею­ щие небольшие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр, - EAN-8. Как правило, код страны присваивается Международной ассоциа­ цией EAN. Вот некоторые из них: США и Канада - 00, 01, 03, 04, 0. Франция - 30-37. ФРГ - 40-43. Япония - 49. Великобритания - 50. Северная Ирландия - 50. Греция - 5 2 ( 0 ) . Кипр - 5 2 ( 9 ) . Бельгия и Люксембург - 54. Португалия - 56 ( 0 ) . Исландия - 56 (9 ) . Дания - 57. ЮАР - 6 0 ( 0 ) - 6 0 ( 1 ) . Финляндия - 64. Норвегия - 70. Израиль - 72 ( 9 ) . Швеция - 73. Швейцария - 76. Италия - 80-83. Испания - 84. Чехословакия - 8 5 (9 ) Югославия - 86 ( 0 ) . Турция - 86 (9 ) . Нидерланды - 87. Австрия - 90-91. Австралия - 93. Что касается бывшего СССР, то в 1987 г. ассоциация EAN закре­ пила за тогдашним Союзом десять трехзначных кодов (префиксов) - с 460 по 469. Значит, если вам встретится, например, товар, имею­ щий код 469 125 10000 10, то перед вами десертный шоколад “Люкс“ массой 100 г московской кондитерской фабрики “Красный Октябрь". Именно шоколад, а не фальшивка. Именно “Красного Ок­ тября “ , а не "Рот-Фронта". Понятно, рядовой потребитель, не вооруженный специальными справочниками, не в состоянии по одному только коду определить из­ готовителя товара. Впрочем, нет в этом ни малейшей необходимости. Главное - знать страну происхождения, знать, что товар не фальси­ фицирован. в к а к о й РУК Е ? к а с с а БОЛЕТЬ НЫНЧЕ НАКЛАДНО Стоимость лекарств, которыми приходится поль­ зоваться страдающим головными болями, сердечно­ сосудистыми заболеваниями и другими недугами: цитрамон - 330 руб., анальгин - 484 руб., пенталгин - 961 руб., темпалгин - 2600 руб., валокордин - 2155 руб., настойка валерианы - 220 руб., настойка пустырника - 330 руб., витамины "Ревит" - 836 руб., вата - 4180 руб (250 г ) , бинты - 770-1035 руб. К сожалению, в наше время все чаще встречает­ ся болезнь нецивилизованного мира - педикулез (вшивость), для борьбы с которым предлагается пе- делин в виде шампуня - 5385 руб., эмульсии - 6785 руб. Как пояснили в аптеке № 82, на все медикамен­ ты из прежних поступлений цены не увеличивают­ ся. Если же поставщики в дальнейшем будут поднимать отпускные цены, то, естественно, выра­ стут и розничные. Так что - крепитесь! ДОРОГА ЖЕЛЕЗНАЯ ПО НИТОЧКЕ ТЯНЕТ С 17 сентября 1994 года на 50 процентов увели­ чены цены на железнодорожные билеты (кроме пригородных поездов). Собирающиеся покинуть наш город граждане выложат из своих кошельков тысяч рублей до: № поезда вагон 15 скорый плацкартный 67900 купейный 105800 спальный 208000 111 скорый плацкартный 46100 купейный 71300 182 пасса- плацкартный 42200 хирск. купейный 65500 21 скорый плацкартный 35100 купейный 54300 спальный 105000 Санкт- Петер- бурга (В 55 скором кроме стоимости билета гражда­ нин должен уплатить 4 тысячи рублей за охрану в пути следования.) Вологды 185 пасса­ жирский 173 пасса­ жирский Архангельска Никеля плацкартный 30400 купейный 48100 общий 23000 плацкартный 34000 купейный 52700 плацкартный 25000 купейный 39500 общий 5400 плацкартный 7800 купейный 12500 БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ, ОЧКИ НЕ ДЕШЕВЕЮТ Чтобы как-то улучшить потерянное зрение, мы прибегаем к помощи очков. Сколько же сейчас они стоят, когда кругом дороговизна? В государственном предприятии "Оптика", кото­ рое находится на Кольском проспекте, - самые деше­ вые - 20 тыс. руб., дорогие - 100 тыс. руб. Для пенсионеров и детей, с учетом некоторых скидок, с оправами отечественного производства - соответст­ венно 14 и 10 тыс. руб. Кого же это не устраивает, могут обратиться в му­ ниципальное предприятие "Оптик-Норис", что на проспекте Ленина. Там кроме обычных очков по уме­ ренным ценам вам могут предложить импортные оп­ равы стоимостью до 350 тыс. руб. За изготовление таких очков придется выложить еще 100 тысяч. С ЛЕГКИМ ПАРОМ, ТЯЖЕЛЫМ УГАРОМ! Что ни говорите, а мытье в бане не идет ни в какое сравнение с полосканием дома в ванне. Здесь и пари- лочка, и душистый веничек, которые помогут изба­ виться не только от грязи на теле, но и от некоторых хворей. Во сколько же сейчас обходится помывка, или, как нынче выражаются, сеанс в бане? В мурманской бане № 5 на улице Щербакова би­ лет в оощее отделение для пенсионеров и малоимущих по средам, четвергам и пятницам на первые три сеан­ са стоит 2500 руб. Граждане, не имеющие данной льготы, заплатят 4000 руб. А чао же для тех, кто не желает мыться в общем отделении? К их услугам двухместные номера за 25 тыс. руб­ лей, а за такой же номер с бассейном - 80 тыс. руо. И эти номера без посетителей не простаивают. НЕ СКИСНЕТ! Стоимость молочных продуктов опять подскочила. В муниципальной торговле стоят: литр молока - 2680 руб., . литр кефира - 3000 руб., 200 г сметаны - 2000 руб., 200 г творога - 2700 руб., 200 г десерта - 2045 руб. В торговых павильонах пригородных совхозов стои­ мость литра молока 1500 руб. СКОЛЬКО СТОИТ КРАСОТА! Стоимость услуг в некоторых парикмахерских го­ рода: стрижка модельная мужская и женская - 10 тыс. руб” ^ коммерческая - 15 тыс. руб., /кладка феном коротких волос: мужская - 4 тыс. женская - 5 тыс. руб., химическая завивка - 15 тыс. руб., стрижка "канадка" - 4-6 тыс. руб., в зависимости от класса парикмахерской. Подготовил Владимир ЧЕРНЫЙ. ру £ грю * ’ долженвыть Рисунки Михаила ЛАРИЧЕВА .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz