Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.
6 № 39 (4535) 30 сентября - 6 октября 1994 года елёк и жизнь КОЙ КИ [ГО РАСШИФРОВАТЬ Хотя мы уже об этом и говорили, но, как раньше говаривали, это всем надо... В последнее время на прилавках магазинов, особенно коммерче ских, все чаще и чаще появляются импортные товары, в первую оче редь сладости, кондитерские изделия, напитки, на упаковке которых нанесены некие цифры, черные и белые вертикальные полосы. Это так называемый штриховой код, с помощью которого зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продук ции. Но если сам код уже не вызывает удивления у искушенных поку пателей, то его расшифровка представляется тайной за семью печа тями. А между тем никакой тайны тут нет. Попробуем в этом разобраться. Несмотря на то, что начальное упоминание о штриховом кодирова нии относится к 30-м годам - в Гарвардской школе бизнеса была за щищена соответствующая диссертация, - а вскоре после окончания второй мировой войны получен патент на штриховые коды, впервые на практике их применили железнодорожники США лишь в 60 -е го ды, когда в очередной раз проводили “опознание" (идентификацию) железнодорожных вагонов. С развитием микропроцессорной техники дело с кодами пошло значительно быстрее. И уже в 1973 г. США приняли универсальный товарный код - UPC, пригодный для использования как в промыш ленности, так и в торговле. Не очень отстала от Америки Европа: в 1977 г. сначала на европейском континенте, а затем и на других ут вердилась европейская система кодирования - EAN (ри с .). Сейчас в мире существуют и иные коды, например “2 из 5", “9 3 “ , “Codabar", “Code 11“ , но они не получили такого широкого распространения, как первые два. Сегодня этими двумя кодируются до 90% всех выпу скаемых товаров в США, 80% - в ФРГ, около 70% - во Франции, почти 45% - в Швеции и т. д. Так что же такое штриховой код потребительского товара? Соглас но той или иной системе каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN -13 ). Возьмем, к примеру, цифровой код: 5449000000996. Первые две цифры (54) скрывают под собой страну происхождения (изготовите ля или продавца) продукта ( “флаг“ страны), следующие пять (49000) - предприятие-изготовитель, еще пять (00099) - наимено вание товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (6) - контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. Возможен также вариант, когда для кода страны-изготовителя от водится три знака, а для кода предприятия - четыре. Товары, имею щие небольшие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр, - EAN-8. Как правило, код страны присваивается Международной ассоциа цией EAN. Вот некоторые из них: США и Канада - 00, 01, 03, 04, 0. Франция - 30-37. ФРГ - 40-43. Япония - 49. Великобритания - 50. Северная Ирландия - 50. Греция - 5 2 ( 0 ) . Кипр - 5 2 ( 9 ) . Бельгия и Люксембург - 54. Португалия - 56 ( 0 ) . Исландия - 56 (9 ) . Дания - 57. ЮАР - 6 0 ( 0 ) - 6 0 ( 1 ) . Финляндия - 64. Норвегия - 70. Израиль - 72 ( 9 ) . Швеция - 73. Швейцария - 76. Италия - 80-83. Испания - 84. Чехословакия - 8 5 (9 ) Югославия - 86 ( 0 ) . Турция - 86 (9 ) . Нидерланды - 87. Австрия - 90-91. Австралия - 93. Что касается бывшего СССР, то в 1987 г. ассоциация EAN закре пила за тогдашним Союзом десять трехзначных кодов (префиксов) - с 460 по 469. Значит, если вам встретится, например, товар, имею щий код 469 125 10000 10, то перед вами десертный шоколад “Люкс“ массой 100 г московской кондитерской фабрики “Красный Октябрь". Именно шоколад, а не фальшивка. Именно “Красного Ок тября “ , а не "Рот-Фронта". Понятно, рядовой потребитель, не вооруженный специальными справочниками, не в состоянии по одному только коду определить из готовителя товара. Впрочем, нет в этом ни малейшей необходимости. Главное - знать страну происхождения, знать, что товар не фальси фицирован. в к а к о й РУК Е ? к а с с а БОЛЕТЬ НЫНЧЕ НАКЛАДНО Стоимость лекарств, которыми приходится поль зоваться страдающим головными болями, сердечно сосудистыми заболеваниями и другими недугами: цитрамон - 330 руб., анальгин - 484 руб., пенталгин - 961 руб., темпалгин - 2600 руб., валокордин - 2155 руб., настойка валерианы - 220 руб., настойка пустырника - 330 руб., витамины "Ревит" - 836 руб., вата - 4180 руб (250 г ) , бинты - 770-1035 руб. К сожалению, в наше время все чаще встречает ся болезнь нецивилизованного мира - педикулез (вшивость), для борьбы с которым предлагается пе- делин в виде шампуня - 5385 руб., эмульсии - 6785 руб. Как пояснили в аптеке № 82, на все медикамен ты из прежних поступлений цены не увеличивают ся. Если же поставщики в дальнейшем будут поднимать отпускные цены, то, естественно, выра стут и розничные. Так что - крепитесь! ДОРОГА ЖЕЛЕЗНАЯ ПО НИТОЧКЕ ТЯНЕТ С 17 сентября 1994 года на 50 процентов увели чены цены на железнодорожные билеты (кроме пригородных поездов). Собирающиеся покинуть наш город граждане выложат из своих кошельков тысяч рублей до: № поезда вагон 15 скорый плацкартный 67900 купейный 105800 спальный 208000 111 скорый плацкартный 46100 купейный 71300 182 пасса- плацкартный 42200 хирск. купейный 65500 21 скорый плацкартный 35100 купейный 54300 спальный 105000 Санкт- Петер- бурга (В 55 скором кроме стоимости билета гражда нин должен уплатить 4 тысячи рублей за охрану в пути следования.) Вологды 185 пасса жирский 173 пасса жирский Архангельска Никеля плацкартный 30400 купейный 48100 общий 23000 плацкартный 34000 купейный 52700 плацкартный 25000 купейный 39500 общий 5400 плацкартный 7800 купейный 12500 БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ, ОЧКИ НЕ ДЕШЕВЕЮТ Чтобы как-то улучшить потерянное зрение, мы прибегаем к помощи очков. Сколько же сейчас они стоят, когда кругом дороговизна? В государственном предприятии "Оптика", кото рое находится на Кольском проспекте, - самые деше вые - 20 тыс. руб., дорогие - 100 тыс. руб. Для пенсионеров и детей, с учетом некоторых скидок, с оправами отечественного производства - соответст венно 14 и 10 тыс. руб. Кого же это не устраивает, могут обратиться в му ниципальное предприятие "Оптик-Норис", что на проспекте Ленина. Там кроме обычных очков по уме ренным ценам вам могут предложить импортные оп равы стоимостью до 350 тыс. руб. За изготовление таких очков придется выложить еще 100 тысяч. С ЛЕГКИМ ПАРОМ, ТЯЖЕЛЫМ УГАРОМ! Что ни говорите, а мытье в бане не идет ни в какое сравнение с полосканием дома в ванне. Здесь и пари- лочка, и душистый веничек, которые помогут изба виться не только от грязи на теле, но и от некоторых хворей. Во сколько же сейчас обходится помывка, или, как нынче выражаются, сеанс в бане? В мурманской бане № 5 на улице Щербакова би лет в оощее отделение для пенсионеров и малоимущих по средам, четвергам и пятницам на первые три сеан са стоит 2500 руб. Граждане, не имеющие данной льготы, заплатят 4000 руб. А чао же для тех, кто не желает мыться в общем отделении? К их услугам двухместные номера за 25 тыс. руб лей, а за такой же номер с бассейном - 80 тыс. руо. И эти номера без посетителей не простаивают. НЕ СКИСНЕТ! Стоимость молочных продуктов опять подскочила. В муниципальной торговле стоят: литр молока - 2680 руб., . литр кефира - 3000 руб., 200 г сметаны - 2000 руб., 200 г творога - 2700 руб., 200 г десерта - 2045 руб. В торговых павильонах пригородных совхозов стои мость литра молока 1500 руб. СКОЛЬКО СТОИТ КРАСОТА! Стоимость услуг в некоторых парикмахерских го рода: стрижка модельная мужская и женская - 10 тыс. руб” ^ коммерческая - 15 тыс. руб., /кладка феном коротких волос: мужская - 4 тыс. женская - 5 тыс. руб., химическая завивка - 15 тыс. руб., стрижка "канадка" - 4-6 тыс. руб., в зависимости от класса парикмахерской. Подготовил Владимир ЧЕРНЫЙ. ру £ грю * ’ долженвыть Рисунки Михаила ЛАРИЧЕВА .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz