Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.
Так и живём О О О О О С 5000С Э О О О О О О О O C X № 39 (4535) 30 сентября - 6 октября 1994 года 5 Деньги на бочки! тельную им портную ли нию по ее переработке продать. Положение В октябре 1992 года бывшие подраз деления Мурманского рыбокомбината выделились всамостоятельные предпри ятия и стали акционерными общества ми. Не избежал сей участи и холодильный завод, ныне АО “Айс берг*. Прошло почти два года, которые для всей экономики России оказались край не тяжелыми, а для рыбной отрасли осо бенно. И если рыбодобывающие флоты еще ухитряются как-то сводить концы с концами, самостоятельно продавая про дукцию за границу и в страны СНГ, то береговые предприятия по переработке рыбы, тот же “Айсберг*, всецело зави сящие от поступления сырья с флотов, сегодня на грани полной остановки. Судите сами, у АО два холодильника общей емкостью девять тысяч тонн. Один из них, на три тысячи тонн, как я убедился, побывав в нем, давно стоит совершенно пустой, во втором ежесуточ но содержится всего лишь по 60-70 тонн рыбы. Чтобы полнее представить картину нынешнего положения на предприятии, я попросил его генерального директора Петра Петровича ПЕТРОВА подробнее рассказать о том, как обстоят дела на “Айсберге* сегодня. - В принципе, за эти два года после проведения акционирования ничего не изменилось. Мы и раньше были вспо могательным производством, и нынче наша роль осталась прежней, работаем в основном как холодильники для коп тильного, консервного заводов и для всех остальных предприятий. Само стоятельными у нас были по сути толь ко четыре цеха: пельменный, филейный, сосисочный и по вялению рыбы. В связи с тем, что сейчас мойву прекратили ловить совсем, цех вялки остановлен полностью. Из-за того, что флоты перестали вырабатывать фарш, пельменное производство тоже оста новлено. Эта же участь постигла и фи лейный цех. Свежей рыбы флоты нам не поставляют вообще. 93-й год мы закончили более-менее благополучно, а в этом году почти пол ностью в простое. Осталось у нас толь ко производство соленой рыбы и пресервов. Кроме того, по договору с фирмой “Атло4 обрабатываем семгу. Но это сезонная рыба, сегодня она есть, а завтра - нет. В основном все производства и цеха сейчас стоят. - И в связи с этим, Петр Петрович , у вас, наверное , и сокращение кадров немалое?.. - Да. В основном произошло сокра щение вспомогательных служб, инже нерно-технических работников. Но многие рабочие сами ушли на другие предприятия. Для наглядности скажу, у нас от численности в 600 человек в 1992 году осталось 200. Да и из них более ста человек сейчас находятся в отпусках без содержания. Короче гово ря, положение очень тяжелое. - И все-таки жить как-то надо , зар плату тем, кто работает, необходимо платить. Как выкручиваетесь из этого положения? - Вот у нас есть рядом предприятие “Кепроком44, мы часть людей переда ли туда. То есть они работают на на ших площадях, но зарплату им платит не “Айсберг44, а “Кепроком44. Понемногу избавляемся от ставше го ненужным оборудования. Рыбаки сейчас креветку если и ловят, то сдают за кордон, и нам пришлось замеча- критическое. Но мы в него, образно гово ря, въехали, как, видимо, и многие другие, за счет взаим ных неплате жей. Нам не платят “Колор Фиш“ - быв ший коптиль ный завод. “Северная Пальмира4 - бывший кон сервный, “Севрыбсбыт44. В общей слож ности нам должны около миллиарда руб лей, и в то же время мы тоже задолжали миллиард с лишним. Ситуация дурацкая. Вроде не совсем плохо живем - и все же на грани банкрот ства, а может быть, уже и за пзанью. Кстати, мы банкротства не боимся, ес ли можно так выразиться, морально гото вы к нему. Ну пустят нас с молотка, сменят руководство, придет новый дядя с большими деньгами и все выправит. Но почему бы нам сегодня денег не дать? И это было бы на благо предприятию. Мне просто жалко, как человеку, проработав шему здесь 26 лет, что этот завод погиб нет. А ведь все идет к тому. Сейчас у нас есть предложение совета директоров по организации дочерней фирмы. Суть его в том, что отсекаем все нерентабельные цеха, оставляем только те подразделения, которые работоспособ ны и дают хотя бы минимальную при быль. Вот я, например, хорошо знаю, что первый холодильник уже не восстано вить, что объекты социальной сферы, а их у нас немало, тоже никому не нужны. Значит, их нужно продавать или сдавать в аренду. Я вижу выход из создавшегося положе ния только в разделении. Часть подразде лений, которые совсем неработоспособны, должна быть продана с аукциона, чтобы покрыть наши долги, а остальные должны заработать. Иначе, уверен, нам не выжить, и “Айсберг44, как говорится, прикажет долго жить. Беседовал Владимир КИКИНОВ. На встречу с начальником деревообраба тывающего производства АО "Мурманская судоверфь* Анатолием Михайловичем Мака ревичем я шел без предварительной догово ренности. У руководителя одного из крупнейших цехов объединения за неуплату отключен телефон. По одному этому факту видно, что на прославленном некогда пред приятии дела обстоят далеко не блестяще. Как бы там ни было, я все же попросил Анатолия Михайловича рассказать о работе цеха в дни прошедшие, нынешние и о перс пективах на будущее. - Работники цеха выполняют изоляцион ные работы, ремонтируют каюты, произво дят покраску на судах всех типов, стоящих в ремонте. Что же касается прошлого, то проблем с заказами, поставками материалов, деньга ми не было. Во всяком случае только в пя том цехе работало 260 производственников, и без дела, как понимаете, скучать им не приходилось. Сейчас же, после объедине ния с восемнадцатым цехом, работает всего 96 человек. Раньше, идя утром на работу, я думал, как расставить людей, чтобы ох ватить все объекты. Ведь в ремонте стояло более пятидесяти судов, а сейчас только два - вот и попробуй обеспечь работой даже этот поредевший коллектив. Раньше мы выполняли такие виды ремонтов, как пла новый, капитальный, малый и средний, а сейчас суда ставят только по необходимо сти. Судовладельцы договариваются с Реги стром и эксплуатируют судно по принципу “хорошего" водителя, который ездит на ав томобиле, пока колеса не отвалятся. В экономической политике государство бросается из одной крайности в другую. Когда-то за невыполнение производст венного плана меня вызывали в управление госбезопасности и, как понимаете, не за наградой. Сейчас же, работаешь ты или нет, никого не беспокоит, кроме налоговых органов, которых интересует только одна сторона медали. А именно - своевремен ные перечисления в бюджет. Если же пред приятие в установленные сроки не укладывается, то ему в придачу и без того непосильному налоговому бремени выстав ляются штрафные санкции. А кто заплатит штраф за нарушение Основного Закона государства, гарантирую щего своевременную выплату заработанных рабочим человеком денег? У нас же зара ботную плату начали перечислять только за апрель, да за июль выдали пятьдесят процентов. Средняя зарплата в цехе состав ляет 250 тысяч рублей. Как понимаете, на такие деньги сейчас не разгуляешься, да и тех месяцами надо ждать. Поэтому все луч шие специалисты, которым удалось найти работу с более высокими доходами, ушли. Можно еще перебиваться с хлеба на соль в нашей ситуации, когда человек работает не один, а еще кто-нибудь из членов семьи приносит какие-то доходы, работая на бо лее-менее стабильном предприятии. А что делать одинокому рабочему, проживающе му в общежитии, у которого нет ничего. Как ему выживать? Сейчас бесконечно идут бумаги по поводу воровства рыбы. Вместе с проходимцами, желающими на житься за счет других, попадаются рабочие парни, объясняющие свой поступок тем, что поесть нечего, нет денег даже на хлеб. Во ровство я не оправдываю ни при каких об стоятельствах, но считаю, что государство своей экономической политикой провоциру ет это, растущее не по дням, а по часам, явление. Из всего сказанного можно сделать вы вод, что у судоверфи, которая хоть и акци онировалась по принципу тридцатых годов - всем миром в колхоз, избавилась от объек тов социально-бытового назначения, перс пектив на улучшение положения не просматривается. Не исключаю возможно сти закрытия предприятия. Подводя черту нашему разговору, ска жу, что всему этому хаосу должен насту пить когда-то конец. Только вопрос, каким он будет? Записал Владимир СТУДЕНЕЦ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz