Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.
-■&: шч:ш,тштшшшшшатттшшшшашт Здравствуйте, а что дальше? № 38 (4534) 23 - 29 сентября 1994 года 5 iJ&Esj zf. % « М Ш А . * Л <***, шяяшшяш Как живешь, наука} ? S ПИНРО: СОРВАНЫ ПОЧТИ ВСЕ НАУЧНЫЕ ЭКСПЕЩИИ В этом году Полярный научно-исследовательский институт рыбного хозяйст ва и океанографии им Н. М. Книповича оказался в критическом положении из-за срыва экспедицион ной программы. В чем причина? С таким вопро сом мы обратились к ди ректору ПИНРО Ф. М. ТРОЯНОВСКОМУ. - Нашей основной ра ботой является изучение запасов рыб, а также предоставление научно обоснованной оценки об щего изъятия рыбы за промысловый сезон. Это то, чем институт занима ется традиционно. И до последнего времени все шло более или менее бла гополучно. Известно, на учные данные можно получить из постоянных наблюдений за количест вом и развитием рыбы. С этой целью прежде ис пользовались поисковые суда, находившиеся на централизованном фи нансировании. Сейчас все изменилось коренным образом. Дело в том, что нами арендуются все су да в промысловой развед ке. Оплачивать их эксплуатацию из внебюд жетных фондов должен Комитет по рыболовству России. Но расчет, как правило, производится Комитетом в конце года, а хозяева арендуемых су дов требуют предоплату 80 процентов, и не в кон це года, а немедленно. Естественно, мы не в со стоянии выдать такую сумму. По этой причине были сорваны почти все научные экспедиции пер вого полугодия. Полный провал! Отсутствие науч ных данных может по влечь за собой просчеты в планировании и управле нии промыслом, которые выразятся либо в перело ве, либо недолове, а так же ослабит позиции отечественного рыболов ства на международной арене. И это, конечно, не единственная проблема. При повальном сокра щении производства на учный коллектив в целом удалось сохранить, но и здесь не обошлось без по терь. С 1991 по 1993 годы численность работников сократилась вдвое, много специалистов и ученых ушли в коммерческие структуры. Правда, все плохое имеет свои поло жительные стороны - ос тавшимся удалось увеличить заработную плату. Но здесь возникает один нюанс: суда отно сятся к одной организа ции, а люди, которым приходится работать на них, числятся в другой. И оклады, разумеется, в этих организациях раз ные. Тех, кого мы коман дируем на суда, автоматически переводим на более низкую оплату. Например, у моряков на учно-исследовательских судов зарплата в два раза меньше, чем на промыс ловых. Поэтому не идут туда люди. Иначе обстоят дела на коммерческих рейсах, где зарплата идет от реализации улова. Вот такое несоответст вие. А должно быть (и это лучший вариант), чтобы и люди, и суда принадлежали одной ор ганизации. У нас есть идея создания научного центра именно на таких условиях. Практически промыс ловая разведка сейчас объявлена банкротом. Оперативная разведка уже не оплачивается флотами, она перешла на промысловую деятель ность. Кстати, об уловах. По оценке наших ученых, суда Северного бассейна ежегодно могут вылавли вать более миллиона тонн рыбы. И действительно, в 80-е годы добывалось до 1 млн. 700 тыс. тонн. Мож но сравнить: в прошлом году было изъято 900 тыс. тонн, а уже в этом дай Бог если 700 тыс. набе рется. Откуда эта миллион ная разница? Стоят, не эксплуатируются круп ные суда. В результате - недоиспользование ре сурсов. Долгие годы у нас бы ла государственная моно полия на рыбный промысел. Грандиозные планы требовали гранди озного воплощения, поэ тому немалую долю в общей структуре флота составляют крупнотон нажные суда. Теперь их эксплуатация стала не возможна по финансовым причинам. Так что со здание новой программы прибрежного лова стало острой необходимостью. И теперь институт ставит перед собой задачу исс ледовать возможности ло ва у берега и обеспечить прогнозом малотоннаж ные суда, которые в ны нешних условиях стали более рентабельными. С другой стороны, про грамма прибрежного лова способствует развитию поселков на побережье - факторий по сдаче, при емке и обработке улова, по типу фермерских хозяйств. Например, Вар- зуга, Ура-Губа - пре красные поселки, где есть хорошие гавани, где, между прочим, можно со здать садковые хозяйства для подращивания рыбы. Однако все это требует колоссальных затрат. Кроме этого намечена программа по развитию аквакультуры. Уже сей час институтом организо вано два садковых хозяйства - в Палкиной Губе и Кислой Губе. Это - дело прибыльное. В Норвегии одной “съем кой “ в подобных хозяйст вах вылавливается до 170 тонн рыбы, а у нас лишь несколько тонн. С норвежскими учены ми у ПИНРО хорошие деловые связи. Недавно был подписан двусторон ний договор, который под разумевает эксплуа тацию некоторых видов рыб как в наших водах, так и в норвежских. Кро ме этого есть взаимная договоренность не допу скать хищнического лова, который особенно практи куется с нашей стороны. К примеру, не так давно можно было слышать о выбросах в море мертвой и травмированной мелкой рыбы. Виной, как водит ся, браконьеры. Но не только. Косвенно оказа лись замешаны и науч ные экспедиции. Сейчас ПИНРО проводит иссле дования по использова нию жестких селективных решеток, которые позволят отсеи вать мелкую рыбу, не травмируя ее. Едва речь заходит о море, как тотчас возника ет вопрос: “Ну, как там рыба? Всю загубили или еще нет?“. Сейчас можно сказать - не всю. Иначе к чему бы такие планы? • Предлагаю МОРЕ НЕ ПРОСТИТ ПРОБЕЛОВ В УСТАВЕ Решение Комитета Российской Федерации по рыболовству обсудить с тружениками от расли проект Устава службы на судах рыбного хозяйства Российской Федерации следует приветствовать. Это позволит ввести в дейст вие “основной рыбацкий закон “ , в оконча тельной редакции которого, очевидно, будут учтены предложения моряков и работников береговых служб отрасли. В целом проект Устава соответствует свое му предназначению. Его требования и поло жения не “высосаны из пальца “ за канцелярским столом, а органично впитали в себя многолетний опыт мореплавания и рыбо ловства. Вместе с тем некоторые статьи про екта, думается, следует дополнить, расширить, уточнить и, может быть, изме нить. Думается, что ст. 4 должна быть в редак ции: " Экипаж судна выполняет обязанности, связанны е с обеспечением судовождения и мо реп ла ван и я , производственной деятельностью и содержанием судна в исправном эксплуата ционно-техническом состоянии ". О составе экипажа достаточно сказано в ст. 19 проекта. Предлагаю и ст. 7 изменить следующим обра зом: “ Труд экипажа организует капитан судна в соответствии с рейсовым заданием и соблю дением трудового законодательства и настоя щ е го Устава ". Поскольку в тексте проекта (ст.ст . 22 (03), 32 (01), 207, 211) фигурирует понятие “борьба за живучесть судна “ , то в третий аб зац ст. 12 неплохо было бы записать: "... общ е судовой (в том числе по борьбе за живучесть - с пожарами, водой ...)" и далее по тексту про екта. Кажется, не совсем удачна в проекте ст. 19. В ней слова “экипаж“ , “судовая команда “ являются тавтологией (судовая команда и есть экипаж, и наоборот), а потому считаю целесообразным изложить указанную статью в редакции: " Экипаж судна состоит из коман д н о го и р я д о в о г а состава. К командному со ставу относятся: капитан, помощники капитана, механики, радиоспециалисты , вра чи, мастера и другие лица , занимающ ие ин женерно-технические должности. К рядовом у составу относятся все остальные члены экипа жа ". Устав не должен допускать различного тол кования изложенных в нем положений, а по тому абзац (11) ст. 30 следовало бы записать так: “выбирать не ведущ ий к опасности тот путь следования судна, который он считает необходимым ". Кроме того, Уставу надо со здать репутацию документа, не допускающего двоякого'толкования его статей. В целях со хранения подобного реноме из проекта надо исключить вводные слова “по мнению капита на “ (ст. 31), “насколько возможно “ (ст. 34 (05), “если есть необходимость “ (ст. 36 (06) и т. д. Думается, что ст. 26 проекта неполно отра жает права капитана судна. Поэтому предла гаю ее изложить так: " Капитан осуществляет уп ра влени е судном и руководство экипажем на основе единонача лия и подчиняется непос редственно судовладельцу. Это не исключает е го прям о го подчинения председателю Коми тета Российской Ф едерации по рыболовству ". Далее - по тексту проекта. В ст. 30 (12) упоминается о “судовом сове те “. Больше о нем в проекте ничего не сказа но. Видимо, капитан будет собирать его не только в случае опасности для судна, людей и грузов, но и в интересах производственной де ятельности. Представляется целесообразным раскрыть в проекте “таинство4 необходимых случаев, когда должен собираться судовой со вет. Надо в отдельной статье проекта Устава изложить положения, касающиеся этого орга на: сказать о его полномочиях, регламенте ра боты и т. п. Не повредит новому Уставу, если в нем бу дет подчеркнуто: “Судно, плавающ ее под го сударственным ф ла гом Российской Федерации, является частью суверенной тер ритории России, и, где бы оно ни находилось, на нем действуют законы и Конституция Рос сийской Ф едерации ". Геннадий ЮДЕНКО, бывший работник “Мурманрыбпрома". ю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz