Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.

2 № 38 (4534) 23 - 29 сентября 1994 года ЫБНЫИ ■УРМАН Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Российской Федерации. Per. № 0110765. УЧРЕДИТЕЛЬ: редакция газеты Рыбный Мурман"; Главный редактор Анатолии ВИЛОВ Первый «амсститель- генеральный директор Виктор ГЕОРГИ Заместитель главного редактора Сергей МИРОНОВ Ответственный секретарь Ольга МИЛЮТИНА Коммерческий директор Грант ТЕРЗЯН Заместители ответсекретаря Валентина КУЗЯКИНА Любовь ЛЕБЕДЕВА Обозреватели: Инна БЕРЕЗЮК экономика Заведующие отделами: Павел БЫСГРОУМОВ письма и статистика Владимир КИКИНОВ рынок в бизнес Собственные корреспонденты: Валерий ПЕТРОВ г. Москва (116-65-43) Геннадий ЮДЕНКО г. Санкт-Петербург (585-89-67) Александр ТРУБИН г. Петрозаводск (7-30-08) Эрнст ЗЕЛЕНИН г. Архангельск (43-80-92) Енокентий ТЕРЗЯН г. Харьков (63-22-36) г. Гудауты (Абхазия, 34-96) Александр БРЫСОВ г. Кандалакша (3-39-16) Стейн CHEBE Норвегия (085 99733) Веся ХААТАЯ Финляндия (9692-31116) * * * Елена ЛЕПИХОВА главный бухгалтер Анна ДЯКИНА технический редактор Людмила МИЛАНОВА Ирина ВЕРТ-МИЛЛЕР операторы компьютерного набора Оксана КУЗЯКИНА референт ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: 55-32-19, 55-32-29 , 55-29-98. Телефакс 55-29-59. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 183012, г. Мурманск, ул. Папанина, 17. Наш р/счет № 609173 в Кь “Мурман41 г. Мурманска. Корсчет 700161503. МФО 221016. Индекс подписки 52832. Выходит еженедельно, по пятницам. Средний тираж 20000 экз. Подписано в печать 22 сентября 1994 г. в 13.00. Цена в розницу 500 руб. Адрес издательства: Мурманское издательско- полиграфическое предприятие “Север“ Комитета Российской Федерации по печати. 183038, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. Газета издается при содействии АООТ “Мурман­ ский траловый флот“, “ М у рм а н ры б п р ом “ Севрыб­ х о л о д ф л о т “Карелрыбфлот I управления “Севрыб- промразведкаи, ТОО “ Се­ верная к о р о н а к о р п о р а ц и и иКрамдс-центр“. Рыбная отрасль на пути к рынку С П И Д Ы К А Т А С Т Р О Ф Ы Предприятиями Роскомры- боловства, по предваритель­ ным данным за первое полугодие 1994 года, было вы­ ловлено рыбы и морепродуктов 2153.7 тыс. тонн, что ниже со­ ответствующего периода про­ шлого года на 567,3 тыс. тонн, или на 20,8%, выпущено пи­ щевой рыбопродукции, вклю­ чая консервы, 1184,7 тыс. тонн, что ниже соответствую­ щего периода прошлого года на 301,8 тыс. тонн, или на 20,3%, произведено консервов 153.7 муб, что ниже соответ­ ствующего периода прошлого года на 106,7 муб, или на 41%, произведено муки кор­ мовой 110,9 тыс. тонн, что ни­ же соответствующего периода прошлого года на 14,6%, рыбы и отходов от разделки рыбы для пушного звероводства про­ изведено 61,9 тыс. тонн, что на 61% ниже соответствую­ щего периода прошлого года. По предварительной оцен­ ке, в 200-мильной зоне Рос­ сийской Федерации было выловлено 1664 тыс. т, или 77,25% от общего объема. На­ ибольшие выловы достигнуты на Дальневосточном бассейне. Самой массовой рыбой продол­ жает оставаться минтай - 1483 тыс. тонн. В Охотском море его вылов достиг 1301 тыс. т, что составляет 85% от квоты (1530 тыс. т ) . На уровне прошлого года на Дальневосточном бассейне до­ бываются треска, камбала, навага и крабы. В конце полугодия начался ход лосо­ сей, которых выловлено в от­ четном периоде около 4 тыс. т. В Баренцевом море интенсив­ но велся промысел трески. Как правило, на промысле трески ежедневно в течение всего первого квартала нахо­ дилось не менее 100 ед. Вылов трески за полугодие составил 170.8 тыс. т и пикши 14,0 тыс. т. В конце первого квар­ тала приступили к промыслу креветки, однако его интен­ сивность до сих пор не достиг­ ла прошлогоднего уровня. В Норвежской зоне успешно велся промысел сельди, квота которой (75 тыс. т) выбрана полностью. Со значительным отставанием развивался про­ мысел на Балтике. Он долгое время сдерживался отсутстви­ ем приемных баз. Добыча кильки по 26-му району со­ ставила 13,5 тыс. т. Вылов кильки на Каспии составил 41,6 тыс. т. при выделенной квоте 84 тыс. т. Основными причинами сни­ жения улова в 1 полугодии 1994 года были проблемы по обеспечению топливом, небла­ гоприятные гидрометеоусловия в ряде промысловых районов. Имело место напряженное по­ ложение с обеспечением сырь­ евой базой ряда рыбодобывающих организа­ ций, особенно в Западном бас­ сейне. В то же время рыбодобывающие предприятия не проявляют должной актив­ ности в организации промысла неосвоенных объектов в эконо­ мической зоне России, в от­ крытых районах океана и зонах иностранных государств. Промысловая деятельность российского рыбодобывающего флота в зонах иностранных государств в первом полугодии 1994 года велась в рыболовных зонах 16 государств. Освоение квот по этим зонам, при квоте вылова в объеме 1005,3 тыс. тонн, составило 309,9 тыс. т. Кроме этого по контрактам, заключенным российскими коммерческими организация­ ми с иностранными партнера­ ми, в зонах иностранных государств было выловлено 179,3 тыс. тонн рыбы. Всего в зонах иностранных государств за отчетный период вылов со­ ставил 489,2 тыс. тонн рыбы, или 30,9% от объема выде­ ленных квот. По состоянию на 01.07.94 г. поставка пищевой рыбной про­ дукции в федеральный продо­ вольственный фонд составила 242,5 тыс. тонн при задании 500,0 тыс. тонн, или 48,5%, кормовой рыбы поставлено 31,6% от задания, кормовой муки соответственно 27,5%. Главной причиной заключе­ ния договоров не на полный объем федерального задания является незаинтересован­ ность предприятий как в при­ нятии обязательств, так и в их выполнении в связи с от­ сутствием государственной поддержки. В основном пред­ приятия готовы поставлять продукцию в федеральный фонд, но при условии предо­ ставления экономических льгот и компенсации. По сравнению с аналогич­ ным периодом прошлого года поставка рыбной продукции розничным торгующим орга­ низациям России в целом сни­ зилась на 48% и составила 211,9 тыс. тонн, остатки в оп­ товом звене снизились на 63,9 тыс. тонн и составили 55,6 тыс. тонн. Министерство экономики Российской Федерации на 1994 год выделило предприя­ тиям Роскомрыболовства для поставок рыбопродукции экс­ портных квот в объеме 884,0 тыс. тонн. В связи с выходом Указа Президента Российской Феде­ рации от 23.05.94 г. № 1007 “Об отмене квотирования и лицензирования поставок и услуг на экспорт44, Роскомры- ооловство направило в прави­ тельство России, в Министерство экономики и Министерство внешнеэконо­ мических связей России свои предложения о принятии мер по упорядочению экспорта рыбы и морепродуктов в условиях либерализации внешнеэкономической дея­ тельности. Принимая во внимание спе­ цифику рыбной продукции и особенности ее реализации, представляется важным остав­ ление рыбной продукции в пе­ речне стратегически важных сырьевых товаров, как это предусмотрено постановлени­ ем правительства Российской Федерации от 1 июля 1994 го­ да № 758. В целях сохранения максимальной эффективности экспорта рыбы и рыбной про­ дукции, занимающих в то же время важное место среди продуктов питания российско­ го населения, а также его дальнейшего упорядочения, сохранен также институт спецэкспортерства в рыбной отрасли, по отдельным видам рыбопродукции и введена обя­ зательная регистрация контр­ актов на их экспорт. В процессе экономичесю^ преобразований, формиров; ния рыночных отношений стране, структура предприя­ тий рыбной отрасли претерпе­ ла коренное изменение. В настоящее время в отрасли функционируют многочислен­ ные предприятия и организа­ ции различных форм собственности, включая акци­ онерные общества, товарище­ ства с ограниченной ответственностью, малые предприятия, а также совме­ стные предприятия с участием иностранного капитала. Изме­ нена форма собственности 60% предприятий и организа­ ций рыбной отрасли, подлежа­ щих приватизации. Однако процесс акциониро- t > V ~v : * v t * v*, r 'I * X jAS- .+-‘. r J i \ • • - ё ? - . : * • V . * . ^ t * v-.r л* / *ч i t < r ~ V #— “V - . sr. i unuD раииилрапи рыборазведение выделено млрд. руолей, на содерж вания и разукрупнения пред­ приятий не всегда позитивно сказывается на работе пред­ приятий отрасли, годами на­ лаженные связи между предприятиями и технологиче­ ское единство в некоторых случаях разрушаются. Вместе с тем анализ дея­ тельности акционерных об-, ществ показывает, что они проявляют большую сопротив­ ляемость инфляционным про­ цессам, заинтересованы в налаживании экономических связей, завоевании новых рынков. На этих предприятиях более стабильна численность работающих, ниже темпы вы­ свобождения рабочей силы, чем на государственных и му­ ниципальных предприятиях, выше заработная плата. Не решена до настоящего времени проблема бюджетного финансирования предприятий отрасли. Потребность предприятий рыбной отрасли в бюджетных ассигнованиях на 1994 год оп­ ределена в сумме 305,11 млрд. б., после согласования с инфином она уменьшилась до 147,39 млрд. рублей, а в проект бюджета на развитие рыбного хозяйства внесено всего 126,18 млрд. рублей, что составляет 41,4% от общей этребности. Фактически в первом полу- лэдии выделено бюджетных ассигнований 46,78 млрд. руб­ лей, из них на содержание ор­ ганов ыбоох ны и 16,1 ание учебных заведений - 21,9 млрд. рублей и 0,7 млрд. руб­ лей - на содержание аппарата управления. Компенсация расходов на приобретение топ­ ливно-энергетических ресур­ сов составила 8,08 млрд. рублей, которая предусматри­ вала покрытие задолженности за 1993 г. Финансирование по капи­ тальному вложению отрасли из бюджета в первом полуго­ дии составило 18,7 млрд. руб­ лей, что также направлено на покрытие задолженности за 1993 г. Предприятиями рыбной от­ расли определена потребность в кредитных ресурсах на пер­ вое полугодие в сумме 146,1 млрд. рублей, фактически в I квартале выделено кредитов на сумму 18,0 млрд. рублей и во II квгттале на сумму 13,0 млрд. руолей. Финансовое положение многих предприятий отрасли остается до настоящего време­ ни неустойчивым, не найден действенный механизм реше­ ния проблемы взаимных не­ платежей, учетная ставка банка по кредиту под оборот­ ные средства по-прежнему высока, несмотря на снижение ее с июля до 155%, льгот по налогообложению отрасль практически не имеет. Прове­ денное в соответствии с поста­ новлением правительства Российской Федерации обсле­ дование финансовой устойчи­ вости и ликвидности предприятий отрасли показы­ вает, что структура баланса подавляющей части обследуе­ мых предприятий (с долей госсобственности более 25%) неудовлетворительна, а пред- (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz