Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.
/ № 35 14531) 2 - 8 сентября 1994 года CXZXZXrOCXZXZXZXZXZXZXZXZOOOCXIXZKI Приватизация O C X IX Z X Z X D C X IX Z X Z X Z X IX 3C X 3 0C X 3C X 3C X Z 3C X 3 0 0 Сегодня тему “Смена собственности: плюсы и минусы“ продолжает началь ник сектора организации заработной платы и управления производством АО “Мурманрыбпром“ Герцели Рубенович ШАТАШВИЛК ВПЕРЕД, К ХОЛДИНГУ! Думаю, многие до сих пор еще не поняли до конца идею коммерциализации, зало женную в документах об ак ционировании предприятий. А ведь мысль-то очень важ ная: прежде чем свалить с ног огромную махину неуклюже го госпредприятия, надо сна чала коммерциализировать его основу - производствен ные подразделения. Зачем это нужно? А затем, чтобы дать возможность небольшо му, гибкому в экономике коллективу выйти на “чис тую воду“ без штормов и направленного сильного ветра, мешающего движе нию. Иными словами, со здать условия, например, экипажу для свободного пред принимательства в самом лучшем смысле этого слова. Вспомните конец 80-х го дов: как бурлил тогда рыбац кий бассейн, все требовали свободы, десятки капитанов выпрашивали суда в аренду. И этот массовый напор, это бушующее море выплеснуло на поверхность замечатель ных руководителей. Они на чинали с малого, а теперь это довольно мощные структуры. Мы еще тогда догадались дать этим людям возможность реализовать себя. Капитаны “Мурманрыбпрома “ Львов, Буртовой, Южаков, Харла мов, Харлан - и это еще дале ко не весь перечень инициативных и настойчивых моряков - Ьоздали предприя тия, которые ныне прекрасно работают. Например Генна дий Васильевич Львов снача ла взял в аренду один старый БМРТ, переоборудовал его за границей и с экипажем “Мурманрыбпрома “ начал работать. Сегодня он прези дент британо-российской компании. Другой пример: наши ма ленькие PC, как только стали частью фирмы “Доброкс “ , из убыточных превратились в прибыльные. Можно долго рассказывать о преимущест вах структур малого и средне го бизнеса перед неповоротливым госпредпри ятием. Но, подчеркиваю, главное было изначально дать наиболее активным и грамот ным людям самостоятель ность и возможность реализовать свои идеи. И как пример нашего неу дачного подхода - плавма- стерская “Резец". У этого коллектива были все основа ния стать самостоятельным предприятием. Не получи лось. Но сейчас мы делаем то, что следовало сделать почти два года назад: создаем там дочернее АО,-оно уже зареги стрировано. А на очереди ре гистрация еще трех дочерних предприятий. Одно объеди- m m нит наш наиболее рентабель ный среднетоннажный флот и будет называться “Мурман- сельдь“ - так, как назывался раньше “Мурманрыбпроом“, когда CPT осваивали Мировой океан. Две другие дочерние структуры - это два отряда БМРТ: в один войдут траулеры типа “Иван Бочков в другой - БМРТ прочих типов. Еще одна дочерняя компания - АО “Виктория", куда входят три траулера, “Ловозеро", “30- летие Победы" и “Торжок", и фирма Г. В. Львова. “Викто рия" создана на базе судов, пе реоборудованных с помощью иностранных инвесторов для выпуска продукции по новым технологиям. И эта продукция не только пользуется большим спросом, но и дает на 30 - 40 процентов прибыли больше, чем продажа рыбы, разделанной по обычной техно логии. Для чего все эти организаци онные перестройки? Кроме эко номической целесообразности (малое предприятие более гиб ко) есть еще очень важный фактор: в масштабах многоты сячного коллектива нивелиру ется личность, всех загоняют в одно и то же прокрустово ложе, как бы ты ни работал - зарплата единая, каков бы ты ни был инициативный и энергичный - сиди и не высовывайся. А в не большой структуре - на здо ровье, бери судно, проявляй все свои инициативы и реализуй их. Теперь мы накопили опреде ленный опыт, и он утверждает, что путь от государственного предприятия к акционерному обществу, а от него - к холдин говой компании, наиболее ве рен. ВАЛЮТУ ВЕРНУТ... ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ Смотрите, как ловко работа ет налоговая инспекция, как великолепно пользуется она нашей безграмотностью! К то му же для нее подробно распи сано, как сдирать шкуру с предприятий, а для нас ничего, •никакой защиты не прописано. Я не сомневаюсь в чистоте замыслов наших государствен ных руководителей, в том, что они придумали законы вовсе не для раздевания догола пред приятий. Просто, считаю, ис полнители бездушно пользуются этими законами. И, естественно, мы (и все дру гие коллективы) вынуждены искать "обходы" законов. Ведь если бы наш генеральный ди ректор Л. С. Брейхман вслепую подчинился документу и ввез валюту в Россию, как это тре бовалось, наши суда давно сто яли бы на рейдах иностранных портов, а моряки слали домой "приветы" оттуда. Если орга низационная неразбериха цар ствует в России - это одно, с этим еще как-то можно разо браться. Но за границей (а у нас весь почти флот там рабо тает) без валюты ничего не ре шишь. И если для каких-то бюрократов так понадобился обязательный ввоз валюты в Россию, то для флота это было совершенно неприемлемо. И еще: например, для какого-ли бо комбината, просто торг ующего своей продукцией за рубежом, ввезти валюту в Рос сию и ждать, пока она прокру тится по инстанциям, несмертельно. А флот создан для работы в море. Так в чем же наша вина? Далее. Правительство раз решило нам 90 процентов ва люты оставлять у себя. Но не дописало через запятую, как их расходовать предприятию: по своему усмотрению или приво- зить-увозить? Ведь мы же сна чала послушались и привезли во Внешэкономбанк свою ва люту. Потом три месяца искали концы и наконец выяснили: мы получим ее, но... в 2006-м году! Однако за нами бегают некие судари и просят продать им эту очередь. Предлагают запла тить аж 20 процентов! Выхо дит, наше дорогое государство кому-то дает возможность спе кулировать, а трудяге-моряку в инпорту нельзя (не на что) банку пива купить? И наконец. Государство в результате приватизации про дало нам предприятие. Почему мы в конце 1992-го и последу ющие годы должны расплачи ваться за "грехи" предыдущих лет? Ах, правопреемники! Но - во имя чего? Разве, разорив дотла “Мурманрыбпром", "Севрыбхолодфлот" и т. д., го сударство станет богаче? Его спасти может только создание, укрепление и расцвет таких флотов. РАБОТАЕМ, ДА ЕЩЕ КАК! Уникальная для “Мурман рыбпрома" ситуация сложи лась в прошлом году: при всех тех бедах, о которых уже гово рить надоело, при общих затра тах в 39 миллиардов рублей флот получил невиданную’ прибыль: 19 миллиардов руб лей. Кто-то может подумать, что, мол, дутая цифра, полученная в результате кур совой разницы. Есть такое, но лишь три миллиарда. Да, работали на пределе возможности. И если где-то и ошиблись в какой-то из много численных “бумаг“, не надо обвинять флот, его руководите лей в каком-то злом умысле. Да и для того чтобы утаить от го сударства миллиарды, надо бы ло иметь на предприятии специальную группу хищни- ков-грабителей. Вообще-то говоря (я опять возвращаюсь к нашему горю: не ввезли валюту), почему го сударственным деятелям не' приходит в голову, издавая но вый закон, отменить старый? В этой неразберихе можно тво рить над нами кому что взду мается. Почему правительство не хочет понять, что 70 процен тов затрат флота - валютные затраты, что нельзя флоту ухо дить из Мирового океана? Ина че скоро будем сидеть с удочками на побережье Барен цева моря или с интересом раз глядывать океаническую рыбу в музеях. Зло берет: 19 миллиардов прибыли пошли... не знаю ку да. Кроме узаконенных налогов и штрафов с нас содрали еще 2,5 миллиарда (!) под разными предлогами: тут не так напи сал, тут не ту графу заполнил, не ту девочку поцеловал... Я бы понял, будь штраф 10 тысяч, ну 100 тысяч, но милли арды, беззастенчиво выдран ные из и без того дырявых карманов моряков - не пони маю! Тем более на переходном этапе. Напрашивается мысль, что кому-то очень нужно раз орить флот и довести людей до предела (или беспредела?). И все-таки 1,2 миллиарда рублей мы отстояли и решили выплатить акционерам диви денды - 400 процентов. Кажет ся, это самый высокий показатель в Мурманске. А если бы нас не обира ли? На эти деньги можно ку пить 3-4 СРТ-м-к. Можно было сделать вторичную эмиссию и получить оборотные средства, развивать производство. МЫ - БОГАТЕЙШИЕ ЛЮДИ Оборот “Мурманрыбпрома “ составляет около 300 миллиар дов рублей. Объем реализации - под 150 миллиардов, пример но 130 - 140 миллиардов уходит на зарплату и покупку всякой всячины для эксплуатации флота. 300 миллиардов - да это же мечта любого банка! Уметь \РУ управлять такими деньгами - искусство. И, говоря о создании хол динговой компании, надо обя зательно централизовать финансы и трудовые ресурсы. Плюс - материально-техни ческое снабжение. Все ос тальное должно быть децентрализовано. Основа для этого у нас есть, создава лась десятилетиями. Зачем ее ломать? Надо просто переве сти отношения между всеми на коммерческий язык, и те бе, как на Западе, привезут все что надо на борт и сложат. Что касается технологиче ской политики, нужны новые подходы, чтобы выжить в же стких условиях конкуренции. И покупать либо новые суда, либо оснащенные новейшими технологическими линиями, либо модернизировать имею- щийся ф л о т .______ _______^ Мы очень богаты. Мы суме ли флот, который по оценкам западных экспертов стоит 2,5 миллиарда долларов, выку пить всего за 291 миллион рублей. И стали владельцами б^тоту'тда. -------- Но управлять таким богат ством надо с умом. Необходимо создавать финансово-промыш ленный комплекс. И нет надоб ности копировать, например, американскую холдинговую компанию. Свое надо созда вать. Для этого нужны новые люди. Жаль, что куда-то поде вались те напористые, энер гичные, жаждавшие свободы действий. Сегодняшние - роб кие, безмолвные, покорные. Ну не платят деньги месяц, два, три - и ладно. Попробуй-ка не заплатить государству 10 руб лей - шкуру снимет. А тут по полгода не получают, и только ругаются втихомолку. Я призываю моряков уяс нить: мы уже живем в других условиях, и вести себя надо иначе. Не платишь мне зарп лату - хорошо, приду через месяц. Но тогда уже запла тишь с учетом инфляции плюс пени за просрочку. Нет. Молчат. Боятся, что выгонят, а на дворе безрабо тица? Но она является лекар ством, движителем прогресса. А отнюдь не средством для за тыкания ртов. Мы 70 лет кри чали, что все у нас для блага человека. Так боритесь за свое благо! Иметь такой флот, иметь под боком такие “залежи" рыбы - это же золотые при иски! - и говорить своим ра ботникам: “У меня денег нет", мыслимо ли? Если это неспособность управлять, значит, надо уступить место тем, кто способен. Неужели Мавроди умней кого-то? Нужно сделать все, чтобы люди стояли в очереди не за акциями МММ, а за акциями МРП. Записала Инна БЕРЕЗЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz