Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.

/ № 35 14531) 2 - 8 сентября 1994 года CXZXZXrOCXZXZXZXZXZXZXZXZOOOCXIXZKI Приватизация O C X IX Z X Z X D C X IX Z X Z X Z X IX 3C X 3 0C X 3C X 3C X Z 3C X 3 0 0 Сегодня тему “Смена собственности: плюсы и минусы“ продолжает началь­ ник сектора организации заработной платы и управления производством АО “Мурманрыбпром“ Герцели Рубенович ШАТАШВИЛК ВПЕРЕД, К ХОЛДИНГУ! Думаю, многие до сих пор еще не поняли до конца идею коммерциализации, зало­ женную в документах об ак­ ционировании предприятий. А ведь мысль-то очень важ­ ная: прежде чем свалить с ног огромную махину неуклюже­ го госпредприятия, надо сна­ чала коммерциализировать его основу - производствен­ ные подразделения. Зачем это нужно? А затем, чтобы дать возможность небольшо­ му, гибкому в экономике коллективу выйти на “чис­ тую воду“ без штормов и направленного сильного ветра, мешающего движе­ нию. Иными словами, со­ здать условия, например, экипажу для свободного пред­ принимательства в самом лучшем смысле этого слова. Вспомните конец 80-х го­ дов: как бурлил тогда рыбац­ кий бассейн, все требовали свободы, десятки капитанов выпрашивали суда в аренду. И этот массовый напор, это бушующее море выплеснуло на поверхность замечатель­ ных руководителей. Они на­ чинали с малого, а теперь это довольно мощные структуры. Мы еще тогда догадались дать этим людям возможность реализовать себя. Капитаны “Мурманрыбпрома “ Львов, Буртовой, Южаков, Харла­ мов, Харлан - и это еще дале­ ко не весь перечень инициативных и настойчивых моряков - Ьоздали предприя­ тия, которые ныне прекрасно работают. Например Генна­ дий Васильевич Львов снача­ ла взял в аренду один старый БМРТ, переоборудовал его за границей и с экипажем “Мурманрыбпрома “ начал работать. Сегодня он прези­ дент британо-российской компании. Другой пример: наши ма­ ленькие PC, как только стали частью фирмы “Доброкс “ , из убыточных превратились в прибыльные. Можно долго рассказывать о преимущест­ вах структур малого и средне­ го бизнеса перед неповоротливым госпредпри­ ятием. Но, подчеркиваю, главное было изначально дать наиболее активным и грамот­ ным людям самостоятель­ ность и возможность реализовать свои идеи. И как пример нашего неу­ дачного подхода - плавма- стерская “Резец". У этого коллектива были все основа­ ния стать самостоятельным предприятием. Не получи­ лось. Но сейчас мы делаем то, что следовало сделать почти два года назад: создаем там дочернее АО,-оно уже зареги­ стрировано. А на очереди ре­ гистрация еще трех дочерних предприятий. Одно объеди- m m нит наш наиболее рентабель­ ный среднетоннажный флот и будет называться “Мурман- сельдь“ - так, как назывался раньше “Мурманрыбпроом“, когда CPT осваивали Мировой океан. Две другие дочерние структуры - это два отряда БМРТ: в один войдут траулеры типа “Иван Бочков в другой - БМРТ прочих типов. Еще одна дочерняя компания - АО “Виктория", куда входят три траулера, “Ловозеро", “30- летие Победы" и “Торжок", и фирма Г. В. Львова. “Викто­ рия" создана на базе судов, пе­ реоборудованных с помощью иностранных инвесторов для выпуска продукции по новым технологиям. И эта продукция не только пользуется большим спросом, но и дает на 30 - 40 процентов прибыли больше, чем продажа рыбы, разделанной по обычной техно­ логии. Для чего все эти организаци­ онные перестройки? Кроме эко­ номической целесообразности (малое предприятие более гиб­ ко) есть еще очень важный фактор: в масштабах многоты­ сячного коллектива нивелиру­ ется личность, всех загоняют в одно и то же прокрустово ложе, как бы ты ни работал - зарплата единая, каков бы ты ни был инициативный и энергичный - сиди и не высовывайся. А в не­ большой структуре - на здо­ ровье, бери судно, проявляй все свои инициативы и реализуй их. Теперь мы накопили опреде­ ленный опыт, и он утверждает, что путь от государственного предприятия к акционерному обществу, а от него - к холдин­ говой компании, наиболее ве­ рен. ВАЛЮТУ ВЕРНУТ... ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ Смотрите, как ловко работа­ ет налоговая инспекция, как великолепно пользуется она нашей безграмотностью! К то­ му же для нее подробно распи­ сано, как сдирать шкуру с предприятий, а для нас ничего, •никакой защиты не прописано. Я не сомневаюсь в чистоте замыслов наших государствен­ ных руководителей, в том, что они придумали законы вовсе не для раздевания догола пред­ приятий. Просто, считаю, ис­ полнители бездушно пользуются этими законами. И, естественно, мы (и все дру­ гие коллективы) вынуждены искать "обходы" законов. Ведь если бы наш генеральный ди­ ректор Л. С. Брейхман вслепую подчинился документу и ввез валюту в Россию, как это тре­ бовалось, наши суда давно сто­ яли бы на рейдах иностранных портов, а моряки слали домой "приветы" оттуда. Если орга­ низационная неразбериха цар­ ствует в России - это одно, с этим еще как-то можно разо­ браться. Но за границей (а у нас весь почти флот там рабо­ тает) без валюты ничего не ре­ шишь. И если для каких-то бюрократов так понадобился обязательный ввоз валюты в Россию, то для флота это было совершенно неприемлемо. И еще: например, для какого-ли­ бо комбината, просто торг­ ующего своей продукцией за рубежом, ввезти валюту в Рос­ сию и ждать, пока она прокру­ тится по инстанциям, несмертельно. А флот создан для работы в море. Так в чем же наша вина? Далее. Правительство раз­ решило нам 90 процентов ва­ люты оставлять у себя. Но не дописало через запятую, как их расходовать предприятию: по своему усмотрению или приво- зить-увозить? Ведь мы же сна­ чала послушались и привезли во Внешэкономбанк свою ва­ люту. Потом три месяца искали концы и наконец выяснили: мы получим ее, но... в 2006-м году! Однако за нами бегают некие судари и просят продать им эту очередь. Предлагают запла­ тить аж 20 процентов! Выхо­ дит, наше дорогое государство кому-то дает возможность спе­ кулировать, а трудяге-моряку в инпорту нельзя (не на что) банку пива купить? И наконец. Государство в результате приватизации про­ дало нам предприятие. Почему мы в конце 1992-го и последу­ ющие годы должны расплачи­ ваться за "грехи" предыдущих лет? Ах, правопреемники! Но - во имя чего? Разве, разорив дотла “Мурманрыбпром", "Севрыбхолодфлот" и т. д., го­ сударство станет богаче? Его спасти может только создание, укрепление и расцвет таких флотов. РАБОТАЕМ, ДА ЕЩЕ КАК! Уникальная для “Мурман­ рыбпрома" ситуация сложи­ лась в прошлом году: при всех тех бедах, о которых уже гово­ рить надоело, при общих затра­ тах в 39 миллиардов рублей флот получил невиданную’ прибыль: 19 миллиардов руб­ лей. Кто-то может подумать, что, мол, дутая цифра, полученная в результате кур­ совой разницы. Есть такое, но лишь три миллиарда. Да, работали на пределе возможности. И если где-то и ошиблись в какой-то из много­ численных “бумаг“, не надо обвинять флот, его руководите­ лей в каком-то злом умысле. Да и для того чтобы утаить от го­ сударства миллиарды, надо бы­ ло иметь на предприятии специальную группу хищни- ков-грабителей. Вообще-то говоря (я опять возвращаюсь к нашему горю: не ввезли валюту), почему го­ сударственным деятелям не' приходит в голову, издавая но­ вый закон, отменить старый? В этой неразберихе можно тво­ рить над нами кому что взду­ мается. Почему правительство не хочет понять, что 70 процен­ тов затрат флота - валютные затраты, что нельзя флоту ухо­ дить из Мирового океана? Ина­ че скоро будем сидеть с удочками на побережье Барен­ цева моря или с интересом раз­ глядывать океаническую рыбу в музеях. Зло берет: 19 миллиардов прибыли пошли... не знаю ку­ да. Кроме узаконенных налогов и штрафов с нас содрали еще 2,5 миллиарда (!) под разными предлогами: тут не так напи­ сал, тут не ту графу заполнил, не ту девочку поцеловал... Я бы понял, будь штраф 10 тысяч, ну 100 тысяч, но милли­ арды, беззастенчиво выдран­ ные из и без того дырявых карманов моряков - не пони­ маю! Тем более на переходном этапе. Напрашивается мысль, что кому-то очень нужно раз­ орить флот и довести людей до предела (или беспредела?). И все-таки 1,2 миллиарда рублей мы отстояли и решили выплатить акционерам диви­ денды - 400 процентов. Кажет­ ся, это самый высокий показатель в Мурманске. А если бы нас не обира­ ли? На эти деньги можно ку­ пить 3-4 СРТ-м-к. Можно было сделать вторичную эмиссию и получить оборотные средства, развивать производство. МЫ - БОГАТЕЙШИЕ ЛЮДИ Оборот “Мурманрыбпрома “ составляет около 300 миллиар­ дов рублей. Объем реализации - под 150 миллиардов, пример­ но 130 - 140 миллиардов уходит на зарплату и покупку всякой всячины для эксплуатации флота. 300 миллиардов - да это же мечта любого банка! Уметь \РУ управлять такими деньгами - искусство. И, говоря о создании хол­ динговой компании, надо обя­ зательно централизовать финансы и трудовые ресурсы. Плюс - материально-техни­ ческое снабжение. Все ос­ тальное должно быть децентрализовано. Основа для этого у нас есть, создава­ лась десятилетиями. Зачем ее ломать? Надо просто переве­ сти отношения между всеми на коммерческий язык, и те­ бе, как на Западе, привезут все что надо на борт и сложат. Что касается технологиче­ ской политики, нужны новые подходы, чтобы выжить в же­ стких условиях конкуренции. И покупать либо новые суда, либо оснащенные новейшими технологическими линиями, либо модернизировать имею- щийся ф л о т .______ _______^ Мы очень богаты. Мы суме­ ли флот, который по оценкам западных экспертов стоит 2,5 миллиарда долларов, выку­ пить всего за 291 миллион рублей. И стали владельцами б^тоту'тда. -------- Но управлять таким богат­ ством надо с умом. Необходимо создавать финансово-промыш­ ленный комплекс. И нет надоб­ ности копировать, например, американскую холдинговую компанию. Свое надо созда­ вать. Для этого нужны новые люди. Жаль, что куда-то поде­ вались те напористые, энер­ гичные, жаждавшие свободы действий. Сегодняшние - роб­ кие, безмолвные, покорные. Ну не платят деньги месяц, два, три - и ладно. Попробуй-ка не заплатить государству 10 руб­ лей - шкуру снимет. А тут по полгода не получают, и только ругаются втихомолку. Я призываю моряков уяс­ нить: мы уже живем в других условиях, и вести себя надо иначе. Не платишь мне зарп­ лату - хорошо, приду через месяц. Но тогда уже запла­ тишь с учетом инфляции плюс пени за просрочку. Нет. Молчат. Боятся, что выгонят, а на дворе безрабо­ тица? Но она является лекар­ ством, движителем прогресса. А отнюдь не средством для за­ тыкания ртов. Мы 70 лет кри­ чали, что все у нас для блага человека. Так боритесь за свое благо! Иметь такой флот, иметь под боком такие “залежи" рыбы - это же золотые при­ иски! - и говорить своим ра­ ботникам: “У меня денег нет", мыслимо ли? Если это неспособность управлять, значит, надо уступить место тем, кто способен. Неужели Мавроди умней кого-то? Нужно сделать все, чтобы люди стояли в очереди не за акциями МММ, а за акциями МРП. Записала Инна БЕРЕЗЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz