Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.

№ 37 (4533) 16 - 22 сентября 1994 года ооооооооос Кошелёк и жизнь В недавнем прошлом а вт оба за "С еврыбы " бы ла одним из л у чш и х авт опредприят ий М урманской об ла ст и . К а к сейчас обстоят дела, теперь уже в акционерном обществе "А вт оба за "М урм а н ска я " , я попросил расска зат ь генерального дирек­ тора предприят ия И . И . ТРЕТЬЯКА . - На сегодняшний день обстановка очень тяжелая. Автобаза, как и прежде, обслужи­ вает предприятия рыбопромышленного ком­ плекса, которые задолжали нам более полутора миллиардов рублей. - Долгами сейчас никого не удивить. А сколько ежедневно все же машин выходит на линию? - Из 280 стоящих на балансе автомоби­ лей по заявкам предприятий выезжает до ста машин. Потребность в наших услугах намного превышает эту цифру. Но удовлет­ воряем заявки только тех, кто в состоянии хотя бы частично оплатить заказ. Иначе нам не выжить. На одно горючее ежедневно уходит полтора миллиона рублей. - Что дало вам акционирование предприя­ тия? - Ничего. Нас акционировали в принуди­ тельном порядке. Мы обращались в Коми­ тет по госимуществу с предложением приватизировать предприятие в 1993 году, но нас не послушали, еще и прикрикнули, что если до октября 92-го не подготовим не­ обходимые документы, то пойдем с молотка. Видите ли, Комитет утвердил список пред­ приятий первоочередников на акционирова­ ние. Так мы стали “собственниками", а дела идут все хуже и хуже. * А впереди очередная зима~. - Помним. И стараемся что-то делать. Как только появляется копейка, покупаем трубы, меняем системы. Короче, бросаем все силы, чтобы в зиму войти более-менее готовыми. У нас ведь помимо основной базы есть территория в районе восьмой проход­ ной рыбного порта, которую мы содержать уже не можем. Пришлось ее законсервиро­ вать и весь транспорт перевести сюда. А сколько нынче будет “съедать“ отопление? В прошлом году платили по десять миллио­ нов ежемесячно. А в этом? - Вы, разумеется, не избежали трудностей с выплатой заработной платы? - Самый больной вопрос! Рабочие не получали деньги почти три месяца. Причи­ на та же, как и у всех. Замкнутый круг не­ платежей разорвать в настоящее время, по-моему, невозможно. И это - вообще це­ ленаправленная программа правительства для сокращения денежной массы. - Какой-то вы видите выход из сложив­ шегося положения конкретно для вашего предприятия? - У автотранспортников, как ни у кого в Мурманске, идет жесткая конкурентная борьба. Город оказался перенасыщен транс­ портом, особенно после прикрытия ДСК, сокращения строительного размаха. Теперь крупные автопредприятия сокращаются. Этого не избежать и нам. На сегодняшний день у нас работает 310 человек, из кото­ рых сто человек придется сократить. А это специалисты высокого класса! - Ставший лишним транспорт вы выставля­ ете на аукцион? - В этом пока не было необходимости. Ко­ му надо, приходят и так покупают. Наш парк насчитывает более четырехсот автомобилей. В этом году уже семьдесят продали, не са­ мых лучших, конечно. - Собираясь к вам, я думал, что положение автобазы не такое уж плачевное. Спрос на транспорт очевиден - все что-то куда-то везут... - На бумаге у нас положительный баланс. После выплаты зарплаты и налогов из упо­ мянутых полутора миллиардов долга, которые мы надеемся получить, 600 - 700 млн. руб­ лей мы могли бы пустить на развитие, на приобретение тех же запчастей и т. д. А по­ ка, чтобы выплатить отпускные, приходится торговать рыбой, которой рассчитываются с нами флоты. Непривычное для нас дело. Сбыть столь дорогую рыбу на месте не получается, загружаем в свои же грузовики и везем ее в другие регионы. - Иван Иванович, а может такое случиться, как сказал мне один из водителей, мол, ухожу в отпуск, а возвращаться вдруг и некуда будет? - Такого быть не должно. Хоть шестьдесят машин, а работать должны. В противном слу­ чае все уйдет к конкуренту. Знаете, я все же оптимист и надеюсь, что правительство не даст умереть рыбной отрасли. Если помогут флотам, то, соответственно, и нам будет лег­ че. А пока надо работать. Если будем сидеть сложа руки - умрем сами. Записал Владимир СТУДЕНЕЦ. Рисунок Андрея НЕКРАСОВА. АКЦИЗ - ВНИЗ, ЦЕНА - ВВЕРХ? Законодательное собрание Карелии при­ няло на августовской сессии решение о по­ нижении акцизного налога на продукцию Петрозаводского ликеро-водочного завода. Так как карельская водка поступает и в Мурманскую область, прокомментиро­ вать это решение наш собственный кор­ респондент попросил генерального директора объединения “Петровское" В. ТРИПЕЦКУЮ. - Решение снизить акциз с 85 до 7 5 про­ центов пока не вступило в силу. Здесь есть определенные трудности, так как это преро­ гатива федерального правительства. Мы - производители спиртных напитков из Волог­ ды, Архангельска, Коми и Карелии - уже давно обращались в Москву с такой прось­ бой, но положительного решения пока не получили. А вызвано это тем, что произведенная в нашем регионе водка стала неконкурентоспо­ собной по сравнению с изготовленной в юж­ ных районах страны. В себестоимость нашей продукции входят и северные надбавки, и большие транспортные расходы, поэтому сни­ жение акцизного налога смогло бы дать нам равные шансы. А уж качество петрозаводской водки вы знаете. - Означает ли уменьшение акциза снижение розничной цены на водку? - Пока я не могу конкретно ответить на этот вопрос. Цены на зерно, а значит, и на спирт, снова выросли. Пока мы работаем на старом сырье, и все будет зависеть от того, как нам удастся закупить новое. - В марте вы начали выпускать новый сорт водки - “Онежская хмельная". Напиток, выпол­ ненный из высококачественного спирта, очи­ щенный молоком, стал сразу же популярен в народе. А, кроме того, ежемесячно в пробку “Онежской" вы закладываете жетон, дающий право на получение ведра водки или его буты­ лочного эквивалента. Как обстоят дела сейчас? - “Онежская “ уже занимает 30 процентов объема нашей водочной продукции и действи­ тельно очень нравится покупателям. В августе мы закатали в пробку уже седьмой жетон. А вообще с марта вышло уже семь бутылок с сюрпризом, но только четыре счастливчика об­ ратились за призами. Остальные три “ведра “ остались невостребованными. Поэтому появи­ лась идея разыграть “джек-пот “ под Новый год. Итак, если вам попадется бутылка “Онеж­ ской хмельной", не спешите выбрасывать пробку: вдруг она окажется с секретом. Александр ТРУБИН, собкор “РМ“ по Карелии. ГОНИ ДОМА “БЕЛОРУССКУЮ" Ее, правда, и не переставали никогда гнать, даже во времена действия знаменитого антиалкогольного указа. И не потому, что граждане Белоруссии большие любители при­ нять "на грудь", а потому, что без “белень­ кой “ куда ни кинь - всюду клин. Особенно в сельской местности - без нее тебе никто ого­ род не вспашет, дров не привезет. Ну и что нового наметилось в этом отноше­ нии? А новый указ издан, только теперь уже своего, белорусского президента. В канун со­ рокового дня рождения Александр Лукашенко к прежнему трехкратному подорожанию на водку добавил еще 70 процентов ее цены. По­ сле чего пол-литра “русской “ стало стоить пять тысяч “зайчиков “ (минимальная зарпла­ та после динаминации белорусской валюты со­ ставляет десять тысяч “зайчиков44) . В отличие от граждан, получающих минимум, президент на свое жалованье может позволить себе не две бутылки, а целый ящик сорокаградусной. Но, может, она ему и без надобности - чай, в силах сам свой огород пахать... Владимир ЧЕРНЫЙ. “НАЗЛО ИМ ВЫЖИВЕМ! “ - РЕШИТЕЛЬНО НАСТРОЕН ПИТЕРСКИЙ РАБОЧИЙ Ранним августовским утром моим попутчиком в вылазке за грибами ока­ зался рабочий Кировского завода. Раз­ говорились. Представившись , полюбопытствовал, как ему живется в нынешние времена. - Без рисовки горжусь, что являюсь потомственным рабочим Кировского. В 1886 году, тогда завод именовался Пути- ловским, на нем мой прадед начал рабо­ тать. Династия, одним словом. По специальности я фрезеровщик, но в настоящее время не работаю, остановили главный конвейер, и нас всех скопом в вынужденный отпуск отправили. На про­ житье 80 тысяч дали. На, мол, гуляй, Ва­ ся! А нынче-то разве на такие деньги раз­ гуляешься? На моей холке еще неработа­ ющая жена сидит (их еще в прошлом году на фабрике сократили) да два сына- школьника. Они все каникулы в городе проболтались, денег на дорогу нет, чтобы на лето отправить к родственникам под Берислав на Каховском водохранилище. Пионерских лагерей-то не стало. Получив восемьдесят тысяч рублей “отпускных“ , перво-наперво пошел вно­ сить квартплату. Десять тысяч с гаком заплатил за двухкомнатную в месяц. Еще 3600 рублей - за пользование электриче­ ством взяли. Как положено, с “отпускных4 бутылку водки взял за 3500 рублей, а жене и де­ тям - небольшой торт к чаю, на 4000 “рэ“ потянул. Все это к тому говорю, что до до­ ма я “отпускных" только 39 тысяч донес. Есть у меня "москвичок" старенький. Транспортный сбор платить надо, за про­ хождение технического осмотра - тоже. Заплатил. Обошлось это мне в восемь ты­ сяч рублей. К тому же второе полугодие началось. Стало быть, подошло время платы за гараж в автогородке. А это - двадцать девять тысяч рублей - как не бывало. Жена пошла в прачечную, белье в стирку сдала, 6900 рублей уплатила. Пришла домой, стали считать: что же от полученных денег осталось? Посчитали, как говорится, прослезились - меньше пятнадцати тысяч! А впереди, почитай, целый месяц надо прожить. Вчетвером. Какое тут житье? Ложись да помирай. Они (власти, то есть) от нас, наверное, этого хотят. Работать и зарабатывать на хлеб насущный не дают, производство за­ крыли. Такой заводище! Славу России со­ здавал. А теперь что? Гальюнчики и те не клепаем. А помирать, конечно, не надо. Это так, к слову пришлось. Нынче помрешь - род­ ственников разоришь. Похороны не иначе как в миллион с лишним обходятся. Разумею так: мы, рабочие, возьмем да и назло им выживем. Вот только не хочет­ ся, чтобы снова было: "... вставай, про­ клятьем заклейменный весь мир голодных и рабов!". Уж слишком близко подошли к черте, за которой лопается терпение. Не дай Бог, “из искры возгорится пламя44. К сказанному добавлю лишь офици­ альные данные Санкт-Петербургского ко­ митета по статистике. За время проведения реформ 44в интересах народа4 численность населения Санкт-Петербур­ га с 5 миллионов человек снизилась к 1994 году до 4 миллионов 879 тысяч чело­ век. Смертность в городе превышает рож­ даемость в три раза. Геннадий ЮДЕНКО, собкор “РМ“. н н и в ю п п ш ш ш ш ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz