Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.
Северного бассейна X D O C j O O C XIX ЗСХ 2 Z X 3 0 0 № 37 {4533) 16 - 22 сентября 1994 года 5 л 'Х ':Щ - й 'Х 'й •Х">:$К<‘А'Х-ХУ‘<-АУ ■й'й'А¥;‘й'й?й% деах дии»*д>д» p Ж ш Ж ; . i? iSa? f s S f g w дНг . - i ^ gla? жиг $£? JSi? За? S ^ &Sts &&A. JcMit лье? ' e g | p g | Р ® | ...и приплыли. судами. Расчеты показывают, что для обес печения вылова рыбы в объеме 1 млн. тонн, что по прогнозу ПИНРО и ВНИРО является реальной сырьевой базой Северной Атлан тики, достаточно 94 единиц современных рыбопромысловых судов вместо более 300 единиц действующих. Нами разработано два варианта обновле ния флота: I - приобретение новых судов по мере списания судов старой постройки для сохра нения объема вылова на уровне 1 млн. тонн (в течение 1995 - 2010 годов). II - приобретение новых судов в течение четырех лет в необходимом количестве. Однако в обоих вариантах необходим значительный объем капитальных вложе ний. Без учета процентов за кредит общая стоимость нового флота составит 1050 млн. долларов США или соответствующий руб левый эквивалент. Естественно, что этих средств у нынеш них судовладельцев нет и в ближайшие годы не будет в связи с кризисным финансовым положением, инфляцией и незначительной амортизацией. Поэтому наша главная просьба к прави тельству заключается в том, чтобы или по мочь получить соответствующие кредиты и выступить гарантом возврата кредитов, или предусмотреть и обеспечить бюджетное фи нансирование строительства нового рыбопро мыслового флота в Северном регионе. В случае бюджетного финансирования весь новый флот будет в государственной собст венности, что, по нашему мнению, является более предпочтительным вариантом. Учиты вая, что новые суда будут высокорентабель ными, источником погашения кредитов будет являться прибыль от их деятельности. У нас есть все подробные расчеты и обоснования этой программы, и они могут быть при необходимости представлены в правительственные органы. Во всех развитых капиталистических странах рыбная отрасль находится на дота ции у государства, у нас брошена на само- выживание. Если в 1989 году изымалось в бюджет 7,3 копейки с каждого рубля товар ной продукции, но при этом на каждый рубль поступало в виде бюджетной поддер жки 41,3 копейки, то в 1993 году в бюджет изымалось 14,6 копейки, а ассигнования из бюджета составили 5,2 копейки на рубль. Для нормального функционирования от расли на Севере необходимо решить пробле мы компенсации северных льгот, выделения необходимого объема государственных инве стиций, льготного кредитования, компенса ции затрат на топливо, финансирование науки, рыбоохраны. Без разрешения этих проблем динамичное развитие отрасли, про изводящей важнейшие продукты питания для населения, невозможно. В целом мне, как капитану, представля ется, что наша экономика похожа на судно, полным ходом прорывающееся через льды на чистую воду, получая пробоины и изма тывая экипаж борьбой за живучесть и гро хотом столкновения со льдами. И все это вместо того, чтобы искать разводья, слабый лед, учитывать направление ветра и, где не обходимо, сбавлять ход до малого, дабы с минимальным ущербом выйти на чистую во ду и дать полный ход. А вот, например, что сказал руководи тель предприятия “Арктик-Салмоп" В. А. НЕСВЕТОВ: - Мы создали на Севере лососевое хозяй ство. Но, если бы не поддержка Комитета, обанкротились бы уже в начале этого года. Хотя доля государственного капитала в на шем предприятии - 90 процентов. А вот как обстоят дела в Норвегии с вы ращиванием такой рыбы: в прошлом году там ее получили 170 тысяч тонн. Средняя цена - 4,85 доллара за килограмм. А вся проданная “Севрыбой4 рыбопродукция в прошлом году составила 680 миллионов руб лей. Посчитали? 190 тысяч озер находятся на территории Мурманской и Архангельской областей и Карелии, не считая побережье Баренцева и Белого морей. Это же колоссальнейшие пер спективы! Мощность нашего хозяйства - 3 миллиона штук малька. Создавая фирму, мы предпо лагали, что будем продавать частнику, фер меру малька “теленочком4 на выращивание. Но эта идея губится налогами и банками. Если я беру кредит под 230 про центов, кто купит у меня рыбу? Причем ры- бу-то надо вырастить, прежде чем иметь за нее деньги. А штрафы за неуплату процен тов по кредиту я должен платить до 25 чис ла каждого месяца. И тут - пени. В итоге корм для рыбы, который я покупаю по 1,5 тысячи рублей за килограмм, уже стоит 6 тысяч. Почему же у меня враг номер один - банк? Почему царь российский освобождал от налогов производителя продуктов пита ния? Почему в Норвегии те, кто выращива ют рыбу, платят налог только с собственной зарплаты? Я сейчас побывал в 12 самых крупных хозяйствах Норвегии. Нет налогов - у них развязаны руки для расширения производства, развития аква- и марикульту- ры. И если 10 лет назад в Норвегии выра щивали в среднем по 80 тонн рыбы на одного работающего в этой сфере, то в про шлом году - 200 тонн... Генеральный директор АО "Севрыбхо- лодфлот“ А. Ф. ЛЕВАНОВ попросил: - Проблемы рыбной отрасли надо выне сти на уровень правительства. Это и вопро сы обновления флота, это и проблемы налогообложения. Ту же просьбу высказал и генеральный директор АО "Мурманрыбпром." " Л. С. БРЕЙХМАН, подкрепив ее пакетом доку ментов: - Мы почему-то платим не только нало ги, но и штрафы с коэффициентом 4. Ведь вся наша деятельность отражена в докумен тах, мы ничего не скрываем. За что нас штрафуют? Боль руководителей рыбацких коллекти вов (и больших, и малых вплоть до колхо зов) звучала в выступлениях многих участников встречи. Налоговая политика, какой нет ни в одной стране, рушит пред приятия, создает большую социальную на пряженность. Это что, кому-то так надо? Малые предприятия душат по одному, боль шие - на грани полного краха... И без госу дарственной поддержки не выжить. В. Ф. КОРЕЛЬСКИЙ, подытоживая все "крики души" руководителей, начал с кон статации ошибок самих руководителей: - Много наворочали сами, особенно в 91-м году. Это, конечно, понятно: одна сис тема рушилась, другая только создавалась. Внешэкономбанк не работал, а суда - по всему миру. Флотоводцы вынуждены были открывать счета за границей. И сам Нико лай Иванович Рыжков беспомощно разводил руками. “Севрыба“ тогда принимала реше ния на свой страх и риск. Были ошибки и с акционированием: зря по второму варианту пошли. Сейчас надо это исправлять, часть предприятий лучше вернуть в госсобственность. Владимир Федорович привел в пример Архангельский траловый флот, где очень гордились всяческими структурными пере менами. А в итоге руководитель арестован, пред приятие чуть было не развалилось полно стью. Комитет помог, и Архангельский тралфлот стал снова государственным. И работает неплохо. - Хорошее предложение - создать на Северном бассейне финансово-промышлен ную группу, - продолжал В. Ф. Корель- ский. - Критерием должен стать объеди ненный капитал. Идея одобрена и на коллегии, и в правительстве. Но здесь, на месте, не видно продвижения. Видимо, нужна доработка документов, чтобы все всех устраивало. Перечислив наиболее важные сверше ния Комитета по рыболовству в этом году, В. Ф. Корельский сообщил, что вопрос о стабилизации рыбной отрасли будет рас смотрен в правительстве уже в нынешнем сентябре. А. X. Заверюха на встрече не сидел "свадебным генералом " . Активно обсуж дал с выступавшими их проблемы, зада вал дополнительные вопросы, в частности руководителю Мурманского агропромбанка. А в заключение встречи сказал: - Я два дня вникал в ваши проблемы. Они мне понятны как аграрнику (бывший председатель колхоза), как ученому (по сле защиты диссертации возглавлял Всесо юзный НИИ ), как члену Госдумы. Я - прагматик, считаю, что сегодня жесткая финансовая политика правительства оправ данна: только за счет жесткой налоговой системы должен пополняться и формиро ваться бюджет государства Российского. Но есть основания у правительства счи тать, что удастся остановить спад произ водства, инфляцию. И сейчас Президент и Госдума просчитывают варианты облегче ния налогового бремени. Я вас уверяю: государственная поддер жка рыбной отрасли будет и в области ин вестиционных кредитов, и льгот. Видимо, следует отрасль в смысле льгот подвести под условия агропромышленного комплек са. Мы наметили выделить рыбной отрасли 150 миллиардов рублей инвестиционных кредитов. Но с вашей стороны нужны серьезные решения. В одиночку вам не выжить, не перехитрить систему налогов и таможен ных пошлин. И, думаю,.от интеграции вам не уйти. Как не уйти от создания собствен ного банка. Надо у вас организовать ли зинговую продажу, причем, возможно, начать не с судов, а с рыбообрабатываю щего оборудования. Еще раз повторяю: государственная под держка будет, но она будет адресной, то есть предназначаться тем, кто эти средства не “проест44, а пустит на расцвет предпри ятия. * * * Вот так, обнадежив руководителей предприятий Северного бассейна, высо кий гость отбыл в Москву. Как будут выполнены обещания на этот раз? По живем - увидим . Записала Инна БЕРЕЗЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz