Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.
4 № 37 (4533) 16 - 22 сентября 1994 года Экономика O C X Z X Z D C X IC X D C X IX Z >O C Как мы уже сообщали, во время визита в Мурманскую область вице-премьер России А. X. Заверюха побывал на некоторых предприятиях Северного бассейна. А в канун отъезда состоялась его встреча с руководителями фло тов, рыбацких колхозов и частных фирм . Вместе с ним в поездке (и на встрече) были председатель Комитета по рыболовству В. Ф. Корельский, его первый зам А. В. Родин и другие высокие гости, а также руководители Мурман ской областной администрации. До начала встречи (гости запаздывали) президент АО “Севрыба“ Г. В. ТИШКОВ поделился с присутствующими своими мыслями о визите вице-премьера . - У меня сложилось впечатление, что сейчас в правительстве уже зреет решение о необходимости проведения конкретных действий в экономике. И, как я понял, Александр Харлампиевич является провод ником этих идей. Но ему нужна поддержка с мест. Вы знаете, что мы вместе с Коми тетом по рыболовству второй год добиваем ся принятия правительством многовариантной программы “Рыба". Но надо и самим действовать. Не случайно на встрече в администрации области Заверюха сказал: “А не пора ли вам, уважаемые ру ководители, поступиться частью своих ам биций для решения общего дела?“ . И вы знаете, что многие решения у нас провали вались из-за амбиций отдельных руководи телей, решая проблемы своего коллектива, они наступают на интересы других. Надо договариваться и принимать общее реше ние. 75 процентов жителей Мурманска свя заны с рыбной отраслью. Если рухнет “Севрыба" (а дело идет к этому), то горо ду не на чем будет держаться. А Мурманск - половина промышленного потенциала об ласти. Главное для нас - получить инве стиционные кредиты. Но получить их не проблема, если будут государственные га рантии. Вот в чем суть. Но тут появились гости~ А. X . Заве рюха предложил (из-за дефицита време ни) построить встречу в виде ответов на вопросы. Хотя Г. В. Тишкову и еще не которым руководителям дали возмож ность высказать наболевшее. - Несмотря на неоднократные обраще ния в правительство о необходимости госу дарственной поддержки рыбной отрасли, особенно в переходный период к рынку, проблема не решается либо решается в от дельных аспектах, и то половинчато, что не дает эффекта. Сегодня экономика рыбной промышлен ности Северного бассейна находится в глу боком кризисе, который из месяца в месяц все усиливается, несмотря на благоприят ную промысловую обстановку. Главным фактором, повлиявшим на сни жение объема производства, является неу порядоченность финансово-кредитной системы, отсутствие индексации оборотных средств, что вызвало рост взаимной задол женности и замедление хозяйственного обо рота. Отсутствие стабильной финансовой политики привело к тому, что за 7 месяцев текущего года объем вылова рыбы против соответствующего периода прошлого года сократился на 180 тысяч тонн, или на 33 процента; выпуск пищевой рыбной продук ции, включая консервы, - на 78 тысяч тонн, или на 22 процента; рыбной муки и кормовой рыбы, являющихся существенной добавкой к кормовой базе сельского хозяй ства, - на 11 тысяч тонн, или на 40 про центов. В сравнении с 1990 годом объем производства по перечисленным показате лям снизился в три раза, а по добыче рыбы мы скатились на уровень 1960 года. Только из-за передислокации флота из южных районов Атлантического и Тихого океанов на Север, в связи с нерентабельностью ра боты, потеря в объемах произ водства пищевой рыбной продукции составила 600 тысяч тонн, восполнить которую в се верных районах невозможно. Анализ показателей финан совой устойчивости на 1 июля трех основных флотов Северного бассейна - Мурманского трало вого флота, “Мурманрыбпрома“ и “Севрыбхолодфота“ - под тверждает их кризисное финан совое положение. Коэффициенты вероятности банкротства у всех трех флотов значитель но ниже предельного. Так, очень высокая вероятность банкротства характеризуется коэффициентом 1,8, а у Мурманского тралфлота этот коэффициент составил 1,318, у “Мурманрыбпрома“ - 1,08, у “Севрыбхолодфлота" - 1,344. Это значит, что у предприятий совершенно отсутствуют источники формирования собственных обо ротных средств, в валюте баланса преобла дают заемные средства, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, практически вся уходит на экономические санкции, вызванные неплатежеспособно стью. Неплатежи - главная болевая точка се годняшней экономики не только рыбной промышленности, но и всей России. Общая сумма неплатежей по предприятиям рыбной промышленности Мурманской области до стигла к концу августа 108 млрд. рублей, в том числе по налогам в бюджет - 42,7 млрд., в пенсионный фонд - 18,3 млрд., просроченным процентам за кредит - более 10 млрд. рублей. Расчетные счета предприятий заблоки рованы платежами в бюджет. Пени за про срочку платежей в бюджет и внебюджетные фонды достигают десятков миллиардов рублей. Принятое правительством постановление о проведении взаимозачетов на территории регионов остроту проблемы не снижает, т. к. львиная доля дебиторов наших флотов находится за пределами Мурманской обла сти. Необходим либо межрегиональный об щероссийский зачет, либо замораживание штрафных санкций и пени до полного рас чета по платежам в бюджет и внебюджет ные фонды. Еще в более бедственном положении, чем флоты, находятся береговые рыбообра батывающие предприятия. Обусловлено это отсутствием у береговых предприятий сырьевых ресурсов и финансовых средств для их приобретения. Поэтому мощности береговых предприятий в основном проста ивают. Практически прекращено производ ство копченой, сушено-вяленой продукции и кулинарных изделий. За первое полуго дие 1994 года производство такой продук ции на береговых предприятиях “Севрыбы“ составило всего 2,4 тыс. тонн, а использование производственных мощно стей не превысило 1 5 - 1 8 процентов. Про стаивают универсальные импортные и отечественные технологические линии. В условиях резкого кризиса отдельные предприятия вынуждены идти на крайние меры - переоборудование цехов и участков под неспециализированные производства, что негативно скажется в дальнейшем. Другие причины бедственного положения предприятий рыбной промышленности - не продуманная налоговая политика, которая поставила производителя на грань разоре ния, и постоянно повышающиеся цены на топливо и энергоносители, а также на же лезнодорожные перевозки. Последние указы Президента о снижении налогов не решают проблему. Нужно ужесточить государственное регу лирование цен на продукцию топливно- энергетического комплекса и железнодорожные тарифы, увеличить раз мер денежных средств, получаемых пред приятиями на неотложные нужды от 5 до 30 - 40 процентов. Все предприятия “Севрыбы" расположе ны в районах Крайнего Севера и приравнен ных к ним местностях. Введение в действие с 1 июня 1993 года Закона РФ “О государ ственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним ме стностях^ определившего только на бумаге государственный бюджет источником осуще ствления этих гарантий, легло тяжелым бременем на плечи тех же предприятий, привело к отвлечению средств из хозяйст венного оборота (в расчете на год примерно 20 млрд. рублей), ухудшению финансового положения, просроченной задолженности по отчислениям в бюджет. Практически бездействует правительство и в осуществлении своего собственного ре шения о компенсации флотским организаци ям 30 процентов затрат на топливо, используемое при производстве продукции, поставляемой для государственных нужд. Не осуществляется и обещанная предоплата продукции, поставляемой для госнужд. Так, по отчетным данным предприятий, компенсация 30 процентов стоимости топли ва за 1-е полугодие должна составить 15 млрд. 330 млн. рублей. Фактически не получено ни рубля. Если бы сумма в 15 млрд. рублей была выделена своевременно, это избавило бы флотские организации от необходимости брать кредит на закупку топлива под 150- 170 процентов годовых, усугубляя и без того сложное финансовое положение. Задолжен ность предприятий рыбной отрасли по теку щим кредитам Агропромбанка на сегодня около 18 млрд. рублей. Однако с получени ем кредитов на текущие нужды складывает ся сложная и неопределенная обстановка. Механизм наделения предприятий кредит ными ресурсами в централизованном поряд ке очень сложный, громоздкий, требующий ходатайства региональных банков, которые совсем не заинтересованы в том, чтобы та кие кредиты получать и распределять, к то му же от известия, что кредит выделен, до его реального получения проходят месяцы. Например, “Севрыба" получила в мае теле грамму Роскомрыболовства, что на П квар тал т. г. выделен централизованный кредит 2,3 млрд. рублей, уже сентябрь, а кредита до сих пор нет. Анализ общего состояния и тенденций в рыбной промышленности Северного бассей на показывает, что она неуклонно и четко идет к банкротству и самоликвидации. Рез ко снижены объемы вылова и производства рыбопродукции. В последние три года про мысловый флот практически не пополняется судами из новостроя, а списано и продано более 80 единиц, в основном крупнотоннаж ных. Суда не ремонтируются, продаются на металлолом до окончания нормативного сро ка службы. При сохранении такой тенденции, исходя из нормативного срока службы, практически весь промысловый флот бывших госпредпри ятий “Севрыбы“ будет списан к 2005 году. Таким образом, рыбодобывающая промыш ленность на Северном бассейне прекратит свое существование. И это при реальной, эффективной сырьевой базе Северной Ат лантики в 1 млн тонн. Понимая это, “Севрыба“ совместно со специалистами региональных институтов разработала концепцию возрождения рыбной промышленности региона на новой техниче ской, технологической и организационно-уп- * ' равленческой основе. Основой этой концепции является инве стиционная программа обновления добываю щего флота новыми перспективными я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz