Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.

4 № 37 (4533) 16 - 22 сентября 1994 года Экономика O C X Z X Z D C X IC X D C X IX Z >O C Как мы уже сообщали, во время визита в Мурманскую область вице-премьер России А. X. Заверюха побывал на некоторых предприятиях Северного бассейна. А в канун отъезда состоялась его встреча с руководителями фло­ тов, рыбацких колхозов и частных фирм . Вместе с ним в поездке (и на встрече) были председатель Комитета по рыболовству В. Ф. Корельский, его первый зам А. В. Родин и другие высокие гости, а также руководители Мурман­ ской областной администрации. До начала встречи (гости запаздывали) президент АО “Севрыба“ Г. В. ТИШКОВ поделился с присутствующими своими мыслями о визите вице-премьера . - У меня сложилось впечатление, что сейчас в правительстве уже зреет решение о необходимости проведения конкретных действий в экономике. И, как я понял, Александр Харлампиевич является провод­ ником этих идей. Но ему нужна поддержка с мест. Вы знаете, что мы вместе с Коми­ тетом по рыболовству второй год добиваем­ ся принятия правительством многовариантной программы “Рыба". Но надо и самим действовать. Не случайно на встрече в администрации области Заверюха сказал: “А не пора ли вам, уважаемые ру­ ководители, поступиться частью своих ам­ биций для решения общего дела?“ . И вы знаете, что многие решения у нас провали­ вались из-за амбиций отдельных руководи­ телей, решая проблемы своего коллектива, они наступают на интересы других. Надо договариваться и принимать общее реше­ ние. 75 процентов жителей Мурманска свя­ заны с рыбной отраслью. Если рухнет “Севрыба" (а дело идет к этому), то горо­ ду не на чем будет держаться. А Мурманск - половина промышленного потенциала об­ ласти. Главное для нас - получить инве­ стиционные кредиты. Но получить их не проблема, если будут государственные га­ рантии. Вот в чем суть. Но тут появились гости~ А. X . Заве­ рюха предложил (из-за дефицита време­ ни) построить встречу в виде ответов на вопросы. Хотя Г. В. Тишкову и еще не­ которым руководителям дали возмож­ ность высказать наболевшее. - Несмотря на неоднократные обраще­ ния в правительство о необходимости госу­ дарственной поддержки рыбной отрасли, особенно в переходный период к рынку, проблема не решается либо решается в от­ дельных аспектах, и то половинчато, что не дает эффекта. Сегодня экономика рыбной промышлен­ ности Северного бассейна находится в глу­ боком кризисе, который из месяца в месяц все усиливается, несмотря на благоприят­ ную промысловую обстановку. Главным фактором, повлиявшим на сни­ жение объема производства, является неу­ порядоченность финансово-кредитной системы, отсутствие индексации оборотных средств, что вызвало рост взаимной задол­ женности и замедление хозяйственного обо­ рота. Отсутствие стабильной финансовой политики привело к тому, что за 7 месяцев текущего года объем вылова рыбы против соответствующего периода прошлого года сократился на 180 тысяч тонн, или на 33 процента; выпуск пищевой рыбной продук­ ции, включая консервы, - на 78 тысяч тонн, или на 22 процента; рыбной муки и кормовой рыбы, являющихся существенной добавкой к кормовой базе сельского хозяй­ ства, - на 11 тысяч тонн, или на 40 про­ центов. В сравнении с 1990 годом объем производства по перечисленным показате­ лям снизился в три раза, а по добыче рыбы мы скатились на уровень 1960 года. Только из-за передислокации флота из южных районов Атлантического и Тихого океанов на Север, в связи с нерентабельностью ра­ боты, потеря в объемах произ­ водства пищевой рыбной продукции составила 600 тысяч тонн, восполнить которую в се­ верных районах невозможно. Анализ показателей финан­ совой устойчивости на 1 июля трех основных флотов Северного бассейна - Мурманского трало­ вого флота, “Мурманрыбпрома“ и “Севрыбхолодфота“ - под­ тверждает их кризисное финан­ совое положение. Коэффициенты вероятности банкротства у всех трех флотов значитель­ но ниже предельного. Так, очень высокая вероятность банкротства характеризуется коэффициентом 1,8, а у Мурманского тралфлота этот коэффициент составил 1,318, у “Мурманрыбпрома“ - 1,08, у “Севрыбхолодфлота" - 1,344. Это значит, что у предприятий совершенно отсутствуют источники формирования собственных обо­ ротных средств, в валюте баланса преобла­ дают заемные средства, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, практически вся уходит на экономические санкции, вызванные неплатежеспособно­ стью. Неплатежи - главная болевая точка се­ годняшней экономики не только рыбной промышленности, но и всей России. Общая сумма неплатежей по предприятиям рыбной промышленности Мурманской области до­ стигла к концу августа 108 млрд. рублей, в том числе по налогам в бюджет - 42,7 млрд., в пенсионный фонд - 18,3 млрд., просроченным процентам за кредит - более 10 млрд. рублей. Расчетные счета предприятий заблоки­ рованы платежами в бюджет. Пени за про­ срочку платежей в бюджет и внебюджетные фонды достигают десятков миллиардов рублей. Принятое правительством постановление о проведении взаимозачетов на территории регионов остроту проблемы не снижает, т. к. львиная доля дебиторов наших флотов находится за пределами Мурманской обла­ сти. Необходим либо межрегиональный об­ щероссийский зачет, либо замораживание штрафных санкций и пени до полного рас­ чета по платежам в бюджет и внебюджет­ ные фонды. Еще в более бедственном положении, чем флоты, находятся береговые рыбообра­ батывающие предприятия. Обусловлено это отсутствием у береговых предприятий сырьевых ресурсов и финансовых средств для их приобретения. Поэтому мощности береговых предприятий в основном проста­ ивают. Практически прекращено производ­ ство копченой, сушено-вяленой продукции и кулинарных изделий. За первое полуго­ дие 1994 года производство такой продук­ ции на береговых предприятиях “Севрыбы“ составило всего 2,4 тыс. тонн, а использование производственных мощно­ стей не превысило 1 5 - 1 8 процентов. Про­ стаивают универсальные импортные и отечественные технологические линии. В условиях резкого кризиса отдельные предприятия вынуждены идти на крайние меры - переоборудование цехов и участков под неспециализированные производства, что негативно скажется в дальнейшем. Другие причины бедственного положения предприятий рыбной промышленности - не­ продуманная налоговая политика, которая поставила производителя на грань разоре­ ния, и постоянно повышающиеся цены на топливо и энергоносители, а также на же­ лезнодорожные перевозки. Последние указы Президента о снижении налогов не решают проблему. Нужно ужесточить государственное регу­ лирование цен на продукцию топливно- энергетического комплекса и железнодорожные тарифы, увеличить раз­ мер денежных средств, получаемых пред­ приятиями на неотложные нужды от 5 до 30 - 40 процентов. Все предприятия “Севрыбы" расположе­ ны в районах Крайнего Севера и приравнен­ ных к ним местностях. Введение в действие с 1 июня 1993 года Закона РФ “О государ­ ственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним ме­ стностях^ определившего только на бумаге государственный бюджет источником осуще­ ствления этих гарантий, легло тяжелым бременем на плечи тех же предприятий, привело к отвлечению средств из хозяйст­ венного оборота (в расчете на год примерно 20 млрд. рублей), ухудшению финансового положения, просроченной задолженности по отчислениям в бюджет. Практически бездействует правительство и в осуществлении своего собственного ре­ шения о компенсации флотским организаци­ ям 30 процентов затрат на топливо, используемое при производстве продукции, поставляемой для государственных нужд. Не осуществляется и обещанная предоплата продукции, поставляемой для госнужд. Так, по отчетным данным предприятий, компенсация 30 процентов стоимости топли­ ва за 1-е полугодие должна составить 15 млрд. 330 млн. рублей. Фактически не получено ни рубля. Если бы сумма в 15 млрд. рублей была выделена своевременно, это избавило бы флотские организации от необходимости брать кредит на закупку топлива под 150- 170 процентов годовых, усугубляя и без того сложное финансовое положение. Задолжен­ ность предприятий рыбной отрасли по теку­ щим кредитам Агропромбанка на сегодня около 18 млрд. рублей. Однако с получени­ ем кредитов на текущие нужды складывает­ ся сложная и неопределенная обстановка. Механизм наделения предприятий кредит­ ными ресурсами в централизованном поряд­ ке очень сложный, громоздкий, требующий ходатайства региональных банков, которые совсем не заинтересованы в том, чтобы та­ кие кредиты получать и распределять, к то­ му же от известия, что кредит выделен, до его реального получения проходят месяцы. Например, “Севрыба" получила в мае теле­ грамму Роскомрыболовства, что на П квар­ тал т. г. выделен централизованный кредит 2,3 млрд. рублей, уже сентябрь, а кредита до сих пор нет. Анализ общего состояния и тенденций в рыбной промышленности Северного бассей­ на показывает, что она неуклонно и четко идет к банкротству и самоликвидации. Рез­ ко снижены объемы вылова и производства рыбопродукции. В последние три года про­ мысловый флот практически не пополняется судами из новостроя, а списано и продано более 80 единиц, в основном крупнотоннаж­ ных. Суда не ремонтируются, продаются на металлолом до окончания нормативного сро­ ка службы. При сохранении такой тенденции, исходя из нормативного срока службы, практически весь промысловый флот бывших госпредпри­ ятий “Севрыбы“ будет списан к 2005 году. Таким образом, рыбодобывающая промыш­ ленность на Северном бассейне прекратит свое существование. И это при реальной, эффективной сырьевой базе Северной Ат­ лантики в 1 млн тонн. Понимая это, “Севрыба“ совместно со специалистами региональных институтов разработала концепцию возрождения рыбной промышленности региона на новой техниче­ ской, технологической и организационно-уп- * ' равленческой основе. Основой этой концепции является инве­ стиционная программа обновления добываю­ щего флота новыми перспективными я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz