Рыбный Мурман. 1994 г. Сентябрь.

^ № 36 (4532) 9 - 1 5 сентября 1994 года OQOOOCX Кошелёк и жизнь • Гурмана - по карману! БРУСНИКА МОЧЕНАЯ ДА ПОМИДОРЧИКИ МАРИНОВАННЫЕ... Незаметно осень подошла. Самая пора для заготовки на зи­ му солений и варений. Что ж, возьмем кошелку, пойдем на ры­ нок - приценимся. Ломятся прилавки от даров полевых, садовых и лесных... Брусника из Карелии: банка 3 л - 20 гыс. руб.. ведро 5 л и 10 л - 35 и 55 тыс. руб.; черника: банка 1 л - 4-5 тыс. руб., банка 3 ti - 12-15 тыс. руб., ведро 10 л - 45 тыс. руб.; грибы ( кучки по 3-8 шт.) - 2 тыс. руб.; огурцы грунтовые - 4,5 тыс. руб. за 1 кг; помидоры, перец, баклажаны - до 3 тыс. руб. за 1 кг; перец острый - 500 руб. за стручок; укроп, петрушка - по “шту­ ке" за пучок; лимоны 1 шт. - 1200 руб.; персики - 5 тыс. руб. за 1 кг; абрикосы - 4700 руб.; виноград - 3700 руб.; сливы - 2500 - 3000 руб.; яблоки отеч. - 2000 - 2500 руб-; ' * груши, яблоки имп. - по 5 гыс. руб. Здесь же с машины продавали сахар по 1050 руб. за кг. Но, по­ хоже, при таких ценах и задерж­ ках с выдачей зарплаты не всякая семья ринется в заготовки с былым размахом. Дешевле выйдет покупать фабричную за- ттовку. Владимир ЧЕРНЫЙ. • Отпускнику на заметку ХАРЬКОВСКИЙ РЫНОК НЕ СКУДЕЕТ Что верно, то верно - всякого товара здесь в достатке, о чем и не загадывал - встретишь. Но следует отметить, что фрукты в основном привозные из Крыма и других реги­ онов. Поэтому большой перепад цен. Июнь был холоден, июль - жа­ ра неимоверная, засуха. По совхо­ зам сохранилось до 30 процентов овощей. Продолжается выплата рабочим и служащим на предприятиях зара­ ботной платы товарами: телевизо­ ры, велосипеды, порошковое молоко, мыло, вплоть до туалетной бумаги. И это все выносится на ры­ нок, где цены порою на них ниже, чем в магазинах. Итак, пройдемся по рядам. На­ помню, что российский рубль на том же рынке стоит 20,2 карбован­ ца, доллар - 44,3 крб., а цены при­ вожу в крб. за кг: говядина - 55 - 77 тыс., свинина - 65-100 тыс., курица (средняя) -130 тыс., индейка (8-9 кг) - 750 тыс., колбаса копч. - 75 - 200 тыс., колбаса вар. - 55 - 70 тыс., молоко (3 л) - 20 - 25 тыс., (козье - до 30 тыс.), сметана (1 кг) - 35 - 45 тыс., творог - 35 - 40 тыс., персики - 40 - 100 тыс., абрикосы - 40 - 80 тыс., груши - 30 - 60 тыс., сливы - 25 - 60 тыс., яблоки - 25 - 50 тыс., алыча - 15 - 25 тыс., арбузы - 30 - 40 тыс., дыня и апельсины - 50 - 60 тыс., картофель - 8 - 15 тыс., лук репч. - 30 - 50 тыс. (пучок зеленого - 8 - 10 ты с .) , чеснок - 40 - 60 тыс., смородина черная и красная - 35 - 45 тыс., малина (банка 1л) - 45 тыс., лимон (1 шт.) - 10 тыс., ’ крыжовник и клубника (1 кг) - 45 - 50 тыс., огурцы - 25 - 35 тыс., помидоры - 30 - 70 тыс., морковь - 1 5 -2 5 тыс., капуста - 25 - 35 тыс. Есть и живность: перепелка-несушка (японская) предлагалась за 300 тыс. крб., а коза дойная (полтавская) - за 2-3,5 млн. крб. Вот такой здесь рынок - от нулей голова кружится. Енокентий ТЕРЗЯН, собкор “РМ“. Комплексный обед. Рисунок Ю. САМАРИНА. * “ Челноки" САША ДОВОЛЕН, УМАРИНЫВИКТОРОВНЫПРОБЛЕМЫ Впечатляюще выглядит вещевой рынок Мурманска, что раскинулся на Прибрежной улице. И чего только нет в его многочислен­ ных торговых рядах! Самые модные фасоны одежды и обуви, современная хозяйственная утварь, красивые игрушки и хитроумные электронные игры... Но радужное настрое­ ние от такого великолепия никнет, как толь­ ко узнаешь его цены. Откуда же появляется на прилавках рын­ ка это изобилие? Откуда берутся такие це­ ны? Однако выяснить эти, казалось бы, безобидные сведения оказалось делом очень непростым. Продавцы, как правило, наотрез отказывались от разговора о способах до­ ставки товара, о себе. Все же при всей скрытности хозяев рын­ ка кое-что удалось узнать. Так, невелик секрет, что абсолютное их большинство - так называемые “челноки*4, в основном мо­ лодые люди обоего пола, которые регулярно совершают вояжи за товаром в страны ближ­ него и дальнего зарубежья, в российские города с более низкими ценами и реализуют его на нашем рынке с учетом понесенных расходов и желаемой доли прибыли. Дело, конечно, хлопотное, беспокойное, но, види­ мо, с лихвой оправдывает моральные и ма­ териальные затраты. Более подробно пытаюсь узнать об этом у двух молодых людей, торгующих мужской обувью. Оглядев мою скромную экипиров­ ку, они наметанным взглядом определили, что я не покупатель их товара, и отверну­ лись со скучающим видом. Иду дальше. Вежливо приветствую пожилую женщину, интересуюсь: - Как идет торговля? - Плохо, - со вздохом отвечает она. - Товар дорогой, а с деньгами сейчас у мно­ гих негусто. - И сколько вы просите? - За женские куртки - 700 тысяч, за мужские - 500, а плащи - по миллиону сто и по миллиону двести рублей. Кожаные, турецкого производства. - Что же, вы сами привозите их из Тур­ ции? - Да нет, не сама, дочка ездит. А когда она в поездке, я спать не могу, вся душа изболится от беспокойства. Словоохотливая женщина рада выгово­ риться, но тут в наш диалог решительно вмешивается ее дочь, подошедшая откуда-то сбоку. - Мама, прекрати все разговоры, я не хочу вести никаких бесед, - строго говорит она сразу сникшей матери. И неприязнен­ ным тоном спрашивает меня: - Что вам от нас нужно? Кто вы такая, откуда? Спокойно объясняю ей, что готовлю ма­ териал в “Рыбный Мурман4 и злого умысла у меня нет. - Единственное могу сказать, - смилости­ вилась собеседница, - что у меня есть основ­ ная работа, а это - побочный промысел. Занимаюсь я им не от хорошей жизни, а от слишком маленькой зарплаты, на которую не прожить. И если вы думаете, что это “легкий хлеб“ и деньги мы, “челноки44, гре­ бем лопатой, то глубоко заблуждаетесь. Ес­ ли бы я имела на производстве нормальный заработок, никогда бы не ввязалась в этот бизнес. Впрочем, попробуйте сами съездить хотя бы в эту Турцию - на себе испытаете всю “прелесть4 такой поездки. Благодарю за совет, отправляюсь даль­ ше. И наконец - удача. Бойкий парень, лет двадцати пяти (он тоже продавал кожаные куртки), разговорился охотно. Представил­ ся Сашей, о себе говорить не стал, а в неко­ торые тонкости бизнеса посвятил: - Существуют два способа получения прибыли. Первый - скупка товара оптом на Центральном рынке в Москве, где цены су­ щественно ниже мурманских, и перепрода­ жа его на нашем рынке. Но при этом нужно иметь личный транспорт, тогда доставка об­ ходится проще и дешевле. Способ второй - поездки в Турцию по туристической путевке на 3-4 дня, чтобы успеть побегать по магазинам, закупить ве­ щи, упаковать их. Причем путевки лучше брать в Москве - дешевле обходятся. При этом нужно уметь хорошо ориентироваться на рыночный спрос, чтобы быстро сбыть то­ вар, а не прозябать за прилавком с дешевым ширпотребом. Растеряешься сам на первых порах - ориентируйся на других туристов из своей группы, ведь в ее составе в основном - такие же “челноки44. А когда возвраща­ ешься в Москву, то желательно, чтобы тебя встречали в аэропорту друзья с машиной, иначе могут “бомбануть4 столичные воры. Хорошо иметь друзей и в Турции. Опыт­ ные мурманские торговцы завели знакомст­ во либо с работниками гостиницы, либо с местными “челноками". И проблем с закуп­ кой товара у них нет: его доставляют прямо в номер по оптовым ценам, что, сами пони­ маете, обходится гораздо дешевле, чем в магазине. - Саша, а какие у вас отношения с тамо­ женниками? - Проблем ни на российской, ни на турец- • кой границах нет. Главное - не нарушать установленные правила, иметь необходи­ мые документы, грамотно заполненную де­ кларацию. Впрочем, не думайте, что наши поездки - приятные увеселительные про­ гулки. Просто я не хочу вдаваться во все подробности моего “ремесла44, а оно, по­ верьте, нелегкое и отнимает много сил. - Однако же вы не бросаете его... - И не собираюсь. При всех издержках - это дело довольно выгодное. А вот Марина Викторовна о выгоде гово­ рить пока не может: она впервые съездила за товаром в Польшу и пока не продала ни одного пальто, ни одной шубы. Интересуюсь ее впечатлениями о первой поездке. - Ой, страху натерпелась от нашей “ма­ фии44. Она везде достает. Мы уж с подругой уехали за покупками из Варшавы в неболь­ шой городок, думали там спокойно. Но и там оказалось немало любителей легкой нажи­ вы из России. Нам повезло, все обошлось хорошо, хотя переживаний хватило. - Наверное, больше не поедете туда? - Почему? Если нормально расторгуюсь, прибыльно - отправлюсь опять. - Что же заставляет вас заниматься этим небезопасным, как вы утверждаете, делом? - Деньги конечно. Я не работаю, а жить хочется не хуже других. А кроме торговли мне искать заработка негде. Марина Викторовна надеется на лучшее, не теряет оптймизма. Что ж, желаю ей уда­ чи. Она, как и остальные торговцы, надеется на везение. Покупатели же (коих не особен­ но много) ходят от киоска к киоску, прице­ ниваются, присматриваются. А посмотреть здесь есть на что. На прилавках в большин­ стве своем импортного производства модные куртки, плащи, пальто, шерстяные теплые вещи, сапожки и ботинки, джинсы самых разных фирм... Словом, все - к осеннему сезону, зимних вещей пока мало. Но цены, цены... И те, у кого нет тугого кошелька, ищут товар попроще и подешевле, уходят ни с чем. Богатые на цены не смотрят, лишь бы вещь понравилась. Что ж, рынок он и есть рынок. Любовь СПИРИНА. /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz